Что такое расписка в получении денежных средств за аренду квартиры: образец, срок действия и правила оформления

расписка о получении денег за аренду квартиры Аренда квартиры

При сдаче жилого помещения в аренду многие собственники и наниматели пренебрегают составлением расписки о получении денег за проживание. А между тем этот документ имеет важное значение для обоих участников договора найма.

Какие плюсы имеет расписка и как ее правильно составить? Читаем об этом в нашей статье. А также смотрим полезное видео на данную тему.

Показать содержание

Что это такое?

В соответствии со ст. 161 ГК РФ, сделки на суммы свыше 10 тысяч рублей должны быть заключены в письменной форме. Таким образом, если сумма арендной платы равна или превышает установленную законом сумму, то нужно составлять расписку о получении денежных средств за квартиру.

Этот документ оформляется с целью подтверждения факта передачи и получения денежных средств за аренду квартиры. Наличие расписки важно в большей степени для жильца, так как она является доказательством выполнения его обязательств перед хозяином квартиры. В договоре найма есть пункт, согласно которому арендодатель имеет право расторгнуть соглашение с арендатором по причине систематического отсутствия платежей за проживание.

Статья 161 ГК РФ. Сделки, совершаемые в простой письменной форме

  1. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
    • сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
    • сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.
  2. Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 настоящего Кодекса могут быть совершены устно.

Если факт оплаты ничем не подтвержден, то некоторые недобросовестные собственники могут расторгнуть договор, оставив жилье без квартиры и без денег. В целях собственной безопасности нанимателям следует настаивать на составлении расписок при передаче денег за арендную плату, чтобы впоследствии не возникало споров и проблем с хозяином жилья.

ВАЖНО: Если собственник предлагает оплатить за несколько месяцев вперед, желая сразу получить крупную сумму денег, то расписка просто необходима.

Договор в любой момент может быть расторгнут, а наниматель остаться без денег и без средств. Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, нанимателю нужно либо отказаться от внесения крупного аванса, либо потребовать оформить расписку.

Как написать расписку о передаче денегКак написать расписку о передаче денег

Составление

При аренде квартиры расписка может составляться:

  • при передаче залога в день заключения договора найма;
  • ежемесячно при передаче денег за проживание.

Чаще всего документ составляется при передаче залога во время подписания договора найма. Залог – это сумма, равная стоимости ежемесячного платежа за аренду. Наниматель вносит его в качестве подтверждения своих серьезных намерений снимать жилье на долгий срок.

Читайте также: Как правильно находить и выбирать квартиру для аренды

Платеж за последний месяц проживания (так чаще всего называют залог) является гарантией безопасности для собственника в том случае, если жилец съедет с квартиры, не заплатив за проживание.

В составлении залоговой расписки заинтересован, прежде всего, наниматель. Так как в случае выселения из квартиры он может потребовать эти деньги назад или использовать их в счет последнего месяца проживания.

Кто заполняет и с какой целью?

Эту бумагу должен составлять собственник жилого помещения, так как это именно он получает деньги. Однако чаще всего инициатором оформления документа является квартирант. Цель составления – зафиксировать факт передачи денежных средств во избежание недоразумений и споров, касающихся исполнения друг перед другом обязательств.

К примеру, при отсутствии расписки собственник может запросто выселить жильца, отрицая факт получения от него денег за проживание. Жильцу будет сложно доказать обратное. Не поможет и договор найма, в котором прописана арендная плата. Данный документ никак не сможет подтвердить получение собственником денег.

Как написать расписку о передаче денег. Образец составления долговой распискиКак написать расписку о передаче денег. Образец составления долговой расписки

Правила оформления

Чтобы расписка имела законную силу, необходимо предусмотреть все нюансы ее составления – от содержания документа до формы написания.

Форма

Строго установленной формы документ не имеет. Он пишется чаще всего от руки, так как в случае судебного разбирательства такая форма поможет быстрее доказать факт написания текста собственником с помощью графологической экспертизы.

ВНИМАНИЕ: Тем не менее допускается печатный вариант составления расписки, при котором основная неизменная часть текста печатается на компьютере, а данные сторон, сумма и подписи ставятся вручную.

Если собственник ежемесячно получает деньги по расписке, то имеет смысл составлять бумагу именно в печатном формате.

Содержание

Что писать в документе:

  1. Данные получателя денег и лица, передающего средства: ФИО, паспортные данные.
  2. Место составления расписки и дата. Достаточно указать город, в котором проходит сделка.
  3. Адрес квартиры, за которую производится платеж.
  4. Сумма (цифрами и прописью).
  5. Цель передачи денег.
  6. Дата и подпись.

В тексте желательно употребить формулировку, подтверждающую получение собственником денег в указанном размере. Пример: «Деньги в размере 15 тысяч рублей за июнь 2017 года получил». Рядом ставится подпись получателя. В документе нужно обязательно указывать период, за который была передана и получена сумма. Также важно указывать дату совершения платежа. Она должна совпадать с реальным днем передачи средств.

График платежей

Чтобы каждый раз при передаче средств не составлять один и тот же документ, прописывая в нем данные сторон и суммы, можно составить одну расписку в двух экземплярах с графиком о внесении платы за наем жилья. Такой документ представляет собой следующее:

  1. В основной части указываются сведения о собственнике и нанимателе: ФИО, паспортные данные, адрес регистрации.
  2. Далее пишется цель передачи средств. Пример: «деньги в сумме (см. ниже) в качестве оплаты за наем квартиры, расположенной по адресу (указывается точный адрес объекта) получил».
  3. Ниже приводится таблица. Первая колонка – дата совершения платежа, вторая – платежный период, третья – сумма, четвертая – подпись собственника, пятая – подпись жильца.

Такая форма расписки упрощает процедуру фиксации передачи средств.

Какую сумму указывать?

Некоторые собственники, сдавая жилье легально, но с намерением снизить размера налога на прибыль, указывают в договоре найма фиктивную сумму. Как правило, она значительно ниже реальной. Например, квартира сдается за 20 тысяч, но в договоре указано 10 тысяч.

Какую же сумму указывать в этом случае в расписке? Желательно прописывать реальные суммы, получаемые от нанимателя.

В противном случае жилец, съезжая с квартиры, может заплатить указанные в договоре 10 тысяч и скрыться. Собственнику будет сложно доказать, что недобросовестный квартирант остался ему должен еще 10 тысяч.

Юридическая сила

Расписка будет иметь юридическую силу только в том случае, если будет грамотно составлена:

  • с указанием дат, цели, сведений об участниках сделки, подписей и суммы;
  • без исправлений и помарок;
  • разборчивым почерком.

В случае конфликтов сторон документ может послужить доказательством передачи средств в суде.

Нужно ли заверение нотариуса?

Расписку не обязательно удостоверять в нотариальной конторе. Она будет иметь юридическую силу и без печати специалиста. Однако в случае судебного разбирательства доказать, что документ был составлен именно между собственником и нанимателем, будет сложнее.

А с отметкой нотариуса расписка приобретает больший вес в суде, так как лицо, удостоверившее ее, будет считаться свидетелем. Если собственник и наниматель все же хотят заверить документ у нотариуса, то им придется заплатить пошлину по единому тарифу в размере 200 руб. (ст.333 НК РФ).

Срок действия

Документ рекомендуется хранить в течение всего периода действия договора. Как правило, расписка уже через месяц оказывается ненужной, так как по прошествии этого времени составляется новая. Тем не менее, каждая из них должна храниться у сторон сделки пока не истечет срок действия соглашения.

Нужна ли она, если оплата проходит через банк?

При безналичной оплате за проживание расписку составлять не требуется, так как сам факт оплаты можно будет доказать распечаткой операций по счету из банка. Если наниматель вносит платежи через личный кабинет банка онлайн, то такой способ подразумевает возможность указания комментария к операции.

Переводя деньги, желательно указывать цель перевода, дату и получателя средств. Составление расписки – дело добровольное. Участники договора найма могут ее и не составлять, однако в этом случае при возникновении споров никто из них не сможет защитить свои права и интересы, и доказать правоту.

Расписка на деньги - как написать расписку о получении денег чтобы не быть обманутым заёмщикомРасписка на деньги — как написать расписку о получении денег чтобы не быть обманутым заёмщиком

консультация юриста

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий