Должность главного бухгалтера ТСЖ: образец трудового договора и должностной инструкции

Должности в ТСЖ

Фактическим создателями каждого ТСЖ, или товарищества собственников жилья, являются все собственники помещений в многоквартирном доме.

Цель создания ТСЖ – совместное управление общим имуществом, а также иная деятельность. И деятельность эта подразумевает обязательное ведение финансового учета.

Задача органов правления компании – принятие на работу специалиста в этой области.

Показать содержание

Образцы трудовых договоров и должностных инструкций председателя ТСЖ, управляющего, а также дворника и слесаря-сантехника вы найдете на нашем сайте.

Основные должностные обязанности

Что входит в обязанности бухгалтера в ТСЖ?

На современном рынке жилья, помимо строительства, самыми дорогостоящими формами работ являются коммунальные услуги.

Это утверждение также касается и ремонтных работ, и эксплуатации в целом.

Поскольку оплачивается это из личного кармана собственников жилья, требуется тщательный финансовый контроль. Именно бухгалтер будет играть роль управленца и координатора денежных потоков.

Сейчас в сферу действий каждого товарищества собственников жилья входит учет финансовых поступлений непосредственно от членов товарищества, а также предварительный расчет этих поступлений.

Кроме этого, специалист будет полностью контролировать вносимые средства и выполняемые операции.

Образец должностной инструкции главного бухгалтера ТСЖ.

О том, как определить, обслуживается ли ваш дом каким либо ТСЖ, о преимуществах и недостатках создания товарищества, а также о том, как сменить форму управления многоквартирным домом на ТСЖ путем очного или заочного голосования собственников, выбрать председателя и издать свой устав, вы можете узнать из наших статей.

Ответственность

Одна из основных задач, входящая в область ответственности, заключается в регулярном анализе осуществляемой товариществом собственников жилья экономической деятельности. Под этим подразумевается регулировка любых финансовых потоков.

Очень важно при этом, что любые операции с денежными средствами обязательно должны отражаться в соответствующей учетной документации.

Что касается остальных обязанностей, то их перечень сводится к следующим:

  • учет денежных поступлений;
  • постановка ценностей на баланс;
  • снятие ценностей с баланса;
  • контроль над исполнением смет.

В сферу ответственности непременно входит задача по предупреждению любых возможных убытков и минимизация рисков.

Специалисты бухучета в обязательном порядке предоставляют всю имеющуюся отчетность по первому требованию собственников жилья, входящих в товарищество.

Поэтому все важные документы хранятся в специальном архиве.

В обязанности будет входить и выдача расчетных книжек, регистрационный учет, выдача справок, выписок, квитанций. И, конечно же – прием жильцов по предварительной записи и без нее.

Бухгалтер несет ответственность за подготовку всей документации. На ее основе составляются срочные отчеты, которые необходимо сдавать вовремя. В качестве примера можно привести ежегодный отчет, включающий в себя данные, касающиеся функционирования компании.

Он обязательно должен быть представлен в открытом доступе. Это крайне важно, поскольку одна из задач годового отчета заключается в демонстрации прозрачности исполнения ТСЖ своих непосредственных обязанностей.

Описываемая в статье должность предполагает манипуляции с регулярными платежами в фонд социального страхования, а также со средствами, которые идут на оплату по заключенным договорам.

Права

Кроме обязанностей у бухгалтеров, имеются и определенные права. В первую очередь, стоит отметить право получать полноценные сведения, касающиеся прошлого и текущего финансового состояния организации, а также любых финансовых приходов и расходов.

Помимо этого специалист по бухучету имеет право на:

  • назначение инвентаризации материальных ресурсов;
  • контроль над расходом денежных средств;
  • анализ обращения средств;
  • взыскание всех разновидностей задолженностей.

Бухгалтер получает полномочия наблюдать за расходованием материалов, которые направлены на выполнение задач, связанных с ремонтом и строительством обслуживаемого жилого фонда.

Необходимо помнить об обязанности отвечать на любые вопросы, которые, так или иначе, связаны с правильностью начислений.

К правам же относится получение этих данных у уполномоченных лиц.

И последнее, что стоит упомянуть в контексте разговора о правах финансовых специалистов – это то, что они имеют полномочия на проверку любых списаний с баланса.

Проверки проводятся с целью выявления недостач и потерь материала по договорам с подрядчиками из числа обслуживающих компаний.

Особенности работы

Спектр деятельности на этой должности – весьма и весьма обширен. Здесь имеется своя специфика. В частности, подразумевается постоянная занятость расчетами, а также консультирование по всем вопросам, которые поступают от собственников жилья.

Фактически, главная особенность заключается в отчетах по всему своему функционалу и по произведенным затратам. Ответы служат основанием для суждения о деятельности организации.

Если работник дает неуверенные ответы или предоставляет некомпетентно составленные отчеты, то все это может дать некоторым жильцам повод для сомнений в прозрачности действий и расходов организации.

Принципиальным моментом в этом случае является возможное сомнение в добросовестности всех сотрудников. В случае недоверия, ряд собственников имеет полное основание на жалобу либо отказ от участия в организации жильцов.

В случаях, когда таких людей оказывается больше половины многоэтажного жилого дома, тогда ТСЖ может прекратить свое существование, утратив юридическую силу.

Работа в области бухучета в подобных организациях будет достаточно сильно отличаться от обычной офисной должности на каком-либо предприятии.

Дело в том, что специфика товарищества – это, в первую очередь, самообслуживание дома.

То есть, оказание услуг не имеет такой конечной цели, как получение выгоды.

Один из основных принципов заключается в ограничении сметой.

Но работа с финансами подразумевает в некоторых случаях привлечение дополнительных средств из других источников. В качестве примера можно привести сдачу в аренду имеющихся помещений.

Использование дополнительных источников финансирования возможно только после их утверждения непосредственным руководителем организации.

Отличия главбуха от обычного

Если объемы работ, которые производит компания, превышают общепринятые стандарты, то возникает необходимость в учреждении дополнительной должности главного бухгалтера.

Подобное решение принимается по усмотрению собрания, где ведущую роль играют жильцы и председатель компании.

Основное отличие работы главбуха заключается в максимальном контроле над манипуляциями со счетами и над имуществом, которое располагается на балансе организации.

Кроме этого задачи включают в себя:

  • определение путей развития;
  • наметка тенденций экономической политики ТСЖ;
  • вывод компании из кризиса;
  • осуществление деятельности в сложных условиях.

К непосредственным обязанностям на должности относится разработка плана функционирования организации, проверка счетов, составление всей документации, включая первичную.

Главбух занимается активным внедрением новейших методик учета и технологий, которые, по его мнению, являются наиболее перспективными.

Такой уровень ответственности предполагает регулярный анализ функционирования в области хозяйства. Тщательно проверяются данные, которые предоставляются жильцам в виде счетов, справок и квитанций.

Интересен тот факт, что права главбуха фактически равны правам председателя, несмотря на то, что первый подчиняется последнему.

В вопросах финансов сотрудник имеет возможность устанавливать собственные правила и условия, если это позволяет уровень его образования, предыдущий опыт, четкое знание специфики собственной деятельности и владение специальными методиками.

Что же касается непосредственно прав, то они включают в себя:

  • контроль над хозяйственными операциями;
  • организация ревизий в отношении финансов;
  • требование точности в обработке данных и бухучета;
  • принятие любых мер, предотвращающих недостачи;
  • предупреждение нарушения законов страны во всех сферах.

Главбух имеет право ходатайствовать о взыскании, если хотя бы одно из требований не исполняется должным образом.

Может ли председатель ТСЖ быть бухгалтером?

В настоящее время не существует ни одного документа или нормативного акта, который бы не позволял совмещать должности председателя и главбуха.

Очень многие руководители часто решаются на этот шаг. Но здесь существует один важный нюанс – совмещение не будет разрешено, поскольку обе должности предполагают полный рабочий день.

Закон № 123-ФЗ, который вступил в силу 18.06.2011, гласит, что действия руководителей, одновременно несущих дополнительные обязанности, незаконны, если деятельность совмещается в течение одного и того же рабочего времени.

Положение № 123-Ф3 дает возможность председателю заниматься финансами, но без оплаты этого труда.

Если же председатель, по мнению членов товарищества, действительно компетентен еще и в вопросах бухучета, то на общем собрании может быть принято решение о выплате определенных бонусов или же о повышении уже существующего оклада работника.

Образец трудового договора главного бухгалтера ТСЖ.

Трудовой договор

Прием на должность главбуха или простого специалиста по бухучету – задача, возложенная на руководителя, который обосновывает причины своего выбора перед общим собранием.

Все текущие дела передаются одним актом после осуществления ревизионной проверки.

Совместительство потребует лишь заключением трудового договора и приказа о назначении. Договор в данном случае будет иметь форму контракта между председателем и главбухом.

В общих положениях контракта будут определяться основные требования к нанимаемому специалисту по бухучету. Требования касаются образования, предыдущего опыта работы и еще ряда моментов.

Трудовой договор с бухгалтером ТСЖ по совместительству подразумевает также следующие пункты:

  • условия трудоустройства;
  • перечень должностных обязанностей;
  • перечень ответственности и прав;
  • условия оплаты;
  • рабочий график;
  • срок действия контракта (если контракт является срочным);
  • компенсации, гарантии.

Образец трудового договора по совместительству.

В договор непременно включаются все условия, на которых специалист может быть отстранен от должности.

В заключительных положениях прописываются моменты, которые касаются возможных споров.

Трудовой договор обязательно должен включать в себя личные данные сторон. Оба экземпляра должны быть подписаны, и на них проставляется печать организации-работодателя.

В заключение хочется сказать, что вся деятельность бухгалтеров ТСЖ – главбухов и обычных – сводится к фактическому решению вопросов и выполнению задач, связанных с приходом, расходом и другими движениями денежных потоков.

На специалисте лежит ответственность за верное начисление платежей, уплату налоговых и прочих отчислений.

Перед ним стоит еще одна из главных задач – оптимизация расходов.

Об особенностях бухучета в ТСЖ вы можете узнать из видео:

30.01 Особенности бухучета ТСЖ и ЖСК30.01 Особенности бухучета ТСЖ и ЖСК

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Дарья

    Для минимизации затрат на оплату труда бухгалтера ТСЖ можно рассмотреть вариант об обслуживании такой должности аусортинговой компанией. То есть работу главного бухгалтера согласно договора об оказании услуг будет выполнять профильная организация. Ее можно привлекать к работе на постоянной или периодической основе.

    Ответить
  2. Игорь

    С учетом того, что ТСЖ это не какое-то ИП или ООО, т.е. не ведет повседневную коммерческую деятельность (если, конечно, не сдает в аренду принадлежащие ему помещения), то вопрос о постоянном бухгалтере вопрос скорее открытый, т.е. лучше всего по совместительству или на полставки, т.к. объем работы, с учетом современного бухгалтерского процесса, относительно невелик. Разумеется, если и ТСЖ также относительно невелико.

    Ответить