Выписка из ЕГРН на квартиру: что это за документ и как его получить через МФЦ?

Выписка из ЕГРН на квартиру

Выписка из ЕГРН – документ, без которого с 2017 года не может обойтись ни одна сделка с недвижимостью. Формально этот документ не имеет срока действия, однако данные в нём могут устареть и тогда придётся получать новую выписку.

Сделать это можно разными способами и один из них – обращение в МФЦ. Разберёмся же, как можно заказать этот документ, заменяет ли он кадастровый паспорт, а также как правильно заполнить заявление, какова стоимость подобной услуги, сколько времени придется ожидать готовности и что потребуется предоставить от заявителя.

Показать содержание

Что это за документ и зачем нужен?

Действующее российское законодательство предусматривает, что все права на недвижимое имущество подлежат регистрации. Кроме того, уполномоченный государственный орган ранее вёл и кадастр недвижимости – общую базу данных, где содержались сведения о площади, местонахождении и других важных характеристиках недвижимого имущества.

Однако в силу вступил закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим законом и принятыми в порядке исполнения его норм подзаконными актами (в частности, приказами Минэкономразвития РФ №378, 975 и т. д.) произошли следующие изменения в документообороте:

  1. Вместо ранее существовавших ЕГРП (единого госреестра прав) и ГКН (госкадастра недвижимости) вводится единая база данных – ЕГРН (единый госреестр недвижимости).
  2. Вместо свидетельств о праве выдаются только выписки из ЕГРН.
  3. Вместо кадастровых паспортов тоже используются лишь выписки, содержащие кадастровую информацию.
  4. Справки о кадастровой стоимости объекта тоже больше не выдаются. С 1 января 2017 года вся необходимая информация содержится только в ЕГРН, и потому стоимость тоже подтверждается только выпиской.

В результате выписка из ЕГРН стала важнейшим документом, подтверждающим текущий статус объекта недвижимого имущества – начиная от прав на него, заканчивая физическими характеристиками и стоимостью. И именно поэтому для любой возможной сделки с недвижимостью стороны должны получить данные из ЕГРН.

Основания для получения

Согласно ч. 1 ст. 62 закона №218-ФЗ, сведения из ЕГРН являются открытыми (за небольшим исключением). Получить их в виде бумажной или электронной выписки может любое лицо, заинтересовавшееся данными о конкретном объекте недвижимости. Именно поэтому выписку чаще всего берут:

  • Потенциальные покупатели перед заключением договора чтобы уточнить, кому именно принадлежит недвижимость и в связи с этим выяснить, имеет ли продавец право её продавать, а также каковы характеристики объекта.
  • Одаряемые, чтобы рассчитать сумму налога на имущество при дарении (ст.399 и 401 НК РФ).
  • Наследники, чтобы начать процедуру оформления своих прав после вступления в наследство.

Данные из ЕГРН и общедоступны, но некоторые сведения из реестра могут быть предоставлены лишь ограниченному кругу лиц. Согласно ч. 13 ст. 62 закона, к числу таких сведений относятся:

  1. Дата, когда было принято заявление о постановке недвижимости на учёт и о регистрации прав на неё.
  2. Само содержание правоустанавливающих документов (договора дарения, купли-продажи, судебного решения и т. д.).
  3. Копия документа, на основании которого была внесена новая запись в ЕГРН. Сами по себе копии хранятся, но получить их на руки может лишь ограниченный круг лиц.
  4. Обобщённые сведения о недвижимости, принадлежащей конкретному лицу. Это означает, что узнать, например, что жильё по адресу «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12» принадлежит конкретному гражданину Лукашину, может любой человек. А вот подать запрос и узнать, сколько всего недвижимости в собственности у Лукашина могут лишь специально указанные в законе лица.
  5. Информация о том, является ли собственник полностью дееспособным. Информация об ограничении дееспособности вносится в реестр, но предоставляется лишь по запросу тех лиц, кто имеет на это право.

Предоставляться информация, находящаяся в ограниченном доступе, может лишь прямо указанным в законе лицам. В частности, выписка с полными сведениями может быть выдана:

  • Самому владельцу или его представителю, действующему в силу закона (например, для несовершеннолетних) либо по доверенности.
  • Суду, судебным приставам-исполнителям, сотрудникам правоохранительных органов в рамках осуществления ими ОРД (оперативно-розыскной деятельности).
  • Наследникам.
  • Залогодержателям, если имеется оформленная закладная на объект недвижимости.

Как заказать в многофункциональном центре?

Самым простым способом получить выписку для обычного гражданина является обращение в МФЦ – организацию, предоставляющую доступ к государственным и муниципальным услугам. В этом случае не нужно идти в Росреестр и разбираться, кто из его сотрудников работает с посетителями. Не требуется даже иметь компьютер или смартфон, чтобы заказать выписку через интернет.
Достаточно только прийти в МФЦ и подать заявление.

Документы

Для того чтобы самостоятельно получить выписку из ЕГРН или расширенную ее версию, пришедшую на смену кадастровому паспорту, в отделении системы «Мои документы» или аналогичном МФЦ необходимо предоставить следующие документы:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Если лицо действует в качестве представителя собственника недвижимости, то доверенность либо другие документы, подтверждающие полномочия.
  3. Заявление установленного образца (заполняется в МФЦ).
  4. Квитанция об оплате услуг по изготовлению выписки из ЕГРН.

Заполнение заявления

Заявление, подаваемое в МФЦ, оформляется по правилам, установленным приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920. Приложение №2 к этому нормативному акту содержит форму бланка для заявления.

ВАЖНО: Для того чтобы получить выписку в отношении объекта, он должен быть идентифицирован. Это можно сделать либо с помощью кадастрового номера (если он известен), либо с помощью точного почтового адреса (город, улица, дом, квартира).

В бланке заявитель должен указать следующие сведения:

  1. Орган, куда подаётся заявление. Хотя подача и будет осуществляться через МФЦ, в заявлении нужно указать отделение Росреестра, на чьей территории находится недвижимость.
  2. Сведения об объекте, в отношении которого требуется выписка.
  3. Сведения о заявителе (полное имя, паспортные данные и т. д.).
  4. Сведения о представителе, если заявление подаётся через него.
  5. Форма, в которой требуется выписка (бумажная, электронная).
  6. Способ получения документа – по почте, на электронный ящик либо опять же в МФЦ.
  7. Перечень документов, прилагаемых к заявлению.

При необходимости в заявлении могут быть указаны и дополнительные сведения.

Стоимость

Услуга по выдаче выписки является платной. По состоянию на начало 2018 года размер оплаты будет составлять:

  1. Для обычной выписки в бумажном виде – 400 рублей для граждан и органов власти, 1100 – для организаций.
  2. Для расширенной выписки на бумаге – 750 для граждан, 2200 – для юридических лиц.
  3. Для обычной выписки в виде электронного файла – 250 для граждан и государственных органов, 700 – для организаций.
  4. Для расширенной электронной выписки – 300 для граждан, 600 рублей – для юридических лиц.
  5. Для выписки, содержащей сведения о том, что правообладатель был ограничен в дееспособности – 950 рублей на бумажном носителе и 400 – в виде файла.
  6. Для выписки о переходе прав на объект – для граждан 400 рублей на бумаге и 250 в виде файла, для органов власти – соответственно 1100 и 500.

В том случае если нужна обобщённая выписка о том, сколько у лица в собственности объектов недвижимости, её стоимость будет зависеть от того, в скольких регионах РФ эти объекты находятся. Стоимость будет колебаться от 400 рублей (для физического лица за файл, если вся недвижимость в одном регионе) до 3000 рублей (для организации, если у неё объекты более чем в 57 регионах России).

ВАЖНО: Существует ряд лиц, для которых сведения предоставляются бесплатно. Их перечень установлен ст. 63 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Среди прочего, бесплатно выписку получают и МФЦ – именно поэтому гражданам не требуется доплата при получении выписки там.

Сроки получения

Сроки предоставления сведений из ЕГРН регламентируются не только законом, но и приказом Минэкономразвития РФ №968 от 23.12.2015 г. При подаче заявления через МФЦ выписка будет получена в течение 5 рабочих дней. Сократить срок можно следующими способами:

  • Обратившись напрямую в Росреестр – тогда выписка будет выдана в течение 3 рабочих дней (два дня сверху добавляются на то, чтобы передать документы из МФЦ в Росреестр и обратно).
  • Заказав не распечатку, а файл, заверенный электронной подписью. Такой документ может быть получен в течение часа на электронную почту. Однако здесь на сроки может влиять и режим работы серверов Росреестра.

Способы

По желанию заявителя выписка может быть предоставлена:

  1. Ему лично на руки при следующем визите в МФЦ. В этом случае специалист, принявший документы, назовёт дату и время, когда можно будет придти и забрать выписку.
  2. По почте. Здесь сроки получения будут зависеть от нормативов Почты России. Если заявитель живёт в том же городе, где находится МФЦ, выписку он получит минимум на два дня позже (день на приём письма и обработку, день на доставку в почтовое отделение по адресу заявителя).
  3. В виде электронного файла на почтовый ящик заявителя. В МФЦ такой способ применяется редко – обычно электронную выписку присылают при оформлении онлайн через портал «Госуслуги».

Сколько действует выданный документ?

Законодательно срок, в течение которого выписка из ЕГРН сохраняет юридическую силу, не установлен. Связано это с тем, что сама по себе она не является правоустанавливающим документом: права или обременения для недвижимости устанавливаются по другим основаниям, а выписка содержит лишь чисто информационные сведения из ЕГРН.

Однако нужно помнить: хотя выписка и не содержит ограничений по сроку действия, данные, содержащиеся в ней, могут устареть. Выписка лишь подтверждает то, что было записано в ЕГРН на момент выдачи – а за прошедшее время недвижимость могла быть продана, на неё могли наложить арест или сервитут и т. д.

Именно поэтому нотариусы, риэлторы и другие лица, профессионально работающие с недвижимостью, обычно требуют, чтобы выписка была взята не более месяца назад. Это хотя бы отчасти гарантирует, что данные в ней будут всё ещё актуальны.

ВАЖНО: Из-за того, что данные в выписке могут устареть, нет смысла запасаться ей заранее. Лучше всего брать этот документ непосредственно перед тем, как потребуется его куда-то предоставлять.

Отказ в предоставлении сведений

В некоторых случаях в ответ на заявление никаких сведений предоставлено не будет. Такая ситуация возникает, если в наличии есть одно из следующих обстоятельств:

  • Запрашиваемые сведения носят закрытый характер и не могут быть предоставлены конкретному лицу. Такое случается, если посторонний запрашивает, например, данные об ограничении дееспособности владельца недвижимого имущества.
  • Ошибочно указаны кадастровый номер или адрес, и определить точно, по какому объекту нужны сведения, в Росреестре не смогли.
  • Нет данных. В отношении квартир такое возможно, если дом был сдан в эксплуатацию до 1998 года, и с квартирой никаких сделок (даже приватизации) не проводилось. В этом случае сведения могут быть просто ещё не внесены в ЕГРН.
  • Недвижимость ещё не зарегистрирована. Такое случается чаще всего тогда, когда строительство пока не завершено.

Во всех случаях, когда выписка не может быть предоставлено, в МФЦ заявителю выдадут мотивированный отказ в предоставлении сведений с указанием, почему данные не выдаются.

Читайте также: Как узнать, кто собственник земельного участка по кадастровому номеру – все способы пошагово

Заключение

Получение выписки через МФЦ – один из самых простых способов для тех граждан, кто не имеет времени или желания разбираться в работе системы регистрации. И хотя современные технологии позволяют получить данные из ЕГРН не выходя из дома, МФЦ по-прежнему остаются популярны и востребованы.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Александра

    Чтобы заказать выписку из ЕГРН через сайт Росреестра или сайт Госуслуги все-таки надо быть достаточно опытным пользователем Интернета. А вот услуги МФЦ доступны каждому. И кому уже приходилось по разным поводам обращаться в центр документов, не надо объяснять насколько это удобно. Никаких очередей, на месте можно получить необходимую консультацию по заполнению заявления на выписку, там же оплатить госпошлину и в назначенный день прийти за готовым документом. Только надо иметь в виду, что вся изложенная на сайте информация касается приватизированного жилья. Из реестра нельзя получить сведений о квартирах, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

    Ответить
  2. Андрей

    Следует помнить, что МФЦ, как таковой, выписку не оформляет. Он только пересылает поданные заявителем документы в Росреестр. Поэтому к срокам, установленным законодательством, прибавляется еще 2 рабочих дня.

    Обратиться за выпиской можно в совершенно любой МФЦ, а не тот, который расположен исключительно по месту нахождения недвижимости. На время получения документа это не влияет.

    Ответить