Цена договора транспортной экспедиции

О договоре транспортной экспедиции

Перед любой компанией, которая решила импортировать товары, произведенные на территории другого государства, встает вопрос о доставке данного товара на свою территорию для будущей реализации. Соответственно от импортера (грузополучателя или грузоотправителя) требуется совершение ряда юридических и фактических действий, а именно заключения договора перевозки, погрузка-разгрузка транспортных средств, проверка количества и состояния груза, маркировка, упаковка, растаможка груза и так далее. Любой субъект предпринимательской деятельности может сам осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению компании, которая специализируется на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

В данной статье мы рассмотрим основные нюансы договора транспортной экспедиции.

Смысл договора транспортной экспедиции состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей, от операций, которые не свойственны их основной коммерческой деятельности, а именно операций связанные с отправкой, перевозкой и получением грузов. Именно транспортно-экспедиторская компания берет на себя решение таких вопросов как: выбор оптимального варианта способа грузоперевозки, оформление заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата необходимых провозных платежей по пути следования автотранспорта, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и других операций. Транспортная компания может взять на себя упаковку и маркировку груза, складирование и совершение других операций с грузом.

Нормативно-правовые документы:

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующие договор транспортной экспедиции являются Гражданский Кодекс РФ, глава 41, а также Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Определение договора оказания транспортно-экспедиционных услуг

В статье 801 Гражданского договора РФ сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности. Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Данный договор является двусторонним, консенсуальным и возмездным.

Срок договора транспортной экспедиции

Срок действия договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых поручений транспортно-экспедиторские компании заключают краткосрочные договоры. Если же перевозки носят регулярный характер, соответственно заключают долгосрочные.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме в соответствии с п. 1 ст. 802 Гражданского Кодекса РФ.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент.
Экспедитор — это юридическое лицо, которое выполняет или организует транспортно-экспедиторские услуги в соответствии с заключенным договором. Экспедиторская деятельность не является лицензируемой, соответственно может осуществляться любым субъектом предпринимательской деятельности без получения лицензии.

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг.

Законодательство различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные.

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции прямо предусмотрен Гражданским кодексом, как только его не называют: и посредническим, и договором об оказании услуг. Но, конечно, дело тут не только в названии, но и в условиях самого договор а ч. 1 ст. 431 ГК РФ , которые могут влиять и на налогообложение операций по нему.

Посмотрим, каким же должен быть договор, по которому оказываются транспортно-экспедиционные услуги, чтобы налоговики не предъявили претензий по НДС ни к перевозчику, ни к заказчику.

Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчик а п. 1 ст. 801 ГК РФ .

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором ) п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ . Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка груз а п. 1 ст. 785 ГК РФ . А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставк и п. 1 ст. 801 ГК РФ , в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК Р Ф гл. 41 ГК РФ . Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным Законо м Федеральный закон от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности» , предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедито р п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 :

  • поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке

Чтобы было меньше споров, формулируйте условия договора так, чтобы для всех было очевидно, какие услуги оказываются непосредственно вами, а для каких вы нанимаете исполнителей

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставк и ст. 165 НК РФ .

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК Р Ф подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ . Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.201 1 Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296 .

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедитор а п. 1 ст. 156 НК РФ .

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознаграждени я п. 1 ст. 156 НК РФ . А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчика м п. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@ .

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:

  • сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
  • все затраты по этим услугам несет заказчик.

Экспедиция для заказчика

Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.

По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:

С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и Минфи н Письма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69 .

Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.

Договор транспортной экспедиции

В тех случаях, когда транспортно-экспедиторская фирма на отдельные операции устанавливает твердые тарифы, вознаграждение экспедитора рассчитывают по этим тарифам.

В договоре условие о вознаграждении экспедитора формулируют так:

Клиент выплачивает Экспедитору вознаграждение в размере

( ) рублей (с учетом НДС).

(укажите согласованную сумму цифрами и прописью)

За выполнение экспедиционных услуг Клиент выплачивает Экспедитору вознаграждение, исходя из следующих установленных тарифов:

оказываемые Экспедитором услуги и установленные на них тарифы)

Выберите тот вариант, который имеет место в вашем случае.

Вознаграждение экспедитора необходимо отличать от компенсации его расходов по выполнению договора. К последним относят затраты по внесению провозной платы, за погрузку и выгрузку, по уплате пошлин за груз и другие.

Чтобы получить компенсацию расходов, экспедитор должен документально их подтвердить (счетами, накладными, счетом-фактурой и т.д.).

В договоре это условие формулируют так:

Клиент обязуется оплатить расходы Экспедитора, связанные с экспедицией груза, на основании представленных им подтверждающих документов.

Вы с контрагентом можете сами определить порядок уплаты вознаграждения и возмещения расходов экспедитора.

Это может происходить:

— в порядке предварительной оплаты;

— периодическими платежами (например, раз в месяц);

— после того, как транспортно-экспедиционные услуги оказаны.

Если вы договорились о предоплате услуг, сформулируйте условие так:

Клиент выплачивает Экспедитору вознаграждение в размере

( ) рублей (с учетом НДС).

(укажите согласованную сумму цифрами и прописью)

Вознаграждение выплачивается Экспедитору частями:

— аванс в размере ( ) рублей в течение

(укажите согласованную сумму цифрами и прописью)

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) дней)

подписания настоящего Договора;

оставшуюся сумму — в течение с момента

(укажите согласованный срок. Например, 7 (Семь) дней)

подписания акта сдачи-приемки услуг.

Условие об оплате вознаграждения и возмещения расходов экспедитора периодическими платежами формулируют так:

Клиент уплачивает Экспедитору вознаграждение ежемесячно не позднее

(укажите согласованное число. Например, 15-го (Пятнадцать) числа) месяца, следующего за расчетным, на основании счета Экспедитора.

Периодичность выплаты вознаграждения может быть и другой (например, раз в квартал). Это зависит от того, как долго вы будете пользоваться услугами этой транспортно-экспедиционной фирмы, и вашей договоренности.

Условие о выплате вознаграждения и возмещения расходов экспедитора после того, как транспортно-экспедиционные услуги оказаны, формулируют так:

Причитающееся Экспедитору вознаграждение выплачивается Клиентом в течение дней

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) дней)

после подписания акта сдачи-приемки оказанных экспедиционных услуг.

Вы можете связать момент уплаты вознаграждения с датой выставления экспедитором счета об оказанных услугах.

Вот пример формулировки:

Оплата вознаграждения Экспедитору и возмещение расходов, связанных с перевозкой груза, производится на основании счетов Экспедитора в течение

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) банковских дней)

банковских дней с момента их получения.

Основанием для выставления счета служат:

(укажите те документы,

которые вы признаете как подтверждающие. Например, товарно-транспортные накладные, накладные на продукцию, акты разгрузки и т.п.)

Расходы экспедитора, связанные с экспедированием грузов, помимо способа, указанного выше, могут также возмещаться:

— из вознаграждения, выплачиваемого ему клиентом;

— по мере выставления счетов за оказываемые услуги;

— отдельной суммой после оказания услуг. Пример формулировки для первого случая такой:

Клиент выплачивает Экспедитору вознаграждение в размере

( ) рублей (с учетом НДС).

(укажите согласованную сумму цифрами и прописью)

Вознаграждение выплачивается Экспедитору частями: — аванс в размере ( ) рублей в течение

(укажите согласованную сумму цифрами и прописью)

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) дней) подписания настоящего Договора;

— оставшуюся сумму — в течение с момента

(укажите согласованный срок. Например, 7 (Семь) дней)

подписания акта сдачи-приемки услуг.

Расходы Экспедитора, подтвержденные документально, возмещаются ему из вознаграждения, выплачиваемого Клиентом.

Вот пример формулировки для второго случая:

Для осуществления Экспедитором расчетов с третьими лицами (транспортные, складские, охранные, таможенные и другие организации) Клиент передает ежемесячно Экспедитору аванс в размере

(укажите рублей. Не позднее согласованную сумму цифрами и прописью) (укажите

согласованное число. Например, 15-го (Пятнадцать) числа)

календарного месяца, следующего за расчетным, Экспедитор представляет Клиенту выписку о расходовании аванса.

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) дней)

после получения выписки Клиент должен дать свое письменное согласие или несогласие с приводимым расчетом расходования аванса; отсутствие ответа Клиента в указанный срок означает согласие Клиента на представленный расчет. В случае несогласия Клиента с представленным расчетом стороны обязаны в течение

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) дней)

устранить возникшие разногласия.

В случае неполного расходования в счет следующего аванса. В предоставленного аванса Клиент превысившие сумму аванса.

аванса оставшаяся сумма зачисляется случае превышения Экспедитором оплачивает Экспедитору расходы,

В третьем случае условие формулируют так:

Возмещение расходов Экспедитора, понесенных им в связи с исполнением своих обязательств по настоящему Договору, производится на основании выставленных им счетов с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, в течение

(укажите согласованный срок. Например, 5 (Пять) банковских дней)

банковских дней с момента их получения.

Условие о возмещении расходов экспедитора отдельной суммой после оказания услуг формулируют так:

Клиент обязуется оплатить документально подтвержденные расходы
Экспедитора, связанные с исполнением настоящего Договора транспортной
экспедиции, не позднее дней
(укажите согласованный срок.
Например, 7 (Семь) дней)
с момента представления Экспедитором калькуляции затрат.

Выбирайте тот способ оплаты, который вас больше устраивает.

По договору транспортной экспедиции рассчитываются в основном с помощью платежных поручений или наличными деньгами. Предельный размер расчетов наличными по договору составляет 60000 рублей (указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У).

В договоре такой порядок расчетов обычно определяют так:

Все расчеты по настоящему Договору производятся наличными деньгами с учетом ограничений, установленных действующим законодательством РФ.

Обобщенное условие о порядке расчетов платежными поручениями в договоре выглядит так:

Все расчеты по настоящему Договору производятся с помощью платежных поручений.

Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг при перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции — это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора — договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие договора транспортной экспедиции.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции. Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции. Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции. Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании — долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции. Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели: коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector