Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП на ЕНВД, основной вид деятельности — перевозка грузов (ОКВЭД 49.41). По результатам СОУТ водителям грузовых и легковых автомобилей назначен класс условий труда 3.1 (напряженность трудового процесса).
Водители не заняты на работах, дающих право на досрочную пенсию. Начисляются ли на выплаты в пользу данных работников дополнительные тарифы страховых взносов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплаты в пользу сотрудников, не занятых на работах, дающих право на назначение досрочной пенсии, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу, несмотря на то, что по результатам специальной оценки условий труда их профессии установлен подкласс условий труда 3.1, относящийся к классу условий труда «Вредный».

Обоснование вывода:
Дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС), предусмотренные ст. 428 НК РФ, применяются плательщиками страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) (п.п. 1, 2 ст. 428 НК РФ).
В п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 указан перечень работ, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, взносы по дополнительным тарифам на ОПС начисляются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, выполняя которые они могут получить право на досрочное назначение трудовой пенсии (письма Минфина России от 09.06.2017 N 03-15-06/36267, от 24.03.2017 N 03-15-06/17262, от 21.03.2017 N 03-15-06/16239 (п. 7), ФНС России от 24.05.2017 N БС-4-11/9763).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяются в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Отметим, что в соответствии со Списками N 1, N 2 водители имеют право на досрочную пенсию, если они заняты на подземных работах на: строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений; перевозке расплавленного металла, фтористых солей, глинозема и продуктов хлорации; вывозке огарка; догрузке асбеста вручную и погрузкой навалом асбеста, сопутствующих продуктов и отходов обогатительных фабрик; транспортировании горной массы в технологическом процессе; погрузке горной массы; карьерах; наращивании дамб хвостохранилищ, на вывозке шлама, породы и отходов обогащения и брикетирования; перемещении шлака на горячих участках работ; рудном дворе; перевозке огнеупорных материалов на горячих участках работ; вывозке отходов коксохимического производства; транспортировке угля на углеподготовку; плавильном и электротермическом производстве; производстве углеродных материалов, масс и изделий из них; получении металла электролитическим способом в расплаве металла; транспортировке жидкого металла; производстве асбеста; сборе и перевозке трупов животных.
Водители, не занятые в перечисленных выше работах, не имеют право на досрочную страховую пенсию по старости.
Если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам СОУТ, страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам не начисляются (письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-15-07/22333, от 08.11.2018 N 03-15-05/80175, от 08.11.2018 N 03-15-06/80178, от 25.01.2019 N 03-15-06/4022, от 25.09.2018 N 03-15-07/68350, от 24.05.2018 N 03-15-06/35161, от 24.03.2017 N 03-15-06/17262 и др.).
Таким образом, в сложившейся ситуации выплаты водителям, занятым на работах, не дающим право на досрочную пенсию, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам на ОПС, несмотря на то, что по результатам специальной оценки условий труда их профессии установлен подкласс условий труда 3.1.

К сведению:
По вопросам отнесения работы сотрудников к работе с особыми условиями труда, а также по вопросу возникновения права на досрочное назначение пенсии специалисты финансового ведомства рекомендуют обращаться в Минтруд России (письмо Минфина России от 17.05.2019 N 03-15-06/35406).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС (по спецоценке условий труда);
-Вопрос: Работник частично занят на работах, перечисленных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ. По результатам специальной оценки условий труда его рабочее место признано вредным с классом вредности 3.1. Необходимо ли учитывать отраслевую принадлежность предприятия при отнесении данного рабочего места к профессиям, перечисленным в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в отношении данной категории работников, а также производить начисление и уплату доптарифа по страховым взносам маляру общества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.);
— Вопрос: Рабочим местам по результатам СОУТ установлен подкласс условий труда вредный (3.1) — в карте СОУТ указан дополнительный тариф страховых взносов два процента. Работники не заняты на видах работ, указанных в п.п. 1-18 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Из налогового органа получено письмо о начислении взносов по дополнительным тарифам по итогам проведения СОУТ. Что в приоритете для начисления и выплаты дополнительных тарифов страховых взносов на сотрудников: результаты специальной оценки условий труда или наличие/отсутствие в списке 1 и списке 2? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Существуют ли отличия в методике спецоценки рабочих мест водителей от оценки, которая проводилась в ходе аттестации рабочих мест?

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Что изменилось в оценке уровня шума?

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры. К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»(Утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). В нем показатели напряженности труда содержат несколько критериев: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы. В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2). Такие показатели были исключены из методики оценки условий труда.

Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера. Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2. Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная. Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной. На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование. Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

СОУТ водителя автомобиля

Новости

Новые правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов

Новые правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

Государственная экспертиза условий труда (2017 год)

Записи в блоге

Специальная оценка условия труда водителей

Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле?

Для заказа интересующей услуги (консультации)
Напишите нам на e-mail: info@ecoallians.ru
или позвоните нам по номеру +7 (926) 591-17-84

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

    шум; инфразвук; вибрация общая и локальная; недостаточная освещенность в кабине; вредные вещества в воздухе; параметры микроклимата в кабинет; тяжесть и напряженность труда.

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

    виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником; микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя); освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

    автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды); водитель прецизионные работы не выполняет; все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
— учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
— проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
— подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Проанализируйте результаты АРМ, если они были.
Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.
Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.
Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.

Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:

  • уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ;
  • скрупулёзно собирать исходную документацию;
  • требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам;
  • до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.

Тема: Вредные условия труда водителя по результатам аттестации рабочих мест!

Опции темы
Поиск по теме

Вредные условия труда водителя по результатам аттестации рабочих мест!

Подскажите, пожалуйста, а то совсем запуталась.

Мы провели аттестацию рабочих мест в августе 2013 года.

По результатам было установлено, что водителю необходимо установление повышенной оплаты труда + ежегодного дополнительного отпуска + уменьшение продолжительности рабочего времени. Ссылка указана на документ — Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870.

В этом документе не написано напрямую, что работа водителя относится к опасным условиям труда. Нигде не могу найти соответствующего нормативного акта, где это четко прописано.

Правомерно ли установила нам аттестующая компания необходимость таких льгот для водителя?

Подскажите, пожалуйста, а то я сомневаюсь.

Какой-то класс вредности/опасности установлен по этому раб. месту?

травмоопасность — 2 класс

Подскажите, пожалуйста, а то совсем запуталась.

Мы провели аттестацию рабочих мест в августе 2013 года.

По результатам было установлено, что водителю необходимо установление повышенной оплаты труда + ежегодного дополнительного отпуска + уменьшение продолжительности рабочего времени. Ссылка указана на документ — Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870.

В этом документе не написано напрямую, что работа водителя относится к опасным условиям труда. Нигде не могу найти соответствующего нормативного акта, где это четко прописано.

Правомерно ли установила нам аттестующая компания необходимость таких льгот для водителя?

Подскажите, пожалуйста, а то я сомневаюсь.

у нвших водителей нет доплат за вредные условия и день не сокращенный, а вот ненормированный — это да, но только у водителя, который возит начальника, поскольку у самого начальника день ненормированный
за это +3 дня к отпуску ежегодному

видимо Вы не проводили аттестацию рабочих мест?)

проводили
и не только водителей
у них опасные условия постольку поскольку транспорт является объектом повышенной опасности
никакой доплаты за вредность мы не производим, вредных условий нет

Добрый день,
На настоящий момент существует разъяснение (Информационным письмом Минтруда от 13 февраля 2013 г.) по применению 870 постановления, которое было официально вывешено на сайте Минтруда, но с недавних пор убрано, как написано в архив, но и там его не найти, зато есть в Консультанте, и так оно гласит: « …работодатель может самостоятельно установить одну или несколько компенсаций в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870», Т.е. если у Вас класс условий труда по результатам аттестации РМ призваны 3.1 и выше, вы должны дать сотруднику компенсацию, не обязательно все три.
Если же смотреть в корень вопроса, и выяснять, почему у водителя класс вредности, то существует Методические рекомендации «Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта» разработанное Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию министерства труда и социального развития РФ, где говориться, что у водителя напряженность трудового процесса относится к классу 3.2. И как следствие общий класс условий труда при аттестации рабочего места водителя будет класс 3.2, а значит есть необходимость предоставления льгот сотруднику.
Вывод: лаборатория правомерно установила Вам класс условий труда по водителям, и правомерно сделала ссылку на постановление 870, а вот в каком объеме и какие льготы будут предоставляться, решать Вам.

Спасибо Вам огромное!

Вы мне так помогли! Так значит, если по результатам аттестации водителю положены (так у нас прописано в аттестационной карте его рабочего места):

1. Доплата за вредность
2. Предоставление дополнительных дней отпуска
3. Сокращение рабочего времени

то мы можем выбрать что-то одно? Например, только предоставление дополнительных 7 дней отпуска (согласно постановлению 870), прописав это в коллективном договоре?

Да, можете выбрать эту позицию, как Вам удобнее, вот сам текст разъяснений Минтруда по 870 постановлению :
» Разъснения Минтруда России от 13 февраля 2013 г.
Разъяснение о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870
В связи с поступающими запросами о порядке предоставления и размерах компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее.
До реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
С учетом решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит работу по реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870. Указанные в данном пункте нормативные правовые акты будут утверждены после согласования со сторонами социального партнерства. «

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты