Новые поправки к 159 2020 год

Будет ли зачет срока в СИЗО по схеме «день за полтора» для строгого режима?

Законопроект 73983-5, вводящий новую систему зачета времени отбывания в СИЗО при отбывании реально назначенного наказания, стал знаковым в деле гуманизации уголовного законодательства.

Он находился на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации немногим более десяти лет, а рассмотрен в итоговых чтениях был буквально за несколько месяцев. Сыграла в данном случае свою роль активность правозащитников, и общественности (например, была сформирована петиция на сайте Change.org). В настоящее время ст. 72 УК РФ с изменениями на 2019 год, с комментариями и разъяснениями экспертов доступна на всех правовых порталах, так как внесена в УК РФ в новом виде, с применением системы «день за полтора». Однако из данного правила есть исключения. Подробнее вопрос применения вышеуказанных поправок рассмотрим далее в статье.

Свежие и планируемые изменения

Никаких поправок после ФЗ-186 от 03.07.2018г., которым стал законопроект 73983-5, в ст. 72 УК РФ не вносилось, кроме того, пока законодатели не планируют возвращаться к данному вопросу. Таким образом, нет оснований думать, что будет введена система «день за полтора» для строгого режима в 2019-2020 годах, последние новости на эту тему не говорят о разработке соответствующих законопроектов.

Однако результаты у закона ФЗ-186 и без того впечатляющие: ФСИН отчиталась, что по итогам его применения за истекший с момента его принятия период сроки заключения сократились для 96 000 заключенных.

История принятия законопроекта

Законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2008 года. Активно стали продвигать документ в 2018 году функционеры ГД Иван Мельников и Павел Крашенинников, проводившие работу по анализу законопроектов, оставшихся с прошлых созывов Госдумы. На тот момент были законопроект был принят в первом чтении в 2015 году. Между тем, правозащитники и другие заинтересованные лица о данном документе не забыли и вопрос ими продвигался постоянно.

В пояснительной записке к проекту указано, что условия содержания в СИЗО близки к тюремным:

  • у заключенных нет возможности для занятия каким-либо видом деятельности;
  • они находятся в закрытых камерах;
  • допускается только одна прогулка в день в течение часа.

Понятно, что условия отбывания наказания в колониях общего режима и колониях-поселениях значительно более лояльные, поэтому принцип справедливости назначения наказания требовал учесть подобные обстоятельства.

Правки в проект были внесены только в части расширения списка статей, осужденным по которым не предоставляется право на зачет по схеме «день за полтора», после чего он был принят в финальном чтении и подписан президентом.

Когда вступит в силу закон, дополнительно не было определено, поэтому он обрели полную юридическую силу через 10 дней после официальной публикации, то есть, 13 июля 2018 года. Три месяца давалось на правильное исчисление сроков наказаний и зачет наказания.

Содержание изменений и схемы зачета «день за полтора»

Поправки в ст. 72 УК РФ стали реальностью в июле 2018 года. Основной их смысл введение принципа уточненного зачета времени, проведенного в СИЗО при отбывании реальных сроков.

Теперь расчет ведется следующим образом: один день в следственном изоляторе равняется:

  • 1,5 дням отбывания наказания в дисциплинарной части;
  • 1,5 дням в колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • 2 дням в колонии-поселении.

При назначении иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, способ пересчета также поменялся.

Содержание в СИЗО по схеме день за полтора для строгого режима не применяется, в этом случае сохраняется старый принцип расчета: строго день за день. Тот же принцип сохраняется и при назначении отбывания предусмотренного приговором наказания в колониях особого режима и тюрьмах. Инициаторы изменений предусмотрели данные исключения ввиду особой общественной опасности данных видов преступных деяний.

Кроме того, не применяется новый принцип при осуждении за следующие деяния:

  • совершение террористических актов;
  • захват заложников;
  • шпионаж и госизмена;
  • угон поезда, самолета и т.д.;
  • международный терроризм;
  • хранение наркотиков в крупных, а также особо крупных размерах;
  • производство, сбыт и хищение наркотиков.

В случае, если гражданин осужден за нижеперечисленные преступления, сопряженные с террористической деятельностью, к осужденным также применяются старые правила:

  • посягательство на жизнь госслужащего или общественного деятеля;
  • мятеж с применением оружия;
  • насильственный захват с целью получения власти и удержание власти;
  • нападение на лиц и учреждения, имеющих право на международную защиту.

Таким образом, законопроект о зачете «день за полтора» для строгого режима Госдума РФ не рассматривает и пока нет сведений или объявлений о его подготовке. Более того, при рассмотрении законопроекта 73983-5, инициаторы поправок особенно отмечали, что действие их не будет распространяться на лиц, осужденных к отбыванию наказания в колониях особого и строгого режимов, а также в тюрьме, так как они представляют значительную общественную опасность. Никаких возражений со стороны Правительства, данные формулировки не вызвали. Последние новости из Госдумы подтверждают отсутствие активности по реформированию данной нормы.

С учетом данных обстоятельств вряд ли стоит ожидать, что будут в скором времени приняты поправки для строгого режима о зачете «день за полтора» в СИЗО.

Амнистия 2020 по уголовным делам

Понятие амнистии в наше время можно услышать довольно часто и по множеству, по правде говоря, поводов. У всех на слуху, пожалуй, недавняя амнистия капиталов, вот – дачная амнистия и тому подобные вещи. Конечно, во всех этих случаях этот термин применять в какой-то мере адекватно, однако изначальный – глубинный его смысл кроется где-то глубоко в недрах уголовного кодекса и конституционного права.

И очень скоро мы его с подачи наших властей услышим в очередной раз.

Уголовная амнистия в 2020 году

В отличие от уголовной амнистии 2018 года, когда в обществе, особенно в связи с выборами, искусственно подогревался интерес к этому вопросу, взвинчивались таким образом рейтинги и достигались другие неблаговидные цели, процессу 2020-го ход дадут обязательно – все-таки речь о юбилее Великой Победы. Напомним, в 2018-м хотели традиционно приурочить эту практику к 25-летию Конституции РФ – главного гаранта прав и свобод российского гражданина, в том числе и сотен тысяч заключенных.

Однако вопрос, похоже, спустили на тормозах. По крайней мере, на момент написания этого материала именно так оно и было. Многие заинтересованные категории, конечно, возмутились, однако если посмотреть на вопрос шире и в перспективе, становится понятно, почему сделали именно так, а не иначе. Прежде всего, речь о том, что пересматривается уголовно-исправительная система, как таковая. Есть тенденции к тому, чтобы статьи, которые регулярно входят в амнистии попросту изъять из УК, заменив их статус на любой другой, позволяющий возместить ущерб, пройти процедуру исправления и т.п. прочими гуманными путями. Так, «первой ласточкой» стал закон о прекращении уголовных дел по экономическим статьям после возмещения ущерба.

В то же время планы на 2020-й – дело совсем другое. После эпохальной амнистии 1945 года в честь Победы, были освобождения 1955, 1985, 1995, 2000, 2005, 2010 и 2015 гг., так что это – уже традиция.

Кому положена амнистия?

В черновом варианте постановления готовящейся амнистии, что разрабатывается соответствующими профильными комитетами ГД, содержатся следующие категории осужденных лиц:

  • несовершеннолетние, со сроками до 5 лет (совершившие преступления в возрасте до 16 лет, от 16 до 18, но только с первой судимостью);
  • несовершеннолетние, со сроками свыше 5 лет, уже отсидевшие более 50% времени;
  • женщин с несовершеннолетними детьми, беременных, женщин, старше 55 лет, со сроками менее 5 лет;
  • мужчин с детьми до трех лет, старше 60-ти, со сроками менее 5 лет;
  • инвалидов любой группы, со сроками менее 5 лет.

Исключения составляют проходящие по следующим статьям УК РФ: ст.105, 111, ч.2 ст.117, ч.3 ст.122, ст.126, ч.3 ст.127, ст. 127, ч.2 ст.128, ст.131, ст.132, ч.2 ст.133, ст.134, ст.135, ч.3/4 ст.150, ч.3/4 ст.158, ч.3/4 ст.159, ч.3/4 ст.160, ч.2/3 ст.161, ст.162, ч.2/3 ст.163, ст.164, ч.3/4 ст.166, ст.169, ст.170, ст.171, ч.2 ст.172, ст.173, ч.2/4 ст.174, ч.3 ст.175, ст.176, ст.177, ч.3 ст.178, ч.2 ст.179, ст.180, ст.181, ч.4 ст.183, ст.184, ст.185, ст.186, ст.187, ч.2/3 ст.189, 190, ч.2 ст.191, ст.192, ст.193, ст.194, ст.195, ст.196, ст.197, ст.198, ч.2 ст.199, ст.200, ст.205, ст.206, ст.208, ст.209, ст.210, ст.211, ст.212, ч.3 ст.215, ст.221, ч.2/3 ст.222, ч.2/3 ст.223, ст.226, ст.227, ч.2 ст.228, ст.229, ч.2/3 ст.230, ч.2 ст.231, ст.232, ч.3 ст.234, ч.2/4 ст.240, ч.3 ст.241, ст.242, ч.2/3/4/5/6 ст.264, ст.275, ст.276, ст.277, ст.278, ст.279, ст.281, ч.2 ст.282, ст.290, ст.295, ч.4 ст.296, ст.299, ст.300, ч.2/3 ст.301, ч.2 ст.305, ч.3 ст.306, ч.4 ст.318, ст.321, ст.322, ч.2 ст.333, ст.335, ст.353, ст.354, ст.355, ст.356, ст.357, ст.358, ст.359, ст.360. А также все рецидивисты, совершившие преступления в местах отбытия наказаний, злостные нарушители порядка.

Что нужно знать об амнистии

Обычно, амнистия – это акт милосердия по отношению к преступникам, целью которого является полное либо частичное освобождение от наказания. Это может означать, что человека попросту досрочно выпустят на свободу, что заменят его меру пресечения смягченной и т.д.

Мишенью для амнистии могут выступать как уже осужденные по решению суда лица, так и еще только подвергающиеся уголовному преследованию. От помилования она отличается тем, что оно индивидуально, и от внешних факторов, как правило, не зависит – это узконаправленное решение в конкретных обстоятельствах. Амнистию же могут объявить целой категории лиц: несовершеннолетним, женщинам с детьми, отбывающим по незначительным преступлениям, пожилым и др.

Помимо сокращения срока или досрочного освобождения, амнистия может предусматривать снятие судимости с указанной группы лиц, а также освобождать кого-то и от административной ответственности.

Несмотря на негативный опыт некоторых амнистий еще советских времен, и уверенность скептиков по поводу того, что данная практика подрывает институты угловно-исполнительной системы, ставя в неравные условия осужденных, иногда даже совершавших равносильные преступления, статистика демонстрирует весьма позитивный эффект от данной процедуры. Так, лишь 5% из прошедших по амнистии пошли на рецидив.

Общая концепция программы

Институт амнистии с гуманистической позиции неоспорим и правилен, к тому же — весьма полезен для государственной исполнительно-наказующей системы, так как позволяет освободить места в учреждениях для заполнения их новыми отбывающими наказание. Часто он способствует снижению социально-политического градуса напряжения в обществе, служит свидетельством доброй воли государства по отношению к своим гражданам.

Если амнистия не объявляется в результате ЧП, например, в ходе вооруженного конфликта, после революции, когда освобождаются политические репрессированные, схваченные представители противоборствующей стороны, в обычных условиях ее часто приурочивают к каким-то громким юбилеям, событиям в жизни страны.

В обществе к понятию амнистии, применительно к тем, кто совершает уголовно наказуемые преступления, относятся весьма насторожено. С одной стороны – это важный гуманистический инструмент. Правда, исключительно в том случае, если выпущенные на свободу полагают себя действительно раскаявшимися личностями, и полноценно включены в программу ресоциализации с решением проблем на государственном и муниципальном уровне с их медицинским обслуживанием вне тюремных стен, устройствам труда и быта, другими важными аспектами.

Процедура

Согласно Конституции страны, амнистию должна объявлять Госдума, издав по этому поводу соответствующий акт-постановление, подписываемый президентом. Там не перечисляются поименно все, кто по ней досрочно выйдет на свободу или же сменит свою меру наказания более легкой – этот документ содержит лишь общее описание группы лиц, подпадающей под его нормы. Специально прописывается отдельной строкой, что рецидивисты, проходящие по тяжким и особо тяжким статьям, нарушители порядка отбывания наказаний из амнистии исключаются.

После издания соответствующего акта применительно к конкретному лицу решение принимается судом, прокурорской службой или же органами следствия. Однако только, если его одобрит администрация исправительного учреждения, в котором отбывается наказание.

Какие амнистии предстоят в 2020 году?

Помимо упомянутой амнистии 2020 года к 75-летию Победы в ВОВ по уголовно наказуемым преступлениям в разрезе вышеописанных категорий лиц, ожидается, безусловно, и продление ряда амнистий другого рода, актуальных для нашего гражданского общества. Например, речь об амнистии капитала для бизнесменов, а также о т.н. «дачной амнистии» — обеим наша редакция уже посвящала в соответствующих рубриках персональные материалы.

Согласно данным, предоставленным ФСИН России, с 2000 года количество заключенных снизилось почти что вдвое. Однако нет никаких оснований предполагать, что в долгосрочной перспективе амнистия 2020 года снизит это число еще. Дело в том, к сожалению, что судебная система страны, по сути, топчется на месте: «койки» тех, кого выпускают по амнистии, тут же забиваются новыми преступившими закон.

По сравнению с дореволюционным временем процент соотношения добропорядочных граждан и отбывающих наказания увеличился в 3,5 раза – до 405 преступников на 100 000 населения. И даже сейчас по горизонтали сравнение с другими странами Европы происходит не в пользу России. Ближайшей к нам оказалась, ожидаемо, Беларусь – 314 заключенных на сто тысяч человек. Внезапно низким показатель оказался в Украине – всего 167. Для сравнения, в Испании – это 126 заключенных, в Великобритании – 142, а в Китае – 118.

Изменения с 1 января 2020 года в России

Ежегодно законодатель проводит мониторинг и анализ современной ситуации в стране, исходя из чего формируются новые законопроекты, намечаются тенденции развития законодательства. 2020 год не стал исключением, подготовлено достаточно много проектов на грядущий год. Каждому из Вас будет полезно узнать, что нового нас ждет с 1 января 2020 года, ведь изменения затронут многие сферы жизни общества.

Любительское рыболовство

С 1 января будущего года в законную силу вступает новый Федеральный Закон, посвященный любительскому рыболовству. Это процесс добычи (вылова) биологических ресурсов, находящихся в воде с целью удовлетворения личных потребностей, запросов. Сюда же относится вылов при проведении спортивных, творческих и других мероприятий. Закон будет подробно регулировать процесс проведения данных мероприятий.

Граждане, интересующиеся данной деятельностью, приобретают право собственности на улов.

Запрещено будет заниматься подводной охотой в местах массового скопления людей, использовать электронные средства, акваланги для ловли под водой и над поверхностью водоемов.

Повышение минимального размера оплаты труда

С недавних пор размер МРОТ фиксируется и устанавливается ежегодно федеральным законом. С 2017 года начал действовать механизм установления размера минимальной оплаты труда в размере прожиточного минимума за 2 квартал предыдущего года. Со следующего года в силу вступает новый законопроект, посвященный внесению изменений в ФЗ «О МРОТ», подготовленный Министерством труда.

Обратите внимание, что во многих регионах показатель больше, чем федеральный. Подробная информация будет установлена в соответствующих региональных актах к концу года.

Дополнительные выплаты женщинам с 2020 года

Президент РФ поручил Правительству постоянно поддерживать и поощрять многодетные семьи, а так же институты материнства, детства. С 1 января так же вступает в силу законопроект, устанавливающий дополнительные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу первым или вторым за малышом в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Размер выплат будет равен размеру прожиточного минимума на несовершеннолетнего в конкретном регионе. При этом, важное условие – доход на каждого человека в семье не должен превышать 2-кратный прожиточный минимум, действующий в субъекте. Несмотря на многочисленные слухи по данному поводу, пособие действительно будет введено, но не в 2019 году, а с 1 января 2020 года.

Пенсионное обеспечение граждан

С 1 января 2020 года планируется изменить положения пенсионного законодательства. В соответствии с ними на пенсию смогут выходить граждане мужского пола, достигшие 61 года и женщины с 56 лет. Изменения возрастного порога начались еще в 2019 году, пенсионный возраст будет постоянно повышаться. Законодательно сформирован адаптационный механизм – специальная льгота для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году. Гражданам из данной категории пенсионное обеспечение будет назначено на полгода раньше заложенного возраста. В качестве компенсации действующим пенсионерам производится доплата в размере 523 рублей ежемесячно.

Новые налоги в грядущем году

Налоговый Кодекс РФ будет подвергнут некоторым изменениям с 2020 года. Так, наиболее значимым считается введение пяти новых платежей:
1. Туристический сбор;
2. Утилизационный налог;
3. Экологический платеж;
4. Платное использование дорог федерального значения;
5. Для операторов связи общего пользования вводится налог на недвижимость.

Налог для индивидуальных предпринимателей

Для индивидуальных предпринимателей будет введен новый вид сбора. Он направлен на уменьшение налогового бремени, это будет называться налогом на профессиональный доход. В пилотном режиме данные сбор действует уже в Подмосковье, Калуге, Москве, Республике Татарстан. Данный вид налога проще всего будет понять на конкретном примере. Так, человек ежемесячно получает от осуществляемой деятельности 50 000 рублей, но тратит на бизнес 10 000 в месяц. В том случае, если услуги оказывались организации, ставка по налогу составит 6%, то есть 3 000 ежемесячно. Если предприниматель оказывает услуги физическим лицам, то ставка равна 4% — 2 тысячи.

Новые образовательные стандарты

Еще в 2019 году начали вводиться в действие новые требования к образовательным стандартам, используемым в образовательных учреждениях. С 1 января 2020 года в силу вступают окончательные редакции стандартов.

Наиболее важными новеллами будут следующие положения:

  1. Обучение в школах должно проходить с использованием современной, максимально информативной литературы. Ее не должно быть много, ведь дополнительные данные можно найти в сети Интернет. В связи с этим, Министерством образования был подготовлен новый список литературы, необходимой для обучения. Особое внимание уделяется экспертной оценке качества учебного пособия.
  2. Около 40% действующих учителей старше 50 лет, но при этом мало кто работает по профессии после окончания ВУЗов. Планируется проводить различные мероприятия, направленные на привлечение молодых специалистов.
  3. Учителя в школах должны будут заполнять только 4 документа, это рабочая программа, календарный план, журнал и дневник в электронных форматах.
  4. Снижение уровня загруженности учителей через упрощение системы отчетности. Количество предоставляемых отчетов, их объема планируется снизить.
  5. Налаживание связей между дисциплинами. Так, в рамках изучения отдельных предметов будет рассматриваться их взаимосвязь с другими. Например, истории с литературой, математики с физикой, технологией. Это позволит формировать практические навыки у школьника, глубже понимать взаимосвязи и зависимости.

А как Вы относитесь к перспективным изменениям в законодательстве с 1 января 2020 года? Затрагивают ли они Вас? Напишите комментарий ниже, нам очень интересно!

Для зэков придумали программу-2020

Пенитенциарная система России должна измениться серьезно, но не слишком быстро

Фото Gettyimages

Уголовно-исполнительному кодексу (УИК) России до 2020 года предстоит серьезная модернизация. Концепция изменений, по информации «НГ», уже подготовлена. В обновленном УИК должен появиться в том числе и более эффективный механизм защиты прав осужденных и их человеческого достоинства.

Концепция общей части УИК, подготовленная на базе юрфака МГУ, прошла общественные слушания. Участники, в частности представители президентского Совета по правам человека (СПЧ) и силовиков, в целом одобрили этот документ. Нынешний кодекс уже не соответствует поставленным перед ним задачам по исправлению осужденных. В новой версии предлагается детально прописать механизмы защиты прав человека в местах лишения свободы. До 2020-го модернизации подлежат 93 статьи, примерно половина УИК.

Законодательство важно наполнить новыми нормами, которые обусловлены произошедшими изменениями в социально-экономической, политической и духовной жизни общества, уверены эксперты. И главная их претензия действительно в том, что уголовно-исполнительная система не способствует исправлению преступников. Например, целый ряд статей УИК не позволяет эффективно защищать права осужденных, а потому с каждым годом растет и количество рецидивных преступлений.

При доработке нового кодекса обещано учесть рекомендации Европейского комитета против пыток. К примеру, международные стандарты норм жилой площади для заключенных и оказания им медицинской помощи должны стать обязательными. Зэков должны обеспечить работой с учетом образования, трудовых навыков и их наклонностей. Они даже получат право на высшее образование, будут расширены рамки свободы совести и вероисповедания. Не забыты и права осужденных на видеосвидания с родственниками и пользование мобильной связью.

Авторы концепции настаивают и на появлении в законодательстве понятия «культурного воспитания осужденных» как одного из направлений исправительного воздействия. При этом, по их мнению, «нужно также предусмотреть, что субъектами социально полезных связей с осужденными являлись и общественные объединения».

Кроме принудительных работ как альтернативного вида наказания предлагается записать в УИК и другие варианты – например, компенсация причиненного вреда или содержание в исправительном центре неполного пребывания.

Планируется расширить и права зарубежных граждан, оказавшихся в российских тюрьмах. Например, приезжим, оказавшимся в колониях, не надо будет получать патентов для того, чтобы работать на их подсобных производствах. Также за иностранцами могут закрепить право общаться и вести переписку на родном языке в том случае, если они не знают русского.

При этом, как выяснила «НГ», сами эксперты настаивают, что изменения в УИК нужно вводить постепенно, «чтобы была возможность практического изучения и прогнозирования последствий вновь вводимой правовой нормы, если такие последствия сразу не очевидны». А главным критерием оценки неэффективности работы учреждений уголовно-исполнительной системы определить «совершение преступлений освобожденным из заключения лицом в течение трех лет после освобождения».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector