Особенности налогового учета в транспортных компаниях

Основные нюансы бухгалтерского учета в транспортной компании.

Транспортные компании, как и другие субъекты предпринимательства, обязаны вести бухгалтерский, налоговый учет. Тот и другой во многом обусловлены спецификой осуществляемой деятельности. Тип учета определяется применяемым режимом налогообложения. ОСНО делает бухгалтерию сложнее и специфичнее. На ЕНВД, УСН перевозчик может позволить себе вести упрощенный бухгалтерский, налоговый учет. Но применять такие режимы может не каждая транспортная компания.

Специфический и достаточно сложный учет финансово-хозяйственных операций в рамках осуществления грузоперевозок или пассажирских перевозок обусловливает необходимость применения комплексного, профессионального подхода к его организации. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для транспортной компании.

Специфика деятельности перевозчика.

Существует ряд общих особенностей учета, не зависящих от применяемого режима налогообложения. Они касаются прежде всего наличия особого перечня затрат, ассоциированных с появлением права на оказание профильных услуг и обеспечением функционирования транспортных средств. К специфическим затратам относят оплату услуг регистрации транспорта, страховок, материалов для текущего ремонта машин, ГСМ, техобслуживания и т.п.

Также у любого перевозчика есть обязанность по исчислению и уплате транспортного налога. Правила его расчета установлены НК (гл. 28). Но налог имеет региональные особенности. Их необходимо учитывать, отражая соответствующие суммы в учете и отчетных документах.

Специфичным бухучет в транспортной компании делает и профильный документооборот. Применение путевых листов, авиагрузовых или железнодорожных накладных, коносамента, документов о перегрузке с одного вида транспорта на другой, товарно-транспортных накладных заметно усложняет работу специалистам бухгалтерии.

Есть необходимость снизить нагрузку на штатное подразделение? Передайте часть функций на аутсорсинг. Хотите оптимизировать затраты на ведение учета, получить гарантии его качества, минимизировать фискальные риски? Закажите комплексное бухгалтерское обслуживание транспортной компании. Профильный аутсорсер возьмет на себя соответствующие функции и ответственность за их реализацию.

Специфика бухучета при перевозках.

Транспортная компания, по сути, является поставщиком услуг. Оказание последних должно надлежащим образом оформляться документально и отражаться в бухгалтерском учете. Специфика отражения финансово-хозяйственных операций определяется форматом услуг.

Если перевозка является самостоятельной услугой или она выделена отдельно в договоре на поставку продукции, в учете доходов и расходов она отражается отдельным видом деятельности с проведением выручки от реализации по дебету счета 62, НДС от реализации – по дебету счета 90. Все затраты по оказываемым услугам учитываются в финрезультате. Для этого осуществляется проводка Дт 90 Кт 20, 26. Прямые затраты отражают проводки Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70, а косвенные – Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76.

Несколько иначе учитываются затраты на доставку, если последняя включена в стоимость товара, осуществляется силами продавца в рамках заключенного договора о поставке. В данном случае перевозка отдельным видом деятельности не является. Расходы на оказание услуг являются расходами по продажам (коммерческими расходами). Для учета затрат на доставку товара делается проводка Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70. Отнесение затрат на финрезультат фиксируется в учете по дебету счета 90 и кредиту счета 44.

Что нужно для правильного учета затрат?

Ошибки в учете затрат ведут к искажению налогооблагаемой базы, негативным фискальным последствиям. Как снизить актуальные риски? Достаточно грамотно организовать и вести бухучет. Особое внимание рекомендуется обратить на отражение в учете всех используемых компанией транспортных средств. В балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом.

Отдельно следует отметить отнесение ГСМ в затратную часть учета. Во избежание ошибок рекомендуется проверить правильность списания материалов. Актуальные нормы для отдельных отраслей утверждены федеральными нормативно-правовыми актами. Если для транспортной компании они неактуальны, должны быть разработаны собственные нормы списания ГСМ, не противоречащие действующему законодательству. Свою специфику имеет и организация учета расхода ГСМ. Он учитывается отдельно по каждому транспортному средству. Излишки расхода относятся в затраты без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.

Транспортной компании не обойтись без отражения в учете операций по приобретению сезонных шин. Материалы, рассчитанные на несколько сезонов, будут выдаваться со склада и приниматься на хранение неоднократно. Указанные операции в обязательном порядке отражаются в учете.

Имеют место у перевозчика и непеременные расходы. К ним относится ТО транспорта, страхование, периодический техосмотр, обязательные первичные, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Также непеременными расходами признается оплата:

услуг по очистке машин, взвешиванию грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

использования платных дорог;

перерывов в работе водителей.

Как сделать бухучет эффективным?

Бухгалтерия любого (пассажирского, грузового) перевозчика достаточно специфична. Организовать ведение учета можно несколькими способами. При формировании штатного непродуктивного подразделения важно уделить особое внимание подбору персонала. Специалистам без опыта работы в соответствующей отрасли может потребоваться немало времени на обучение. Готовы ли вы за это платить?

Вторым способом организации учета является аутсорсинг. Он может быть частичным и полным. В первом случае на внешнее управление передаются отдельные функции бухгалтерии, например: учет доходов и расходов, расчет налогов и отчетность, кадровый учет. Комплексное бухгалтерское сопровождение перевозчика предусматривает формирование полноценной внешней бухгалтерии. Заказчик при этом оплачивает только актуальные услуги. Подбор персонала, обучение, повышение квалификации, выплата зарплаты, отпускных, больничных – забота профильной компании. Она же рассчитывает и платит зарплатные налоги, страховые взносы за сотрудников бухгалтерии. Реальная экономия средств делает аутсорсинг выгодным, а формат сотрудничества – удобным.

Еще одним преимуществом передачи бухучета на внешнее управление является снижение рисков допущения ошибок в отчетности и получения доначислений, штрафов. Аутсорсер несет юридическую, финансовую ответственность. При выявлении налоговиками ошибок в декларациях и применении санкций погашать пени и штрафы будет исполнитель, а не заказчик услуг.

Бухгалтерский учет транспортных услуг

buhuchet_transportnyh_uslug.jpg

Похожие публикации

Перевозка грузов и пассажиров – важная часть затрат любой компании, но осуществляется она по-разному. Одни имеют собственный автопарк для доставки ТМЦ контрагентам, другие пользуются услугами специализированных компаний-перевозчиков, а потому и отражение затрат на транспортировку в бухучете происходит неодинаково. Рассмотрим различные варианты учета услуг транспортировки.

Бухгалтерский учет транспортных услуг, оказываемых собственным транспортом

Если коммерческая фирма доставляет товар покупателю на своем транспорте, то стоимость доставки входит в структуру затрат по реализации, т.е. расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, будут аккумулироваться на сч. 44 и увеличивать стоимость товара. Проводки в учете компании будут следующими:

Операция

Д/т

К/т

Начисление износа по ТС

Списание ГСМ, автозапчастей

Начисление з/платы водителя

Начисление страхвзносов в фонды

Списание затрат по эксплуатации ТС

При перевозке товара обязательным сопроводительным документом является путевой лист на транспортное средство, а товар указывается в товарно-транспортной накладной.

Пример: бухгалтерский учет транспортных услуг, стоимость которых входит в цену перевозимого товара

Производственная компания выпустила партию изделий – 100 единиц себестоимостью 2000 руб. Заключен договор с покупателем на поставку этой партии транспортом продавца. Продажная цена одного изделия – 3600 руб. Необходимо включить в отпускную стоимость единицы товара транспортные расходы общей суммой 19 580 руб., куда входят затраты на:

  • ГСМ – 8000 руб.;
  • Амортизация ТС – 3000 руб.;
  • Зарплата водителя – 6600 руб.;
  • Отчисления в фонды (6600 х 30%) – 1980 руб.

Бухгалтер распределит эти затраты проводками:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Оплата труда водителя

Расходы по доставке списаны в себестоимость продаж вместе с другими расходами на реализацию

Стоимость транспортных услуг повысит продажную стоимость партии товара до 379 580 руб. (3600 х 100 + 19 580), а цена каждого изделия будет равна 3795,8 руб. (3795,8 / 100).

В бухучете компании – продавца, осуществляющего доставку товара, стоимость транспортировки входит в себестоимость товара и учитывается в сумме прямых затрат на производство товара.

Бухучет в транспортной компании

Оказание перевозочных услуг – пассажирских и грузовых, осуществляемых на транспортных средствах, имеющихся в собственности фирмы или лизинге, в специализированных транспортных компаниях является отдельным видом деятельности. Формирование себестоимости перевозок здесь не будет составной частью процесса продажи, поэтому осуществляется на счетах производства:

  • Сч. 20, генерирующий расходы, напрямую связанные с перевозочным процессом;
  • Сч. 26, объединяющий управленческие затраты компании.

В учете специализированного логистического предприятия транспортные услуги сопровождаются проводками:

Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Транспортную компанию отличает следующее:

  • В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
  • Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
  • Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
  • Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
  • Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
  • Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:

  • Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
    • выручка от реализации:
    • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

  • Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
    • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:

  • Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.

О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.

  • Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.

Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.

  • Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.

Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.

  • Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
  • Непременными составляющими затрат станут расходы:
    • на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
    • периодический технический осмотр транспорта;
    • проведение регулярного технического обслуживания;
    • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;

Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2019 году».

    • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
    • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
    • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.

Итоги

Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.03.2018 2018-03-23

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Деянышева Е. С. Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/198/48910/ (дата обращения: 21.09.2019).

Несмотря на то, что бухгалтерский учет базируется на единых принципах и правилах, закрепленных в соответствующих документах, в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях он может иметь свои особенности, имеющие место лишь в данной отрасли. Данные различия в ведении бухгалтерского учета связаны со спецификой и характером отрасли.

Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета в транспортной отрасли. Для этого необходимо дать расшифровку понятию «транспортная отрасль», что подразумевает и что включает в себя данная инфраструктура. Хотелось бы отметить, что транспортная отрасль является одной из важнейших сфер государства, от которой напрямую зависит благоприятное развитие народного хозяйства страны и развития на международном рынке, так как перевозки осуществляются не только в пределах страны, но и заграницей. Компании, осуществляющие транспортные услуги, которые являются субъектами транспортной отрасли, осуществляют не только услуге по перевозке грузов из пункта отправления в пункт назначения, но и смежные услуги — погрузочно-разгрузочные работы (ПРР), экспедирование перевозимого груза, хранение товара, подготовка груза к перевозке. К основным объектам транспортной отрасли можно отнести транспортные средства, возможные пути сообщения и устройства.

Специфику ведения бухгалтерского учета рассмотрим в транспортных организациях, которые, как упоминалось выше, являются субъектами транспортной отрасли. У транспортных компаний свой документооборот и налогообложение, а также особенный состав статей затрат.

При бухгалтерском учете в транспортной отрасли появляется необходимость в отражении особенностей, указанных ниже. Данные особенности распространяются как на организации, занимающиеся перевозкой грузов, так и на организации, специализирующиеся на пассажирских перевозках.

‒ необходимо осуществлять учет автотранспортных средств.

‒ необходимо учитывать расход и приобретение ГСМ, т. е. горюче-смазочных материалов;

‒ необходимо регулярно формировать и распечатывать путевые листы (для автотранспорта). Помимо путевых листов, в организации в обязательном порядке для осуществления деятельности могут также создаваться товарно-транспортные накладные, железнодорожная или авиагрузовая накладная (для особого типа перевозки), коносамент (в основном, при морских и речных перевозках), документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой (при осуществлении мультимодальных перевозок);

‒ необходимо осуществлять контроль расхода ГСМ для каждого транспортного средства организации. Списание ГСМ происходит строго исходя из пробега автотранспортного средства и в соответствии с нормами, установленными Министерством Транспорта РФ.

‒ необходимо на постоянной основе составлять и вести отчетность по транспортному налогу.

Транспортный налог предусмотрен и установлен Налоговым кодексом РФ для владельцев автотранспортных средств. Сумма транспортного налога рассчитывается в каждом случае индивидуально, исчисляется исходя из количества лошадиных сил транспортного средства. В случае, если основными средствами организации являются воздушные или водные средства передвижения, то расчет будет производиться по другой установленной схеме. А налогооблагаемая база может быть выражена в единице транспорта, либо во вместимости средства, то есть единицей расчета будет являться одно водное или одно воздушное средство передвижения.

Помимо специфического транспортного налога, организации, осуществляющие услуги по перевозке также облагаются налогом на имущество, налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость.

При налоговом учете изначально любая транспортная организация должна выбрать систему налогообложения, в соответствии с которой будет вести свою деятельность. Это может быть ОСНО (общая система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве транспортных средств в организации (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Более точные критерии для использования данной схемы устанавливаются регионами РФ.

Теперь следует определиться, какой документ более практичен и удобен при расчете транспортных услуг. Министерство Финансов РФ рекомендует использовать перечень, указанный в методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Однако, по мнению многих бухгалтеров, данный перечень является очень приблизительным и пользоваться им нужно аккуратно.

Большая часть бухгалтеров, работающих в транспортной отрасли, в работе при бухгалтерском учете затрат пользуются методическими рекомендациями Роскомторга.

Примерный состав расходов на транспорт:

‒ Оплата услуг за погрузочно-разгрузочные работы с перевозимыми товарами, оказанных сторонней организацией.

‒ Материалы, использованные под оборудование автотехники дополнительными возможностями (стойки, стеллажи и пр.), а также для утепления транспортных средств (солома, мешки и т. д.).

‒ Оплата складских помещений на станциях, морских и речных портах, аэропортах.

‒ Плата за использование различных подъездных путей и т. д.

‒ Оплата проезда транспортного средства по платным дорогам, а также за въезд на территорию предприятий.

Также стоит уделить внимание особым затратам, которые необходимы для получения права на оказание транспортных услуг и для обеспечения функционирования транспорта:

‒ регистрация и страхование транспортных средств;

‒ страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частично, в течение времени действия страхового полиса;

‒ наличие уже специально подготовленных людей для управления транспортным средством, а также затраты на осуществление медосмотра с целью выявления профессиональной компетенции;

‒ затраты на специальные материалы для транспортного средства;

‒ регулярное техническое обслуживание имеющихся транспортных средств и периодический технический осмотр.

В целях улучшения налогового учета в транспортной компании необходимо создать идентичные списки расходов на транспорт как для бухгалтерского учета, так и для налогового. Списывать расходы на транспорт необходимо в соответствии с Налоговым кодексом.

Для бухгалтерского учета транспортных услуг основным документом является договор о поставке. Согласно условиям данного договора расходы на транспортировку могут быть как вписаны в стоимость, так и нет. В случае, когда расходы вписаны в стоимость, их можно отнести к расходам на продажу, в случае когда не вписаны — расходы идут дополнительной строкой в счете, и в этом случае клиент оплачивает их отдельно от товара.

Бухгалтерский учет может иметь следующие разновидности, в связи с особенностью предоставления транспортных услуг, отраженных в договоре:

1. Услуга по перевозке осуществляется сама по себе или же обозначена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:

‒ выручка от реализации: Дт 62 Кт 90,

‒ НДС от реализации: Дт 90 Кт 68,

‒ прямые затраты по оказываемым услугам: Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

‒ косвенные затраты: Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

‒ затраты учтены в финансовом результате: Дт 90 Кт 20, 26.

  • В случае если согласно договору поставки продавец осуществляет доставку товара до покупателя самостоятельно своими силами и стоимость этой услуги включена в стоимость товара, то в доходах перевозка, как отдельный вид не отражается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, относятся к расходам по продажу (коммерческие):

‒ учтены затраты на доставку: Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

‒ затраты отнесены на финансовый результат: Дт 90 Кт 44.

При учете затрат в транспортной отрасли особое внимание стоит обратить на пункты ниже:

  • Используемые в организации транспортные средства должны обязательно учитывать: в балансе, в случае если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.
  • Все транспортные средства, входящие в автопарк организации должны быть зарегистрированы за перевозчиком. Регистрация может быть постоянной, если средства в собственности, или временной, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие регистрации, даже временной, обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
  • Учет и отражение в затратах ГСМ, являющихся необходимой частью для работы транспорта, производится строго в соответствии с регламентированными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются самостоятельно в организации. Организация учета расхода ГСМ должна производиться по каждому из транспортных средств и применяться согласно соответствующему алгоритму списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
  • Безопасность работы автотранспортного средства в зимнее время года зависит от использования специальных шин, рассчитанных не на один сезон. Появляется потребность в организации не только неоднократной выдачи шин со склада, но и их приема на ответственное хранение летом с соответствующим отражением данных операций в учете.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017). Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения. Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Глава 28. Транспортный налог.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector