Ответственность председателя тсж за 2 административных дела возбужденных жилищной инспекции

Кто несет ответственность за незаконные действия ТСЖ: виды штрафов и взысканий за нарушение полномочий

ТСЖ является фактической формой самостоятельного управления жильцами над постройкой. Инициаторами создания такой организации также являются собственники помещений, которые располагаются в многоэтажной постройке. Одновременно, ТСЖ выступает перед нами в качестве юридического лица, а это значит, что оно обладает не только правами, но и соответствующими мерами ответственности.

В каких случаях ТСЖ несёт ответственность перед собственниками, перед государством, иными государственными учреждениями? Попытаемся ответить на этот вопрос в рамках данной статьи, чтобы каждый собственник имел понятие о том, что может требовать от ТСЖ, а что является, само собой, разумеющимся.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (812) 467-38-73 . Это быстро и бесплатно !

Обязательства товарищества собственников жилья

Деятельность ТСЖ регулирует жилищное законодательство (статья 135 ЖК) . Но если смотреть внимательно, то в Жилищном кодексе не предусмотрена ответственность ТСЖ за нарушение обязательств, которые связаны с теми или иными факторами. То есть, если вы хотите привлечь товарищество собственников жилья к ответственности, обращения к жилищному законодательству недостаточно.

Вам придётся в первую очередь обратиться к уставу, чтобы ознакомиться с основными его положениями. ТСЖ является юридическим лицом. Поэтому, чтобы привлечь сотрудников ТСЖ к ответственности, необходимо искать соответствующие нормы в Административном, Уголовном и Гражданском законодательстве.

В зависимости от того, в какой сфере или области произошло превышение полномочий со стороны ТСЖ, правоведы подразделяют несколько видов ответственности:

  • Перед участниками товарищества, то есть перед собственниками жилья в многоквартирной постройке и перед остальными сотрудниками.
  • Перед другими собственниками квартиры (имеется в виду, что члены ТСЖ несут ответственность перед теми гражданами, которые также являются собственниками, однакою, в состав ТСЖ не входят).
  • Перед поставщиками коммунальных услуг. Поставщики коммунальных услуг часто имеют дело с должниками, ввиду того, что жильцы не платят по счетам. Однако ответственность за такую неуплату и долги возлагается непосредственно на членов товарищества собственников жилья.
  • Перед муниципальным образованием. Ответственность перед муниципальным образованием наступает в случае, если ТСЖ не выполняет требования, которые изложены местным законодательством или напрямую противоречат требованиям местной администрации.
  • ТСЖ несет ответственность перед государством, если по каким-либо причинам не исполняет установленных законом требований. Например, не платит налоги, не регистрируется в налоговом органе и так далее.

Виды взысканий

Каждый из этих видов ответственности заслуживает особого детального рассмотрения.

Материальная

В соответствии с законом, под материальной ответственностью понимают правовой термин, который в своем роде, обозначает обязанность лица по возмещению ущерба, который был причинять другому лицу. Материальная ответственность – это термин, который очень часто встречается в российском законодательстве.

Материальная ответственность в Жилищном праве раскрывается в обязанности товарищества собственников жилья возместить убытки, которые были причинены либо другим собственником ТСЖ, либо третьим лицом, которое является физическими или юридическим. Возмещение происходит из средств бюджета ТСЖ.

Необходимость взыскать с ТСЖ материальный ущерб также может быть прописана на уровне устава.

Субсидиарная

Понятие субсидиарной ответственности встречается, в основном, в Гражданском законодательстве. Например, познакомиться с проявлением такого понятия можно в статье 363 Гражданского кодекса. Субсидиарная ответственность может быть рассмотрена в соответствии с разными точками зрения правоведов.

  1. В первую очередь – это взыскание долга, который не был получен с лица, который нёс обязанность по его возмещению. При этом первое лицо не может внести денежные средства.
  2. Второе описание субсидиарной ответственности сводится к термину дополнительная ответственность, которая возлагается на членов товарищества в ситуации, когда один из них не может оплатить возникшие у него долги.

Это значит, что члены правления совместно с председателем самостоятельно решают, будет ли нести товарищество субсидиарную ответственность в отношении конкретной ситуации или же нет.

Какие незаконные действия возможны?

В соответствии с практикой существования товарищества собственников жилья, существует перечень, который устанавливает, какие действия можно отнести к незаконным со стороны товарищества, а какие не могут повлечь за собой меры ответственности:

  • невыполнение установленных законом требований;
  • несоблюдение прав и интересов жильцов;
  • невыполнение обязанностей по обеспечению санитарного и технического состояния постройки;
  • невыполнение обязательств, которые были приняты на общем собрании или же предусмотрены договорами.

В зависимости от того, кто нарушает права третьих лиц или установленные локальными актами требования, выделяют несколько видов ответственности:

  • перед участниками товарищества;
  • перед поставщиками услуг;
  • перед собственниками недвижимости;
  • перед государством или муниципальным образованием.

Кто несет ответственность? Она может возникнуть как у председателя, так и у правления, а также иных членов товарищества.

У председателя

В соответствии с уставом, председатель является органом управления товарищества в полном смысле этого слова. Он имеет множество полномочий, основным из которых является ведение хозяйственной деятельности от имени юридического лица. А также председатель принимает важнейшие решения.

На действия председателя распространяется статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она же предусматривает ущерб, который может быть причинен ТСЖ в соответствии с деятельностью председателя. Жилищный кодекс не предусматривает ответственности для данного лица. Однако, меры ответственности могут быть предусмотрены в уставе.

Персональная ответственность такого гражданина, как председатель рассматривается за такие нарушения как убытки, которые возникли у товарищества в результате его деятельности и необоснованных решений, а также за искажение информации или сокрытие информации о деятельности товарищества.

У членов правления

Ведь именно эти лица, которые были избраны из общей массы собственников, обеспечивают полное исполнение обязательств организации перед всеми контрагентами и собственниками.
В общем и целом, правление является исполнительным органом товарищества, который берет на себя ответственность по реализации решений, которые были приняты председателем, правлением или общим собранием. В соответствии со статьей 53.1 Гражданского кодекса правление отвечает и за вред, который был причинён юридическому лицу в результате осуществления действий.

Вред может выражаться в виде штрафа, а также в выплате нанесённого ущерба. В такой ситуации члены правления также подлежат ответственности, а возможно и переизбранию.

У членов товарищества

Если члены ТСЖ подлежат уголовной или административной ответственности, это значит, что они нарушили правила, которые были установлены государством в соответствующих санкциях и нормах. Ответственность ТСЖ , а точнее его членов, наступает в случаях, которые перечислены в главе 7 Кодекса об административных правонарушениях. Данная глава рассказывает об области охраны собственности.

Конкретные составы, которые могут применяться в данной ситуации названы в статьях 7.22 – 7.23.3. Что касается уголовной ответственности товарищества, то применяется она уже в отношении конкретно взятых лиц, но не в отношении юридического лица.

Часто встречаются составы, касающиеся растраты (статья 160 Уголовного кодекса), мошенничество (статья 159 Уголовного кодекса), злоупотребление полномочиями (статья 201 Уголовного кодекса).

Статья 7.22 КоАП РФ. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как выявляются нарушения в работе?

Нарушения могут быть выявлены путем обращения в офис товарищества с жалобой, подача инициативной группой судебного искового заявления в инстанцию на товарищество.

Можно ли и как пожаловаться собственнику?

Если в отношении собственника было допущено нарушение его прав, существует несколько сценариев развития событий.

    Собственник может попытаться решить проблему процедурой медиации. Для этого он должен написать жалобу и отправить ее в офис ТСЖ. Жалоба должна рассматриваться в течение двух недель. По прошествии этого времени товарищество собственников жилья должно отреагировать на обращение.

В случае, если реакции не поступило, это значит, что товарищество не собирается осуществлять исправительные меры в сторону собственника.

  • В таком случае гражданин может подать жалобу вместе с обращением в виде заявления в Жилищную инспекцию, Прокуратуру или судебную инстанцию.
  • Жилищная инспекция может запустить процедуру проверки в случае, если действительно установлен факт правонарушения.

    То же самое касается Прокуратуры Российской Федерации. Данный правоохранительные органы проведет проверку по факту нарушения, если данный факт будет выявлен, то тоже будет подлежать штрафной или иным санкциям.

    Обращаясь судебную инстанцию, собственник должен подготовить пакет документов, а также доказательственную базу. В ходе рассмотрения дела, суд выяснит, кто же прав в данной ситуации, и в случае, если товарищество действительно допустило правонарушение в отношении гражданина, суд может обязать организацию удовлетворить все требования жильца.

    Прежде, чем стать основателем товарищества собственников жилья, необходимо ознакомиться с правилами его функционирования. В случае, если вы не предусмотрите, какие меры ответственности наступают за то или иное действие, вполне вероятно, что в будущем подобные открытия станут для вас неприятным сюрпризом.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

    Административная ответственность председателя тсж

    Краткое содержание

    1. Можно ли привлечь к административной ответственности председателя ТСЖ по фактам бездействия?

    1.1. Добрый день!
    Если есть какие-либо нарушения в действиях (бездействиях) ТСЖ, то вы вправе обратиться в жилищную инспекцию и прокуратуру с письменной жалобой.

    2. Я председатель ТСЖ. Никаких денег не получаю. Наше тсж нанимает управляющую компанию в качестве подрядчика и передаёт ей ряд функций. Могут ли пожарники или кто-то другой привлечь меня лично к административной ответственности?

    2.1. 1. К административной ответственности привлекается должностное лицо (председатель), факт получения (неполучения) им заработной платы не имеет правового значения.
    2. Передача контрольных функций (или их части) третьему лицу не освобождает должностное лицо от ответственности.

    3. Я являюсь председателем ТСЖ. У нас есть некоторое количество ярых должников. Просрочка платежей у некоторых составляет полгода. Закреплена ли на нормативном уровне обязанность ТСЖ проводить меры по взысканию задолженности его членов? И может ли быть наложена на ТСЖ административная ответственность со стороны контролирующих органов за бездействие в виде невзыскания долгов?

    3.1. Со стороны государства — не закреплена. Государство — зтого делать не обязывает, соответственно, нет такой специальной ответственности. Ответственность — может быть гражданско-правовая, либо налоговая, если эти обязанности не выполняются, вследствие непринятия таких мер.

    3.2. На законодательном уровне такой обязанности нет, но это должно осуществляться в Ваших же интересах. Могу Вам быстренько их всех отработать и взыскать и максимально короткий срок)

    4. Директор УК несправедливо дисквалифицирован как единоличный исполнительный орган юридического лица (ООО) по статья 19.5 часть 1 КОАП, можем ли мы его выбрать в качестве председателя правления — он ведь член тсж и правления?

    4.1. Да, если постановление о признании директора виновным аннулировано. Если нет, то права занимать руководящие должности у директора нет. Председатель правления — руководящая должность.

    5. Правление ТСЖ вывесило объявление о том, что те, у кого не поменян полотенцесушитель ДОЛЖНЫ это сделать в январе-феврале 2018 г. за свой счет и рекомендовали своего исполнителя, члена правления. Считаем, что навязывание дополнительных услуг недопустимо (ст. 783, 731 ГК РФ, ч. 3 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей»).
    По какой статье КоАП можно привлечь к ответственности председателя ТСЖ?
    Куда лучше писать — в Роспотребнадзор или прокуратуру?

    5.1. Добрый день Светлана Ивановна,
    требование о замене полотенцесушителя должно быть обосновано нормативными документами (подпункт «г» пункта 2.1.4 Правил и норм техн. Экспл. Жил.фонда (МДК 2-03.2003).
    Необходимо запросить технико-правовые основания замены полотенцесушителя.

    6. ИФНС не приняла к рассмотрению поправки в Устав ТСЖ на основании того, что организационно-правовая форма (ТСЖ) не переименована в ТСН. В прошлом году тоже вносились поправки, ИФНС пропустила, не сделав замечания. Я семь месяцев являюсь председателем и не знала об этих требованиях. Т.К. поправки не внесены по предписанию Службы жил. надзора (не касаются закона 99-ФЗ), нас привлекают к административной ответственности. Что делать?

    6.1. Доброго времени суток! С 1 сентября 2014 года все ТСЖ должны были пройти регистрацию в качестве ТСН. Но перерегистрация уже действующих товариществ не требовалась.
    Привлечение к адм. ответственности можно оспорить в судебном порядке.

    6.2. Если Вы получите Постановление и предписание, то можете оспорить санкцию о привлечении к административной ответственности. Если Вы уже преступили к исполнению обязанностей по внесению изменений в Устав, то заявляйте обжалование, указывая причину — малозначительность нарушения.

    7. Можно ли привлечь к административной ответственности и нанесения морального вреда за оговор с указанием номеров квартир в объявлении такого плана: (Отказ председателя правления А. от занимаемой должности председателя правления в связи с некорректными высказываниями собственников квартир №66, №42 по поводу проводимой работы действующим председателем правления ТСЖ и бухгалтером)

    7.1. Вряд ли. Можете обратиться в жилищную инспекцию с жалобой, а также в прокуратуру о проведении проверки по данному факту.

    7.2. Вообще за то о чем вы пишите не предусмотрена административная ответственность Что касается морального вреда статья 151 ГК РФ то вред вы можете взыскать в судебном порядке если докажите в чем конкретно в данной ситуации проявились ваши физические или нравственные страдания.
    Вы также можете написать жалобу и в жилищную инспекцию.

    Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся составы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать к ответственности недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице ниже.

    Статья КоАП РФ Деяние Размер штрафа, руб.
    7.21. ч. 1 Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование их не по назначению 1 000-1 500
    7.21. ч. 2 Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах 2 000-2 500
    7.22. Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением должностные лица: 4 000-5 000 юридические лица: 40 000-50 000
    7.23. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами должностные лица: 500-1 000 юридические лица: 5 000-10 000
    7.23.2.# Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации, осуществляющей управление домом, или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов указанным лицам, либо нарушение порядка и сроков передачи указанных документов граждане: 2 000-5000 должностные лица: 30 000-40 000 юридические лица: 150 000-200 000
    9.16. ч. 4 Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества должностные лица: 5 000-10 000 индивидуальные предприниматели: 10 000-15 000 юридические лица: 20 000-30 000
    19.4.1. ч. 1 Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок граждане: 500-1 000 должностные лица: 2 000-4 000 юридические лица: 5 000-10 000
    19.4.1. ч. 2 Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверки должностные лица: 5 000-10 000 юридические лица: 20 000-50 000
    19.5. ч. 1 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства граждане: 300-500 должностные лица: 1 000-2 000 юридические лица: 10 000-20 000
    19.7. Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане: 100-300 должностные лица: 300-500 юридические лица: 3 000-5 000

    Муниципальный жилищный контроль

    Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.

    В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю. Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией, заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

    Органы прокуратуры РФ

    «Я буду жаловаться в прокуратуру!» — часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?

    Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа — надзор за соблюдением прав и свобод человека.

    Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей её могут скрывать) — по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить её в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передавать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.

    Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.

    Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!

    У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из-за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.

    Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.

    Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.

    Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

    Роспотребнадзор

    Главные задачи Роспотребнадзора — следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребите-лей. Если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы — вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.

    Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».

    Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».

    Наиболее типичное нарушение — обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения о ЖКУ и их исполнителях.

    Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рас-смотрение дела в суде и давать заключение по нему.

    Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.

    Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

    Проблемы привлечения председателя правления ТСЖ к административной ответственности 1, *

    Мещерякова Т.Р., старший преподаватель кафедры права ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

    Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления (ст. 149 ЖК РФ). Таким образом, получается, что, если правление товарищества принимает неправомерное решение, председатель как лицо, обязанное его исполнить, будет виноват в совершенном правонарушении.

    Ключевые слова: товарищество собственников жилья, собрание членов товарищества, председатель правления, административная ответственность.

    The board of condominium of partnership is entitled to take decisions on all the issues of activity of the partnership. The chairman of condominium of partnership ensures execution of decisions of the board (article 149 of the Housing code of the RF). Therefore if the board takes illegal decision the chairman will by guilty in the committed violation.

    Key words: condominium partnership, meeting of members of partnership, chairman of the board, administrative responsibility.

    Одной из форм управления многоквартирным домом является товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества (высший орган) и правление товарищества, т.е. два коллегиальных органа (ст. 144 ЖК РФ). Но предусмотрена в ЖК РФ и должность председателя правления ТСЖ. Однако его права и обязанности детально не урегулированы, что порождает сложности в определении правового статуса председателя, порядке его взаимоотношений с членами правления, другими организациями, возможностью привлечения к ответственности за административные правонарушения.

    Ученые, занимающиеся изучением деятельности ТСЖ, в отличие от законодателя, в отношении председателя правления используют термины должностного лица, руководителя.

    В юридической науке нет единого определения должностного лица. Так, и в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ сформулировано определение должностного лица, применяемое в производстве по делам об административных правонарушениях при определении субъекта административного правонарушения. В частности, под должностным лицом понимаются и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях различных организационно-правовых форм (руководители и другие работники).

    Под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). В законе председателя правления в качестве единоличного органа управления ТСЖ не называют. Однако многие авторы сходятся во мнении, что у председателя правления имеется статус руководителя ТСЖ . Даже если скептически относиться к этому мнению, следует заметить, что к лицам, осуществляющим организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность в ТСЖ, он точно относится. А значит, может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

    См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2005; Макаренко Г.Н. Актуальные вопросы регулирования труда в товариществах собственников жилья // Семейное и жилищное право. 2008. N 1; Тимофеева К.В. Товарищества собственников жилья. СПб.: ООО «Питер Пресс», 2007.

    В соответствии со ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления (ст. 149 ЖК РФ). Таким образом, получается, что, если правление принимает неправомерное решение, председатель правления как лицо, обязанное его исполнить, будет виноват в совершенном правонарушении. Но возникает вопрос: вина председателя правления ТСЖ или всего правления ТСЖ будет установлена при рассмотрении данного правонарушения? Правление ТСЖ является коллегиальным органом управления, субъектом административной ответственности быть не может. Да и сложно представить, что к административной ответственности будут привлекать всех членов правления, принявших неправомерное решение, по отдельности. Скорее всего, дело будет возбуждено и рассмотрено только в отношении председателя правления ТСЖ. Но в чем будет состоять его вина, если он только приводил в исполнение решение, принятое на заседании правления?

    Если неправомерное решение принималось правлением товарищества, то к ответственности необходимо привлекать ТСЖ как юридическое лицо, поскольку в данном случае виноват коллектив, орган управления, а не отдельное лицо. Поэтому можно рекомендовать при привлечении председателя правления к административной ответственности устанавливать именно его вину, его отношение к совершаемому деянию. Есть ли у председателя правления возможность неисполнения решений, принимаемых на заседании правления? Представляется, что нет. Поэтому и нельзя возлагать на него ответственность за решения, принимаемые другими лицами и осуществляемые им только в качестве исполнителя. Председатель правления должен нести административную ответственность только за те неправомерные действия, которые он совершил по собственной инициативе. Товарищество должно нести ответственность за неправомерные действия любого входящего и действующего от его имени лица или органа управления.

    Административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ. Лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, могут быть привлечены к ответственности в случаях нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

    В соответствии со ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. Таким образом, можно сделать вывод, что ТСЖ является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов. Следовательно, может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

    В качестве субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, названы и должностные лица. Возможно ли привлечение председателя правления ТСЖ к административной ответственности за данное правонарушение?

    Если считать его руководителем организации, можно предположить, что обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния входит в его обязанности. Однако управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме входит в обязанности правления товарищества собственников жилья (ст. 148 ЖК РФ). Председатель правления имеет право самостоятельно заключать от имени товарищества только такие сделки, которые не входят в предмет ведения органов управления товарищества. Таким образом, считаю, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, председатель правления ТСЖ не является.

    Аналогичный вопрос возникает и при определении субъекта правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, виновного в нарушении законодательства о труде и об охране труда. При определении лица, виновного в нарушении трудового законодательства, следует исходить из следующего. Наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их входит в обязанности правления товарищества собственников жилья (ст. 148 ЖК РФ). Другие решения в отношении работников (например, привлечение к сверхурочной работе, к дисциплинарной ответственности, определение размера оплаты труда), возможно, будет принимать председатель правления ТСЖ единолично. Поэтому при решении вопроса о привлечении председателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо определить, в чьей компетенции находилось решение конкретного вопроса (правления или председателя правления). И неоднократность как квалифицирующий признак правонарушения следует устанавливать в действиях именно председателя, а не председателя и правления в совокупности.

    Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

    Как справедливо отмечает П.И. Кононов, применение норм, закрепленных в ст. 4.1 КоАП РФ, направлено на то, чтобы назначить лицу, совершившему правонарушение, обоснованное и справедливое наказание . Однако законодатель за некоторые правонарушения устанавливает достаточно высокие минимальные размеры административных штрафов. И если учесть, что должностные лица, совершающие правонарушения, представляют повышенную опасность для общества, то и размер штрафов для них достаточно высок. Но уровень дохода председателя правления ТСЖ резко отличается от руководителей коммерческих организаций. И если штраф за правонарушение равен нескольким месячным размерам оплаты труда председателя, то вызывает сомнение соблюдение принципа обоснованности и справедливости при назначении наказания. То же можно сказать и в отношении руководителей детских садов, школ, других бюджетных учреждений. Более объективная и справедливая дифференциация наказаний, о которой говорит П.И. Кононов, действительно позволила бы учесть любые особенности положения лиц, привлекаемых к ответственности.

    Кононов П.И. О некоторых актуальных проблемах применения и совершенствования КоАП РФ // Административное право и процесс. 2008. N 4. С. 3.

    На практике очень часто возникают вопросы, связанные с многообразием субъектов, привлекаемых к ответственности, с особенностями их положения, правового статуса. Изучение этих особенностей, формирование предложений по совершенствованию законодательства должно способствовать более полному обеспечению принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector