Нововведения в законе о частной охранной деятельности

Законопроект о частной охранной деятельности будет доработан

Africa Studio / Shutterstock.com

Действующее в настоящий момент законодательство о ЧОПах, по мнению экспертов, явно устарело. За 25 лет, отметил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, требования к деятельности ЧОПов изменились и появилась необходимость разнести нормы, регулирующие охранную и детективную деятельность, по разным законодательным актам. Сейчас, напомним, регулирование этих видов деятельности осуществляется в рамках одного закона (Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; далее – закон о частной охранной деятельности). На состоявшемся в феврале совещании Комиссии Совета Федерации по обороне и безопасности Выборный высказал идею о принятии нового закона, регулирующего частную охранную деятельность. Разработкой соответствующего законопроекта занялся Научно-исследовательский центр «Безопасность». Подготовленный документ был представлен для предварительного обсуждения на интернет-порталах охранного сообщества «Гардинфо» и «Хранитель», а вчера в ОП РФ прошли посвященные ему общественные слушания.

«Этот законопроект расширяет сферу и область деятельности частных охранных организаций, разрешая им работать по субподряду на объектах всех категорий, а также осуществлять ряд других видов сопутствующей деятельности, определяет порядок взаимодействия ЧОПов с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка, корректирует отдельные положения и правила осуществления частной охранной деятельности в соответствии со сложившейся практикой», – рассказал директор Научно-исследовательского центра «Безопасность» Олег Климочкин.

Представленный проект закона конкретизирует перечень охранных услуг, к которым предлагается отнести только три их основных вида:

  • защита жизни и здоровья физических лиц;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • охрана объектов или имущества.

Отдельные виды охранных услуг, имеющиеся в действующем законодательстве, документ относит к дополнительным видам деятельности. Например, консультирование и подготовку рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств. «Такие услуги предоставляет любая юридическая фирма либо компания, специализирующаяся на установке охранных сигнализаций, и юридически заставить их получать лицензию на осуществление охранной деятельности – заведомо тупиковый путь», – убежден Олег Климочкин. То же самое касается и деятельности по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.

Одновременно ЧОПам могут разрешить осуществлять другие сопутствующие виды деятельности при наличии соответствующих лицензий. Это касается, например:

  • осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и иных материальных ценностей;
  • транспортировки и перевозки грузов, в том числе на бронированном транспорте;
  • обеспечения транспортной безопасности;
  • осуществления контрольно-распорядительных функций в ходе проведения официальных спортивных соревнований;
  • оказания кинологических услуг;
  • обеспечения пожарной безопасности;
  • проведения спасательных работ и др.

Осуществление данных видов деятельности, по мнению разработчиков законопроекта, в первую очередь поможет оптимизировать затраты самих потребителей, а также даст новый импульс для развития полного комплекса услуг со стороны негосударственных структур безопасности.

Помимо этого документ вводит новые должности контролера-наблюдателя и контролера-распорядителя в качестве работников ЧОПов. Так, предполагается, что контролер-наблюдатель будет осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой и докладывать о попытках противоправного поведения частным охранникам или сотрудникам полиции, а контролер-распорядитель – временно обеспечивать порядок на спортивном соревновании. Кроме того, законопроект регламентирует статус телохранителя.

Документ предлагает снять ряд ограничений на создание филиалов охранных организаций, а также на привлечение охранных организаций в качестве субподрядчиков при оказание охранных услуг (в первую очередь, при транспортировке охраняемого имущества). Кроме того, законопроект предусматривает обязательное страхование профессиональной ответственности сотрудников ЧОПов за нарушение договора, а также причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц при оказании охранных услуг на объектах, охрана которых осуществляется за счет государственных и муниципальных бюджетов.

При этом вводится ограничение на использование огнестрельного оружия при оказании отдельных видов услуг. Тем не менее, в ходе оказания услуг по защите жизни и здоровья граждан устанавливается возможность использования служебного оружия ограниченного поражения.

Взаимодействие ЧОПов с органами правопорядка документ разделяет на два типа: обязательное (которое организация обязана осуществлять как обладатель лицензии на особый вид услуг) и добровольное (на договорной основе).

К обязательному взаимодействию авторы законопроекта отнесли:

  • информирование правоохранительных органов о происшествиях и преступлениях, совершенных на объектах;
  • незамедлительную передачу нарушителей полиции;
  • представление информации с технических средств охраны по требованию правоохранительных органов;
  • обязательную организацию вызовов дежурных служб при обращении граждан в местах осуществления охранной деятельности;
  • оказание содействия госорганам на объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Добровольное взаимодействие, в свою очередь, включает:

  • участие в совместном с правоохранительными органами патрулирования общественных мест;
  • участие в охране правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • участие в охране правопорядка на территории отдельных муниципальных образований;
  • содействие в ограничении допуска в зоны стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • содействие в розыске подозрительных лиц и др.

Такие договоры будут добровольными и чаще всего возмездными.

Несмотря на широкий круг нововведений, ряд положений действующего закона перенесен в новый документ практически без изменений. Это касается норм, связанных с осуществлением лицензирования частной охранной деятельности, полномочий частных охранников по выполнению функций по обеспечению пропускного режима, требований к организациям на стадии их создания и др.

Поддерживая концепцию совершенствования частной охранной деятельности, эксперты отметили необходимость доработки представленного законопроекта. Так, заместитель председателя Комитета ТПП России по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов предложил внести в документ раздел о саморегулировании в охранной отрасли, а также направить проект экспертам в целях проверки коррупционных рисков.

А председатель Центрального совета учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур Андрей Ноздрачёв отметил, что, вводя новые категории работников в сфере охранной деятельности, законопроект не определяет требования к образованию этих лиц, что также необходимо включить в текст документа.

«На самом деле требуется кропотливая работа по совершенствованию этого законопроекта. Я предлагаю создать рабочую группу, включив в ее состав представителей Росгвардии», – добавил Руководитель Синдиката «Национальная Гвардия» Валерий Макаров. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по Орловской области Евгений Лыкин также высказал предложение о создании рабочей группы и подчеркнул, что вносить законопроект в текущей редакции в Госдуму преждевременно.

ОП РФ по итогам общественных слушаний подготовила рекомендации, в которых отметила, что концепцию подготовленных изменений поддерживает в части:

  • разрешения ЧОПам принимать участие в охране всех видов объектов на усмотрение органов государственной власти, отвечающих за обеспечение их безопасности;
  • разрешения ЧОПам осуществлять дополнительные виды деятельности;
  • разделения форм содействия правоохранительным органам на обязательные и добровольные.

Вместе с тем отдельные из предлагаемых изменений, по мнению членов ОП РФ, являются недостаточно проработанными и нуждаются в дополнительном обсуждении. Во-первых, у экспертов вызывает сомнение обоснованность оставления в законопроекте существующего в настоящее время положения об увеличенном уставном капитале охранной организации – не менее 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.1 закона о частной охранной деятельности). Указанное положение, по их мнению, практически не является ограничением для создания недобросовестных ЧОПов и порождает дискриминацию в отношении субъектов охранной деятельности. Во-вторых, ОП РФ предлагает внести в законопроект положения о сроках периодичности прохождения охранниками проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного и неогнестрельного оружия и/или специальных средств.

«В скором времени мы сможем приступить к окончательной доработке законопроекта, чтобы единым фронтом выйти с полноправной законодательной инициативой, когда есть понимание позиции Росгвардии, парламентариев, членов ОП РФ, представителей бизнеса и других экспертов», – заверил Анатолий Выборный.

В Госдуме подготовили новую редакцию закона о частной охранной деятельности

Одно из нововведений предполагает государственно-частное партнёрство в обеспечении безопасности объектов, которые сейчас охраняет Росгвардия

Проект нового базового закона для частных охранных предприятий (ЧОП) разработал член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Как рассказал депутат «Парламентской газете», документ сейчас находится на рассмотрении в Правительстве.

По его словам, действующий закон, регулирующий деятельность ЧОП, был принят в 1992 году. По сути, документ был отголоском ещё советского прошлого.

«Несмотря на то, что мы некоторые нормы меняли, это всё равно больше напоминало латание дыр в давно прохудившемся кафтане, — пояснил депутат. — Поэтому я внёс в Правительство законодательную инициативу на принятие нового базового закона о частной охранной деятельности, и мы видим заинтересованность и поддержку со стороны Росгвардии».

Содержание законопроекта пока не раскрывается. Автор документа рассказал лишь об одной из проектируемых новелл. В частности, предлагается снять ограничения на привлечение охранных организаций в качестве соисполнителя при оказании профильных услуг.

«Другими словами, разрешить подрядные работы в сфере деятельности государственной охраны», — уточнил Анатолий Выборный.

Со слов депутата, практика последних лет показывает необходимость государственно-частного партнёрства в вопросах обеспечения безопасности объектов, которые подлежат государственной охране при проведении массовых, в том числе международных спортивных мероприятий.

К примеру, безопасность Чемпионата мира по футболу 2018 года в России обеспечивала 51 частная охранная организация. Частные секьюрити привлекались для охраны 236 из 272 объектов ЧМ-2018, в том числе 12 стадионов, 12 удалённых пунктов досмотра транспорта и грузов, 32 баз команд, 36 предматчевых тренировочных площадок, 79 отелей и гостиниц, а также 65 иных объектов.

«По сути, это были подрядные работы, которые положения действующего законодательства фактически запрещают, — отмечает он. — То есть обычаи делового оборота, правоприменительная практика идёт вперёд, а закон тянет в прошлое».

Депутат убеждён, что нововведение значительно облегчит положение Росгвардии, сотрудники которой обеспечивают безопасность огромного количества объектов по всей стране. При этом качество государственной охраны от привлечения частников не пострадает.

«Росгвардия как регулятор хорошо знает рынок охранных организаций и может выбрать те из них, кому не страшно доверить безопасность того или иного объекта, — пояснил Анатолий Выборный.

Он также добавил, что законопроектом предусмотрено ужесточение контроля за частными охранными фирмами.

«Очень много организаций зарегистрированы как охранные, но соответствующих лицензий не имеют, однако работают. Наша задача перевести эту отрасль в максимально прозрачную правовую плоскость. Так мы придёт к цивилизованному рынку охранных услуг», — подчеркнул депутат.

Закон «О негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года состоит из 8 разделов и 26 статей. За период его действия в закон внесено 21 изменение и дополнение: из него было исключено 6 статей и 2 раздела, заново введено 11 статей и 2 раздела. В настоящее время это единственный закон, регламентирующий сразу два отдельных вида деятельности, которые различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам и правовой природе. При этом законодательно запрещено одному лицу заниматься одновременно детективной и охранной деятельностью.

О нововведениях в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», вступивший в действие частично с 1 января 2009 года, частично с 1 июля 2009 года, полностью с 1 января 2010 года, внес ряд существенных изменений в нормативные документы, регулирующие отношения в сфере частной охранной деятельности и оборота служебного оружия. Изменения коснулись как непосредственно работников, руководителей и учредителей охранных структур, так и в целом организации охранного бизнеса.
Данным документом добавлены требования, предъявляемые к претендентам на получение правового статуса частного охранника и расширен перечень оснований, при наличии которых гражданин не может претендовать на получение удостоверения частного охранника.
Теперь гражданину перед получением удостоверения охранника необходимо пройти профессиональную подготовку в образовательном учреждении по соответствующей учебной программе и сдать государственный квалификационный экзамен, по результатам которого гражданину присваивается определенный разряд, позволяющий в дальнейшем работать либо со специальными средствами (охранник 4-го разряда), либо со спец.средствами и гражданским оружием самообороны (охранник 5-го разряда), либо с указанными изделиями и служебным огнестрельным оружием (охранник 6-го разряда).
В настоящее время Комиссией по квалификационному экзамену при УВД по Сахалинской области данный экзамен проводится на базе двух образовательных учреждений области, занимающихся подготовкой частных охранников – это Негосударственной образовательное учреждение «Гранд-Уникум» (г. Долинск) и Учебно-тренировочный центр подготовки сотрудников негосударственных структур безопасности «Учебный центр АНБ» (г. Южно-Сахалинск). Каждый экзаменуемый самостоятельно выбирает для себя наиболее удобное место сдачи экзамена.
После этого гражданину необходимо пройти процедуру обязательной государственной дактилоскопической регистрации, для чего нужно обратиться в орган внутренних дел по месту жительства, где сотрудник лицензионно-разрешительного подразделения выдаст направление для прохождения данной процедуры и оформит претенденту два экземпляра дактилоскопических карт. Сотрудник, ответственный за проведение дактилоскопической регистрации частных охранников, «откатывает» гражданина и выдает ему справку о прохождении данной процедуры. Эта справка необходима для предъявления в лицензирующий орган с пакетом документов для получения удостоверения частного охранника.
Для проведения дактилоскопии в каждом ОВД Сахалинской области определено время приема граждан, назначены ответственные сотрудники и выделены необходимые помещения.
Что касается учредителей негосударственных структур безопасности, то теперь значительно расширен перечень требований, предъявляемых к лицам, имеющим право учреждать охранные организации.
Так, для учредителей, являющихся физическими лицами охранная деятельность должна быть основным видом занятости. Не могут стать учредителями ЧОП граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, граждане имеющие судимость за совершение умышленного преступления, иностранцы либо граждане РФ имеющие гражданство иностранного государства. Юридическое лицо может быть включено в состав участников охранной организации, если оно само является охранным предприятием, либо если оно в соответствии с законодательством отнесено к стратегическим предприятиям или стратегическим акционерным обществам, является субъектом естественных монополий либо государственной корпорацией или государственной компанией.
Новым законом работникам охранных организаций разрешено оказывать услуги в специальной форменной одежде со знаками различия (шевронами), позволяющими определить принадлежность работника к конкретному охранному предприятию. Вместе с тем, не допускается использование одежды и знаков различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения, что по прежнему влечет за собой административную ответственность.
Изменен и существующий порядок оборота служебного огнестрельного оружия, находящегося в собственности охранных организаций. Теперь частные охранные организации будут получать служебное оружие в органах внутренних дел во временное пользование, для чего с каждой частной охранной организацией будет заключен соответствующий договор, согласно которому предприятие возместит органу внутренних дел расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортированием служебного оружия, и внесет единовременную плату за временное пользование этим оружием. Плата охранной организации за временное пользование служебным оружием, полученным в органе внутренних дел, составит 15% фактической стоимости соответствующей модели оружия.
Что касается охранных структур, использующих в настоящее время служебное оружие на законных основаниях, то для них будет разработана процедура передачи этого оружия в федеральную государственную собственность (оперативное управление органа внутренних дел). Необходимо отметить, что процедура перевода такого оружия будет проходить без фактического его изъятия из оборота на безвозмездной основе.
(По информации ОЛРР УВД по Сахалинской области)

Частник на посту

Сейчас МВД России регулирует частные охранные организации (ЧОО) с помощью системы лицензирования и контроля за оборотом оружия. Из-за сокращения численности и финансирования органов внутренних дел увеличивается количество контрактов по охране с негосударственными охранными предприятиями, финансируемых за счет бюджета. Рынок частной охраны в России насчитывает 23,5 тыс. юридических лиц, в которых работают более 725 тыс. сотрудников, имеющих квалификацию частного охранника. В их распоряжении более 80 тыс. единиц служебного оружия. Под охраной ЧОО находятся свыше 836 тыс. объектов разных форм собственности. Всего, по оценкам экспертов, в этой области задействовано не менее 1,5 млн человек.

Одна из основных задач законопроекта — пресечение деятельности недобросовестных ЧОО, предоставляющих некачественные услуги. Для этого вводится ряд ограничений на заключение контрактов с госорганами. Председатель межотраслевого отделения негосударственной сферы безопасности «Деловой России» Александр Логинов напомнил, что законопроект вносит 7 новелл. В их числе введение должности контролера-наблюдателя, уточнение понятия «технических средств охраны», разрешение на осуществление визуального контроля и др. Законопроект также позволит полноценно привлекать ЧОО к содействию МВД, их зона ответственности будет распространяться не только на общественные места, но и на места оказания охранных услуг и прилегающие к ним территории. Согласно официальной статистике МВД России, за первое полугодие 2015 года органами внутренних дел заключено 32,3 тыс. соглашений о взаимодействии с ЧОО. Помимо этого предлагается исключить из закона необходимость получать удостоверение частного охранника руководителю ЧОО. Это позволит освободить его от излишней служебной нагрузки и процедур получения ненужных документов.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Дмитрий Галочкин отметил, что МВД подготовило законопроект о внесении изменений совместно с экспертным сообществом Негосударственной службы безопасности (НСБ). «До внесения его на рассмотрение Госдумы мы должны еще раз его обсудить и собрать все экспертные мнения. Кроме того, мы должны принять участие в разработке нормативно-правовой базы закона», — добавил Галочкин.

«Мы должны выработать единую экспертную позицию, тем более что МВД дает нам такую возможность и в целом демонстрирует большую проработку вопроса. Введение новой категории «контролер — наблюдатель» очень важно, и к нему нужно относиться внимательно, так как это пока очень широкое понятие. У нас существуют разные категории: сторожи, вахтеры. Но четких требований классификации для них пока тоже не разработано. Создание новой категории в ЧОП должно быть обосновано и экономически выгодно», — отметил зампред Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз НСБ» Сергей Хмелев.

Еще один вопрос, который требует уточнения, — оплата услуг ЧОО, работающих на прилегающих к охраняемому объекту территориях. Сергей Хмелев считает, что эта норма должна быть сопричастна закону о местном управлении: «Налоговая политика, как правило, учитывает сумму на обеспечение безопасности территории». Но в законе об охранной деятельности пока нет четкого пояснения по этому вопросу.

Председатель правления Гильдии руководителей охранных структур «ЦЕНТР» Александр Козлов тоже положительно оценил предлагаемые в закон поправки: «Становятся понятнее категории должностей. Введение должности «контролер — наблюдатель» позволит ЧОО эффективнее конкурировать по цене, так как для этой должности должны быть смягчены медицинские показания. Это позволит нанимать на работу студентов или людей с ограниченными физическими возможностями».

В целом эксперты позитивно оценили законопроект и внесли ряд важных уточнений — все они будут собраны в виде поправок и направлены в Госдуму. «Те позиции, которые изложены в законопроекте, это мысли и чаяния сообщества, которые высказывались на протяжении многих лет. Например, то, что руководитель ЧОО не должен иметь удостоверения частного охранника. Негосударственная сфера безопасности в России должна быть также включена в систему безопасности государства», — заявил зампред Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов.

В кризис госструктуры внимательнее относятся к частным охранным организациям и их выбору. Правительства многих стран передают в частные руки виды деятельности, которые раньше считались прерогативой государства. В Израиле работникам частных охранных компаний доверили охранять важные государственные объекты и места массового скопления граждан (автостанции, аэропорты), а с 2009 года они стали замещать государственные службы на пропускных пунктах в районе Газы. ЧОО из Великобритании, Венгрии, Канады, Франции и Канады активно привлекаются для охраны важнейших государственных органов и дипломатических представительств ЕС за рубежом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector