Перечень документов, необходимых для регистрации договора аренды в Росреестре

Регистрация договора аренды

Сдача квартиры в аренду предполагает получение прибыли. Поэтому данный договор должен быть зарегистрирован в соответствующем государственном учреждении. Таковым является Росреестр.

Процедура регистрации сопровождается сбором пакета необходимых документов. Только при правильной их подборке можно осуществить процедуру регистрации по всем правилам.

Поэтому, если вы в ближайшее время намереваетесь узаконить осуществляемую вами деятельность по сдаче недвижимости в аренду, вам будет чрезвычайно полезна данная статья.

Показать содержание

Какие бумаги нужны?

Пакет документов, необходимый для подачи в отделение Росреестра, предполагает подачу бумаг как со стороны нанимателя, так и стороны наймодателя. Поэтому в сборе пакета документов должны быть заинтересованы обе стороны.

Рассмотрим, какие бумаги должны приготовить граждане для того чтобы официально заявить государству о наличии правоотношений по найму.

От арендодателя/наймодателя

В перечень входят:

  1. Документ, который удостоверяет личность лица, являющегося собственником квартиры.
  2. Документ, подтверждающий право собственности на недвижимость.
  3. Копия составленного договора аренды. Он должен быть подписан обеими сторонами.
  4. Технический паспорт, который характеризует состояние недвижимости.
  5. План объекта, если таковой имеется.
  6. Документ, который свидетельствует о факте оплаты государственной пошлины перед обращением в Росреестр.
  7. Заявление о регистрации в Росреестре. Составлять данный документ важно по определенному образцу, а также под чутким руководством сотрудника учреждения. Составить заявление можно и самостоятельно дома, однако вполне вероятно, что вы допустите ошибку. Составить заявление стороны могут совместно.
Все документы могут быть предоставлены в виде копий. Однако настоятельно рекомендуем вам в момент обращения иметь при себе подлинники документов.

Ещё одно правило относится к ситуации, когда гражданин, являющийся собственником, не имеет возможности самостоятельно осуществить подачу бумаг на регистрацию. В этой ситуации лицо может прибегнуть к помощи доверителя.

Однако, нужно позаботиться заранее об оформлении доверенности у нотариуса. Только в этом случае действия доверенного лица будут законными и действительными.

Читайте также: Госпошлина за регистрацию договора аренды

От арендатора/нанимателя

Лицо, намеревающееся пользоваться недвижимостью по договору аренды, также не остаётся в стороне и участвует в сборе пакета документов. Необходимо собрать:

  • Паспорт в качестве документа, удостоверяющего личность лица.
  • Копия договора аренды, в случае, если собственник недвижимости не приобщит его к пакету.
  • Доверенность, в случае, если сам арендатор не имеет возможности присутствовать при подачи документов. Доверенность должна быть оформлена у нотариуса и только в этом случае будет иметь законную силу.
  • Заявление составляется совместно с арендодателем.

Несмотря на то что арендатор предоставляет совсем незначительное количество бумаг, к их подготовке нужно отнестись ответственно, заранее снять все копии.

Для физических лиц

Физические лица обязаны предоставить документы, которые будут характеризовать их личность. На сегодняшний день такими документами выступают:

  1. паспорт Российской Федерации;
  2. загранпаспорт;
  3. военное удостоверение.

Если у арендодателя имеется супруг, то понадобится его разрешение на осуществление регистрации сделки.

В остальном перечень соответствует указанному в пункте выше.

Для организаций и ИП

Совсем другое дело, когда речь идёт о юридическом лице. К организациям относят ИП, ОАО, ЗАО, ООО и другие организационно правовые формы.

К необходимым бумагам относят следующие документы:

  1. Документ, свидетельствующий о факте прохождения юридическим лицом государственной регистрации.
  2. Свидетельство о постановке на учёт в налоговой инспекции.
  3. Номер присвоенного организации ИНН.
  4. Имеющиеся у организации учредительные бумаги.
  5. Составленный устав.
  6. Акт, подтверждающий полномочия руководителя организации.
  7. Если речь идёт об обращении представителя организации, не являющегося руководителем, то необходима доверенность на осуществление действий.
  8. Полученная выписка из единого госреестра юрлиц нашей страны.
  9. Справка из бухгалтерии предприятия о состоянии счета для того, чтобы оппонент по сделке имел представление о платежеспособности.

Требования к необходимой документации

Законом четко не регламентированы требования к документам, однако многолетняя практика работы и функционирования Росреестра вывела отдельные требования.
  1. Предпочтительно сделать копии всех необходимых документов.
  2. Иметь при себе копии и подлинники.
  3. Документы должны быть читаемыми.
  4. Договор составляется на чистом белом листе формата А4.
  5. По возможности документы должны быть написаны машинописным текстом, а не от руки.
  6. Бланки и копии не должны содержать зачеркиваний, пометок, помарок.
  7. Документы должны быть действующими, то есть иметь законную силу.

Возможно наличие и других требований, которые предъявляются индивидуально каждым отделением Росреестра к конкретным гражданам.

Где зарегистрировать?

Договор аренды должен быть надлежащим образом зарегистрирован. Для этого пакет документов должен быть подан в соответствующее государственное учреждение. На сегодняшний день таковым является Росреестр нашей страны.

Но к сожалению, отделения этого государственного учреждения расположены не во всех населенных пунктах Российской Федерации. В этой ситуации вы можете обратиться в учреждение, которое также обладает полномочиями Росреестра. Это многофункциональный центр.

Сотрудники данного учреждения уполномочены принимать документацию, проверять ее, осуществлять действия по регистрации.

Для подачи документов вы можете воспользоваться ближайшим отделением Росреестра или многофункционального центра.

Пошаговая инструкция

  1. Заключите договор аренды.
  2. Соберите пакет необходимых бумаг.
  3. Оплатите государственную пошлину, которая полагается за обращение в госучреждение.
  4. Приобщите квитанцию к основному пакету.
  5. Обратитесь в отделение Росреестра или многофункционального центра.
  6. Составьте соответствующее заявление.
  7. Подайте бумаги на рассмотрение.
  8. Дождитесь момента, когда вам сообщат о завершении процедуры.
  9. Получите документ, свидетельствующий о том, что вы прошли процедуру государственной регистрации договора аренды в Росреестре.

На этом наша инструкция завершена, однако в ходе выполнения ее действий могут возникнуть вопросы или иные нюансы, требующие детального изучения. Для того чтобы удостоверится в том, что ваш договор был действительно надлежащим образом зарегистрирован, уже спустя неделю после регистрации вы можете запросить выписку с сайта Росреестра.

В случае, если электронная версия ресурса не ответит вам отказом, вы сможете ознакомиться с документом, отправленным вам на почту и свидетельствующим о том, что процедура регистрации пройдена.

Заключение

Регистрация договора аренды — это очень ответственная процедура. К сожалению, далеко не все собственники помещений утруждают себя подобной необходимостью.

А между тем, сокрытие от государства факта осуществления подобной деятельности — правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с административным законодательством.

Но если вы решили быть правопорядочным гражданином, то должны ознакомиться с инструкцией по регистрации и сбору пакета бумаг в Росреестр.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Юлия

    Заключение договора аренды является сделкой и поэтому требуется нотариальное согласие супруги (супруга) арендатора и арендодателя. Последнее требуется, если объект был приобретён за деньги или построен в официальном браке. Если документ не будет предоставлен — регистратор обзвонит стороны и уведомит о возникновении отметки об оспоримости сделки.

    Ответить
  2. Татьяна

    Позволю себе не согласиться: с точки зрения законодательства РФ, заключенный договор аренды между арендатором и арендодателем не подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Исключением является заключение договора на длительный срок. При заключении договора следует обратить внимание на то, что в случае присутствия на сделке риелтора, он не имеет права ставить печать агентства. В случае постановки такой печати договор считается недействительным.

    Ответить