Роль технические регламенты и стандарты 2020

Законодательство о техническом регулировании и его роль в сфере спорта: технические регламенты и стандарты (Еремеева Л.А.)

Дата размещения статьи: 21.06.2015

В условиях глобализации общественных процессов в ряде стран, в том числе и в России, особенно с вступлением ее в ВТО, возникла проблема реформы технического регулирования сферы строительства вообще и строительства спортивно-оздоровительных комплексов в частности. Особая актуальность и острота данной проблемы в спорте объясняется проведением широкомасштабной модернизации спортивной инфраструктуры и строительством новых спортивных объектов в целях проведения на территории нашей страны крупнейших спортивных мероприятий мирового уровня, обязательствами России перед международными спортивными организациями (МОК, МСФ, ФИФА) по стопроцентной реализации их требований по технологизации объектов спорта [2].
Определения понятий «объект спорта» и «спортивное сооружение» даются в статье 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте). Объекты спорта — объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения; спортивное сооружение — это инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий [5].
В соответствии со статьей 37 Закона о спорте лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают сохранность надлежащего технического оборудования мест проведения физкультурных или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за причинение вреда жизни или здоровью лиц, занимающихся на таких объектах спорта [5].
Идеология реформы системы технического регулирования реализована в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Реформа может быть сведена к следующим основным принципам:
— в условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности;
— обязательные требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах — технических регламентах (общих — по экономике в целом и специальных — по отдельным видам деятельности);
— введение регламентов переносится с ведомственного уровня на уровень общегосударственной политики: федеральные законы, указы президента, ратифицированные межгосударственные договоры, постановления правительства, действующие до принятия данного регламента законом;
— переход от крайне обременительного до рыночного контроля к контролю на рынке [6].
В соответствии с определением Федерального закона «О техническом регулировании» техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [4].
Другими словами, техническое регулирование — это все, что относится к нормированию требований к продукции, процессам, стандартизации, сертификации, подтверждению соответствия, государственному и иным видам контроля за продукцией, процессами, услугами и другим объектам технического регулирования.
Техническое регулирование осуществляется посредством норм технического регламента — документа, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [4].
Главной целью технического регулирования является принятие технических регламентов, которые создаются для обеспечения защиты прав граждан, имущественной составляющей физических и юридических лиц, охраны окружающей среды.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [7].
Согласно данному Закону, технические регламенты принимаются в целях:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
4) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения [7].
Основным тормозящим звеном в процессе перехода к техническим регламентам в строительстве спортивно-оздоровительных комплексов являются органы государственной экспертизы, которые продолжают рассматривать проектные решения архитекторов с учетом требований ГОСТов и СНиПов, хотя последние и ранее носили лишь рекомендательный характер. Отчасти это, видимо, связано с тем, что после вступления в действие технических регламентов строительные контролирующие органы могут утратить право контроля над отраслью [3].
В перечне технических регламентов, принятых в 2013 году, нет ни одного относящегося к строительству, а, по предварительным расчетам специалистов, количество технических регламентов только в отрасли строительства спортивно-оздоровительных комплексов должно быть около 400 штук [3].
Каждый технический регламент на строительство должен содержать:
— перечень строительных материалов и технологических процессов на строительство;
— правила установления технических характеристик объекта строительства;
— требования, обеспечивающие безопасность строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных комплексов.
Технический регламент может быть дополнен несколькими позициями, которые касаются:
— оценки соответствия спортивно-оздоровительных комплексов требованиям документов;
— предельных сроков оценки соответствия в отношении каждого спортивно-оздоровительного комплекса;
— требований к используемой технической терминологии.
Требования, не включенные в технический регламент, но определяемые другими документами, не носят для исполнителя обязательного характера.
С учетом вероятности причинения возможного вреда в техническом регламенте могут содержаться специальные требования к спортивно-оздоровительному комплексу, обеспечивающие безопасность отдельных категорий граждан: инвалидов, маломобильных групп людей. Нормы технических регламентов могут предусматривать необходимые санитарно-гигиенические требования в отношении спортивно-оздоровительных комплексов [3].
Особенностью специальных технических регламентов для строительства, принятых в условиях технического регулирования, является то, что в них конкретизируются требования применительно к зданиям и сооружениям спортивного назначения, например, по эксплуатации в определенных климатических условиях, доступности для всех групп населения без ограничений. Строительство спортивных сооружений после вступления России в ВТО стало прямым объектом технического регулирования, включенным в систему межгосударственных нормативных документов [3]. Думается, что нормируемые требования по безопасности спортивных объектов (после их введения) должны выполняться в отношении проектирования, строительных материалов и самих зданий [6].
Статус спортивно-оздоровительных комплексов и прилегающих к ним территорий позволяет в рамках технического регулирования рассматривать их как некую продукцию, результат целенаправленной строительной деятельности, имеющей разные стадии производственного цикла: проектирование, возведение самого объекта, создание инфраструктуры.
Проблема технического регулирования в этом случае заключается в том, что каждый объект спортивной направленности является фактически уникальным и к нему трудно применимы стандартные требования общих технических регламентов, рассчитанных на типовое строительство [3].
В связи с этим всю техническую документацию на строительство спортивно-оздоровительных комплексов ряд исследователей предлагают делить на:
1) технические регламенты на строительные материалы и сооружения — это документы, в которых устанавливаются специальные характеристики строительных объектов и материалов, связанные с ними процессы и технологии производства в цеху и на стройке, включая применяемые нормативы, соблюдение которых является обязательным. (В настоящее время при строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов использование западных технических регламентов ограниченно, поскольку ими предусмотрено применение других строительных материалов и технологий);
2) строительные стандарты — документация, содержащая правила общего и многократного использования, характеристики строительных материалов и требования к спортивно-оздоровительным комплексам [3].
Данное положение особенно важно по причине строительства объектов спорта в крупных масштабах накануне спортивных соревнований мирового уровня на территории России.
Подводя итог сказанному, можем отметить, что документация на спортивные сооружения остается объектом государственной экспертизы и согласования различными надзорными органами России. Требования же ВТО к строительным объектам касаются лишь безопасности здоровья людей, находящихся в них, что входит в противоречие с реально существующим положением в строительной отрасли России. Думается, в специальные технические регламенты по строительству спортивно-оздоровительных комплексов необходимо вводить характеристики надежности и эксплуатационной пригодности зданий в течение всего срока службы.
В условиях глобализации и функционирования России в ВТО появилась необходимость координации требований технических регламентов по строительству спортивных сооружений разных стран ВТО.
Международная координация даст возможность строительным компаниям и производителям строительных материалов ведущих спортивных держав взаимно участвовать в тендерах по строительству спортивных сооружений, в том числе и в нашей стране, что улучшит качество объектов спорта.

Технические регламенты и стандарты (актуальные изменения 2011 г.)

Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции.
В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений.
В статье раскрыты такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Содержание

Суть закона «О техническом регулировании»

Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Изменения в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»

Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.

Кто занимается разработкой этих стандартов?

– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» — общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
Понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации — определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.

Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы — России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.

Изменения в области стандартизации с начсалом работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном

– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?

– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.

Технические регламенты и стандарты как основа оценки соответствия

Когда регламенты избыточны или предписаны императивным способом, они могут душить новшества и экономический рост, влечь за собой другие непреднамеренные последствия. Законодательство должно быть пригодным для достижения декларируемой цели и обеспечиваться необходимыми ресурсами
Из Британского свода практики для регулирующих органов
(Regulators Compliance Code. The Cabinet Office. London. 2007)

Высокая значимость стандартов подтверждается широким интересом к ним бизнеса и власти. В нашей стране статус национальных стандартов, применяемых для оценки соответствия, существенно вырос благодаря поправкам, внесенным законами 45-ФЗ и 65-ФЗ в закон 184-ФЗ «О техническом регулировании». Теперь технические регламенты распространяются только на продукцию и связанные с ней процессы. Это обстоятельство будет способствовать законодательному закреплению в России принятого странами ЕС принципа productsliability, обозначающего презумпцию ответственности изготовителя (поставщика) за безопасность продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Такая постановка вопроса обозначает, что технические регламенты устанавливают принципиальные требования, т.е. указывают «что должно быть», а стандарты разъясняют «как этого лучше всего добиться».

Правовая база, даже очень солидная, не позволяет достичь поставленной цели, если нет механизмов ее реализации, технических, методических и кадровых ресурсов, таких как оснащенность испытательных лабораторий и других органов по оценке соответствия.

Поэтому в парах «технические регламенты — национальные стандарты» на последние документы возлагается наиболее сложная задача обеспечения механизмов выполнения установленных требований — задача, из-за нерешенности которой в России слабо выполняются требования многочисленных нормативно-правовых актов.

Это повышает значимость стандартов, число которых может в сотни раз превышать число регламентов. Взаимосвязь указанных выше пар документов в настоящее время исследуется во всем мире, в том числе в странах, где реформа технического регулирования не проходит. Мы предлагаем краткую информацию по этому вопросу, который тем более актуален для России, где такая реформа в разгаре.

Еще в 2003 г. по итогам Открытой сессии 26-й Генеральной Ассамблеи ИСО в Буэнос-Айресе в «Бюллетене ИСО» был опубликован обзор под характерным названием «Партнерство международных стандартов, технических регламентов и оценки соответствия».

Такое «партнерство» — важный фактор международной торговли. В декабре 2006 г. Совет Канады по стандартам (Standards Council of Canada) опубликовал «Ключевые соображения по разработке и использованию стандартов в законодательных инструментах» (Key Considerations in the Development and Use of Standards in Legislative Instruments).

А в июне 2006 г. на Международном экономическом форуме «Общая нормативная лексика технического регулирования для международной торговли» генеральный секретарь ИСО Алан Брайден в докладе «Международные стандарты и наилучшая регулирующая практика» изложил идеологию соответствующего документа ИСО/МЭК, содержащего типологию стандартов, полезных для регулирующих органов, преимущества и выгоды от применения стандартов, методы для ссылок и других форм использования, а также вопросы оценкисоответствия и примеры.

И вот в сентябре 2007 г. появился документ «Использование стандартов ИСО/МЭК и ссылок на них в технических регламентах» (размещен на сайте:http://www.iso.org). Он гармонизирован с отчетом Директората G Еврокомиссии «Методы ссылок на стандарты в законодательстве с акцентом на европейское законодательство» (размещен на интернет-портале ЕСhttp://europa.eu.int, перевод на русский язык -на сайте Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствияhttp://www.rgtr.ru).

Ниже дан перевод извлечения из нового документа, относящегося к профилю журнала «Методы оценки соответствия».

7.5 Роль оценки соответствия в технических регламентах (Role of conformity assessment in technical regulations).
Оценка соответствия — это средство определения того, насколько продукты, услуги, процессы, системы и квалификация персонала соответствуют установленным требованиям. В зависимости от объекта, исследуемых критериев и установленного уровня риска оценка может выполняться поставщиком, покупателем или регулирующим (независимым) органом.

  • Оценка соответствия первой стороной — поставщик предоставляет соответствующую декларацию, подкрепляя ее испытаниями на соответствие стандарту в собственной или внешней лаборатории;
  • Оценка соответствия второй стороной — лицо или организация, например, приобретатель, участвует как свидетель в испытаниях, иных действиях по верификации на соответствие стандарту, в том числе на рынке;
  • Оценка соответствия третьей стороной — независимый орган оценки соответствия сертифицирует, а затем инспектирует (проверяет) продукцию или системы на соответствие. В этом случае результаты являются собственностью органа оценки соответствия и поставщика, но могут быть предоставлены поставщиком органу власти.

ИСО и МЭК разработали серию стандартов и руководящих указаний, содержащих добровольные критерии «наилучшей практики оценки соответствия». Предполагается, что разработчики должны включать соответствующие требования в технические регламенты, что обеспечит согласованность оценки соответствия в разных странах и тем самым стимулирует снижение технических барьеров в торговле.

Полный регулярно обновляемый список документов по оценке соответствия можно найти на сайте:www.iso.org/casco.

О.М. Розенталь — главный научный сотрудник Института водных проблем РАН, профессор
С.А. Хохлявин — юрисконсульт «Инженерной Академии», г. Екатеринбург

Технические регламенты и стандарты

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» в значительной мере изменилась нормативно-правовая база охраны труда. На смену многочисленным ГОСТам, правилам, СНиПам, Санитарным нормам и т.п. пришли технические регламенты, национальные стандарты и стандарты организаций. Это было связано с необходимостью интеграции России в мировую рыночную экономику и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и соответственно с необходимостью унификации нормативных требований в области безопасности, т.е. применения единых правил установления требований к объектам технического регулирования.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. Требования регламентов носят обязательный характер и имеют форму федерального закона.

Технические регламенты бывают двух видов: общие и специальные.

Общие технические регламенты устанавливают требования по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, а также пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации и хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенными общими техническими регламентами.

Национальные стандарты и стандарты организаций имеют своей целью повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, государственного или муниципального имущества, содействие соблюдению требований технических регламентов.

Национальные стандарты носят только рекомендательный характер и применяются исключительно на добровольной основе. Их исполнение государство не контролирует.

С введением технических регламентов и национальных стандартов стала необходимой переработка нормативной базы по охране труда: ГОСТов, в том числе системы стандартов безопасности труда (ССБТ), СНиПов, СанПиНов, норм, правил, инструкций и т.п., содержащих обязательные требования, так как таковых в них больше не должно содержаться.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, ведомства и т.п.) и органы исполнительной власти субъектов РФ (краев, областей и т.д.) более не вправе издавать документы, содержащие обязательные требования к объектам технического регулирования.

Организации (коммерческие, общественные, научные, объединения юридических лиц и т.п.) могут (по желанию) разрабатывать и самостоятельно утверждать стандарты своих организаций (после положительного заключения технического комитета по стандартизации). Для внутреннего пользования эти стандарты будут обязательными.

Отметим, что процесс разработки технических регламентов явно затянулся. Таким образом, целые сферы отношений остаются неурегулированными. Срок действия старых правовых норм истек, а новые нормы не принимаются. Эта ситуация требует оперативного разрешения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector