Переход на общий режим с есхн основные

Принципы перехода производителя с ЕСХН на общий режим

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8

В связи с мировым финансовым кризисом некоторым предприятиям пищевой промышленности, применяющим отраслевой спецрежим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), возможно, придется перейти на уплату налогов в рамках традиционной системы налогообложения. Причина смены режима кроется в невыполнении условий, дающих право уплачивать единый налог, связанном со снижением объемов производства и доли производимой сельскохозяйственной продукции. Бухгалтеру нужно быть готовым к такой ситуации.

В статье даны рекомендации по смене режима налогообложения и пересчету налогов.

Нюансы смены режимов налогообложения

Организационные моменты. Начнем с того, что организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания года перейти на иные режимы налогообложения (п. 3 ст. 346.3 НК РФ), в частности на традиционную систему уплаты налогов. Но в процессе деятельности производитель может утратить статус плательщика ЕСХН, например, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) снизилась до уровня ниже 70% доля доходов от реализации:

  • произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства;
  • сельскохозяйственной продукции собственного производства, включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья.

Также доля сельхоздоходов может снизиться в результате продажи дорогостоящих основных средств (ведь данная операция не имеет непосредственного отношения к реализации сельхозпродукции).

В любом из перечисленных случаев организация утрачивает право на применение спецрежима в результате снижения доли доходов от реализации сельхозпродукции. При этом данное право утрачивается не раньше, чем по итогам налогового периода (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Затем в течение 15 дней налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения (п. 5 ст. 346.3 НК РФ).

Принципы смены налогообложения. В связи с переходом налогоплательщику следует произвести перерасчет обязательств по всем налогам, уплачиваемым на общем режиме. При этом доначисляются только налоги. Что касается пеней и штрафов за несвоевременную уплату «традиционных» налогов и авансовых платежей, по ним пени и штрафы не уплачиваются (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение, должен за весь налоговый период произвести расчет и уплату НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, ЕСН, налога на имущество организаций, применяя порядок расчета «традиционных» налогов, предусмотренный налоговым законодательством для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) определяется только за налоговый период — календарный год. Соответственно, пересчет налоговых обязательств следует произвести только по окончании налогового периода — календарного года, в котором организация находилась на уплате ЕСХН (Письмо ФНС России от 05.08.2008 N ММ-9-3/95).

Например, организация с 1 января 2009 г. перешла на уплату ЕСХН. Снижение удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) планируется с августа 2009 г. Если по состоянию на 31 декабря 2009 г. доход от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2009 г. составит менее 70%, то налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН (внимание) с 1 января 2009 г. Получается, что право на применение ЕСХН организация утратила только в конце года, а на общий режим она считается перешедшей уже с начала этого года.

Уплата соответствующих налогов в бюджет и представление налоговых деклараций (по общему режиму) должны быть произведены в течение января 2010 г. Если данные платежи до 1 февраля не будут уплачены, с указанной даты в соответствии со ст. 75 НК РФ будут начисляться пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов. При этом, если налогоплательщик утратит право на применение ЕСХН по итогам 2009 г., он должен подать уточненную налоговую декларацию за отчетный период по данному налогу для сложения начисленных ранее авансовых платежей по нему. Такие рекомендации содержатся в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@.

Когда следует менять режим налогообложения?

Налог на прибыль. При переходе организации на уплату налога на прибыль нужно иметь в виду, что согласно ст. ст. 285, 287 и 289 НК РФ исчисленный за налоговый период (календарный год) налог уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Если налогоплательщик утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2009 г., то он должен до 1 февраля 2010 г. представить налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал, полугодие и девять месяцев. До указанного срока также нужно уплатить сумму исчисленного авансового платежа за девять месяцев 2009 г. и ежемесячные авансовые платежи IV квартала 2009 г. Соответственно, налог, исчисленный за налоговый период (2009 г.), уплачивается не позднее 28 марта 2010 г.

Заметим, что при добровольном отказе от применения спецрежима организация вправе рассчитывать на уплату налога на прибыль по нулевой ставке, которая предусмотрена ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. (Письмо Минфина России от 22.06.2009 N 03-11-06/1/23). Для организации, которая переходит на общий налоговый режим вынужденно в связи с несоблюдением установленных условий, такого вывода в разъяснении не содержится, поэтому налогоплательщику придется уплачивать налог на прибыль с применением традиционной ставки.

Налог на добавленную стоимость. Организации, утратившие право на применение спецрежима для сельскохозяйственных товаропроизводителей с начала календарного года, в котором применялся данный режим, производят перерасчет налоговых обязательств по НДС исходя из норм общего режима налогообложения. Следует выделить отдельно начисление и принятие налога к вычету.

Что касается начисления, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в период применения спецрежима для сельскохозяйственных товаропроизводителей организацией, утратившей право на применение этого режима, должна быть увеличена на соответствующую налоговую ставку (10% или 18%). Под суммой выручки как от реализации сельскохозяйственной продукции, так и от иной деятельности в целях исчисления НДС следует понимать:

  • сумму отгруженных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг), переданных в период утраты права на применение спецрежима, вне зависимости от оплаты;
  • сумму предоплаты, полученную в период применения ЕСХН за предстоящую отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав.

В части вычета НДС производителю нужно учитывать нормы п. 8 ст. 346.3 НК РФ. Организации, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, признаются плательщиками НДС, и суммы налога, предъявленные им по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, не подлежат налоговому вычету. Заметим, в названной норме есть несогласованность: с одной стороны, организации признаются налогоплательщиками, с другой — они не могут использовать свое право плательщиков на налоговый вычет. Соглашаются с этим и налоговики, считая, что организация может воспользоваться налоговым вычетом с начала того года, как она стала пересчитывать свои налоговые обязательства (Письмо ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@). Есть судебные решения, в которых подтверждается право организации произвести перерасчет налоговых обязательств за весь период необоснованного применения ЕСХН с применением общих норм, регламентирующих уплату НДС, в том числе применить налоговый вычет НДС в порядке ст. 171 НК РФ .

Постановление ФАС СКО от 18.10.2006 N Ф08-4943/2006-2087А.

Подведем итог. За весь прошедший год, за который пересчитываются обязательства перед бюджетом, организация в общем порядке начисляет НДС и уменьшает его на суммы налога, ранее учтенные на ЕСХН в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

По мнению Минфина (Письмо от 15.06.2009 N 03-11-06/1/22), НДС уплачивается либо за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг), в том числе основных средств (в случае произведенной ими доплаты на сумму налога). Исчисленный в январе налог на добавленную стоимость за три налоговых периода прошедшего года (I — III кварталы) уплачивается в бюджет в январе этого года (до 31 января включительно). А исчисленный НДС за налоговый период — IV квартал предыдущего года уплачивается в бюджет в соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Несколько слов о счетах-фактурах. Организации — плательщики ЕСХН при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав счета-фактуры не выставляют.

Налогоплательщик, перешедший на общий режим обложения НДС в связи с невыполнением условий для уплаты ЕСХН, также не вправе выставить покупателям счета-фактуры по товарам, отгруженным в прошлом году. Исключение составляет случай, когда пятидневный срок выставления счетов-фактур за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги в прошлом году истекает в наступившем году. Тогда производитель может выставить покупателям счет-фактуру, по которому они могут принять налог к вычету.

ЕСН и взносы во внебюджетные фонды. При переходе на общий режим налогообложения нужно знать, что к выплатам, начисленным нарастающим итогом с начала года, применяются ставки ЕСН с учетом права на применение регрессии. Если налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам, в течение или по итогам налогового (отчетного) периода утратит право на применение ЕСХН, то для целей исчисления ЕСН он не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем с начала 2009 г. и должен уплатить авансовые платежи по ЕСН и представить в инспекцию расчеты авансовых платежей по ЕСН за все истекшие с начала года отчетные периоды.

Напомним, что сумму ЕСН, перечисляемую в федеральный бюджет, организация уменьшает на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются при применении любого режима налогообложения с учетом применения регрессивных ставок налога. Поэтому смена налогового режима не отразится на порядке уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. То же самое можно сказать о взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, их не нужно пересчитывать в связи со сменой режима налогообложения.

Налог на имущество. Если организация утратила право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2009 г., она должна произвести перерасчет налога на имущество организаций за весь 2009 г. Точнее, начислить и затем уплатить до февраля следующего года налог на имущество за весь 2009 г., не забыв представить в инспекцию по уплаченным суммам налоговые декларации.

Переход на ЕСХН: кто и как может воспользоваться аграрным спецрежимом

Государственная помощь аграриям заключается не только в выделении дотации и компенсировании доли производственных затрат, но и в возможности использовать облегченный налоговый режим – ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Для применения спецрежима необходимо точное соответствие хозяйствующего субъекта определенным критериям, описанным в ст. 346.2 НК РФ.

Для кого доступен переход на ЕСХН

Налоговое право предусматривает применение спецрежима для коммерческих структур, соответствующих следующим параметрам:

  • юридические лица или ИП, занимающиеся воспроизводством и реализацией продукции, относимой к разряду сельскохозяйственной;
  • доля реализации сельхозпродуктов в валовой выручке составляет не менее 70% (для всех видов продукции).

Исходя их функционала и организационно-правовой формы субъекта бизнеса, к плательщикам ЕСХН относятся:

  • ООО и ИП, имеющие коды ОКВЭД сельхозпроизводителей;
  • потребительские кооперативы сельскохозяйственной направленности (перерабатывающие, сбытовые, животноводческие, садоводческие);
  • артели, занимающие ловлей и переработкой рыбных и иных водных биоресурсов.

Важно: для отнесения к разряду сельхозпроизводителей необходимо комплексное наличие трех факторов – продукция должна производиться, перерабатываться и реализовываться претендентом на применение ЕСХН. Отсутствие одной составляющей дает основание отказать налогоплательщику в переходе на сельхозналог.

Рыболовецкие хозяйства в российских моногородах и поселках, где этот вид деятельности является градообразующим, для использования льготного режима должны соответствовать дополнительным критериям:

  • количество работников рыбохозяйственных предприятий (включая проживающих с ними членов семьи) должно составлять не меньше половины общего числа жителей города/поселка;
  • списочная численность работников, участвующих в рыбохозяйственной деятельности ограничена – не более 300 человек в год;
  • рыболовство должно осуществляться при помощи собственных или арендованных (зафрахтованных) промысловых судов.

Обратите внимание: для рыболовецких предприятий (ИП) сохраняется требование использования ЕСХН при объеме реализации сельхозпродукции (улова рыбы), составляющем 70% от валового дохода.

Запрет на использование единого сельхозналога

В отдельных случаях налоговое законодательство не допускает применение льготного режима даже при соблюдении вышеприведенных условий. Не разрешено использовать ЕСХН сельхозпроизводителям, которые, помимо основной деятельности, выполняют следующие работы:

  • производят товары, облагаемые акцизными сборами (табачные изделия, алкоголь);
  • занимаются игорным бизнесом.

Кроме того, запрещено переходить на уплату ЕСХН сельскохозяйственным организациям, входящим в бюджетную структуру.

Процедура перехода на ЕСХН

Если организация или ИП соответствует всем критериям, соответствующим статусу сельхозпроизводителя, то налогоплательщик вправе заявить фискальным органам о своем намерении использовать льготный спецрежим.

Обратите внимание: переход на ЕСХН не носит обязательный характер и выполняется налогоплательщикам на добровольных началах.

Когда надо заявить о применении ЕСХН

Единый сельхозналог рассчитывается по итогам налогового периода – календарного года. По этой причине заявить о переходе на ЕСХН при использовании иных методик налогообложения можно до начала нового отчетного периода.

Предельными сроками подачи заявления в налоговый орган являются:

  • для действующих ООО/ИП – 31 декабря;
  • для новых субъектов хозяйственной деятельности – на протяжении 30 дней с момента регистрации.

Помните: нарушение сроков уведомления о переходе на ЕСХН является основанием для непризнания налогоплательщика субъектом спецрежима и начисления всех налогов по прежней схеме налогообложения.

Как составить уведомление о применении ЕСХН

Заявление-уведомление об использовании единого сельхозналога составляется налогоплательщиком по форме № 26.1-1 самостоятельно.

Для отметок налогового органа предусмотрен отдельный блок, в котором инспектор указывает дату поступления документа и регистрационный номер.

В головной части уведомления заявитель указывает обязательные сведения:

  • наименование субъекта;
  • ИНН и КПП налогоплательщика, уведомляющего о переходе на ЕСХН;
  • номер (код) налоговой инспекции по месту нахождения/регистрации заявителя;
  • признак налогоплательщика.

Составление уведомления не доставляет проблем заявителю, однако следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • признак заявителя выбирается в зависимости от времени подачи уведомления;
  • если уведомление передается в контролирующий орган вместе с основным пакетом документов на регистрацию, то следует указать цифру «1»;
  • при передаче заявления в течение месяца (30 дней) после регистрации – цифра «2»;
  • при переходе с другого налогового режима – цифра «3».

Вновь созданные ИП и организации, указывающие в качестве признака заявителя «1» или «2», подписывают уведомление, заверяют печатью и передают в налоговую инспекцию.

Для плательщиков, ранее применяющих другую схему налогообложения и планирующих перейти на ЕСХН с 1 января следующего календарного года, необходимо представление сведений о доле валовой выручки, относящейся к реализации сельскохозяйственной продукции. В этом же поле указывается период, за который рассчитанная доля составляет не менее 70%.

Уведомление о применении ЕСХН может быть передано непосредственно в фискальный орган (руководителем организации, предпринимателем или доверенным лицом), отправлено по почте или по телекоммуникационным каналам связи.

Имейте в виду: если заявление №26.1-1 передается уполномоченным лицом, то необходимо наличие доверенности, заверенной в нотариальной конторе.

Начало работы по ЕСХН

ИП и фирмы, работающие по общей или упрощенной системе налогообложения, переходят на ЕСХН, начиная с 1 января года, следующего за годом подачи уведомления. Те же, кто получил статус ИП или юридического лица и сразу заявил о намерении применять ЕСХН, используют этот режим с начала производственной деятельности.

Когда теряется право на применение ЕСХН

Утрата статуса сельхозпроизводителя и, соответственно, права на применение льготного аграрного спецрежима, возможна в следующих случаях:

  • уменьшение обязательного 70%-ного барьера доли реализованной с/х продукции в валовом доходе;
  • нарушение требований к сельхозпроизводителям, имеющим право применять спецрежим;
  • прекращение деятельности, дающей право на применение ЕСХН;
  • переход на другую форму налогообложения.

Поскольку налоговым периодом для сельхозналога признается календарный год, все решения относительно утраты права на использование ЕСХН принимаются после 31 декабря. При отказе от дальнейшего применения специального режима (вне зависимости от обстоятельств) субъект хозяйственной деятельности обязан оповестить об этом фискальную службу следующим образом:

  • при нарушении критериев плательщика ЕСХН – путем подачи заявления об утрате права на спецналог по форме № 26.1-2;
  • при желании использовать общую или упрощенную системы налогообложения – по форме № 26.1-3;
  • при прерывании деятельности, относящейся к сельскому хозяйству – по форме № 26.1-7.

Сведения по приведенным формам должны быть переданы в налоговый орган на протяжении ограниченного периода – с 1 по 15 января нового календарного года.

Перерасчет налогов при утрате права на спецрежим

После завершения отчетного года налогоплательщик, который нарушил требования, предъявляемые к сельхозпроизводителям, обязан произвести перерасчет налоговых платежей.

Вместо уплачиваемого в течение года ЕСХН, организации или ИП придется рассчитать и заплатить в бюджет основные виды налогов:

  • налог на имущество (при наличии основных средств);
  • НДС;
  • налог на доходы (НДФЛ);
  • налог на прибыль.

Все декларации по доначисленным налогам должны быть поданы в срок до 31 января, в этот же период необходимо погасить все бюджетные обязательства.

Одновременно с формированием и представлением в ФНС деклараций по общей системе налогообложения, бывший сельхозпроизводитель обязан составить уточненный расчет по ЕСХН (авансовым платежам) за 1 полугодие. Уплаченные суммы будут признаны переплатой по сельхозналогу.

Вернуться к применению ЕСХН можно по прошествии одного года после утраты права на его применение (либо добровольного отказа).

Энциклопедия решений. Учет при добровольном переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения

Учет при добровольном переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения

Каков порядок добровольного перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения? Как учесть доходы и расходы переходного периода?

При переходе сельскохозяйственных товаропроизводителей с ЕСХН на общий режим налогообложения ведение ими бухгалтерского учета осуществляется в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

При этом во всех случаях сельскохозяйственные товаропроизводители формируют в системе бухгалтерского учета информацию о доходах и расходах, себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатах по установленным правилам, включая:

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций (утверждены приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 28);

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и кулькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утверждены приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 г. N 792);

— Методические рекомендации по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (утверждены приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654).

Для налогоплательщиков ЕСХН, самостоятельно решивших вернуться к общей системе налогообложения, установлен уведомительный порядок. До 15 января года, с которого налогоплательщик осуществляет применение общей системы налогообложения, он должен уведомить налоговый орган о своем решении (п. 6 ст. 346.3 НК РФ).

Рекомендуемая форма уведомления о переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения (форма N 26.1-3 «Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей») утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Плательщики ЕСХН не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, в соответствии с п. 3 ст. 346.3 НК РФ не могут до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 346.7 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Для возврата к общему режиму налогообложения и использования метода начисления установлены следующие правила:

1) На основании п. 7 ст. 346.6 НК РФ организации, которые уплачивали ЕСХН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления в составе доходов признают доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), полученные в период применения ЕСХН, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода . Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если эти суммы были включены в доходы при исчислении ЕСХН.

При этом указанные в пп. 1 п. 7 ст. 346.6 НК РФ доходы признаются доходами месяца перехода (п. 7.1. ст. 346.6. НК РФ).

2) В состав расходов в целях налогообложения прибыли следует включить затраты на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены в период применения спецрежима и не были учтены при расчете ЕСХН (пп. 2 п. 7 ст. 346.6 НК РФ ).

Указанные расходы учитываются при налогообложении в том месяце, в котором организация перешла на общий режим налогообложения с применением метода начислений (п. 7.1 ст. 346.6 НК РФ).

3) Согласно п. 8 ст. 346.6 НК РФ при переходе на общий режим у организации могут остаться основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение которых не были полностью включены в базу по ЕСХН. Остаточную стоимость этих ОС и НМА следует учесть на дату перехода на общий режим налогообложения. Рассчитывается она путем вычитания суммы учтенных за период применения ЕСХН расходов по ОС и НМА (пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ) из их остаточной стоимости, определенной на момент перехода на уплату ЕСХН.

4) Убыток, полученный при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

Суммы НДС, которые были предъявлены поставщиками налогоплательщику в период применения ЕСХН, при переходе на общий режим вычету не подлежат (п. 8 ст. 346.3 НК РФ).

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

См. также письмо Минфина России от 11.11.2013 N 03-11-06/1/47933.

Пример

Организация с 1 января добровольно переходит с ЕСХН на общий режим налогообложения. По итогам предыдущего года в учете общества числится реализация сельхозпродукции на сумму 400 000 руб., оплата которой на момент перехода еще не поступила. Расходы общества, которые были произведены в период применения ЕСХН, но не были оплачены обществом (а потому не учитывались при расчете ЕСХН), составляют 500 000 руб.

Неоплаченные доходы и расходы признаются при расчете налога на прибыль за январь того года, когда организация начинает применять общий режим. Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль по итогам января увеличивается на 400 000 руб. и уменьшается на 500 000 руб.

Учет при добровольном переходе с ЕСХН на общий режим налогообложения

Каков порядок добровольного перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения? Как учесть доходы и расходы переходного периода?

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации» — это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.

Единицей информации является хозяйственная ситуация — некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.

В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.

Материал подготовлен специалистами компании «Гарант» и приводится по состоянию на февраль 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии

См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации

Последствия перехода с ЕСХН на общий режим

Любая сельхозкомпания может добровольно отказаться от применения ЕСХН, но только по окончании налогового периода (п. 3 ст. 346.3 НК). Чаще всего организация меняет режим вынужденно.

Например, с 1 января сельхозкомпании теряют право применять ЕСХН, если продолжат заниматься виноделием. Виноград в 2019 году станет подакцизным товаром.

Если компания нарушила условия ЕСХН, она теряет на него право с начала календарного года, когда произошло нарушение. Сообщите об этом в инспекцию не позднее 15 дней после окончания спорного налогового периода.

При потере права применения спецрежима сельхозпроизводители не теряют других льгот, которые предоставляет им Налоговый кодекс.

Если компании потеряют право на применение единого сельхозналога в новом году, то их ждет ряд приятных сюрпризов. Расскажем ниже о таких последствиях.

С 1 января 2019 года общая система налогообложения станет выгоднее. Во-первых, не придется платить налог на все движимое имущество. Сейчас в базу попадает стоимость объектов, которые приняли на учет в результате реорганизации или от взаимозависимого лица.

Во-вторых, с 1 января можно амортизировать корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. В него попадают объекты, которые вылавливают рыбу под российским флагом за пределами внутренних вод. Сейчас суда из этого реестра амортизировать нельзя. Из-за этого хозяйство теряет расходы, которые могли бы уменьшить базу по налогу на прибыль.

В-третьих, на общей системе сельхозпроизводители вправе использовать нулевую ставку по налогу на прибыль. Правда, такой тариф можно применять не ко всем доходам.

Не облагать налогом на прибыль можно лишь выручку и внереализационные доходы, которые связаны с производством или переработкой собственной продукции. Например, с субсидий на возмещение затрат. Для доходов от сельхозуслуг использовать нулевую ставку нельзя (письмо Минфина от 10.05.2018 № 03-03-07/31139).

Воспользоваться льготой могут не все рыбхозы. Нулевую ставку применяют только те, которые относятся к градо- или поселкообразующим либо к производственным кооперативам.

В-четвертых, еще одно преимущество общей системы перед ЕСХН и упрощенкой — открытый список расходов. Это значит, что признать в налоговом учете можно любые затраты. При условии, что они необходимы для производственной или управленческой деятельности.

В-пятых, сельхозпроизводители вправе не платить транспортный налог с тракторов, самоходных комбайнов, спецмашин для перевозки птицы, удобрений. Техника должна быть в собственности у организации. Помимо этого, такой транспорт регистрируется в Ростехнадзоре и используется при сельскохозяйственных работах (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК).

Не позднее 1 февраля 2019 года все владельцы транспорта должны отчитаться по налогу. Однако у сельхозорганизаций есть право не подавать декларацию по транспортному налогу, если объекты обложения отсутствуют.

Еще одним плюсом является льготная налоговая ставка 0,3 процента по земельному налогу (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК), если земли используются для сельхозцелей.

Кроме того, будет право на льготную ставку НДС в 10 процентов. В 2019 году налоговая ставка по НДС вырастет с 18 до 20 процентов. Но ставка НДС 10 процентов останется. Государство установило ее для продовольственных продуктов.

До 20 января можно успеть подать уведомление, чтобы совсем не платить НДС. В 2019 году смогут не исчислять НДС сельхозкомпании, выручка которых за 2018 год не превысит 100 млн руб.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector