Учет арендуемого имущества муп

Учет основных средств унитарного предприятия

Государственное унитарное предприятие (ГУП) не является собственником своих основных средств, оно лишь использует их — это называется правом хозяйственного ведения. Распоряжается же имуществом ГУПа его истинный владелец — государство.

Именно из-за этого учитывать основные средства унитарного предприятия надо особым образом. Причем это касается не только поступления и амортизации, но и выбытия имущества. Ведь ГУП не может самовольно продать или списать свои основные средства — приходится соблюдать определенный порядок.

Как и всем организациям унитарным предприятиям необходимо показывать в учете получение основных средств. Вот только порядок, в котором следует отражать такие поступления и начислять амортизацию, особый. Тут все зависит от того, каким образом унитарное предприятие получило основные средства.

Возможны три варианта:

  • — имущество поступило от собственника,
  • — куплено за счет целевого финансирования
  • — приобретено на доходы от предпринимательской деятельности. Рассмотрим, как учитывать основные средства в каждом из этих случаев.

Имущество поступило от собственника

Наиболее часто унитарные предприятия получают основные средства в качестве вклада в уставный фонд от собственника, то есть от государства, а именно от Министерства имущественных отношений РФ или его региональных отделений.

Министерство передает имущество унитарному предприятию: чиновники оформляют соответствующее распоряжение и прилагают к нему подписанный акт о приеме-передаче объекта основных средств. Акт отдают руководителю унитарного предприятия, который также ставит на нем свою подпись. Эта процедура описана в п. 2.2 Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от 23 марта 1998 г. №252-р. В данном документе установлен порядок передачи унитарному предприятию только недвижимого имущества (зданий и сооружений). В нем сказано, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ заключается договор о порядке использования закрепленного объекта.

После передачи, необходимо оформить получение унитарным предприятием движимого имущества. Минимущество России издает распоряжение о передаче основного средства предприятию. А на основании этого документа оформляет акт о приеме-передаче. В бухучете полученное от собственника имущество показывают на счете 75 — к нему открывают субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Проводки же идут в таком порядке. Сначала, сразу после государственной регистрации предприятия, бухгалтер записывает:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 80

— отражена величина уставного фонда в соответствии с учредительными документами.

Затем на основании акта о приеме-передаче бухгалтер унитарного предприятия делает в учете такую проводку:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

— отражена стоимость полученного основного средства.

Так как у унитарного предприятия права собственности на это имущество не возникает, то и регистрировать его не надо. Значит, сразу можно начать использовать основное средство и отразить это таким образом:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию.

После того как основные средства поставлены на баланс необходимо начислять по ним амортизацию. По имуществу, которое предприятие использует на праве хозяйственного ведения, амортизация начисляется. Об этом прямо сказано в п. 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. №33н. Однако основные средства, которые стоят не более 10 000 руб., амортизировать не нужно. Такое имущество можно сразу списать в тот момент, когда оно будет введено в эксплуатацию.

Стоимость основных средств, полученных от собственника, не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Более того, по основным средствам, полученным в хозяйственное ведение, в налоговом учете также придется начислять амортизацию (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Норма амортизации рассчитывается в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1.

Стоимость основных средств, цена которых составляет не более 10 000 руб., в налоговом учете уменьшает доход предприятия, когда имущество вводят в эксплуатацию. Собственник может не ограничиться формированием уставного фонда унитарного предприятия и передать ему в хозяйственное ведение еще какие-то основные средства. Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете, разъясняется в Письме Минфина России от 21 августа 2003 г. №16-00-22/11. Этот документ рекомендует бухгалтеру сделать такие записи:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 84

— отражена стоимость имущества, которое получит предприятие сверх уставного фонда;

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

— оприходовано имущество, поступившее в хозяйственное ведение от собственника;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию.

По основным средствам, полученным сверх уставного фонда, бухгалтер также начисляет амортизацию. Но необходимо учесть один нюанс. Чаще всего государство передает унитарным предприятиям неновые объекты. В таких случаях в бухгалтерском учете амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости основного средства и срока службы, который установило само предприятие.

С налоговым же учетом дело обстоит несколько иначе. Пункт 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ гласит, что рассчитывать амортизацию по подержанным основным средствам нужно исходя из оставшегося срока их полезного использования. Соответственно, чтобы его узнать, предприятию нужны данные о том, сколько уже эксплуатировали имущество. Эти сведения унитарному предприятию опять же предоставит собственник имущества, отразив их в акте о приеме-передаче.

Основные средства приобретены на средства целевого финансирования

Отраслевые министерства периодически выделяют ГУПам средства на новое имущество, а предприятия уже сами приобретают на эти деньги нужные объекты. В этом случае бухгалтер должен руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №92н.

В соответствии с поступлением денег производится запись:

Дебет 51 Кредит 86

— получены средства целевого финансирования.

Сумма целевого финансирования не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Однако это правило действует только в том случае, если предприятие учитывает целевые средства отдельно от других поступлений. В тот момент, когда организация купит основное средство, в бухгалтерском учете средства целевого финансирования нужно включить в доходы будущих периодов. Предприятие должно сделать такую запись:

Дебет 86 Кредит 98 субсчет «Безвозмездные поступления»

— списаны средства целевого финансирования в доходы будущих периодов.

А само приобретенное имущество в учете будет отражено так:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

— отражена стоимость основного средства;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислены деньги продавцу.

По основным средствам, приобретенным за счет целевых средств, в бухгалтерском учете надо начислять амортизацию. Так говорит п. 8 ПБУ 13/2000. При этом на сумму начисленной амортизации бухгалтер должен сделать записи:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 02

Дебет 98 субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»

— списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.

А вот в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам не нужно. Таково требование пп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ. Амортизация, начисленная по купленным на бюджетные деньги объектам, уменьшает бухгалтерскую прибыль, но не включается в налоговые расходы. Поэтому в бухгалтерском учете унитарного предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. №114н. Бухгалтеру нужно умножить величину постоянной разницы на ставку налога. Полученный результат — постоянное налоговое обязательство, которое предприятие отразит так:

Дебет 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— отражено постоянное налоговое обязательство.

Имущество приобретено на доходы от коммерческой деятельности

Унитарные предприятия имеют право тратить доходы от своей деятельности на приобретение основных средств. В этом случае бухгалтер сделает в учете такие проводки:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

— отражена стоимость приобретенного объекта основных средств;

Дебет 19 Кредит 60

— учтен налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислены деньги продавцу;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— принят НДС к вычету из бюджета.

Министерству имущественных отношений РФ унитарное предприятие должно сообщать о том, какое имущество числится у него на балансе. Для этого организация составляет два документа. Первый — карта учета федерального имущества. В ней указывают группы имеющихся основных средств и их стоимость. Второй документ — подробный перечень объектов недвижимости. Эти бумаги унитарное предприятие ежегодно представляет в региональное отделение министерства.

Выбытие основных средств

Продавать или списывать имущество унитарные предприятия могут только с согласия его собственника. Иначе суд признает действия организации незаконными. Как мы уже говорили, государственным имуществом распоряжается Минимущество России и его региональные отделения. По идее, раз это ведомство передает предприятию основные средства, то оно же и должно решать, можно ли их продать. Однако на деле эта структура уполномочена выдавать разрешение только на продажу недвижимости. Об этом сказано в пп. 11 п. 6 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2002 г. №377 «Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации». Если же унитарное предприятие захочет продать движимое имущество, то ему надо обратиться за разрешением в свое отраслевое министерство.

Продажа основных средств

Продавая основное средство, унитарное предприятие должно начислить налог на добавленную стоимость. Его сумма зависит от того, как был учтен «входной» НДС при покупке этого объекта. Предположим, организация продает имущество, которое ранее было куплено на доходы от коммерческой деятельности и использовалось при производстве продукции, облагаемой НДС. В этом случае «входной» НДС был принят к вычету. Значит, бухгалтеру нужно рассчитать сумму налога с продажной стоимости основного средства.

Но может случиться, что «входной» НДС при покупке к вычету не принимался, а был учтен в балансовой стоимости основного средства (например, если это основное средство использовалось лишь при производстве продукции, не облагаемой НДС). В этом случае налог рассчитывается с разницы между ценой имущества и его остаточной стоимостью. Такое правило установлено п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ.

Выручка от продажи основного средства за вычетом начисленного НДС в налоговом учете включается в доходы от реализации. А на остаточную стоимость проданного имущества увеличиваются расходы предприятия.

Основные средства забирает собственник

В Письме Минфина России №16-00-22/11 разъяснено, как в бухгалтерском учете списывать стоимость такого имущества. Если основное средство когда-то было внесено в уставный фонд предприятия, то бухгалтер сделает в учете такие записи:

Дебет 80 Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

— уменьшен уставный фонд на остаточную стоимость основного средства;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— отражена первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость основного средства с баланса.

Если же основное средство не является вкладом в уставный фонд, то его изъятие отражается так:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— отражена первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана с баланса остаточная стоимость основного средства.

Остаточная стоимость изъятого основного средства не уменьшает налогооблагаемый доход предприятия — ведь это имущество не продано, а возвращено собственнику.

Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019

Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

  • казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 );
  • балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121 ).

Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).

Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).

Исчисление НДС

НДС при аренде муниципального имущества считается по традиционной формуле: посредством умножения налоговой базы на ставку. Если в договоре сумма НДС не выделена и указано, что налог включен в арендную плату, то налоговая база определяется на дату ее перечисления так:

Кстати, база считается отдельно по каждому арендованному объекту.

Если имела места задержка с оплатой аренды и в связи с этим арендатор обязан уплатить неустойку, штраф и т.д., то в сумму налоговой базы такие санкции не включаются (Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 ).

Напомним, что ставка НДС с 01.01.2019 повышена с 18% до 20%. Соответственно, и расчетная ставка в 2019 году будет применяться не 18/118, а 20/120.

Составление счета-фактуры

Налоговый агент в течение 5 календарных дней со дня перечисления арендной платы арендодателю должен составить счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Хотя прямо этот срок для налоговых агентов в НК не прописан, в одном из своих писем ФНС рекомендовала ориентироваться на общеустановленный срок для выставления счетов-фактур (Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ ).

Уплата исчисленного НДС агентом

Налоговый агент должен удержать исчисленный НДС из суммы арендной платы и перечислить его в бюджет (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). При аренде муниципального имущества НДС в 2018 — 2019 годах уплачивается 3-мя равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за отчетным периодом, вместе с налогом по другим операциям (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@ ). То есть сроки для налоговых агентов установлены такие же, как и для налогоплательщиков.

Принятие к вычету уплаченного в бюджет НДС

Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):

  • арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
  • у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
  • услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если все условия соблюдены, то право заявить НДС к вычету появляется у арендатора в том квартале, в котором этот налог был уплачен (Письмо Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 ). При этом необходимо зарегистрировать счет-фактуру на арендную плату в книге покупок.

Представление декларации

Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.

. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) сдало в аренду принадлежащее муниципалитету помещение, находящееся у МУП на праве хозяйственного ведения. Ежемесячная сумма платы за аренду помещения — 36 000 руб., в том числе НДС — 6000 руб. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по сданному в аренду помещению составляет 3000 руб.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) с разрешения собственника сдает в аренду принадлежащее муниципалитету помещение, находящееся у МУП на праве хозяйственного ведения. Сдача имущества в аренду не является предметом деятельности МУП . Ежемесячная сумма платы за аренду помещения — 36 000 руб., в том числе НДС 6000 руб., и покрывает все расходы, связанные с его содержанием. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по сданному в аренду помещению (как для бухгалтерского, так и для налогового учета) составляет 3000 руб. Ежемесячная сумма эксплуатационных расходов МУП по данному помещению (оплата коммунальных услуг) составляет 9600 руб., в том числе НДС 1600 руб. Как отразить доходы и расходы от сдачи помещения в аренду в бухгалтерском и налоговом учете МУП?
Статьей 113 Гражданского кодекса РФ определено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество МУП находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.2 ст.113 ГК РФ).
МУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст.294 ГК РФ).
Сдача в аренду имущества, находящегося у МУП на праве хозяйственного ведения, может осуществляться только с согласия собственника (п.2 ст.295 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.299 ГК РФ доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. При этом собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п.1 ст.295 ГК РФ).
Правоотношения сторон по договору аренды регулируются гл.34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ. Согласно ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст.614 ГК РФ).
Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, когда предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности организации, являются операционными доходами (п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
Согласно п.15 ПБУ 9/99 арендная плата (когда это не является предметом деятельности организации) признается в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий соответствующего договора. Арендная плата признается в бухгалтерском учете в порядке, аналогичном предусмотренному п.12 ПБУ 9/99.
В свою очередь расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом ее деятельности), являются операционными расходами (п.11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Для обобщения информации об операционных доходах и расходах отчетного периода Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В данном случае по кредиту счета 91, субсчет 91-1 «Прочие доходы», отражаются поступления от сдачи в аренду находящегося в хозяйственном ведении помещения (арендная плата) в корреспонденции со счетами учета расчетов, например со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По дебету счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы», отражаются расходы, связанные с предоставлением помещения в аренду, в рассматриваемой ситуации — суммы начисленной амортизации по помещению в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств», а также суммы эксплуатационных расходов по его содержанию в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Согласно пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ выручка от оказания услуг, в том числе услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной и муниципальной собственности, признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 3 ст.161 НК РФ установлены особенности уплаты НДС при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Согласно данному пункту при реализации указанных услуг плательщиками налога на добавленную стоимость признаются налоговые агенты — арендаторы имущества.
Однако в данном случае муниципальное имущество, находящееся у МУП на праве хозяйственного ведения, сдается в аренду самим МУП (а не органом местного самоуправления). Каких-либо особенностей исчисления и уплаты НДС в таком случае НК РФ не предусматривает. Таким образом, при сдаче в аренду МУП имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, МУП уплачивает НДС по реализации услуг по сдаче в аренду в общеустановленном гл.21 НК РФ порядке.
Сумма НДС, причитающаяся к получению от арендатора и уплате в бюджет, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо — сбытовой и торговой деятельности.
Согласно п.33.5 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» выручка от реализации услуг по предоставлению в аренду имущества, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог на общих основаниях.
Таким образом, выручка, полученная МУП от сдачи в аренду помещения, находящегося в муниципальной собственности, налогом на пользователей автодорог не облагается.
Для целей налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст.249 НК РФ, признаются внереализационными доходами (п.4 ст.250 НК РФ). При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю услуг. В рассматриваемом случае из внереализационных доходов от сдачи имущества в аренду исключается НДС. При признании доходов методом начисления датой получения внереализационного дохода от сдачи имущества в аренду признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления покупателю документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп.3 п.4 ст.271 НК РФ).
Расходы на содержание переданного по договору аренды имущества, включая амортизацию по этому имуществу (для организаций, не предоставляющих имущество в аренду на систематической основе), являются внереализационными расходами (пп.1 п.1 ст.265 НК РФ).
—————————T——T——T——-T—————-¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Начислена арендная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦за сданное в аренду ¦ ¦ ¦ ¦ Договор ¦
¦помещение ¦ 76 ¦ 91-1 ¦ 36 000¦ аренды ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражена сумма НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предъявленная арендатору ¦ 91-2 ¦ 68 ¦ 6 000¦ Счет-фактура ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражена сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦начисленной амортизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по сданному в аренду ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦
¦помещению ¦ 91-2 ¦ 02 ¦ 3 000¦ справка-расчет ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражены расходы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплате коммунальных услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по сданному в аренду ¦ ¦ ¦ ¦ Счета за ¦
¦помещению ¦ 91-2 ¦ 60 ¦ 8 000¦ услуги ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражена сумма НДС по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦коммунальным услугам ¦ 19 ¦ 60 ¦ 1 600¦ Счет-фактура ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Внесена плата за ¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦коммунальные услуги ¦ 60 ¦ 51 ¦ 9 600¦расчетному счету¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Принят к вычету НДС по ¦ ¦ ¦ ¦ Счет-фактура, ¦
¦оказанным и оплаченным ¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦коммунальным услугам ¦ 68 ¦ 19 ¦ 1 600¦расчетному счету¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Получена арендная плата ¦ ¦ ¦ ¦Выписка банка по¦
¦от арендатора ¦ 51 ¦ 76 ¦ 36 000¦расчетному счету¦
L————————-+——+——+——-+——————
——————————-
Согласно п.1 ст.113 ГК РФ информация о предмете и цели деятельности унитарного предприятия должна содержаться в уставе унитарного предприятия.
Сумму НДС, уплаченную в составе платы за коммунальные услуги по сданному в аренду помещению, МУП имеет право принять к вычету на основании пп.1 п.2 ст.171 НК РФ при выполнении условий, указанных в п.1 ст.172 НК РФ.
Ю.С.Орлова
Центр исследований
проблем налогообложения
и бухгалтерского учета
10.11.2002

Бухгалтерский учет при аренде основных средств (нюансы)

Учет аренды основных средств, нормативные документы, бухгалтерские проводки — в нашей статье рассмотрены все особенности учета по договорам аренды.

Основные понятия договора аренды

Основополагающий документ, регламентирующий арендные отношения, — это гл. 34 Гражданского кодекса РФ.

Объектом аренды может быть разное имущество, обладающее свойством не терять натуральные свойства при эксплуатации, объединенное в правовом поле под термином «непотребляемые вещи». Эта особенность позволяет вернуть исходный объект правообладателю без изменения его функциональных и качественных характеристик. Это земельные участки, здания, оборудование, транспорт и другие подобные объекты, как правило основные средства организаций.

Объект, признаваемый в составе основных средств, отвечает критериям, установленным в п. 4 ПБУ 6/01 (утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Критериев всего 4:

  • объект предназначен для использования в деятельности организации, в том числе в арендных сделках для передачи арендатору;
  • объект используется продолжительное время, превышающее 12 месяцев, или период, превышающий обычный операционный цикл длительностью более 12 месяцев;
  • объект должен приносить доходы в будущем;
  • его перепродажа не предполагается.

Имеется и дополнительное условие: критерии должны выполняться все одновременно.

Какие ПБУ законодатели планируют разработать в 2018–2021 годах, узнайте из этой публикации.

Арендодатель (собственник имущества) сдает его в аренду, арендатор принимает. По общему правилу при операционной аренде собственником предмета сделки остается арендодатель, смены собственника не происходит. Арендатор временно, в период действия договора аренды, пользуется и владеет имуществом, не являясь его собственником.

Право собственности может переходить только в случае, если договором предусмотрено условие выкупа имущества по окончании аренды. Например, если отдельный вид договора аренды, договор лизинга, содержит такое условие, выкуп оформляется уже в рамках других договорных отношений — купли-продажи, поскольку лизинг по существу — это аренда, а условия перехода права собственности регулируются договором купли-продажи.

Судебную практику по договорам аренды см. здесь.

Учет ОС у арендодателя

Кто должен вести учет основных средств — объектов аренды на своем балансе?

Арендодатель. Как любой собственник, он обязан вести учет своего имущества.

Какие балансовые счета применяются для учета основных средств в аренде?

Счета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения» по первоначальной стоимости.

В плане счетов бухгалтерского учета (утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) выделен счет 01 для всех основных средств, в том числе для находящихся в аренде. Наряду с этим, в ПБУ 6/01 указывается, что основные средства, назначение которых — передача в аренду, следует считать доходными вложениями. Для их учета есть счет 03.

Как верно разграничить учет объектов на счетах 01 и 03?

Выбор прост. Исходя из формулировки о доходных вложениях, заложенной в ПБУ 6/01 (п. 5).

ВАЖНО! В состав доходных вложений ПБУ 6/01 относит основные средства, предназначением которых является исключительно передача в аренду. При этом заведомо известна цель — получение дохода от аренды этих объектов.

Какие счета применяются для учета доходов от аренды?

Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Если организация получает основные доходы от сделок по аренде имущества, п. 5 ПБУ 9/99 (утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н) предписывает считать арендные платежи выручкой. Следует использовать счет 90.

При этом в п. 7 ПБУ 9/99 арендные платежи включаются в список прочих, но с оговоркой: «Учесть положения п. 5». Это означает, что если у организации есть иные основные направления, отличные от арендной деятельности, то арендные поступления, будучи прочими доходами, аккумулируются на счете 91.

Организация относит свои доходы к тому или иному виду самостоятельно, вносит сведения об этом в учетную политику.

О составлении учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2018)?».

Как выглядит учет аренды основных средств на уровне бухгалтерских проводок, описано в таблицах. Далее по тексту применяются следующие сокращения:

  • ОС — основные средства;
  • ДВ — доходные вложения.

Если аренда ОС — основная деятельность

Дт 03 / ДВ в организации

Объект ДВ введен в эксплуатацию. Проводка в сумме первоначальной стоимости

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector