Зарплаты работников театра и цирка
Зарплаты работников театра и цирка
Производственная занятость в цирке или театре для обывателя овеяна ореолом определённой элитарности. Часто возникает мнение об удивительно высоких доходах представителей этих специальностей. Ведь даже уровень финансирования отрасли приятно поражает высоким показателем.
Достаточно вспомнить, что отрасль культуры профильное министерство выделило более 80 миллиардов рублей. Сразу кажется, что балерины Большого театра или тот, кто жонглирует в цирке, могут похвастаться многозначным показателем в справке 2-НДФЛ. По этой причине стоит разобраться, сколько в реальности зарабатывают те, кто указан в штатном расписании цирка или театра.
Слово «театр» — греческое, оно означает «место для зрелищ»
Уровень оклада руководства
Легенды о фантастических зарплатах начинаются именно на таких должностях. Для начала поговорим о заработных платах директоров.
- В 2019 году самым большим годовым доходом мог гордиться глава Мариинского театра Валерий Гергиев. Каждый месяц он приносит домой зарплату в 707 тысяч рублей.
- На втором месте был глава Государственного академического малого театра — Юрий Соломин (порядка 600 тысяч).
- На третьем месте оказался руководитель Большого театра — Владимир Урин, зарабатывающий ежемесячно по 500 тыс. рублей.
Большая часть его коллег живёт на несколько меньшие суммы, редко превышающие 100 тысяч. Хотя при этом у них есть удобный дополнительный источник дохода в виде гонораров. Наибольшее вознаграждение солиста определяется всегда индивидуально, как и потенциальный доход кинорежиссёра.
Заработок актёров
Доход выпускников театральных вузов столь позитивными показателями не отличается. Для начинающих артистов зарплата в 9 тысяч рублей в первые годы работы становится просто настоящим подарком. Столь высокопарно приходится говорить, учитывая большой процент представителей актёрских профессий, которые просто оказываются невостребованными работодателем. Средняя зарплата даже опытных артистов цирка или театра в большинстве случаев составляет порядка 30 тысяч «деревянных» ежемесячно.
Правда, грустную картину немного скрашивают гонорары. За одно выступление на простом детском утреннике выпускнику циркового училища или театрального вуза могут предложить сумму до тысячи долларов или евро. Правда, часто такой доход является серым или полностью неофициальным. Не всегда официально получает оклады массовка фильма. Она высчитывается каждый раз индивидуально.
Средние доходы и расходы актёра в крупном городе
От чего зависит гонорар
Уровень средств зависит и того спектакля, в котором работник задействован, насколько успешно он собирает кассу и привлекает зрителей. Потенциальный доход режиссёров зависит от известности его имени и предполагаемой кассы показов.
Гонорары известных представителей профессии ещё выше:
- За один день работы такие люди, как Константин Хабенский или Сергей Безруков, получают порядка 7 000 долларов США.
- Около 4 тысяч американских долларов в день зарабатывает Светлана Ходченкова.
- Около трёх тысяч долларов стоит один день работы Анастасии Заворотнюк.
- Актёры с не столь известными именами обычно заявляют плату от 500 до 2700 долларов в день. Такие расценки называют те, кто снимается в раскрученных сериалах.
Вернуться к оглавлению
Уровень окладов рядовых сотрудников искусства
Размер ежемесячного дохода рядовых актёров цирка и театра в среднем по России составляет около 30 тысяч рублей. При этом такую сумму они получают не в день, а в месяц. В числе тех, кто пока показывает себя в кордебалете или массовке, одним из самых высоких окладов могут похвастать те, кто находится в штате Большого театра.
Он составляет немногим более 70 тысяч. При этом балерины зарабатывают несколько меньше, чем балерины. Балерина в небольших организациях могут получать порядка двадцати тысяч, стараясь получать дополнительные средства за счёт гонораров или преподавания.
Такова ставка часто даже у солиста. Она не столь велика, как кажется претендентам на поступление. Не так много подчас зарабатывают даже примы, если оказываются на сцене провинциального театра.
Ещё ниже ставка у работников театральных структур, которые не являются творческими единицами. Обычно она ещё ниже, чем у артистов.
Средняя зарплата работников театра в России
Выручка работников цирка
Та сумма, которую каждый месяц приносит семье клоун или тот, кто жонглирует или ходит по проволоке, непосредственно зависит от места его деятельности. Так, профессиональный артист, являющийся клоуном и получивший специализированное образование, в крупном столичном цирке может получать до 100 000 рублей при наличии значительного стажа, наград и признания. Такой клоунский доход часто оказывается далеко не шуточным.
Его начинающийся коллега в раскрученном московском цирке в виде перечисления на зарплатную карточку каждый месяц получит не выше 19 тысяч.
В среднем клоун зарабатывает в 2020 году:
- в Хабаровском крае порядка 23,5 тысяч;
- в Республике Коми около 25,5 тысяч;
- в Свердловской области около 35 тысяч рублей;
- в Ямало-Ненецком крае 37 тысяч;
- в Московской области около 60 тысяч рублей.
Интересное видео. Профессиональные секреты циркового артиста. Рекомендуем посмотреть.
Как получить дополнительный доход
Дополнительный доход представителям этой специальности приносит участие в выездных концертах и гастролях, на съёмках на ТВ. В случае успешно складывающейся карьеры такой специалист способен получить за годы своей деятельности сумму, достаточную на приобретение жилой недвижимости в крупном населённом пункте и построить загородный дом. Недвижимость в Крыму сейчас пользуется особой популярностью.
Важно обратить внимание на ведущую роль клоуна в представлениях, что позитивно отражается на размере оклада. Большая часть представителей этой структуры суммы получает вполне достойные, хотя и не столь значительные. В среднем в зависимости от региона заработная плата жонглёра, гимнаста, эквилибриста, фокусника и представителей других творческих профессий составляет от 70-75 тысяч в месяц.
Оклад представителей кордебалета и работников сцены от 30-40 тысяч в месяц. Худрук получает до 100 000. Главный режиссёр представления получает вознаграждение на основании персонального договора.
Получается, что совсем не обязательно искать себе место за рубежом и интересоваться зарплатами в мире, в США и Англии. Найти себя можно и на родине, причём рассчитывать можно на зарплату, намного больше средней по России.
Система расчёта заработной платы работников бюджетной сферы
Получение образования
Прежде, чем оценивать клоунское вознаграждение, сколько заплатят цирковым жонглёрам или оценивать прибыль актёра, потребуется получить специальное образование. Конкурс в такие вузы традиционно очень высок, ведь стадию мечты о сцене в детстве проходит практически каждый будущий абитуриент. Штурмующим этот Олимп редко приходит в голову на этой стадии размышлять о перспективах зарплаты в любом театре или цирке.
Будущим студентам предстоит обязательно успешно пройти творческий конкурс. Для этого в большинстве учебных заведений он представляет комиссии:
Возможно, понадобится второй тур. Обучение на первых этапах часто проводится для актёров и режиссёров вместе. Часто именно на этом этапе будущие режиссёры определяют команду тех, кого они будут приглашать в свой спектакль или фильм.
При всей сложности попадания, иногда годы обучения оказываются ещё сложнее. Ведь предстоит пройти мастерские известных персон, которые укажут на недостатки. После подобного «разбора полётов» многим студентам подчас хочется срочно сменить направление получения профессии.
Конкурс в театральный вуз — 600 человек на место
Как заявить о себе
Сегодня почти все стараются стартовать ещё на стадии получения диплома. Учащиеся активно снимаются в рекламе или массовке. Это помогает зарабатывать на жизнь и, иногда, уже в молодые годы обратить на себя внимание.
Следующий этап начинается на четвёртом курсе. На этой стадии студенты посещают театры, в которых показывают отрывки, демонстрируя свои навыки и мастерство. От успеха часто непосредственно зависит в труппу известного театра. Ещё одним шансом становится дипломный спектакль, на которые приходят худруки театров, подбирающие таланты. Это важно, так как далеко не все педагоги занимаются будущим трудоустройством своих выпускников.
Ещё одним шансом в будущем получить хороший оклад становится участие в стажёрских группах. В них задействованы старшекурсники или выпускники. Заработная плата стажёра примерно в два раза ниже штатной ставки, но это является определённой гарантией будущего выхода на сцену или на арену на полной штатной должности.
Сколько стоит обучение профессии актёр? Какая зарплата ждёт? Легко ли будет найти работу с такой специальностью? Ответы на эти и другие вопросы смотрите в следующем видеоматериале.
В заключение можно отметить, что работа актёра или циркового артиста непосредственно зависит от желания работать своего обладателя. За счёт многочисленные вариантов дополнительного заработка даже не самые «раскрученные» представители этой профессии имеют шанс получения приличного ежемесячного дохода.
Сколько платят цирковым артистам?
Артист цирка разрабатывает и исполняет оригинальные акты демонстрации большого мастерства, юмор и эмоциональную глубину для широкой публики, которая находится вокруг. Они могут выполнять одну или комбинацию из многих навыков цирковых, таких как жонглирование, воздушная работа, акробатическая пластика или балансировка.
Сколько платят цирковым артистам?
Слово Цирк происходит от древнего Рима и описывает арену, где проходил макет сражения, гладиаторские состязания, гонки и акробатические дисплеи. Выступления, мастерство и сноровка были также популярны в древнем Китае. Действительно, большинство цивилизаций оказали гостеприимство пряди акробатических представлений. На протяжении девятнадцатого и двадцатого веков популярность западной цирка продолжает расти с включением опасных трюков, животных и шоу шутов . Тем не менее, современный цирк заметно свободен от этих грубых и датированных элементов, а вместо этого является предохранителем пантомимы, а также играют роль танец и музыка с высоким калибром художественной самодеятельности, которая проявляется на сцене.
Продолжающаяся популярность цирка подчеркивается тем фактом, что миллиардер основатель известного Cirque De Soleil является одним из самых богатых людей в Канаде.
Артисты цирка могут специализироваться или объединить любую из приведенных ниже навыков. Следующий список не является исчерпывающим:
- Жонглирование
- Эксцентрика
- Акробатическая акробатика
- Антенны (шнур Лиссе, веревки, Китайский полюс , статическая трапеции )
- Баланс Acro
- Манипуляции объектом
- Ходьба на веревке
- Полет трапеции
Теперь давайте обсудим заработную плату.
Артисты цирка часто работают не по найму. Только самые лучшие цирковые исполнители получат шанс выступить в большом цирке за большую сумму заработной платы. Исполнителям могут выплачивать за шоу или за несколько последовательных шоу. Некоторые артисты цирка выступают самостоятельно на улице, где они берут деньги непосредственно от общественности, которая наблюдает. Заработок артиста цирка зависит от качества шоу, его длины и его степени известности.
Относительно неизвестных артистов цирка, то они могут получить свыше £ 50 за исполнения (почти три тысячи русских рублей), которое длится всего 5 минут.
Артист цирка с хорошей репутацией и уникальным шоу может заработать свыше 200 £ (12000 русских рублей) в течение 10 минутного шоу.
Артист цирка на вершине своей профессии рабочего для Цирка де Солей зарабатывает свыше 500 фунтов стерлингов в день (30000 русских рублей). Сольные исполнители заработать более 100 тысяч фунтов стерлингов в год.
Как зарабатывают самые высокооплачиваемые деятели культуры
Средний возраст руководителей ведущих театров Москвы уже перевалил за 80! Почему мастера культуры не спешат уходить на заслуженный отдых, даже если их силы на исходе?
Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в отчете Министерства культуры РФ. На своем сайте оно опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год.
ДЛЯ СПРАВКИ: Юрию Соломину (Малый театр) и Олегу Табакову (МХТ им Чехова) по 81. Александру Ширвиндту (Театр сатиры) — 82, Татьяне Дорониной (МХАТ им. Горького), Галине Волчек («Современник») и Марку Захарову («Ленком») — по 83 года. Некоторые из них уже с трудом передвигаются самостоятельно, но готовы приезжать на работу даже в инвалидной коляске.
Самым высокооплачиваемым оказался худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев. В среднем каждый месяц минувшего года он получал по 12 миллионов 857 тысяч 163 рубля. Его коллега из Санкт-Петербургской академической филармонии, по данным Минкульта, зарабатывал 976,2 тысячи рублей в месяц. А гендиректору Музея-заповедника «Московский Кремль» Елене Гагариной (дочке первого космонавта) выплачивался оклад 964,2 тысячи рублей.
Дорогие мои старики: СОЛОМИН, ШИРВИНДТ, ЗАХАРОВ
Чуть меньше — по 936 тысяч — падало на карточку Олегу Табакову. Но, помимо руководства МХТ, Олег Павлович, как известно, еще возглавляет театр «Табакерка» и театральный колледж. Эти учреждения финансируются из бюджета Москвы, но данные о зарплатах своих работников культуры столичный департамент пока не публиковал. Поэтому на сегодняшний момент не известно, например, об окладах Марка Захарова, Александра Ширвиндта, Галины Волчек. Их театры также финансируются не из федерального, а из московского бюджета.
Галина ВОЛЧЕК. Фото: ИТАР-ТАСС
Среди руководителей других знаменитых «очагов культуры» выделяется Юрий Соломин. Его средняя зарплата в 2016 году составляла 746,7 тысячи. Коллега Юрия Мефодьевича из МХАТа Татьяна Доронина задекларировала сумму почти вдвое меньше — 389,6 тысячи.
Руководитель Большого Московского цирка Эдгар Запашный каждый месяц минувшего года получал 499,7 тысячи. Одним из самых низкооплачиваемых стал Константин Райкин из «Сатирикона» — 247,5 тысячи рублей.
Известного музыканта Юрия Лозу — который, помимо прочего, имеет экономическое образование — не удивили размеры окладов худруков.
— Наш бюджет и не такие нагрузки выдержит, — иронизирует Лоза. — Откуда же, как не из бюджета, брать зарплаты этим деятелям культуры? Ведь они по сути ничего не производят. Обидно, что и среди наших олигархов нет работяг. Они ничего сами не создали, живут на нефтяной игле. Хапнули в свое время на приватизации народных богатств, а теперь и в ус не дуют. Вот и наши худруки точно так же подстроились: знают, где деньги брать. Либо от тех же олигархов, либо от государства, которое для них, по сути, является олигархом. Поэтому для бедных, простых людей культура ничего и не делает, только для богатых! Поэтому и фильмы не для народа снимают, и спектакли не для народа ставят.
В театре директор получает миллион рублей, а монтажник сцены — в тридцать — сорок раз меньше, — продолжает Лоза. — А от последнего, между прочим, безопасность актеров зависит. Разве это справедливо? Надо сокращать эту безумную разницу в заработках. Я тоже больше своих музыкантов получаю, но не во столько же раз! Это мои коллеги, и они работают столько же, сколько и я, стоят за мной на сцене, играют. Так что совесть мне не позволяет их обдирать.
Как зарабатывает артист цирка в закладки
В новом выпуске — клоун. Эту вакансию не встретишь в рекрутинговых агентствах и на сайтах о поиске работы. Зарплата артиста зависит от того, где он работает. Сотрудники частных агентств по организации праздников обычно получают больше, чем клоуны из государственного цирка, зато настоящими актерами считаются именно последние. Мы спросили у клоуна с профессиональным образованием и 12-летним стажем, как ему удается зарабатывать больше, чем другим, на что он тратит деньги и чем собирается заниматься после того, как выйдет на пенсию.
ПРОФЕССИЯ
Клоун
ЗАРПЛАТА
100 000 рублей
Траты
30 000 РУБЛЕЙ
еда дома и в кафе
20 000 РУБЛЕЙ
развлечения — караоке, клубы и так далее
30 000 РУБЛЕЙ
накопления на дом
20 000 РУБЛЕЙ
Как стать клоуном
Мне 30 лет. В детстве я занимался спортивной гимнастикой, но больших успехов не достиг. Тогда мы жили в Мурманской области, там очень суровый климат. Мне было очень сложно его переносить, поэтому в 13 лет мы с семьей переехали жить в Белоруссию. Там я начал чувствовать себя лучше и снова мог заниматься, но в городе не было спортивной гимнастики, только цирковая студия. Меня сразу взяли в основной состав. В студии смотрят на твои актерские и спортивные данные — у меня все это было. Первый год я был акробатом, а первый выход на сцену совпал с моим 14-м днем рождения.
Это меня так увлекало, что я пошел еще в театральную студию. К 15 годам я понял, что меня интересует не только акробатика — так я стал заниматься клоунадой. В 11-м классе решил уехать обратно в Россию и поступать или в театральное, или в цирковое. Так получилось, что сначала экзамены были в цирковом училище в Москве. Я прошел все туры, меня приняли на бюджет, и я решил больше не пробовать поступать куда-то еще. Первый курс я проучился на очном отделении. Но потом меня заметил папа курса — актер Малого театра. 31 августа ко мне в общежитие пришел здоровый мужик под два метра ростом и говорит: «Здравствуйте. Я из уголовного розыска». Я испугался, но потом оказалось, что это был просто клоун, который позвал меня на работу в цирк. Со второго курса я перевелся на заочное и устроился на работу. Работаю я уже 12 лет.
Особенности работы
Я работал в Росгосцирке, потом ушел в Цирк на проспекте Вернадского, а сейчас вернулся обратно в Росгосцирк и работаю в коллективе династии Запашных. Но сначала я два года проработал просто так, без образа и без клоунады. Вообще, это долгий путь — понять свой образ. Это так же как писать стихи или сочинять музыку.
У нас проходит примерно 20 представлений в одном городе за месяц. Это значит, что понедельник — выходной, со вторника по пятницу — репетиции, а по выходным — по два представления в день. Получается, что рабочих дней в неделе два, а в остальные что хочешь, то и делай. Многие артисты репетируют. Например, гимнастам и акробатам нужно быть в форме. Но клоуну постоянные репетиции не нужны. Кстати, у нас говорится не «клоун», а «коверный». Какие-то новые вещи вводятся уже на представлении.
Сейчас на сцене я Стасик. В манеже его жизнь — не моя. У меня тетрадь вся исписана его биографией: у него есть мама и папа, лучший друг, собака. И это он там работает.
Я работаю в паре с другим коверным, и каждая из наших реприз — это отдельная история. Говорить о том, что мы выходим в паузах, чтобы покидать шары в зал, как это делает 95 % российских клоунов, нельзя. Мы решили уйти от этого всего: мы клоуны, но современные. У нас есть танцевальные баттлы, пародии на художественную гимнастику, мы поем и играем на гитаре. Вытаскивать зрителя на сцену — это уже прошлый век. Я работаю вообще без грима. Максимум глаза подведены карандашом для выразительности.
Физически это очень тяжело. Если в театре идет один спектакль в день, то в цирке может быть и по два, и по три представления. И эту работу не сравнить с работой тех, кто выходит и прыгает два сальто или жонглирует пять минут. Я воспринимаю себя как актера. У меня девять выходов за представление, и с манежа я почти не ухожу. Второго состава и замены у нас нет. За одно представление выматываешься очень сильно, поэтому я, так скажем, бешусь. Даже если заболел и температура под сорок, то нужно выходить. Было и такое, когда за час до представления я узнал, что мой дедушка умер. Но пришлось выходить на манеж и забывать о проблемах.
Мы гастролируем по разным городам весь год, отпуск у меня в мае. За год ничего не меняется: мы переезжаем из города в город и показываем одну и ту же программу. Конечно, бывают длинные переезды между городами, около двух недель. Тогда я могу смотаться хоть домой, хоть в Таиланд.
Зарплата
В системе Росгосцирк максимальная ставка — 2 300 рублей за представление. Большинство работает за 1 500–1 800 рублей. Если хочешь поднять ставку, нужно делать новые трюки или клоунаду, записывать на видео и отправить в главк. Там режиссерская коллегия смотрит и решает — например, поднять ставку на 300 рублей или не поднимать вообще. У меня все немного по-другому устроено, потому у нас в цирке мало действительно хороших клоунов. Моя ставка — 5 тысяч рублей за представление, больше этого никто не получает. Кто-то завидует, а я говорю: «Сделайте нормальный номер и получайте еще больше». В коллективе я хорошо общаюсь со всеми, хотя сплетен хватает.
В месяц получается порядка 100 тысяч рублей. Трачу их только на свои нужды, для работы могу купить только пару баночек лака, потому что залачиваю волосы.
Траты
За жилье я ничего не плачу, потому что мы переезжаем из города в город и организация снимает нам гостиницы или квартиры. Весь мой быт перевозится в почтовом контейнере высотой полтора метра.
Я не слежу за кошельком и не смотрю, сколько потратил, заходя в магазин. Поэтому расходы только примерные. Около 30 тысяч рублей уходит на еду. Я обожаю готовить и от этого получаю удовольствие. Около 20 тысяч рублей трачу на развлекушки — караоке, клубы и тому подобное. Отдыхаю как обычные люди: посидел с друзьями, сходил в ресторан… Мы ходим в караоке часто, орем песни. Есть еще обычные нужды типа заплатить за телефон и интернет, одежду.
Еще я коплю: 30 тысяч рублей стараюсь откладывать ежемесячно, коплю себе на дом. Недавно я получил второе гражданство в Израиле, хочу купить там дом, но понимаю, что смогу потянуть только квартиру. Также я записываю альбом и около 20 тысяч рублей в прошлом месяце на это потратил.
До пенсии мне осталось пять лет. Изначально я был акробатом, поэтому я могу проработать 15 лет и уйти на пенсию. Но что мне эта пенсия даст? Эти деньги ни о чем. Я не знаю, что будет через три года, не говоря уже о пяти. Скорее всего, я буду жить или в Ростове, потому что мне очень понравился этот город, или в Израиле.