Когда возможна приватизация комнаты в общежитии и как осуществить процедуру?

По договору соц найма

Жилые помещения общежитий относятся к специализированному жилищному фонду государства и муниципалитетов. Об этом говорится в статьях 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации. По закону, граждане получает право временно проживать в общежитиях на основе трудовых, учебных или служебных отношений.

Вместе с тем, значительная часть россиян в общежитиях давно утратили указанные трудовые связи. Они задумываются над приватизацией комнаты, в которой живут много лет. Возможно ли это? Читайте в статье.

Показать содержание

Основания

Официально приватизация возникла в России в июле 1991 года, когда был принят закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» для «разгосударствления жилищной сферы». К объектам, подлежащим приватизации, отнесли жилые помещения в государственном и жилищном фондах, в которых граждане проживали на основе договора социального найма (включая объекты, собственниками которых выступали предприятия и учреждения).

Этот же закон устанавливает и ограничения для применения закона о приватизации. Не могут быть переданы в собственность гражданина:

  • помещения, признанные аварийными;
  • дома в закрытых военных городках;
  • служебные помещения (кроме жилфонда совхозов и прочих сельскохозяйственных предприятий);
  • а также общежития (ст. 4 Закона N 1541-1).

Несмотря на то, что в российском законодательстве действует запрет на приватизацию общежития, такие сделки происходят (и не выходят за рамки действующих нормативов). Согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, использовались в качестве общежитий и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут приватизироваться. К ним применяются нормы о договоре социального найма.

Жилье относится к специализированному фонду лишь в том случае, если соответствует предусмотренным характеристикам. Для общежития, например, важно чтобы в комнатах находилась необходимая мебель для проживания. В российской юридической практике встречаются иски, где жильцы требовали вывести общежитие из спецфонда на основе несоответствия этой норме.

Приватизация общежития возможна лишь в случае, если дом был передан в муниципальную собственность. При этом, дата передачи роли не играет. Даже если комнату в общежитии семья получила в 1995 году, когда дом имел статус общежития, а перешло здание в собственность муниципалитета спустя десять лет.

С чего начать?

Первым делом гражданину следует выяснить, возможна ли приватизация комнаты: уточнить в уполномоченных органах муниципалитета, какой статус имеет «на бумаге» в данный момент дом-общежитие, или же просто заглянуть в квитанцию на оплату ЖКУ (там указывается собственник дома).

Еще в графе расходов иногда вписывается пункт «по договору социального найма» – это означает, что общежитие уже потеряло свой бывший статус. Если окажется, что общежитие относится к муниципальной (городской собственности), процедура приватизации будет проведена по стандартной схеме. Если же дом входит в специализированный жилищный фонд, то приватизировать его не удастся. В таком случае у жильцов останется только одна возможность – отстоять свое право на приватизацию в судебной инстанции.

Требования к комнате

Перед инициированием приватизации уполномоченные органы удостоверятся, что комната, на приватизацию которой претендуют жильцы, соответствует двум критериям: помещение жилое и не является проходным. Это стандартные условия, которые применяются к любому приватизируемому объекту.

Как можно приватизировать: пошаговая инструкция

Приватизация общежития имеет ряд особенностей, которые могут обернуться дополнительными временными затратами, если будущие собственники своевременно не выполнят некий алгоритм действий. Ниже представлена инструкция, позволяющая провести приватизацию помещения в общежитии без лишних проблем и в оперативные сроки.

Договоренность с собственниками

Как и с приватизацией квартиры, комната может быть передана в личное пользование собственников только после подтверждения желания каждого жилья поучаствовать в этом процессе или написания отказа от приватизации.

Если в комнате живет один человек, особенных трудностей не возникнет, но если жильцов несколько, документ с волеизъявлением по приватизации должен быть предоставлен каждым из них. Причем, отказ заверяется нотариально.

Обращение в районную администрацию

Еще перед началом процедуры приватизации жильцы должны заключить соглашение социального найма (если документ еще не подписан) в отношении жилья, которое планируется приватизировать. Далее следует получить выписку о статусе дома из реестра муниципального имущества – это доказательство права гражданина претендовать на приватизацию комнаты или комнат.

Какие нужны документы?

Документы следует начать собирать заблаговременно, чтобы не ждать, когда будут получены справки в частности из государственных структур. Для приватизации комнаты потребуются такие бумаги:

  • Паспорт и свидетельство о рождении каждого жильца.
  • Выписка из ЕГРН (является заменой кадастрового паспорта на недвижимость).
  • Договор социального найма.
  • Выписка из лицевого счета нанимателя квартиры.
  • Выписка из домовой книги (предоставляется вместо справки о составе семьи).
  • Заявление о желании приватизировать комнату.

В особенных случаях могут потребоваться дополнительные документы:

  • Генеральная доверенность с отметкой нотариуса.
  • Копия паспорта или паспортные данные доверенного лица.
  • Разрешение органов опеки и попечительства, если среди жильцов есть недееспособные или ограниченно дееспособные лица.
  • Свидетельство о браке, если лица, желающие приватизировать комнату, являются мужем и женой (комната перейдет в их совместную собственность в соответствии с положениями Семейного кодекса).
  • Нотариальный отказ от приватизации помещения.
Желательно заранее запастись копиями всех документов, поскольку весь пакет бумаг придется предоставлять в двух вариантах – для муниципалитета и для Росреестра. Плюс, возможны дополнительные запросы от регистраторов.

Оплата

И оформление нового права собственности, и регистрация в Росреестре в России считаются платными услугами. Также следует быть готовым к тому, что на плечи желающего приватизировать комнату лягут расходы по изготовлению которых документов, на запросы в государственные органы и так далее:

  • Восстановление правоустанавливающих документов – 4 000 рублей.
  • Техпаспорт жилья – 2500 рублей.
  • Госпошлина за справку о статусе жилья из ЕГРН – 2000 рублей.
  • Справки из Росреестра – от 300 до 1000 рублей.
  • Услуги нотариуса по доверенностям – от 200 до 1000 рублей.
  • Нотариальный отказ от приватизации – 1 000 рублей.
  • Госпошлина за приватизацию – 500 рублей.

Дополнительно могут быть оплачены услуги фирм, помогающих с приватизацией. Они берут на себя сбор документов (по доверенности), плюс предоставляют юридические консультации. Стоимость услуг посредников колеблется от 10000 до 15000 рублей в зависимости от региона (в столице РФ дороже).

Сроки

Приватизация может быть оформлена и за месяц, но допускается передача права собственности в период от 2 до 4 месяцев в зависимости от загруженности госорганов, жильцы должны быть готовы к длительному периоду ожидания.

Регистрация

Собранные документы жильцы передают в муниципалитет, до этого момента или сразу после приема бумаг заключается договор, на основании которого комната будет передана в собственность (соглашение о социальном найме). Договор регистрируется в Росреестре – так право собственности переходит к жильцам.

После получения свидетельства, новые хозяева или хозяин получают право делать со своей собственностью что угодно, например, сдать в аренду или продать.

Могут ли отказать?

Довольно часто в процессе приватизации возникают отказы, в каждом таком случае речь идет об определенной причине, чаще других встречаются:

  • общежитие относится к специальному фонду (например, принадлежит Министерству обороны РФ);
  • не хватает документов;
  • в комнате обнаружилась незаконная перепланировка;
  • не оплачена госпошлина или не предоставлена квитанция об оплате;
  • обнаружились недействительные или просроченные документы.

Причины отказа могут быть и другими – но, получив отрицательный ответ, не стоит отчаиваться. Во многих случаях проблему можно устранить, добавить документы, взять новые справки или узаконить перепланировку.

Что делать, если отказали?

Бывают обоснованные и необоснованные отказы, в первом случае добиться приватизации можно путем повторного обращения в орган (убрав те факторы, что вызывали претензии у муниципалитета), во втором следует защитить свои интересы в суде. Рассмотрение отказа в суде – длительный и сложный процесс, поэтому многие истцы решают привлечь юристов. Но справиться можно и самостоятельно, если придерживаться такой процедуры:

  1. Направить запрос в жилищный департамент, чтобы получить официальный документ об отказе в приватизации (в нем будет указана причина).
  2. Составить исковое заявление, в котором в графе «требования» указать формулировку: признать права на приватизацию комнаты в общежитии.
  3. Направить иск в судебную канцелярию. Согласно регламенту, дела по Жилищному кодексу рассматривают городские и районные суды.
Вторичные исковые требования могут касаться, например, признания нежилой комнаты жилой. Бывает так, что семья проживает в помещении, которое не является по статусу жилым из-за нехватки мест, но жильцы сделали объект пригодным для жизни – значит суд может присвоить ему новый статус. Также в суд можно обратиться, чтобы признать жилье, не соответствующим характеристикам общежития (и снять с него статус общежития).

Многие общежития, в которых проживают люди, уже не имеют официально такого статуса. Они переданы в пользование муниципалитетов, а значит жильцы таких домов получили полноценное право на приватизацию. Но даже если общежитие продолжают входить в специальный фонд, шанс есть – для признания права приватизации придется обращаться в судебные инстанции. В большинстве случаев судьи принимают сторону истцов, так что судебные разбирательства далеко не бесперспективные. Получив документы на комнату, хозяин сможет распоряжаться ею по своему усмотрению.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий