Закон о дронах в россии 2020

«Закон о дронах» в России 2019 года – как зарегистрировать дрон или квадрокоптер?

В мае 2019 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление № 658, которое стали называть законом о дронах в России 2019 года. Документ разъясняет правила регистрации беспилотных летательных аппаратов весом больше 250 грамм.

Квадрокоптеры и дроны появились на рынке не так давно, но уже получили широкое распространение. Используют их для топографической съемки, поиска пропавших людей и в других целях. Частные лица, как правило, приобретают дроны для развлечений, есть даже модели для детей. До настоящего времени подобная техника приобреталась бесконтрольно. Но с конца сентября 2019 года ее необходимо будет регистрировать. Расскажем, как будет происходить регистрация дронов в России в 2019-2020 годах. Подробнее о том, что делать владельцам квадрокоптеров, чтобы на законных основаниях продолжать пользоваться этим устройством, читайте далее.

Новый закон о дронах

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 были утверждены Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов. Данные правила распространяются на дроны и квадрокоптеры, если их масса превышает 0,25 кг. При этом не имеет значения, ввезен аппарат из заграницы либо произведен на территории России.

Небольшие модели, которые весят меньше 250 граммов, регистрировать не нужно. Такой вес имеют обычно детские модели. Поэтому дети могут продолжать запускать игрушечные летательные аппараты. Родителей за это не привлекут к ответственности.

Порядок регистрации дронов в России несложный. Он напоминает процедуру постановки на учет автомобиля. Владельцу аппарата необходимо указать определенные сведения, получить регистрационный номер и дальше продолжать использовать дрон в своих личных целях. Регистрировать такие беспилотные аппараты будет Росавиация.

Регистрация летательных аппаратов — это вынужденная мера для обеспечения безопасности воздушного пространства. В настоящее время полеты дронов запрещены в населенных пунктах и вблизи аэродромов. Однако люди продолжают запускать аппараты в потенциально опасных зонах. Пока серьезных аварий по вине квадрокоптеров не происходило, однако за последние два года количество инцидентов с дронами увеличилось в 12 раз. С каждым годом они становятся все мощнее, тяжелее и быстрее.

Чтобы не допустить в дальнейшем трагедий, власти разработали так называемый закон о регистрации дронов в России. Каждому летательному аппарату присвоят номер. По номеру дрона можно будет установить владельца. В случае запуска устройства в запрещенном месте владельца привлекут к административной ответственности.

Инструкция по регистрации дрона

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019-2020 годах должна осуществляться в течение 10 дней после покупки или ввоза в страну. Нынешним владельцам этих устройств пройти регистрацию можно будет после 27.09.2019.

Для этого нужно отправить заявление и предоставить необходимую информацию в Росавиацию. Сделать это можно разными способами:

  • через портал Госуслуг;
  • почтой;
  • через портал учета беспилотных воздушных судов.

Предоставление данной услуги будет бесплатным. Срок получения регистрационного номера для дрона — десять рабочих дней.

Расскажем подробно, как зарегистрировать дрон. Пошаговая инструкция через сайт Госуслуг содержит всего 5 шагов:

  1. Необходимо открыть личный кабинет на портале.
  2. Из списка выбрать услугу по регистрации дронов.
  3. Заполнить заявление. Необходимо указать следующую информацию: тип беспилотника, его серийный номер, количество и тип двигателей, взлетную массу, информацию об изготовителе, сведения о владельце.
  4. Далее нужно получить подтверждение регистрации и номер.
  5. Перед первым полетом нанести номер на дрон.

Если у владельца имеется несколько дронов, то можно заполнить одно заявление на все беспилотные летательные аппараты. Номер будет присвоен каждому из них.

При изменении информации о дроне (например, сменился владелец или поменялись технические характеристики), она должна быть сообщена Росавиации таким же способом, что и при первичной регистрации квадрокоптеров и дронов.

Ответственность за нарушение нового закона

На сегодня ответственность за отсутствие регистрации дрона не предусмотрена. Его владелец может быть оштрафован, если аппарат окажется в запретной зоне или произойдет инцидент с его участием. Именно за такие нарушения размер штрафа был увеличен в десять раз.

Чтобы выполнять полеты по своему желанию, недостаточно просто получить регистрационный номер. Например, для передвижения по воздуху над городами необходимо разрешение Росавиации для каждого конкретного запуска. В противном случае виновника привлекут к ответственности по статье 11.4 КоАП РФ.

Размеры штрафов установлены высокие:

  • для граждан — от 20 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 100 000 до 150 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 250 000 до 300 000 руб.; при этом деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Что делать владельцам дронов, чтобы не стать нарушителями и не платить огромный штраф: нужно обязательно зарегистрировать аппарат и соблюдать правила его запуска. В первую очередь, не использовать летательный аппарат в населенных пунктах и вблизи аэропортов и аэродромов.

Закон о регистрации дронов в России вступил в силу

Самодельные летательные аппараты тяжелее 250 граммов подлежат регистрации и сертификации.

В России 30 марта 2016 года вступил в силу обновленный Воздушный кодекс, согласно которому все беспилотники тяжелее 250 граммов подлежат обязательной регистрации. Подробно о вступивших в силу поправках и ограничениях на полеты дронов сообщает портал «Право.Ru».

Согласно принятым изменениям в Воздушный кодекс РФ, под обязательную регистрацию попадают все гражданские беспилотники с взлетной массой от 250 граммов до 25 килограммов, при этом летательные аппараты подлежат обязательной сертификации. Реестр беспилотников будет вести Росавиация, однако граждане и компании, которые ввозят или производят на территории России беспилотные гражданские воздушные суда, должны будут обратиться для регистрации и получения справки о постановке на учет в ФСБ. При этом интернет-портал для регистрации онлайн отсутствует.

При регистрации ввезенного или самостоятельно собранного беспилотника нужно будет сообщить имя, телефон, адрес и ИНН. Кроме того, необходимо будет указать технические характеристики и дополнительные данные о беспилотнике: год изготовления, максимальную взлетную массу, мощность, тип и количество двигателей, назначение модели, компанию-изготовителя, а также серийный номер летательного аппарата.

Новый Воздушный кодекс вводит термин «внешний пилот» для обозначения оператора беспилотника, обладающего правами командира воздушного судна. Каким именно образом владелец беспилотника получит документы, удостоверяющие, что он является внешним пилотом конкретного типа БПЛА, не уточняется.

Как отмечает «Право.Ru», новый Воздушный кодекс фактически приравнивает владельцев любительских беспилотников и специалистов по аэросъемке к пилотам полноценных самолетов. Также новые правки вызвали непонимание у авиамоделистов. По мнению представителей Федерации авиамодельного спорта России, закон в его текущем виде практически делает невозможным существование авиамоделизма.

По словам директора Института воздушного и космического права AEROHELP, возможно, некоторые нормы нового Воздушного кодекса не будут применяться, пока не прописаны соответствующие подзаконные акты, поэтому фактически поправки начнут работать не раньше осени. В качестве примера он указывает на необходимость регистрации сверхлегкого воздушного судна авиации общего назначения — порядок этой процедуры был описан через 14 лет после появления нормы в Воздушном кодексе Российской Федерации.

Аналогичная система заработала в 2015 году в США — для регистрации беспилотника с аналогичными ограничениями по весу гражданину необходимо заполнить специальную форму на сайте Федерального управления гражданской авиации США. За январь 2016 года FAA зарегистрировало около 300 тысяч гражданских беспилотников.

Закон о квадрокоптерах с последними изменениями

Первый радиоуправляемый квадрокоптер появился чуть более 10 лет назад. Сегодня эти устройства являются распространенными и относительно доступными гаджетами. Эти беспилотные аппараты используются в качестве игрушек, военных разведчиков и спортивных снарядов, платформы для фото- и видеосъемки.

Квадрокоптер — это беспилотный летательный аппарат с 4-мя пропеллерами. В обиходе также часто можно встретить понятия, используемые в качестве синонимов:

  • Мультикоптер — общее название для беспилотных летательных аппаратов, у которых количество пропеллеров (несущих винтов) больше, чем 2;
  • Коптер — беспилотник с любым количеством несущих винтов;
  • Дрон — применяется для обозначения квадрокоптеров и других мультикоптеров, что является ошибкой, поскольку дроном называют беспилотники военного назначения, внешний вид которых существенно отличается.

Запрещены ли квадрокоптеры законом?

Сами по себе устройства, их покупка и использование на территории России законом не запрещены. Однако из-за участившихся в последние годы случаев посягательства на частную жизнь российских государственных чиновников, эпизодов несогласованной съемки секретных и военных объектов с использованием беспилотников, российское законодательство претерпело поправки. Закон о регистрировании коптеров рассмотрим ниже.

Более важным вопросом, чем раскрученная в СМИ тема о регистрации коптеров, является вопрос использования воздушного пространства.

Наиболее актуален он для Москвы, поскольку с 2009 года на территории города абсолютно все полеты на высоте от 0 до 8 тысяч метров запрещены. Нарушителям может грозить административный штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Совершать полеты над Москвой позволено только силовикам, МЧС, ФСБ (ФЗ о ФСБ по ссылке:) и ФСО. Как видно, эта норма закона — далеко не новая. Просто до поднятия темы регистрирования беспилотников, на квадрокоптеры ни власти, ни общество не обращали пристального внимания.

Необходимо понимать, что любая зона воздушного пространства обязательно кому-нибудь принадлежит: частникам, аэропортам, городской администрации, государственным структурам.
Согласно пункту 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, все полеты беспилотных летательных аппаратов, вне зависимости от габаритов и мощности, выполняются при наличии:

  1. Разрешения на использование воздушного пространства, полученного у его владельца;
  2. Разрешения от исполнительных органов власти (ФСБ или ФСО):
    • При проведении фото- или видеосъемки;
    • В любом случае — в городах федерального значения (Москва, С.Петербург, Севастополь) и на приграничных территориях (до 25 км).

При получении разрешений согласовывается каждая деталь: место или зона полета, промежуток времени для его проведения, цель и объекты фото- или видеосъемки и др. Процедура может занять до 2-х недель.

Внимание! Если по каким-то причинам полет в оговоренном месте в утвержденное время не состоялся, процедуру получения необходимых разрешений придется начинать с нуля.

Последние изменения, внесенные в закон о квадрокоптерах

Федеральный закон от N 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов» был принят 30 декабря 2015 года, вступив в законную силу спустя 3 месяца после официального опубликования. Любые дистанционно пилотируемые и беспилотные аппараты со взлетной массой свыше 250 грамм были приравнены к воздушным судам. Хотя более ранняя версия законопроекта предполагала регистрацию только БПЛА общим весом от 30 кг.

Вторая поправка в ст. 33 Воздушного кодекса была внесена Федеральным законом N 291-ФЗ 3 июля 2016 г., вступая в силу через год — с 5 июля 2017 года. Согласно изменениям, квадрокоптеры взлетной массой от 250 граммов должны быть поставлены на учет в упрощенном порядке. Дроны со взлетной массой свыше 30-ти килограммов подлежат регистрации в качестве полноценного воздушного судна.

Внесенная в текст Воздушного кодекса РФ поправка предполагает принятие Правительством России соответствующего нормативно-правового акта во исполнение норм закона до момента вступления положений о регистрации учета в силу. Однако ни к 5 июля 2017, ни на настоящий момент не выпущены подзаконные акты, не распределены обязанности в сфере регулирования, контроля и других процессов, не определен порядок регистрации квадрокоптеров. Документ по-прежнему находится на стадии разработки. В сентябре 2017 г. Минтранс сообщал, что приступят к учету дронов не раньше апреля 2018 года.

Как зарегистрировать дрон в РФ?

Предполагается, что для постановки квадрокоптера на учет владелец обязан будет предоставить все сведения об устройстве, свои личные данные и контактную информацию. Подать заявление можно будет в электронном виде, в отделениях Почты России и в Многофункциональных центрах. После владельцу отправят регистрационный номер, который надо наклеить или нарисовать на борту аппарата.

Судимых за терроризм, экстремизм и хулиганство, лиц, состоящих на учете в нарко- и психдиспансерах и тех, кто прежде уже был отстранен от управления, к регистрации не допустят.

Подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о порядке учета гражданских беспилотных воздушных судов был раскритикован Министерством экономического развития и отраслевыми ассоциациями. Документ содержал чрезмерные административные ограничения:

  • Регистрация дронов должна происходить в течение 10 дней с момента покупки либо ввоза его в РФ;
  • Используется усиленная квалифицированная подпись (стоимость составляет от 3,5 тыс. руб. + обслуживание от 900 руб. ежегодно);
  • Необходим учетный опознавательный знак для радиочастотной идентификации (технические требования в документе не разработаны).

В конечном итоге процедура постановки на учет, предложенная Минтрансом, оказалась сложнее процедуры регистрации любого транспортного средства в России.

На данный момент постановка на учет беспилотных летательных аппаратов не производится.

Согласно информации с сайта компании, которой Минтранс РФ передал полномочия касательно регистрации беспилотников, — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (дата публикации не указана), проект постановления разработан и вскоре будет направлен в Министерство юстиции и Правительство на рассмотрение и утверждение, а регистрация квадрокоптеров на территории РФ временно заморожена.

Скачать закон о квадрокоптерах в России

Регистрационная кампания с треском провалена и закон о дронах в России сегодня не работает. Соответственно, до начала регистрации ответственность за нарушение нормы закона владельцам беспилотников не грозит.

В России ежегодно производится около 3 тысяч коптеров для коммерческих целей, 30 тысяч авиамоделей для занятий спортом. Ввозится около 50–70 тысяч любительских квадрокоптеров. Если в постановлении правительства, которое рано или поздно будет утверждено, сохранятся вышеперечисленные положения, цены на них возрастут на 8-10%, а процедура постановки на учет станет сложнее регистрации любого транспортного средства.

Чтобы ознакомиться подробно с действующими положениями законодательства в части учета и использования гражданских беспилотных летательных аппаратов, предлагаем скачать Воздушный кодекс РФ в редакции от 31.12.2017.

Закон о регистрации дронов в России и как легально провести полет квадрокоптера

Друзья, приветствую вас на страницах нашего журнала DroneUp — про аэросъемку с квадрокоптера!

Мы уже выяснили в какие страны лучше не брать с собой ваш квадрокоптер в одной из прошлых статей. Теперь самое время попробовать разобраться с законами России, которые регулируют полеты БПЛА.

Данная статья актуальна на момент ее написания (08.12.2018) и, безусловно, информация в ней очень быстро может устареть. Это связано с тем, что квадрокоптеры в России находятся в свободной продаже, кроме того их использование развивается семимильными шагами. Это все происходит не смотря на то, что пока у нас в стране нет четкого законодательства в их использовании.

Есть хорошая новость — квадрокоптеры и иные беспилотники в России гарантированно будут использоваться. Все-таки в России понимают, что от прогресса никуда не уйти и его благами нужно пользоваться.

Отчет аналитиков компании Gartner, опубликованный в феврале 2017 года, показал, что доля дронов для промышленного мониторинга в 2017 году составила порядка 30%, 7% беспилотников пришлось на рынок сельского хозяйства, на коммерческую доставку лишь 1%. Согласно отчету PwC о коммерческом применении беспилотных летательных аппаратов в мире, более 90% рынка сосредоточено в картографировании и съемках для диагностики протяженного объекта, в частности, нефте- и газопроводов, ЛЭП и дорог. Аналитики компании отмечают, что иногда дроны используются «совсем не по назначению» — с целью воровства, контрабанды, транспортировки запрещенных веществ.

Закон о регистрации БПЛА

Беспилотные летательные аппараты весом от 250 г до 30 кг с 5 июля 2017 необходимо регистрировать.Такой федеральный закон внес изменения в Воздушный кодекс России. Полностью с ним можно ознакомиться здесь. Заниматься постановкой беспилотников на учет будет подведомственное Минтрансу предприятие — ФГУП «Защитаинфотранс». Однако, этот ФГУП «Защитаинфотранс» на момент вступления в силу Федерального закона был не готов к регистрации (все телефонные звонки, электронные письма и даже обычные письма были этим предприятием проигнорированы).

В настоящее время на сайте этой организации есть ссылка: «Тестирование системы учета беспилотных воздушных судов», которая не работает. А ведь прошло уже больше 1 года.

Исходя из этого можно сделать вывод, что квадрокоптер в России зарегистрировать в данный момент невозможно!

Однако, закон все еще находится в разработке. Ход его можно отследить вот по этой ссылке.

Судя по рассказам пилотов, которые попадали в неприятные ситуации со стражами правопорядка четкого понимания нет ни у кого. Какими документами должен обладать оператор квадрокоптера или заказчик аэросъемки. В большинстве случаев достаточно разрешения на аэросъемку от администрации города (или иного населенного пункта), где будет осуществляться эта съемка.

Тем не менее разрешение на полет получить нужно.

Как получить разрешение на полет?

Если планируется полет в зоне 25 километров от приграничной полосы, необходимы разрешения от Генерального Штаба ВС РФ и ФСБ России. Разрешения от этих же инстанций понадобятся и если вы далеко от границы, но собираетесь вести с воздуха фото или видеосъемку. В заявлениях пишем где и когда намерены запустить в полет свой летательный аппарат, а также прилагаем копии полученного паспорта и техпаспорта (руководства пользователя, или что еще вложил в коробку производитель, на чем указаны основные технические характеристики беспилотника).

Затем нужно согласовать полет с органами местного самоуправления – администрацией города или района, в котором будет проходить полет. Приложения к заявлению те же – паспорт и техпаспорт. Очень желательно направить его сильно-сильно заранее, так как общий порядок в 30 дней для ответа гражданину может сильно осложнить вам жизнь, а ведь согласования впереди еще предстоят.

С собранными согласованиями направляем представление на согласование временного режима в Зональный центр единой системы организации воздушного движения. Затем, не позднее чем за 5 дней до полета, направляем представление на установление временного режима в Главный Центр Единой системы организации воздушного движения в г. Москва.

Не позднее чем за день до полета нужно представить в Зональный центр единой системы организации воздушного движения план полета воздушного судна. Составляется он по форме приказа Минтранса России «Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации». Нужно будет попыхтеть, разбираясь в условных обозначениях, которыми заполняется план. Например, высота в 150 метров будет обозначена как «М0015», а то, что ваш квадрокоптер взлетает не с аэродрома, как «3333». Разобраться с планом и правилами его заполнения желательно заранее, так как будет обидно, если все предыдущие усилия пропадут впустую. Отправлять план следует только в виде электронного текста, так чтобы его можно было выделить и скопировать средствами операционной системы компьютера (то есть, не в виде фотографии).

В день проведения полетов, за 2 часа до их начала необходимо позвонить в районный центр Единой системы организации воздушного движения и запросить разрешение на использование воздушного пространства. У диспетчеров уже будет информация о вашем временном режиме, направленная из Главного центра Единой системы организации воздушного движения и информация из Зонального центра единой системы организации воздушного движения о вашем плане полета. Вам нужно представиться, назвать свой позывной и номер временного разрешения. Об окончании полетов также доложить в районный центр.

Если после всего этого круга сбора документов у вас не отбито желание стать внешним пилотом беспилотника, поздравляем, вы – законопослушный гражданин России. Ведь с точки зрения Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, даже запуск маленького китайского детского вертолета или самолета уже является нарушением правил использования воздушного пространства и лицо осуществляющее запуск игрушки, должно быть наказано. В общем случае административно штрафом, но если запуск повлек за собой тяжелые последствия, то и уголовно, с реальным сроком лишения свободы.

Как это все сделать в видео:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector