Правила найма на работу иностранных граждан частными лицами

Правила найма на работу иностранных граждан частными лицами

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
— временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью при этом понимается в том числе работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п.п. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики, Украины и другие, поскольку правительства данных государств и РФ заключили соответствующие соглашения, устанавливающие безвизовый режим пересечения границы РФ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 16.01.1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова (Москва, 30.11.2000)).
Привлекая иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ не требует получения визы (постоянно или временно проживающих в РФ), работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но при этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное требование установлено в отношении временно проживающих иностранных граждан п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Случаи, когда можно осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого выдано соответствующее разрешение, определены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
Для осуществления трудовой деятельности «визовым иностранцам», въезжающим в РФ, выдается обыкновенная рабочая виза. Документ виза выдается на основании приглашения, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 115-ФЗ, на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
Таким образом, осуществление трудовой деятельности на территории РФ иностранным гражданином, не имеющим права на безвизовый въезд в Россию, сопровождается необходимостью оформления:
— разрешения на привлечение и использование иностранного работника;
— разрешения на работу, выдаваемого на имя самого работника;
приглашения на въезд;
— обыкновенной рабочей визы.
Обязанности работодателя, пригласившего иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), перечислены в п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
В частности, такой работодатель обязан:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
О заключении трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ указанный порядок не применяется при приеме на работу иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Трудоустройство без учета ограничений по защите национального рынка труда осуществляется в отношении трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан (Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)). То есть при приеме на работу гражданина Казахстана и Беларуси действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о факте приема на работу таких иностранных граждан. Косвенно данный вывод подтверждает письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Однако указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ).
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 18.16 КоАП РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Физическое лицо планирует нанять в качестве работника иностранца

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7

Вопрос: Физическое лицо планирует нанять в качестве работника иностранца (гражданина Украины), который будет несколько месяцев ремонтировать дачный домик, принадлежащий физическому лицу. Как оформлять трудовые отношения с иностранным работником и кто должен платить налоги с его заработной платы, а также страховые взносы?

Ответ: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (включая отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти и возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности) регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).

Статус иностранного гражданина для целей отнесения его к категории застрахованных лиц определяется в соответствии с нормами данного Закона, а именно:

— временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

— постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

— временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при этом иностранные граждане должны иметь патент, выданный в соответствии с Законом N 115-ФЗ. В силу действия нормы п. 8 указанной статьи патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

Форма патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487.

В силу действия норм ст. 303 ТК РФ работодатель — физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме; уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Так как на основании ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, работодатель — физическое лицо обязан соблюдать в рассматриваемом случае нормы гл. 48 ТК РФ.

По вопросам уплаты страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011, далее — Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, помимо граждан Российской Федерации, являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору и лицензионному договору.

В связи с этим иностранный гражданин, работающий на территории Российской Федерации на основании патента, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации.

В том случае, когда иностранный гражданин находится на территории Российской Федерации в статусе временно пребывающего, он не является застрахованным лицом в соответствии с положениями ст. 7 Закона N 167-ФЗ, и, следовательно, с выплат в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Для уплаты страховых взносов работодатель — физическое лицо обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ.

Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 227.1 НК РФ иностранные граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности. Налог уплачивается в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц и подлежит в последующем индексации.

При этом на основании п. п. 4 и 5 ст. 227.1 НК РФ фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента, а общая сумма налога исчисляется с учетом уплаченных в течение налогового периода (календарного года — согласно ст. 216 НК РФ) фиксированных авансовых платежей.

В соответствии с п. 6 ст. 227.1 НК РФ налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

— общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

— иностранный гражданин выезжает за пределы территории Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

— патент аннулирован в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2019 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.

Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.

Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.

Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов

Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:

  • Отсутствие полного пакета документов;
  • Нарушение трудового законодательства;
  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
  • Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.

Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2019 году

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.

Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.

Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

  • Штраф за работу не по профессии

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.

Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.

В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.

Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое.

При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2019 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.

  • Штраф за привлечение мигрантов

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

  • Штраф за работу без оформления

В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.

Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

  • Штраф за оформление трудового договора с нарушениями

В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.

В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?

После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки».

Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта. Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке.

Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.

Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов.

Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.

Если вам была полезна наша статья про штрафы за иностранных рабочих, пожалуйста, плюсаните материал:

Договор — и никакой волокиты

А дальше — работа помощниками по дому. Но тут возник вопрос: как грамотно и по закону оформить отношения хозяина дома и помощников. Подобные вопросы для «РГ» — не редкость в последнее время. Мы адресовали их сотрудникам Федеральной миграционной службы (ФМС) и юристам в области трудового законодательства. И вот какие советы получили.

Пункт 1 — договор

Как рассказал «РГ» юрист Центра социально-трудовых прав Юрий Стародумов, работодатель обязательно должен заключить договор с людьми, которых нанимает на работу. И тут есть два варианта: договор может быть трудовым или гражданско-правовым.

Если заключается именно трудовой договор, а это документ, предполагающий продолжительные трудовые отношения, работу по конкретной профессии и по определенному графику, то работодатель должен, во-первых, зарегистрировать его в органах местного самоуправления, а во-вторых, вести настоящую бухгалтерию, ведь ему придется ежемесячно делать за мигранта отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) в размере 22% от суммы, которую он платит домашнему работнику, и в Фонд социального страхования — 1,8%.

Для этого ему придется в течение 30 дней со дня заключения договора встать на учет в территориальном отделении Пенсионного фонда России и в течение 10 дней — Фонда социального страхования. Потом ежемесячно делать туда отчисления — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выдачи зарплаты. И ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за кварталом, представлять в ПФР расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное страхование и не позднее 20-го числа месяца — аналогичный расчет в Фонд соцстраха.

Если заключается гражданско-правовой договор, а он предполагает выполнение неких работ, при этом работник административно не подчиняется работодателю и может трудиться в свободном графике, лишь бы результат был, то жизнь работодателя значительно облегчается. Гражданско-правовой договор не нужно регистрировать в муниципалитете, и в случае его заключения отчисления за работника в социальные фонды работодатель делать не обязан. Хотя закон и позволяет ему это делать в добровольном порядке.

Как пояснил «РГ» заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России Дмитрий Демиденко, при заключении договора — трудового или гражданско-правового — работодатель, будь он хоть физическое лицо, хоть юридическое, должен в течение трех дней уведомить об этом ФМС. Механизм такой же, как и при постановке на миграционный учет — он может сделать это как по почте, так и лично обратившись в территориальное подразделение ФМС России. То же самое касается и расторжения трудовых отношений — информация об этом сразу должна быть передана миграционщикам, как и уведомление об изменении срока пребывания иностранца.

Стоит отметить: когда мигрант работает у физического лица, он не обязан предоставлять в ФМС копию трудового или гражданско-правового договора. Достаточно того, что сам работодатель уведомит это ведомство об их наличии.

И только! И больше никуда работодатель не должен ходить, ни регистрироваться сам, ни отчитываться ни перед какими ведомствами.

Пункт 2 — деньги

Задача работодателя — платить работнику зарплату. Ее размер фиксируется в договоре. Если он трудовой и предполагается, что работник будет трудиться положенные 40 часов в неделю, то оплата труда не должна быть ниже МРОТ (5965 рублей в месяц). В гражданско-правовом договоре может быть прописана абсолютно любая сумма.

Подоходный налог платить за мигранта не надо. По сути, он делает это сам, регулярно внося плату за патент (к примеру, в Москве это 4 тысячи рублей в месяц). Делать отчисления можно как ежемесячно, так и впрок — заплатив сразу за несколько месяцев или за год вперед. Срок действия патента — год, но если мигрант исправно платит за него, его действие могут продлить еще на год. А вот просрочка платежа может привести к аннулированию патента. А значит, труд гастарбайтера станет незаконным. Делать сам за себя отчисления в социальные фонды трудовой мигрант не обязан. Хотя при желании может.

Эти правила распространяются на всех «безвизовых» иностранцев из СНГ, работающих в России по патенту у частных лиц.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector