Через сколько после приватизации можно продать квартиру и как правильно заключить сделку?

Приватизация

Согласно российскому законодательству полученную после приватизации квартиру реально продать хоть на второй день.

Если человек получил государственное свидетельство, подтверждающее его право на жилплощадь, или же его право на квартиру зафиксировано в ЕГРН, то он – законный собственник имущества и может распоряжаться им, как ему захочется.

Показать содержание

Права гражданина после оформления жилья в собственность

Граждане России могут свою жилплощадь сдать в аренду, подарить родственникам или завещать внукам. Главное, чтобы они не нарушали права живущих вместе с ними людей. Собственную недвижимость можно также продать.

Внимание! Важно помнить, если продажа жилплощади производится ради приобретения новой недвижимости, то впоследствии налог можно возвратить.

Реально ли осуществить продажу сразу после процедуры?

Через сколько после приватизации можно продавать жилье? Сделать это можно сразу после процедуры, имея на руках свидетельство о праве собственности, то есть будучи фактическим владельцем недвижимости.

Продаётся жильё, как правило, согласно договору купли-продажи, составленному между участниками сделки. А уже после оформления и подписания всей необходимой документации перед регистрацией перехода права собственности следует оплатить ещё и госпошлину.

Если непосредственный владелец приватизированной жилплощади не может выступить в роли продавца, то от его имени на основании заверенной у нотариуса доверенности может совершать сделку доверенное лицо. Тогда речь идет о договоре купли-продажи квартиры по доверенности. Если собственнику квартиры нет четырнадцати лет, то сделку за него совершают родители или его законные представители. В возрасте с 14 до 18 лет можно действовать самостоятельно, но с согласия родителей или опекунов.

Читайте также: Как продать квартиру без риэлтора? Пошаговая инструкция

Размер налогов

При продаже жилплощади продавец обязан заплатить налог на доходы физических лиц. Подобная необходимость возникает в том случае, если жилплощадь находилась в собственности продавца меньше, чем 3 года. Ставка налога –13% от стоимости проданного жилища.

Полученный от продажи жилплощади доход уменьшается на 1 млн. руб. (имущественный вычет) или на расходы, потраченные на ремонт. А оставшаяся сумма множится на 13% – это и есть налоговая выплата, которую и следует внести в госбюджет. Стоимость продаваемой жилплощади не может быть меньше кадастровой стоимости, помноженной на коэффициент 0,7. А устанавливается такая стоимость на 1 января каждого года.

Когда проводить сделку, чтобы не платить в казну государства?

Когда, а именно, через сколько лет продавать жилье, чтобы не платить налог? Необходимо, чтобы квартира находилась в собственности не меньше трёх лет. А если она принадлежит владельцу всего два года и одиннадцать месяцев, то придётся при продаже жилья заплатить налог в размере 13% или немного подождать.

Теперь вы знаете, через какое время её продавать после приватизации, чтобы избежать платы налогов.

Пошаговая инструкция

Приватизацией называется процесс бесплатной передачи в частные владения имущества государственного или муниципального фонда. Каждый житель России может только один раз участвовать в приватизации. Для этого ему нужно быть попросту прописанным в приватизируемой квартире на основании обыкновенного договора социального найма.

Недвижимость передаётся в общую долевую собственность или в собственность одного из жильцов. Если в квартире прописано несколько людей, то после завершения процесса приватизации каждый собственник получает свою долю, выраженную в процентах.

Важно! Продать жилплощадь после приватизации можно только при согласии всех собственников.Если владелец квартиры является единоличным собственником жилья, то он может продать приватизированное жилище сам или обратиться за помощью к посредникам.

Как продать жилую недвижимость, оформленную в собственность? После приватизации необходимо придерживаться инструкции:

  1. Собрать пакет всей необходимой для продажи жилья документации.
  2. Определить рыночную стоимость жилья (квартиры).
  3. Найти покупателя на жильё.

После того как покупатель найден, нужно начать процесс оформления продажи жилья. Продажа жилплощади состоит из двух основных этапов:

  1. Заключение договора купли-продажи.
  2. Регистрация в госорганах перехода права собственности.

Оформление договора

В первую очередь необходимо заключить договор купли-продажи между участниками сделки. Если самостоятельно составить договор сложно, то можно обратиться за помощью к юристу или нотариусу. Правда, они за свои услуги берут определённую плату. Согласно ст. 550 ГК РФ договор должен заключаться в письменном виде. В нем обязательно должны быть учтены такие моменты:

  • паспортные данные продавца и покупателя;
  • адрес квартиры;
  • стоимость объекта недвижимости.

Договор вступает в силу с момента его подписания и регистрировать его нигде не нужно. Переход жилища от продавца к покупателю оформляется актом приёма-передачи объекта недвижимости.

После подписания договора должен произойти переход права собственности на жилище от продавца к покупателю. А это возможно лишь при регистрации перехода права на жильё. Регистрация происходит в Росеестре. Обязательно вносится подтверждающая запись о переходе права на жилище в единую базу данных – ЕГРН.

Согласно российскому законодательству (п.6, ст.1. ФЗ-218 от 13.07.15) все сделки с квартирами обязаны проходить госрегистрацию. На сайте Росреестра даны образцы заявлений, которые необходимо подать вместе с документацией для регистрации права собственности. Нужно также оплатить госпошлину за регистрацию в госорганах в размере 2 000 рублей. Срок регистрации в госструктурах – 7 рабочих дней.

Читайте также: Титульное страхование — это панацея или дополнительная защита имущества?

Подготовка документов

Документы для государственной регистрации сделки с жилищем подаются в многофункциональные центры или в территориальные офисы Росреестра.

Важно! Если в заполненных документах есть какая-то ошибка, то госорганы могут отказать в регистрации. В этом случае лучше обратиться к специалистам (юристам, нотариусам), которые подготовят документы и сами обратятся в регистрационный орган.

Документы, которые необходимы для продажи:

  1. Паспорт собственника квартиры или доверенного лица.
  2. Если продажей квартиры занимается уполномоченное лицо, необходима доверенность на продажу квартиры, заверенная у нотариуса.
  3. Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.
  4. Кадастровый паспорт жилплощади. Давность справки не должна быть больше 5 лет. В противном случае можно заказать в БТИ новый документ.
  5. Выписка из домовой книги. Срок давности справки – один месяц.
  6. Если жилплощадь является также собственностью несовершеннолетнего, необходимо свидетельство о рождении ребёнка и разрешение, полученное в органах исполнительной власти, защищающих права детей, которое свидетельствует о том, что продажа недвижимости не нарушает прав ребёнка.
  7. Три экземпляра договора купли-продажи. По одному получают участники сделки, а третий остаётся в регистрационном органе.

Покупатели судят о чистоте сделки по двум документам:

  • Расширенной выписки из ЕГРН.
  • Справки из домовой книги.

Необходимо предоставить потенциальным клиентам возможность ознакомиться с этими документами. Из первой выписки можно узнать подробную историю квартиры, какие сделки с её участием совершались, не наложен ли на квартиру арест.

Выписку из ЕГРН можно получить на сайте Росреестра, на портале Госуслуг, на сайте районного суда. Из второй справки, взятой в местном ЖЭКе, можно получить информацию о том, кто на данный момент прописан в квартире или кто в ней когда-либо проживал.

В некоторых случаях, чтобы сделка была успешной, подготавливают дополнительные документы:

  1. Если фактическим владельцем жилплощади является человек в возрасте, необходимо взять справку в участкового психиатра, что на момент совершения сделки собственник жилища был дееспособным.
  2. Письменное (нотариальное) согласие одного из супругов на продажу недвижимости, если приватизация оформлялась на других членов семьи. В случае развода нужно также предоставить согласие бывшего супруга на продажу жилплощади. А в случае смерти кого-то из совладельцев квартиры – свидетельство об их смерти.
  3. Справки из бухгалтерии коммунальных предприятий об отсутствии задолженности по уплате за предоставленные услуги.

Передача денег

Самым распространённым способом передачи наличных продавцу в обмен на переход права собственности на жильё являются расчёты через банковскую ячейку. Сам банк в этом случае выступает в роли посредника, который держит в своём сейфе наличные, пока все договорённости по сделке не будет достигнуты.

Ячейку арендует, как правило, покупатель жилплощади. А продавец получает доступ к наличным, выполнив все действия по передаче прав на жильё. Ключ от банковской ячейки следует отдавать в обмен на расписку, что продавец получил всю сумму денег и у него нет никаких претензий. Расчёты за жильё можно провести и у нотариуса, особенно если с его помощью составляется договор.

Читайте также: Понятия инвентаризационной стоимости квартиры и кадастровой – в чем разница между ними?

Госпошлины

При оформлении соглашений о купли-продажи жилья возникает необходимость в оплате госпошлин в таких случаях:

  • при получении данных из ЕГРН об отсутствии ареста на жилплощадь;
  • при оформлении документации у нотариуса;
  • во время регистрации собственности в Росреестре.

Госуслугу, регистрирующую право собственности, оплачивает покупатель. Размер госпошлины 2 000 рублей. Услуги нотариуса в размере 0,5% от цены договора, но не меньше 300 руб. и не больше 20 тыс. руб. оплачивают обе стороны поровну. Справка из ЕГРН об отсутствии ареста на жилплощадь будет стоить покупателю 400 рублей.

Продавец лишь подаёт заявление, чтобы право собственности перешло от него к покупателю. Но госпошлина за эту процедуру не предусмотрена. А госпошлина за справку из ЕГРН – 400 рублей.

Как быть с неприватизированной недвижимостью?

Продать жильё, которое не принадлежит гражданам, невозможно. Чтобы продать квартиру, её нужно вначале приватизировать. В приватизации есть свои положительные и отрицательные стороны.

К положительным факторам относятся следующие:

  • жилец получает собственное жильё, из которого его нельзя выселить;
  • владелец квартиры может продавать, менять, дарить жильё;
  • можно делать капитальный ремонт своей жилплощади.

Минусы приватизации:

  • госпошлина за регистрацию права собственности – 2 000 рублей;
  • стоимость оформления документации – 5 000 рублей;
  • регистрация госорганами – 60 дней.

Продать квартиру после оформления её в собственность можно, являясь владельцем жилья и имея на руках весь пакет требуемых документов. Если квартира принадлежит владельцу приватизированного жилья больше трёх лет, подоходный налог от полученного дохода платить не нужно.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий