Закон р ф о выборах наблюдатели

Права и обязанности наблюдателя на выборах

Права и обязанности наблюдателя на выборах описываются ст. 30 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

1. Знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.

2. Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования

3. Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума.

4. Присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.

5. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней.

6. Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему просмотр в бюллетенях отметок избирателей.

7. Знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей.

8. Наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования.

9. Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.

10. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов.

11. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы.

12. Обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.

13. Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

Наблюдатели не вправе:

1. Выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени.

2. Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней.

3. Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени.

4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.

5. Принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней.

6. Совершать действия, препятствующие работе комиссии.

7. Проводить агитацию среди избирателей.

8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Обязанности наблюдателя на выборах

1. Знать законодательство о выборах.

2. Защищать интересы избирателей, своей организации и кандидата.

3. Ознакомиться с избирательным участком.

4. Явиться к месту для голосования до открытия избирательного участка и не покидать его до тех пор, пока все избирательные бюллетени не будут подсчитаны и все протоколы не будут заверены.

5. Изучить порядок расположения кандидатов в избирательном бюллетене.

6. Воздерживаться от любых действий, которые могут помешать ходу выборов.

7. Проявлять бдительность и делать подробные записи в отношении спорных или не соответствующих установленному законодательством действий по порядку голосования или подсчета голосов.

8. Отмечать время и место, где произошли такие правонарушения, а также указывать по возможности свидетелей.

9. Получить заверенную копию итогового протокола и вместе с личным отчетом предоставить в организацию, направившую в участковую комиссию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9861 — | 7421 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общественные палаты смогут направлять представителей на избирательные участки

Перечень субъектов, которые получат право направлять наблюдателей на выборы президента, может расшириться за счет Общественной палаты РФ и региональных ОП. Соответствующие поправки к закону «О выборах президента» внесены в Госдуму. Нововведения должны быть приняты до официального объявления выборов. Движение «Голос» считает, что число субъектов общественного контроля должно быть еще шире.

В Госдуму внесен законопроект, по которому наблюдателей смогут направлять не только кандидат, выдвинувшая его партия, но также и доверенное лицо. Список дополнят «субъекты общественного контроля», в частности ОП РФ и ОП субъектов РФ. Региональные общественные палаты смогут направлять наблюдателей в избиркомы только в пределах своего региона.

Соавтор законопроекта глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников заявил “Ъ”, что инициатива по разработке поправок исходила от руководства Общественной палаты. «Мы вели переговоры с администрацией президента (АП), ЦИКом и в итоге подготовили законопроект, который, наверное, можно назвать консенсусным, поправки сделают процесс голосования более прозрачным, обеспечат гласность»,— отметил глава комитета. На вопрос “Ъ”, почему право назначать наблюдателей расширили только за счет общественных палат, депутат сказал: «ОП — это статусная организация, состоящая как раз из представителей разных общественных организаций».

Ассоциация юристов России продвигает своих наблюдателей на выборы президента

«Мониторингом сейчас приходится заниматься по-кривому,— отметил “Ъ” заместитель секретаря ОП Александр Точенов.— В законе записано, что такое наблюдатель. А нам приходится идти через избирательные объединения, кандидатов, СМИ. Первые варианты в корне неверны». В региональных ОП состоят от 30 до 60 человек, говорит он, и для наблюдения нужно будет искать активистов. Палата через ЦИК, АП и профильные комитеты Госдумы и Совета федерации попросит права делегировать в избиркомы представителей ОП в качестве членов комиссий с правом совещательного голоса, сказал Александр Точенов.

Законопроект предполагает поправки только к закону «О выборах президента». «Закон о выборах президента — это вопрос ведения РФ, поэтому поправки будут приняты быстро. Изменения других законов о выборах повлекли бы за собой более длительную рассылку»,— пояснил “Ъ” Павел Крашенинников. После выборов президента могут обсудить, распространять ли нововведения на выборы других уровней, считает он.

Предлагается ввести в закон норму о том, что в территориальных избиркомах (ТИК) при установлении итогов голосования могут использоваться средства видеонаблюдения. О том, что видеонаблюдение вводится в ТИК, на встрече с президентом Владимиром Путиным 9 октября говорила глава ЦИКа Элла Памфилова: «Группы и представители разных партий, включая представителей наблюдательского сообщества, могут полностью контролировать процесс, ввод протоколов в систему ГАС “Выборы”». Принятие порядка видеонаблюдения уже анонсировалось ЦИКом, но оно может быть отложено до принятия закона, полагает собеседник “Ъ” в комиссии. Проект ЦИКа предполагает наблюдение в 2,6 тыс. ТИК: камеры там должны работать с начала подведения итогов голосования. Дополнительно зафиксировать норму в законе потребовалось, чтобы «Ростелеком» мог отчитываться перед Минкомсвязью о расходовании средств за наблюдением в ТИК, говорят в ЦИКе. Сейчас в законе «О выборах президента РФ» говорится о возможности применения средств видеонаблюдения только в помещениях участковых избирательных комиссий (УИК). На этот раз они охватят 40 тыс. участков (всего в РФ около 95 тыс. УИК). До сих пор обсуждается, сколько будут храниться записи с видеокамер. «Голос» выступает за продление срока с трех месяцев до одного года.

Владимир Путин готов признать наблюдателей социально ориентированными НКО

Поправки в закон были внесены на следующий день после встречи Владимира Путина с членами президентского Совета по правам человека (СПЧ), которые представили президенту доклад об итогах региональных выборов в сентябре. В нем предлагалось закрепить статус наблюдателя за представителями СПЧ, ОП, уполномоченных по правам человека. В движении «Голос» предлагали расширить этот список за счет представителей общественных организаций. По их мнению, ограничения направлены на создание элитарного наблюдения со стороны административных образований вместо поддержки организаций гражданского общества, занимающихся наблюдением за выборами.

Представляя доклад президенту, сопредседатель мониторинговой группы СПЧ Игорь Борисов обратил внимание Владимира Путина на то, что ему известен «один случай, когда избиратель просто отказался идти на выборы, мотивировав тем, что там работают видеокамеры». «Это единичные случаи, но мы можем предположить, что такие вызовы могут существовать для тех, кто работает на срыв явки»,— отметил господин Борсов. В «Голосе» напоминают, что претензий со стороны граждан к такому механизму контроля, как видеонаблюдение, не отмечалось, а его ограничения «лоббируются лицами, заинтересованными в сокрытии нарушений и фальсификаций: видеозаписи мешают фальсификаторам, фигурирующим на видеозаписях при совершении преступлений, так как помогают установить их личность».

Права и обязанности общественного наблюдателя на выборах в Мосгордуму

В ходе Единого дня голосования чистоту и легитимность выборов в столице будут обеспечивать волонтеры Корпуса наблюдателей Общественной палаты Москвы.

Тема общественного наблюдения за голосованием в столице достаточно активно освещается в СМИ, однако один из ее аспектов эксперты и журналисты незаслуженно обходят вниманием. Речь идет о правах и обязанностях наблюдателей. Важно подчеркнуть: общественные палаты субъекта федерации имеют право направлять наблюдателей, но не наделены полномочиями для их отзыва. Чтобы устранить связанные с этим риски, ОП РФ разработала «Кодекс этики общественного наблюдателя». И на его основе общественные палаты регионов разработали собственные документы, регламентирующие права и обязанности наблюдателей.

В случае столицы роль акта-регулятора исполняет Кодекс наблюдателя Общественной палаты города Москвы на выборах в Московскую городскую Думу VII созыва.

Права общественного наблюдателя

Как указано в документе, общественные наблюдатели наделяются правом ознакомления со списками избирателей, сведениями о москвичах, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, и реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования.

Наблюдателям также предоставлено право в любое время с момента начала работы УИК находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка. Это право распространяется на день голосования и дни досрочного голосования, и действует вплоть до получения известий о получении вышестоящим избиркомом протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Наблюдатель также имеет право наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и присутствовать при голосовании вне помещения для голосования. Помимо того, он может наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в соответствующие списки, а также количества выданных и погашенных избирательных бюллетеней.

Также наблюдатель уполномочен отслеживать подсчет голосов избирателей на участках на расстоянии и в условиях, при которых он может четко различать отметки, проставленные в бюллетенях.

Наблюдатель имеет право на визуальное (зрительное) ознакомление с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем в процессе подсчета голосов. Они могут отслеживать и составление избиркомом протокола об итогах голосования и иных документов.

Закон наделяет общественных наблюдателей правом обращаться к председателю избиркома или замещающему его лицу с предложениями и замечаниями, имеющими отношение к вопросам организации голосования. Они могут знакомиться с протоколами об итогах голосования, составленных избиркомами, к которым прикреплены, и нижестоящих избирательных комиссий. На аналогичных условиях им доступны предлагающиеся к протоколам документы. Наблюдатель вправе получить от избиркома заверенные копии протоколов. В суде или вышестоящей избирательной комиссии наблюдатель может обжаловать решения и действия/бездействие комиссии, в которую он направлен.

Общественные наблюдатели наделяются правом присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Уведомив руководство избиркома и согласовав с его председателем конкретное место, наблюдатель может осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку.

Наблюдателю дано право носить нагрудный знак (бейдж), который не содержит признаков предвыборной агитации. На нем должны быть указаны статус, фамилия, имя и отчество и отсылка к тому, что наблюдатель назначен Общественной палатой города Москвы.

Обязанности общественного наблюдателя

Широкий набор прав наблюдателя дополняет солидный список обязанностей.

Он должен соблюдать «политический нейтралитет», строго следовать действующему законодательству. Осуществляя свои права, он не должен нарушать порядок проведения голосования и создавать неудобства для избирателей. Действия наблюдателя не должны приводить к возникновению препятствий волеизъявлению граждан или нарушать тайну голосования. Общественный наблюдатель обязан оперативно информировать уполномоченного сотрудника Общественной палаты Москвы о любых замеченных нарушениях избирательного законодательства. Под запретом находятся любые действия, которые потенциально могут скомпрометировать наблюдателя, подвергнуть сомнению его честность и беспристрастность.

С сожалением необходимо отметить, что в текст Кодекса не внесен прямой запрет на распространение непроверенной информации о якобы имевших место нарушениях.

В то же время заслуживает одобрения норма, согласно которой в случае несоблюдения норм Кодекса наблюдатель лишается своего удостоверения и удаляется с участка, после чего его сменяет новый наблюдатель.

Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП

Наблюдаем по-новому: Изменения в законе о порядке наблюдения на выборах

15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.

Существующий порядок наблюдения (когда партия или кандидат могут в любое время направить на участок наблюдателя, отсутствуют ограничения по количеству участков, на котором то или иное лицо может быть наблюдателем) был существенно изменен, также было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса.

Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:

Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.

Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.

Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные. Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.

Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.

Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.

Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).

Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено. При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.

Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.

Вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии – территориальной или ИКМО о планировании направить наблюдателя. Список подаётся не позднее, чем за три дня до дня голосования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. При этом, как было указано выше, не вводится порядка получения согласия от направляемых наблюдателей на внесение в данный список, нет порядка обмена данными списками между территориальными комиссиями на одних выборах (чтобы исключить направление наблюдателей в таком же списке в участковые комиссии на территории иной территориальной комиссии), порядка рассмотрения данных списков (будет ли при наличии в списке неточностей, неизбежно связанных с указанием адреса места жительства отбраковываться весь список или конкретный наблюдатель, в какой срок можно уточнить список при наличии неточностей и т.п.), порядка оповещения представителей других партий и кандидатов о поданных списках (чтобы исключить направление лица, уже имеющегося в списке), порядок исключения наблюдателя из списка лицом, его направившим или самим наблюдателем.

Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.

Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.

Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования. При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.

Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.

Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.

Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.

Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.

Выводы:

  1. Порядок направления наблюдателей существенно ужесточён и до конца неясен в итоговом механизме реализации, что может привести к злоупотреблениям при составлении, утверждении и направлении списков наблюдателей. Отсутствуют механизмы исключения наблюдателей из списков как по собственному желанию, так и по воле включивших их туда лиц.
  2. Ужесточение порядка удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, должно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
  3. Ужесточение направления наблюдателей практически не сказалось на регулировании порядка назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, что может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
  4. Изменение порядка фото- и видеосъемки привело к фактическому ограничению числа лиц, имеющих право её осуществлять, до журналистов и наблюдателей, ввело для наблюдателей обязанность по фотографированию только с места, определённого председателем комиссии и только в помещении для голосования.
  5. Закон, вместе с тем, расширил право на присутствие участников избирательного процесса на заседаниях комиссий, иных стадиях избирательного процесса, увеличил количество документов, с которыми можно знакомиться, уточнил возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector