Узнайте, как оформить договор купли-продажи квартиры между физическими лицами: особенности заключения сделки

Договор купли-продажи

Покупка квартиры – одно из важнейших событий в жизни человека. Для того чтобы приобрести недвижимость в собственность нужно составить договор купли-продажи между физическими лицами. По данной сделке продавец обязуется передать покупателю за определенную плату квартиру в постоянное владение, пользование и распоряжение, а последний обязуется её принять и оплатить товар. В данной статье подробно описано как оформить договор купли-продажи квартиры между физическими лицами.

Показать содержание

На каком этапе сделки заключается?

Заключение договора – это практически финал сделки. Дальше остается только зарегистрировать право собственности в управлении Росреестра, и подписать акт приема-передачи.

Договор вступает в силу с момента его подписания и заключения. Поэтому когда клиент нашел подходящее жилье, произвел осмотр и у него нет претензий к его внешнему состоянию, внес за аванс за квартиру при покупке (образец расписки) (по договоренности), и со стороны продавца готовы все правоустанавливающие документы, то можно заключать договор купли-продажи.

Необходимый перечень документов на сделку:

  1. Оригиналы паспортов.
  2. Правоустанавливающие документы продавца:
    • первоначальные договор;
    • свидетельство о праве собственности;
    • свидетельство о государственной регистрации;
    • выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
  3. Документы о семейном положении сторон:
  4. Свежая выписка из ЕГРН, подтверждающая отсутствие обременений на квартиру.
  5. Справка формы 9.
  6. Отказы сособственников (если продают долю в коммунальной квартире).
  7. Согласие органов опеки и попечительства (если отчуждает несовершеннолетний).
  8. Кредитный договор, закладная, отчет об оценке (объект приобретают с использование кредитных средств).

Таким образом, если жилье найдено и комплект документов собран и проверен, то можно оформлять продажу.

Если после подписания договора купли-продажи стороны передумали совершать сделку, то расторгать её нужно будет также в письменной форме.

Читайте также: Расписка в получении денег за квартиру: образец

Как правильно оформить?

Одна из самых важных частей сделки – процедура заключения договора купли-продажи.

Договор — это правоустанавливающий документ, который будет хранится у участников постоянно, на основании его квартира будет принадлежать новому собственнику. Поэтому к оформлению договора следует отнестись со всей серьезностью.

Главное соблюдать все существенные условия, которые обязательно должны быть в тексте договора согласно законодательству (паспортные данные сторон, наименование объекта, цена, права и обязанности, подписи).

Форма

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации для данного вида сделки обязательно предусмотрена письменная форма. Если сделка будет заключена устно, то это влечет её недействительность. Документально доказать принадлежность квартиры новому собственнику, клиенты не смогут. Форма сделки разделяется на два вида:

  1. Простая письменная. Стороны сами составляют договор и подписывают его. Образец можно самостоятельно скачать в интернете либо его составляют агенты (если пользоваться их услугами). В случае когда покупают квартиру в ипотеку, то многие кредитные организации обязывают пользоваться их шаблонами.
  2. Нотариальная. Клиенты обращаются в любую нотариальную контору за составлением необходимых документов. Нотариус предоставляет им свой проект договора.

Обращаться в нотариальную контору нужно только по месту нахождения недвижимого имущества.

Содержание

В договоре должны быть отражены все существенные условия сделки:

  • дата и место составления;
  • полные паспортные данные покупателя(ей) и продавца(ов);
  • описание недвижимого имущества (наименование, местонахождение, площадь, этаж квартиры);
  • цена объекта (аванс, свои средства, кредитные);
  • передачи денежных средств (хранение в ячейке, выплата через аккредитив, передача до подписания договора или после);
  • время передачи квартиры (когда будет заключен акт приема-передачи квартиры при продаже);
  • наличие или отсутствие зарегистрированных на отчуждаемой жилплощади лиц (при наличии прописанных, указать сроки подачи ими документов в ФМС на выписку);
  • права и обязанности сторон;
  • подписи участников (собственноручно пишут фамилию имя отчество и ставят подпись).
Если договор составлен на нескольких страницах, то обязательно нужно его сшить, и на сшивке проставить количество страниц и подписи клиентов.

Требует ли нотариального удостоверения для физлиц?

Статья 42 «Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество» гласит, что при отчуждении одним собственником своей доли либо всеми собственниками своих долей договор обязательно удостоверять нотариально.

Соответственно при продаже имущества, которое находится в общей долевой собственности необходимо обращаться к нотариусу. Договор составляется только в нотариальном виде. Простую письменную форму сделки Управление Росреестра не примет на регистрацию.

В остальных случаях договор может быть заключен в простой письменной форме. Однако по желанию сторон можно обратиться к нотариусу за заверением нотариальной сделки. В обоих случаях нотариус проверяет документы на квартиру и отвечает за чистоту сделки.

Читайте также: Как оформить договор купли-продажи по доверенности? Риски и особенности

Цена заверения юристом

Согласно ст. 333.24 Налогового Кодекса Российской Федерации за удостоверение сделки по отчуждению недвижимости нотариус берет 0,5% от стоимости объекта, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей. Также взимаются услуги техническую работу. Для каждого региона цена своя, она устанавливается федеральной нотариальной палатой. Однако нотариус выдает полный комплект документов для регистрации.

Регистрация ДКП

Когда договор купли-продажи подписан, стороны несут документы на регистрацию перехода права собственности в Управление Росреестра или в Многофункциональный центр по месту нахождения объекта недвижимости.

Если договор заключен в нотариальной форме, то можно подать на электронную регистрацию через нотариуса.

Итак, составление договора купли-продажи, это самый сложный этап сделки. Чтобы его не признали недействительным, нужно с особым усердием подойти к его изготовлению. Также следует прочитать внимательно все пункты, перед тем как подписывать.

Читайте также: Всегда ли нужно получать нотариально согласие супруга на продажу недвижимости?

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Оксана

    Если продавец недвижимости на момент сделки не состоит в браке, нужно обязательно проверить были ли у него бракоразводные процессы и в какой период на данное имущество у него возникло право. Плюс осуществления купли-продажи имущества посредством оформления ипотеки в том, что служба безопасности банкп тщательно проверяет продавца и максимально просчитывает все возможные риски. Но при этом необходимо самим быть максимально внимательными. Когда я подписывала договор купли-продажи квартиры у нотариуса в качестве покупателя, не обратила внимание на пункт касательно необходимости составления расписки о получении денежных средств. В связи с отсутствием данного документа, при подачи декларации в налоговую возникли трудности с получением налогового вычета.

    Ответить
  2. Виктория

    Когда мы «меняли» свою квартиру, заключили договор купли-продажи через риелтора. Но попались на удочку. В договоре не было пункта, когда переезжать в новый дом, а стояла только дата подписания договора.

    Про особенности договора я уже после прочитала здесь. В общем после подписания наш продавец, Владимир И. сказал, что не может освободить дом сегодня, т.к. квартиру, которую они купили тоже не освобождают. В итоге почти месяц нас кормил завтраками, наконец-то съехал… Но! За этот неполный месяц, когда дом уже был наш, а мы не жили в нем, пришла квитанция за коммунальные услуги + света нажег столько, мы за пол года …

    В итоге почти 8 тысяч нам пришлось отдать «просто так». Поэтому обязательно проверяйте договор и внимательно читайте все пункты.

    Ответить