Юридические тонкости права собственности при покупке квартиры в ипотеку

Покупка квартиры в ипотеку

Фактически при продаже квартиры через ипотеку риски продавца минимизированы хорошей законодательной базой и банковским посредничеством. Этот документ не передаёт право собственности на квартиру, а лишь регулирует обязанности сторон трёхсторонней ипотечной схемы. Не так просто приобрести собственное жилье, особенно молодым семьям, поэтому для многих именно ипотека является единственной возможностью обзавестись собственной квартирой. Популярность ее еще объясняется вполне доступными для многих условиями получения. Конечно, нужно все тщательно оформлять, собирать множество справок, но в итоге ведь появляется своя жилплощадь.

Показать содержание

Является ли покупатель полноправным владельцем, если жилье куплено в ипотечный кредит?

Является ли жилье собственностью, если оно куплено в кредит? Ипотечная квартира является собственностью, независимо от того, выплачен заем или нет.

Собственником квартиры, приобретенной в ипотеку, становится покупатель, который вносил первоначальный взнос и который ставил свою подпись на договоре.

Помимо права обладания квартирой, на собственника возлагаются обязанности:

  • содержать свою жилплощадь в надлежащем порядке, не допускать самостоятельных перепланировок;
  • оплачивать коммунальные услуги;
  • ежегодно производить оплату налогов на недвижимость.

Когда переходит право владения?

При покупке квартиры в ипотеку она сразу же после заключения договора становится собственностью заемщика. Это значит, что после подписания ипотечного кредитного договора можно сразу же приступать к оформлению документов, провести регистрацию в Росреестре.

Только после проведения государственной регистрации недвижимости право собственности окончательно устанавливается, выдается документ, подтверждающее этот факт. Конечно, есть некоторый нюанс: до того момента, как будет выплачен полностью весь заем, на этом объекте будет сохраняться обременение.

Право собственности будет ограничено некоторыми условиями:

  1. Обычно все кредитные организации прописывают пункт, согласно которому накладывается запрет на прописку в квартире кого-либо, кроме самого собственника. На прописку членов семьи разрешение дается, но никаких дальних родственников (не говоря уже просто о друзьях) зарегистрировать не получится.
  2. Не разрешается обменивать данную квартиру.
  3. Нельзя ее продавать (если только сложится такая ситуация, что заемщик окажется не в состоянии погашать кредит, тогда банк дает разрешение на продажу, но процесс этот очень непростой).
  4. Запрещено это жилье сдавать в аренду.
  5. Ипотечную квартиру нельзя дарить.
  6. В квартире не получится провести перепланировку, допускается только заниматься ремонтом.

Как оформить через МФЦ?

В целом, оформление залоговой квартиры в собственность мало чем отличается от обычной, особенность состоит только в наличие обременения.

Одновременно с оформлением права собственности осуществляется и регистрация ипотеки, в результате в Росреестре за одним объектом (ипотечной квартирой) будут зафиксированы два права: собственности и залога банка.

Какие документы предоставить?

Первым делом необходимо осуществить сбор документов. Понадобится подготовить все правоустанавливающие документы и некоторые из банка-кредитора:

  1. Заявления от обеих сторон сделки (заполняются и подписываются на месте сдачи документов в МФЦ).
  2. Паспорта всех участников.
  3. Заключенный договор между продавцом и покупателем.
  4. Продавец должен предоставить правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на данную квартиру.
  5. Техническая документация на жилье.
  6. Документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по оплате налогов и коммунальных услуг, об оплате государственной пошлины.
  7. Ипотечный договор, который был заключен с банком, на его основании происходит регистрация обременения на квартиру.

Скачать бланк зявления в МФЦ на оформление залоговой квартиры в собственность

Конечно, это общий пакет документов. Лучше всего предварительно уточнить у регистратора, какие еще из документов могут потребоваться. В зависимости от конкретной ситуации список может быть более расширенным.

Для того чтобы сдать набор документов для регистрации в МФЦ предварительно записываться не нужно, используется электронная очередь.

Уплата госпошлины

Размер государственной пошлины составляет 2 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Ее нужно оплатить до того момента, как документы будут предоставляться в МФЦ. Сделать это можно через банкоматы Сбербанка, через терминал в МФЦ, портал Госуслуги. Оплачивает госпошлину покупатель.

Внесение записи в ЕГРН

Запись о переходе права собственности заносится в ЕГРН одновременно с записью о присутствии обременения в виде залога. На руки выдается выписка, в которой указаны подробные сведения на нового собственника жилья.

Сроки регистрации

Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» (№218-ФЗ от 13.07.2015 г.) установлены конкретные сроки для оформления документов. На регистрацию ипотечной квартиры в собственность в МФЦ допускается 7 дней, естественно, при условии сдачи полного набора документов. Дата внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости будет считаться датой регистрации права на недвижимость (п.12 ст. 16 Федерального закона №218-ФЗ).

Читайте также: Какие действия необходимо сделать после покупки квартиры: куда обратиться и что делать новому собственнику?

Разрешают ли банки аренду?

Банки по разному относятся к желанию заемщика сдать квартиру, приобретенную в ипотеку. Что касается законодательства, то с одной стороны сдавать квартиру с целью получения доходов разрешается, но с другой стороны (ст. 209 ГК РФ) нельзя нарушать интересы третьих лиц. Третьим лицом выступает в данной ситуации банк.

Прежде всего нужно получить разрешение у кредитора. Достаточно часто банки отказывают и это объясняется опасениями в случае необходимости дальнейшей продажи (из-за долгов заемщика).

Возможные опасения при продаже квартиры:

  1. Получить в результате квартиру, совершенно не соответствующую тому товарному виду, в каком она оформлялась в залог. Ведь некоторые арендаторы совершенно бесцеремонно ведут себя на съемной жилплощади, что-то портят, ломают, наносят ощутимый ущерб. Соответственно, при этом стоимость жилья становится ниже.
  2. Вообще потерять сам предмет залога, то есть, квартира, например, может сгореть по вине арендаторов.

Еще есть весомый аргумент для запрета – ипотечный кредит выдавался ведь для личных потребностей граждан, а сдача квартиры в аренду – это уже коммерция. Для предпринимателей кредиты выдаются на других условиях и с другими процентами.

Другая часть кредиторов более лояльно относится к этому вопросу и дают свое согласие.

Как правильно сдать в аренду?

  • Получение разрешения от банка – нужно обратиться в банк с письменным заявлением (произвольной формы), в котором привести убедительные аргументы в пользу своих намерений, обосновать, что именно благодаря дополнительным доходам от аренды будут своевременно погашаться кредитные платежи.
  • Получение разрешения у страховой компании – обычно банк обязует заемщика уведомить о своих намерениях сдавать квартиру третьим лицам в аренду ту страховую компанию, которая страховала жилплощадь.
  • Заключение договора аренды – после получения всех разрешений между владельцем квартиры и арендатором заключается договор (чаще всего на 11 месяцев), копия его предоставляется в банк.
Чтобы избежать неприятностей и не остаться без жилья нужно четко соблюдать условия кредитного договора и обязательно уведомлять банк о своих намерениях и об изменившихся обстоятельствах.

Согласно статистическим данным, примерно 25% ипотечного жилья приобретается с целью инвестиций. То есть, покупается квартира и далее она сдается в аренду, а полученными деньгами погашается кредит.

Заключение

При оформлении ипотечного кредита на квартиру ее собственником становится заемщик. Но абсолютно свободно распоряжаться в некоторых ситуациях своей квартирой он не сможет, пока не будет выплачена вся сумма займа. Например, прописать родственника без согласия банка-кредитора никак не получится.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Зоя

    Пенсионеры. Проживаем в Балашове 12 лет. В декабре 2019 года приобрели в ипотеку квартиру в новостройке в другом городе. Сейчас делаем ремонт и собираемся продать балашовскую квартиру и уехать в новую . Вопрос: будем ли мы платить налог с продажи

    Ответить
    1. Александр

      Если балашовская квартира находилась в собственности в пределах минимального предельного времени владения, установленного ст. 217.1 НК РФ, или же более такого срока, то доход, полученный от продажи такой квартиры, освобождён от налогообложения.

      Ответить
  2. Игорь

    По поводу сдачи в аренду жилья, приобретенного в ипотеку, следует все же уточнить, что, в принципе, этот нюанс должен быть отражен в ипотечном договоре с кредитным учреждением. Желательно, более обтекаемо, т.е. с согласия, тогда необходимо просто согласовывать.

    Ответить