Заключение договора аренды сопровождается различными правовыми действиями сторон. Одним из них является составление и подписание акта приема-передачи. Многие граждане, по старинке, обходятся без него.
Однако именно акт приема-передачи раз и навсегда расставит точки над И между арендатором и арендодателем, обезопасив их отношения в дальнейшем от недопонимания.
Рассмотрим, что представляет собой акт приёма-передачи недвижимости по договору аренды, какие он содержит пункты, когда необходим и какие нюансы сопровождают его составление.
Показать содержание
- Кому и для чего нужен документ приемки?
- Правила оформления
- Данные для заполнения
- ФИО сторон и адрес арендуемого жилья
- Состояние жилплощади и имущества в ней
- Показатели счетчиков электричества и воды
- Место составления
- Ответственность сторон
- Заключение
СодержаниеКому и для чего нужен документ приемки?
Отношения по поводу аренды находятся в ведении Гражданского законодательства. Этот же нормативно правовой акт в статье 606 рассказывает о составлении акта аренды. А вот об акте приема-передачи в Гражданском кодексе нет ни слова.
Данный документ широко распространён в практике, а вот в теории о нем мало что известно. К сожалению, часто между сторонами с самого начала развития взаимоотношений может зародиться недопонимание.
А потом, увиденный спустя годы аренды отодранный клочок обоев, вызовет у собственника желание взыскать с оппонентов по сделке сумму на ремонт или вовсе, разорвать отношения. А сам арендатор уже и забыл, что в момент передачи кусок обоев уже был не на месте. Акт приёма-передачи свёл бы такие споры на нет.
Действительно, акт приёма-передачи как самостоятельный документ стал известен недавно и уже успел стать действенной мерой защиты интересов сторон договора.
В каких случаях он может составляться:
- В первую очередь, данный документ необходим для того чтобы на официальном уровне закрепить факт приема и передачи недвижимости на праве аренды.
- Нередко собственники используют акт приёма-передачи в качестве перечня имеющихся в квартире вещей, чтобы по факту завершения отношений можно было выявить пропажу.
- Состояние квартиры в данном акте также описывается.
- Арендатор больше заинтересован в данном акте, так как часто ожидание не соответствует действительности. А подписание такого документа говорит о том, что арендатор не имеет претензий к арендодателю.
Арендодателю
- Отражает факт согласия на вселение официально.
- Перечень вещей.
- Описание состояния.
- Отсутствие претензий к собственнику по поводу состояния недвижимости.
Нанимателю
Квартирант заинтересован потому, что:
- Может сверить желаемое с действительностью.
- Может озвучить требования, которые необходимы для подписания.
- Даёт начало развитию правоотношений своей подписью.
Читайте также: Акт приема-передачи квартиры при продаже
Правила оформления
Как правило, составляет акт приёма-передачи наймодатель. Это обусловлено тем, что данное лицо осуществляет описание недвижимости.
Данный акт, хоть и не имеет установленной законом формы, но в обязательном порядке должен заключаться письменно. Устная договоренность не имеет законной силы и может быть легко оспорена.
Единого бланка для данного документа также нет. Поэтому вы можете ориентироваться на любой приглянувшийся вам образец, найденный в интернете.
Акт сдачи квартиры лучше составлять посредством использования компьютера. Хотя, составление от руки не запрещено законом. Дело в том, что компьютерный шрифт легко читаем, а значит, стороны смогут донести друг до друга все основные мысли.
Важно! Акт приёма передачи в обязательном порядке должен содержать подписи обеих сторон. Только после их постановки данный документ заручается законной силой.Данные для заполнения
- Наименование документа.
- Место составления и дата.
- Информация о сторонах договора из паспортов.
- Устанавливается факт передачи недвижимости в разрешённое использование.
- Факт приема ключей.
- Перечень приобщенных бумаг.
- Перечень имущества, находящегося в квартире.
- Описание полного состояния недвижимости (ремонт или его отсутствие)
- Упоминание об исправности коммуникаций.
- Отчёт о санитарном состоянии.
- Ставятся подписи с расшифровкой.
Составляется акт приёма-передачи не сам по себе. Обычно он является приложением к договору аренды. Хранятся данные бумаги тоже преимущественно вместе.
В случае, когда имеет место наем жилого помещения, акт составляется физлицом. Речь идёт про квартиру, комнату или дом. А вот если речь идёт о коммерческой недвижимости, то форма документа используется несколько иная.
Читайте также: Опись имущества при сдаче квартиры. Образец заполнения
ФИО сторон и адрес арендуемого жилья
Стороны указывают информацию из паспорта. Она касается инициалов, места прописки, учреждения, выдавшего документ. Обязательно освещаема информация о способах связи.
Состояние жилплощади и имущества в ней
Этому пункту стоит уделить подробное внимание. Описывается техническое состояние квартиры, нюансы проведённого ремонта, если таковой имеется.
Ведётся перечень предметов мебели, техники, утвари и так далее. Таким образом, собственник хочет обезопасить себя от недобросовестного отношения арендатора к имуществу. Если состояние или отдельные предметы будут испорчены, а акт передачи не фиксировал неисправность, то собственник вправе требовать компенсацию.
Показатели счетчиков электричества и воды
В акте приема передачи нашло своё отражение указание показателей с приборов учета. Делается это в интересах арендатора. Такая мера позволит ему избежать возможной переплаты по коммунальным платежам.Место составления
Акт приема передачи – это документ бессрочный. Составляется по факту составления договора аренды и является сопровождающим документом. Однако теряет свою актуальность в случае, если собственник провёл ремонтные работы или внёс иные изменения в помещение.
Также, заключение договора аренды с каждым новым гражданином требует составление нового акта.
Ответственность сторон
Помимо прав и обязанностей относительно друг друга, стороны несут и бремя ответственности.
Кто-то довольствуется пунктами, уже имеющимися в договоре аренды. Но не лишним будет ещё раз упомянуть их в акте приема передачи.
Арендатор несет ответственность за состояние имущества, которое было ему передано в использование. Также ответственность распространяется и на его действия по эксплуатации. Собственник ответственен за безопасность проживания в его квартире, а также за соответствие описания действительности.
Справка! В случае неисполнения стороной или сторонами своих обязанностей, может последовать штрафная санкция, а также прекращение взаимоотношений по аренде.
- Скачать бланк акта сдачи квартиры арендатору
- Скачать образец акта сдачи квартиры арендатору
- Скачать бланк акта сдачи квартиры арендодателю
- Скачать образец акта сдачи квартиры арендодателю
Заключение
Составленный акт приёма передачи – это своеобразное доказательство того, что стороны серьезно настроены на сотрудничество и хотят предусмотреть все мельчайшие детали. Данный акт защищает интересы каждой из сторон, поэтому следует задуматься о необходимости его оформления.
Похожие статьи
- Насколько выгоден бизнес по аренде квартир посуточно и долгосрочно: как удачно сдать жилье?
- Как сдать квартиру без посредников на длительный срок от хозяина? Подробный гайд от профессионалов
- Как составить договор на сдачу квартиры?
- Как сдавать квартиру на законных основаниях: нужна ли регистрация ИП?
- Пошаговая инструкция: как правильно и выгодно сдавать квартиры в аренду посуточно
- Кому лучше осуществлять сдачу квартиры и можно ли предоставлять помещение в аренду юридическому лицу?
Акт приема-передачи рекомендуется составлять не только при получении квартиры в аренду, но и тогда, когда она возвращается хозяину.
Точно также в таком документе фиксируются показания приборов учета, техническое состояние на момент вручения ключей. Нужно не забыть указать и о том, что стороны не имеют взаимных претензий друг к другу.