Программа для трудоустройства инвалидов 2020

Программа для трудоустройства инвалидов 2020

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. «В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места»

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

— организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;

— организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;

— создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;

— стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;

— организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;

— расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Обзор документа

В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

Приложение. Программа Тюменской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве на 2017 — 2020 годы

Информация об изменениях:

Приложение изменено с 28 декабря 2017 г. — Распоряжение Правительства Тюменской области от 28 декабря 2017 г. N 1633-рп

Приложение
к распоряжению Правительства
Тюменской области
от 27 сентября 2017 г. N 1116-рп

Программа
Тюменской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве на 2017 — 2020 годы

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2017 г.

Паспорт
программы Тюменской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве на 2017 — 2020 годы

Нормативно-правовое основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Распоряжение Правительства Российской от 16.07.2016 N 1507-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 — 2020 годы»

Дата и номер ненормативного правового акта об утверждении Программы

Распоряжение Правительства Тюменской области от 27 сентября 2017 года N 1116-рп

Ответственный исполнитель Программы

Департамент труда и занятости населения Тюменской области

Департамент образования Тюменской области

Департамент социального развития Тюменской области

Обеспечение дополнительных гарантий занятости и интеграции молодых инвалидов в общество

1. Содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда инвалидов молодого возраста.

2. Повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда и сохранение мотивации к трудовой деятельности инвалидов молодого возраста.

3. Создание условий, способствующих расширению возможностей для трудоустройства и обеспечению востребованности инвалидов молодого возраста на рынке труда.

4. Обеспечение специальных условий получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

1. Информирование инвалидов об услугах в области занятости населения, о положении на рынке труда, в том числе в электронном виде.

2. Содействие в трудоустройстве инвалидам.

3. Организация дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов.

4. Трудоустройство инвалидов на рабочие места, созданные работодателями в рамках исполнения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

5. Организация самозанятости безработных граждан из числа инвалидов.

6. Оснащение государственных учреждений службы занятости населения с учетом потребностей инвалидов молодого возраста.

7. Содействие социальной адаптации выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования из числа инвалидов молодого возраста.

8. Профессиональная ориентация граждан с инвалидностью.

9. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан с инвалидностью.

10. Формирование и размещение на интернет-ресурсах службы занятости населения Тюменской области базы образовательных организаций, имеющих специальные условия для получения профессионального образования гражданами с инвалидностью.

11. Организация стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу из числа инвалидов молодого возраста (под руководством наставников).

12. Реализация программ, направленных на овладение инвалидами допрофессиональными навыками.

13. Создание условий для использования трудовых возможностей получателей социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания.

14. Реализация Служб сопровождения инвалидов в целях содействия их трудоустройству.

15. Организация взаимодействия студентов-инвалидов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с работодателями, в том числе в рамках практико-ориентированного обучения (дуального образования), позволяющей совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, осваивать избранную профессию и в образовательной организации, и непосредственно на производстве, а также по вопросам дальнейшего трудоустройства.

Срок реализации Программы

2017 — 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем бюджетных ассигнований: 84 832,033 тыс. рублей (средства областного бюджета), в том числе по годам:

2017 г. — 20 881,973 тыс. руб.

2018 г. — 21 365,301 тыс. руб.

2019 г. — 21 483,243 тыс. руб.

2020 г. — 21 661,516 тыс. руб.

В рамках финансирования государственных программ ведомств:

— Департамент труда и занятости населения Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» до 2020 года):

2017 г. — 19 513,973 тыс. руб.

2018 г. — 19 997,301 тыс. руб.

2019 г. — 20 115,243 тыс. руб.

2020 г. — 20 293,516 тыс. руб.

— Департамент социального развития Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика» до 2020 года):

2018 г. — 1 368,0 тыс. руб.

2019 г. — 1 368,0 тыс. руб.

2020 г. — 1 368,0 тыс. руб.

— Департамент образования и науки Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Развитие образования и науки» до 2020 года и на плановый период до 2025 года) — в рамках текущего финансирования.

Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы

Правительство Тюменской области

Целевые показатели (индикаторы) Программы

Доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составит в 2017 году 32,9%, в 2018 — 30,0%, в 2019 — 2020 годах — 32,9%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования составит в 2017 году 36,4%, в 2018 — 37,5%, в 2019 — 41,7%, в 2020 — 44,0%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования составит в 2017 году 45,7%, в 2018 — 46,8%, в 2019 — 47,9%, в 2020 — 49,0%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования составит в 2017 году 45,5%, в 2018 — 45,8%, в 2019 — 50,%, в 2020 — 56,0%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования составит в 2017 году 54,3%, в 2018 — 55,3%, в 2019 — 56,3%, в 2020 — 57,1%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования составит в 2017 году 68,2%, в 2018 — 2019 годах — 70,8%, в 2020 — 76,0%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования составит в 2017 году 66,0%, в 2018 — 67,4%, в 2019 — 68,1%, в 2020 — 68,8%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения составит в 2017 году 34,0%, в 2018 — 36,0%, в 2019 — 37,5%, в 2020 — 39,7%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения составит в 2017 году 38,3%, в 2018 — 40,0%, в 2019 — 41,1%, в 2020 — 42,9%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения составит в 2017 году 54,5%, в 2018 — 59,8%, в 2019 -65,1%, в 2020 — 68,1%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) составит в 2017 году 38,5%. в 2018 — 40,0%, в 2019 — 41,7%, в 2020 — 44,4%;

доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) составит в 2017 году — 46,2%; в 2018 — 50,0%; в 2019 — 54,2%, в 2020 — 55,6%

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение доступности и совершенствование условий для получения профессионального образования инвалидами молодого возраста.

Рост числа инвалидов молодого возраста, получивших профессиональное образование.

Расширение возможностей для трудоустройства и профессиональной интеграции в общество инвалидов молодого возраста

  • Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Программы
  • Раздел 2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
  • Раздел 3. Сроки и этапы реализации Программы
  • Раздел 4. Финансовое обеспечение реализации Программы
  • Раздел 5. Перечень программных мероприятий
  • Раздел 6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
  • Раздел 7. Эффективность и результативность реализации Программы
  • Приложение N 1. Перечень основных мероприятий и объемы финансирования основных мероприятий программы Тюменской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве на 2017 — 2020 годы
  • Приложение N 2. Показатели программы Тюменской области по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве на 2017 — 2020 годы
>
Общая характеристика сферы реализации Программы
Содержание
Распоряжение Правительства Тюменской области от 27 сентября 2017 г. N 1116-рп «Об утверждении программы Тюменской области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ведомственная целевая программа «О сопровождении инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на 2018 — 2020 годы» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

приказом Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«О сопровождении инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на 2018 – 2020 годы»

ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы «О сопровождении инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на 2018 – 2020 годы»

Ведомственная целевая программа «О сопровождении инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на 2018 — 2020 годы» (далее — программа)

Основания для разработки программы

Распоряжение Правительства РФ -р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 — 2020 годы», приказ Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 01.01.2001 № 85 «О разработке ведомственной целевой программы «О сопровождении инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения на 2018 — 2020 годы»

Наименование органа исполнительной власти области, ответственного за реализацию программы

Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения

Цели и задачи программы

Цель программы — повышение уровня занятости инвалидов молодого возраста.

— определение потребности незанятых инвалидов молодого возраста в трудоустройстве и мониторинг их трудоустройства;

— содействие в трудоустройстве выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости;

— осуществление мероприятий по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста, с учетом рекомендуемых в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов (далее — ИПРА) показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности и адаптации на оснащенном (оборудованном) специальном рабочем месте.

Целевые индикаторы программы

численность опрошенных инвалидов молодого возраста, в целях выявления потребности в рабочих местах не менее 400 человек;

доля трудоустроенных инвалидов молодого возраста в общем количестве инвалидов молодого возраста, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из ИПРА представлены в органы занятости населения не менее 40 процентов;

доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости не менее 60 процентов;

численность сопровождаемых при трудоустройстве инвалидов молодого возраста, с учетом рекомендуемых в ИПРА видов трудовой деятельности на оснащенное (оборудованное) специальное место не менее 100 человек;

численность наставников для инвалидов молодого возраста для трудоустройства и адаптации, на оснащенном (оборудованном) специальном рабочем месте которых планируется наставничество не менее 42 человек.

численность опрошенных инвалидов молодого возраста, в целях выявления потребности в рабочих местах не менее 425 человек;

доля трудоустроенных инвалидов молодого возраста в общем количестве инвалидов молодого возраста, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из ИПРА представлены в органы занятости населения не менее 50 процентов;

доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости не менее 70 процентов;

численность сопровождаемых при трудоустройстве инвалидов молодого возраста, с учетом рекомендуемых в ИПРА видов трудовой деятельности на оснащенное (оборудованное) специальное место не менее 105 человек;

численность наставников для инвалидов молодого возраста для трудоустройства и адаптации, на оснащенном (оборудованном) специальном рабочем месте которых планируется наставничество не менее 45 человек.

численность опрошенных инвалидов молодого возраста, в целях выявления потребности в рабочих местах не менее 450 человек;

доля трудоустроенных инвалидов молодого возраста в общем количестве инвалидов молодого возраста, нуждающихся в трудоустройстве, сведения о которых в виде выписок из ИПРА представлены в органы занятости населения не менее 60 процентов;

доля трудоустроенных инвалидов в общей численности выпускников-инвалидов профессиональных образовательных организаций, обратившихся в органы службы занятости не менее 75 процентов;

численность сопровождаемых при трудоустройстве инвалидов молодого возраста, с учетом рекомендуемых в ИПРА видов трудовой деятельности на оснащенное (оборудованное) специальное место не менее 110 человек;

численность наставников для инвалидов молодого возраста для трудоустройства и адаптации, на оснащенном (оборудованном) специальном рабочем месте которых планируется наставничество не менее 50 человек

Сроки реализации программы

2018 — 2020 годы

Общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 4173,9 тыс. рублей, в том числе:

на 2018 год — 1279,6тыс. рублей;

на 2019 год — 1371,0тыс. рублей;

на 2020 год — 1523,3тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы будет опрошено не менее 1275 инвалидов молодого возраста, в целях выявления потребности в трудоустройстве, численность сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста, с учетом рекомендуемых в ИПРА видов трудовой деятельности на оснащенное (оборудованное) специальное рабочее место составит 315 человек.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно — целевым методом на ведомственном уровне

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области численность постоянного населения на 1 января 2017 г. составила 642,2 тыс. человек. По данным выборочного обследования в среднем за май-июль 2017 года численность рабочей силы составила 323,7 тыс. человек, в том числе: занятыми считались 303,5 тыс. человек, безработными — 20,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 6,2%.

По информации представленной Пенсионным фондом Российской Федерации Роструду в июне 2017 года численность инвалидов трудоспособного возраста в Псковской области составляет 15870 человек, в том числе численность работающих составила 3314 человек, 20,9% (информационное письмо Роструда от 01.01.01 г. № 000 — ТЗ).

Из общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют инвалидность I группы — 1940 человек. Находятся в психоневрологических учреждениях, которые не могут работать по медицинским показаниям — 179 человек; находятся в учреждениях социальной защиты населения на стационарном обслуживании — 1048 человек; в местах лишения свободы в учреждениях исполнения наказания УФСИН России по Псковской области -112 человек.

По состоянию на 15 августа 2017 г. в службе занятости состоит на учете 350 инвалидов (в том числе 109 молодого возраста1) в качестве безработных граждан состоят 318 инвалида (в том числе 90 молодого возраста). Трудоустроено 92 инвалида (26,5 % от стоящих на учете), в том числе 42 молодых инвалида (38,5 % от стоящих на учете).

По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области численность инвалидов молодого возраста по состоянию на 1 августа 2017 г. составляет 7274 человека или 45,8% от численности инвалидов трудоспособного возраста.

Заявленная работодателями потребность для трудоустройства инвалидов за январь — июнь 2017 года составила 154 вакансии. На 1 июля 2017 г. число вакансий составило 214 единиц. Из них для замещения рабочих профессий 104 единицы (49 %), с оплатой труда выше прожиточного минимума 87 единиц (41 %). Получили государственную услугу по профессиональной ориентации 318 инвалидов, по психологической поддержке — 74 инвалида (в том числе 30 инвалидов молодого возраста), по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда — 61 инвалид (в том числе 18 инвалидов молодого возраста), по содействию самозанятости безработных граждан — 6 инвалидов.

В I полугодии 2017 года приступили к профессиональному обучению — 18 инвалидов, завершили — 12 человек, в том числе: прошли переподготовку — 11 человек, повышение квалификации — 1 человек. Трудоустроено на общественные работы 16 инвалидов.

Средняя продолжительность безработицы инвалидов в I полугодии 2017 года составила 6,4 месяца.

      1. За 2016 год из учреждений медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) поступило 3256 выписок из ИПРА, из них 355 инвалидов пенсионного возраста, 1239 инвалидов молодого возраста (38 % от общего числа поступивших ИПРА).
      2. По состоянию на 15 августа 2017 г. поступило 1717 выписок из ИПРА, из них 759 инвалидов в возрасте от 18 до 44 лет которым рекомендованы мероприятия в сфере занятости.

Согласно поступившим ИПРА 1597 граждан нуждаются в содействии в трудоустройстве, 112 инвалидам рекомендовано создание специального рабочего места, адаптация на рабочем месте необходима 2 инвалидам, 1276 инвалидам предусмотрено оказание услуг по профессиональной ориентации. В целях приобретения необходимых профессиональных компетенций, интеграции в общество путем повышения профессионального уровня и конкурентоспособности на рынке труда 604 инвалидам МСЭ рекомендованы мероприятия по организации профессионального обучения.

По состоянию на 1 августа 2017 г. в МСЭ органами службы занятости направлено 2300 отчетов об исполнении мероприятий ИПРА, из них: 656 человека отказались от услуг службы занятости на основании личных заявлений; 121 человек осуществляют трудовую деятельность, 12 человек являются студентами образовательных организаций; 60 человек умерли; на подходящие рабочие места в соответствии с рекомендациями ИПРА трудоустроены 67 человек; оборудовано (оснащено) 3 специальных рабочих места; 262 инвалидам оказаны услуги по профессиональной ориентации; 8 инвалидов направлены на профессиональное обучение.

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом о формление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector