Трасологическая экспертиза при дтп вопросы эксперту

Трасологическая экспертиза при ДТП

Трасология как наука представляет собой раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных людьми, животными, транспортными средствами и другими предметами на месте происшествия. Исследование следов с целью получения дополнительной объективной информации о возникновении происшествия и о том как оно протекало производится во время трасологической экспертизы, выполняемой специалистами – экспертами.

Эта процедура широко применяется также во время расследования ДТП. Трасологическая экспертиза служит основанием для подтверждения версии следствия, определения истинного виновника аварии, поиска вещественных доказательств в пользу одной из сторон происшествия или раскрытия объективной картины произошедшего и уточнения отдельных его вопросов.

Что такое трасологическая экспертиза и для чего она нужна?

Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.

Причины выполнения трасологической экспертизы

  1. Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
  2. Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
  3. Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
  4. Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.

Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.

Что исследует и выявляет экспертиза

ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:

1. По принадлежности автомобильных следов:

  • К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?

2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:

  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?

3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:

  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Скорость ТС в момент столкновения?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
  • Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?

Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?

Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.

Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.

Что нужно для проведения экспертизы

Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

  • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
  • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
  • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
  • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
  • справка о ДТП и другие документы.

Стоимость трасологической экспертизы

Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.

Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.

Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.

Кто уполномочен назначать трасологическую экспертизу

Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП. По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке. Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.

По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней

Причины и порядок заказа трасологической экспертизы

Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:

  1. Отказ страховой фирмы в выплате компенсации после участия в ДТП.
  2. Оспаривание решения постановления инспектора ГИБДД в отношении установления виновника происшествия.
  3. Неправомерное изъятие водительского удостоверения инспектором ГИБДД за убытие с места происшествия.

Для заказа и проведения экспертизы нужно:

  • связаться с экспертом и подготовить пакет документов, который необходим ему для проведения исследований;
  • представить готовые документы и дать максимум объективной информации о происшествии;
  • предоставить на осмотр повреждённый автомобиль, эксперт может осмотреть место аварии и автомобили других участников ДТП;
  • дать дополнительные объяснения и ответы на возникающие вопросы эксперта по ходу проведения исследований, предоставив ему свои контактные данные дл оперативной связи;
  • получить заключение эксперта и выплатить стоимость трасологической экспертизы.

Значение и содержание экспертного заключения

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.

Бесплатный автоюрист +7 (499) 450-27-46

ваш юрист по автомобильным спорам

Механизм и особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП

Трасология – это специализированный раздел криминалистики, посвященный изучению закономерностей и механизма образования различных следов.

Следы могут быть оставлены разнообразными предметами: орудием взлома, например, при проникновении в жилище, шинами автомобиля и т.д. Об особенностях проведения экспертного исследования автотранспорта и оставляемых им следов расскажем в предлагаемой статье.

Трасологическая экспертиза — это способ доказать свою невиновность в ДТП на законных основаниях.

Цели и особенности проведения трасологической экспертизы

Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.

Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:

  • Споры со страховыми компаниями при отказе в компенсационных выплатах;
  • Наличие необоснованных выводов сотрудников ГИБДД о виновности участника ДТП;
  • Споры с другими участниками ДТП по вопросам возмещения ущерба и т.д.

Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:

  • Определение скорости машин до столкновения;
  • Определение направления движения участников ДТП: автомобилей и пешеходов;
  • Установление места столкновения автомобилей и их взаимного расположения относительно проезжей части и друг друга;
  • Установление причин ДТП и т.д.

Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.

Кто вправе проводить исследование

Эксперт, проводящий экспертизу, — это специалист-автотехник, обладающий соответствующими знаниями, имеющий высшее образование и опыт работы.

Эксперт может быть государственным или независимым. Обращение к услугам последних чаще всего более практично из-за отсутствия очередей и гибких условий сотрудничества.

К выбору эксперта стоит относиться ответственно, так как результаты его работы могут быть представлены в государственные органы или суд. Поэтому наличие опыта и репутации имеет огромное значение.

Провести экспертизу по закону может только специалист со специальным допуском.

Проведение экспертизы и закрепление ее результатов

Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.

Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.

Квалифицированная экспертиза проводится на основании разработанных и утвержденных государственными органами стандартов, которые предполагают следующий порядок ее выполнения:

  • Сбор и фиксацию следов ДТП;
  • Их лабораторное исследование с использованием специального оборудования;
  • Оценка полученных результатов;
  • Их закрепление в официальном заключении, которое и является главным итогом работы эксперта.

Перед назначением экспертизы лучше получить консультацию специалиста.

Документы и материалы, необходимые эксперту

Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:

  • Документы, подтверждающие права на владения транспортными средствами;
  • Копия документов о прохождении ТО;
  • Бумаги, составленные ГИБДД (схема ДТП, протокол, а также справка о ДТП, которая содержит необходимую информацию об обстоятельствах и участниках происшествия).

Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.

Экспертиза следов протектора шин

Изучение следов колес автомобиля наиболее информативно и несет в себе сведений даже больше, чем отпечатки пальцев человека. Опытный эксперт по ширине оставленного следа, а также расстоянию между дорожками следов, может определить массу машины и величину базы (расстояние между осями) автомобиля.

Анализ следов шин — один из главных способов установления траектории движения автомобиля.

Эта информация позволит с высокой точностью установить марку машины. Однако определение марки – не главная задача эксперта. Гораздо важнее отследить направление движения транспортного средства, длину оставленной дорожки, которая часто обозначает тормозной путь машины и, соответственно, скорость движения до столкновения. Все эти сведения и дают следы колес.

Работа эксперта значительно упрощается, если шины имеют индивидуальные признаки (потертости, царапины, порезы). Их изучение с абсолютной точностью позволяет идентифицировать автомобиль, который оставил имеющиеся следы.

Идентификация ТС по отделившимся элементам

Экспертиза отколовшихся частиц краски позволяет идентифицировать автомобиль, их оставивший, а также может показывать точки соударения автомобилей, что позволяет определить взаимное расположение участников сразу после ДТП, даже если в последующем транспортные средства были сдвинуты.

В качестве материала для исследования подходят и другие элементы автомобиля: осколки фар, бампер, части кузова, пятна масла.

Для идентификации автомобиля часто используют оставленные на месте ДТП осколки фар и подфарников. Края пробоин в фарах и края стеклянных осколков имеют трехмерное измерение, что позволяет с высокой точностью определить принадлежность осколка к конкретному транспортному средству.

Трасологическая экспертиза при ДТП: вопросы эксперту и их формулировка

Задача любого эксперта – это дача ответов на конкретные, четко сформулированные вопросы. Ответы эксперт сопровождает разъяснениями и четкими фактами подтверждает их обоснованность и правильность.

Вопросы к эксперту формулируются исходя из конкретной ситуации. Например, их перечень будет существенно различаться при столкновении двух автомобилей и наезде на пешехода. Обычно перед экспертом ставятся две группы вопросов:

  • Направленные на идентификацию конкретных транспортных средств;
  • Определяющие механизм и обстоятельства ДТП.

К первой группе можно отнести следующие вопросы:

  • Каким видом транспорта оставлен конкретный след?
  • Какова модель шины, след которой имеется на месте ДТП?
  • Какова марка автомобиля, след которого имеется на месте ДТП?
  • Одним или несколькими автомобилями оставлены следы?
  • Конкретным ли автомобилем оставлен след?

Вторая группа вопросов более многочисленна и направлена на уточнение всех деталей произошедшего ДТП. К ней можно отнести следующие вопросы:

  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • Где располагается место столкновения ТС?
  • Находилось ли ТС «А» в неподвижном состоянии в момент столкновения?
  • С какой скоростью двигалось ТС «В»?
  • Двигался ли пешеход в момент наезда и т.д.?

Цена, поиск эксперта и сроки

Найти эксперта для проведения трасологической экспертизы не сложно. На сегодняшний день подобную услугу предлагают как государственные, так и частные экспертные учреждения.

Гораздо важнее понимать, кому именно вы доверяете проведение экспертизы. Привлеченный эксперт должен иметь все необходимые документы, подтверждающие его квалификацию и право на проведение официальных экспертиз.

Перед проведением экспертизы с экспертным учреждением заключается договор, в котором должны быть прописаны все детали сотрудничества:

  • Результат – официальное и компетентное экспертное заключение;
  • Предмет экспертизы;
  • Сроки ее проведения;
  • Стоимость и т.д.

Только после оформления договора можно оплачивать услугу и соответственно привлекать эксперта к работе.

Что касается сроков проведения трасологической экспертизы, то они могут существенно различаться. Для проведения одной экспертизы опытному специалисту необходимы 1-2 дня. Однако чаще всего экспертизы проводятся в течение 1-2 недель.

Стандартная стоимость и другие особенности

Если речь идет о сложном ДТП, с несколькими участниками, имеются пострадавшие, причинен значительный ущерб, то цена трасологической экспертизы при ДТП значительно дороже и начинается от 10 тысяч рублей.

Об особенностях трасологической экспертизы при ДТП узнайте из видео:

Объективное и компетентное заключение независимого эксперта-трасолога в ряде случаев позволяет уберечься от уголовного преследования или от необоснованного возмещения крупной суммы ущерба, причиненного другим участникам ДТП. В свою очередь, оперативное привлечение эксперта, его квалификация и репутация – это лучшие гарантии его объективности и компетентности выданного заключения.

Порядок проведения и стоимость трассологическая экспертиза после ДТП

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП. Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Трасологическая экспертиза при дтп вопросы эксперту

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector