Нк рф о транспортном налоге

Глава 28 НК РФ Транспортный налог

Транспортный налог

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются с учётом технических характеристик объектов налогообложения, к которым относятся автомобили, автобусы, спецтехника, мотоциклы, скутера, яхты, катера. Одновременно учитывается срок, в течение которого транспортное средство находится в собственности у лица, уплачивающего этот сбор.

Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:

  • объекты налогообложения;
  • протяжённость налогового периода;
  • способ расчёта транспортного налога;
  • льготные категории граждан и транспортных средств

Согласно действующему законодательству транспортный налог 2017 продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.

Ставки и сроки уплаты транспортного налога

Основными показателями, используемыми в расчёте транспортного налога, является региональная ставка, мощность в лошадиных силах и срок владения транспортным средством. Формула для вычисления этого платежа представляет собой произведение следующих параметров:

  • региональная фиксированная ставка
  • количество лошадиных сил, указанных в техническом паспорте транспортного средства;
  • количество месяцев владения, разделённое на 12

Для транспортных средств элит класса, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, в большинстве случаев применяются повышающие коэффициенты. Транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств, прошедших регистрацию, вне зависимости от того, используется транспорт, находится на длительном ремонте или просто стоит в гараже.

Особенности льготы по транспортному налогу

Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.

Как используется властями транспортный налог

Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.

Какой закон регулирует транспортный налог: актуально на 2019 год

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства обязаны выплачивать налоги. Процедура регулируется нормами НК РФ и региональными актами. За все время действия законодательство претерпело некоторые изменения. Для отдельных регионов предусмотрены различные нормы уплаты налога, в том числе и отдельное законодательство для Москвы.

Чем регулируется транспортный налог

Детально процедура внесения транспортного налога описана в Главе 28 НК РФ. Структурно она состоит из разделов, детально описывающих весь процесс.

Сюда включена информация о:

  • самом налоге;
  • лицах, обязанных вносить денежные средства;
  • доходах, облагаемых налогами;
  • размерах налогов;
  • отчетных периодов;
  • предоставляемых льготах;
  • порядках расчета и выплатах средств;
  • декларации.

Выплаты производятся за сам факт владения транспортным средством. К технике отнесены – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства.

Пунктом 2 статьи 358 определены категории транспортных средств, на которые обязательные выплаты не распространяются. Например, лодки на веслах, суда для промысла, техника с двигателем, мощность которого не выше ста лошадиных сил, водный транспорт компаний или ИП, которые занимаются транспортировкой грузов и пассажиров.

Выплаты производятся за год. Отчетность предоставляется ежеквартально. Размер налога определяется исходя из вида техники и мощности двигателя. Выплаты производятся по месту нахождения транспортного средства. Отчетность должна предоставляться не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Отдельное описание Закона для Москвы

Отдельным нормативным актом является Закон г. Москвы от 9 июля 2008 года № 33 «О транспортном налоге». Он определяет и регулирует всю процедуру относительно столицы. Структурно он напоминает главу 28 НК РФ. Закон определяет ставки по выплатам исходя из вида техники и мощности двигателя. Сроки по выплатам несколько иные. Юридические лица обязаны вносить средства не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Организации не вправе выплачивать деньги авансом.

ВАЖНО! Физические лица выплачивают налог не позднее 1 декабря года, который следует за истекшим налоговым периодом.

Суммы, выплаченные излишне, возвращаются лицу, либо учитываются в будущие платежи. Средства выплачиваются в рублях. Размер в 50 копеек и более округляется в сторону увеличения, а менее не засчитываются. Закон определил категории лиц, которые от выплат освобождены.

  • организации, оказывающие услуги по перевозкам пассажиров внутри города, за исключением такси;
  • лица, внесенные в реестр резидентов особой экономической зоны;
  • Герои СССР, РФ, а также награжденные орденом Славы;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • бывшие узники концлагерей;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • родитель или опекун ребенка-инвалида;
  • владельцы транспортных средств с мощностью не более семидесяти лошадиных сил;
  • один из родителей или усыновителей в многодетной семье;
  • пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
  • участники испытаний ядерного оружия;
  • перенесшие лучевую болезнь.

Льготы указанным категориям предоставляются при наличии документов, подтверждающих их статус.

Важные изменения в Законе

Порядок внесения обязательных выплат претерпел некоторые изменения. Они вносились в период с 2010 по 2017 год. Поправки разрабатывались и утверждались Думой города Москвы.

Изменения касались сроков выплат, налоговых ставок, а также категорий, которым предоставляются льготы по выплатам. Например, начиная с 2012 года введены в действие новые размеры выплат. В 2015 году изменения коснулись сроков. То есть в Москве плательщики вносят денежные средства не позднее 5 февраля, в отличие от остальных жителей страны, которые выплачивают средства до 1-го. В 2014 году в льготную категорию отнесены опекуны инвалида детства, признанного недееспособным в судебном порядке. Начиная с 2017 года от налога освобождены компании управляющие компании международного медицинского кластера и участники проекта.

С 2018 года появилась информация об отмене транспортного налога в России, однако пока она распространяется на уровне слухов. Обсудить новости об этом вы можете на нашем сайте.

Глава 28. Транспортный налог

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Глава 28. Транспортный налог

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

В Определении от 24 ноября 2016 года N 2513-О Конституционный Суд Российской Федерации разрешал только вопрос о возможности принятия жалобы заявителя к рассмотрению, оснований к чему не нашел. При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установление федеральным законодателем транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав налогоплательщиков. В связи этим Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы заявителя со ссылкой на пункт 2 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).

Особенность фискальной нагрузки на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств состоит в том, что помимо платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, они обязаны уплачивать транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), а также — фактически (в качестве покупателей товара) — такой косвенный налог, как акциз на бензин и дизельное топливо (статьи 181 и 187 Налогового кодекса Российской Федерации).

В частности, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О и от 24 декабря 2012 года N 2391-О).

Действующие положения главы 28 «Транспортный налог» НК РФ (включая статьи 362, 363) не содержат каких-либо особенностей исчисления и уплаты налога либо применения налоговой льготы и зависимости от регистрации физического лица — владельца транспортного средства в качестве индивидуального предпринимателя либо отсутствия таковой.

1.1. Налоговая декларация по транспортному налогу (далее — декларация) заполняется налогоплательщиками — организациями, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 52, 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31; 2010, N 31, ст. 4198, N 48, ст. 6247; 2011, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207, N 30, ст. 4081), пунктом 2 статьи 333.6 и пунктом 3 статьи 333.7, главами 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций», 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», 28 «Транспортный налог», 29 «Налог на игорный бизнес», 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 5039) приказываю:

Особенность фискальной нагрузки на собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств состоит в том, что помимо платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, они обязаны уплачивать транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), а также — фактически (в качестве покупателей товара) — такой косвенный налог, как акциз на бензин и дизельное топливо (статьи 181 и 187 Налогового кодекса Российской Федерации).

Федеральная налоговая служба по вопросу уплаты физическими лицами имущественных налогов, предусмотренных главами 28, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), за 2014 год, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 320-ФЗ), сообщает следующее.

Аналогичный порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса определен пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, являясь собственником транспортного средства, В.П. Первушин уплачивал транспортный налог в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. О необходимости уплаты данного налога за налоговый период 2007 года заявителю налоговым органом 23 октября 2007 года направлено налоговое уведомление, а 18 марта 2008 года — требование об уплате транспортного налога.

В то же время имеются данные ранее Минфином России разъяснения по указанному вопросу в письмах от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, предусматривающие, что подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций и транспортный налог в отношении принадлежащего им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества и транспортных средств в порядке, предусмотренном главами 28 «Транспортный налог» и 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, включая и возможность применения установленных этими главами налоговых льгот.

Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (далее — Расчет) заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и законами субъектов Российской Федерации.

Закон о транспортном налоге

Общий порядок расчета и выплат транспортного налога (ТН) регулирует Налоговый кодекс РФ. Кроме того, устанавливать ставки и льготы для физических и юридических лиц имеют право и субъекты Российской Федерации. А значит, в разных регионах страны размеры ТН и льготы отличаются.

Какие законы регулируют транспортный налог

Налогу на автомобили посвящена глава 28 Налогового кодекса РФ. Глава определяет налогоплательщиков и типы транспортных средств, на которые распространяется налог, устанавливает общие ставки и границы, за которые они не могут выходить в регионах, а также основные правила расчета и выплат для физических и юридических лиц.

Однако транспортный налог по статье 356 НК РФ регулирует не только Налоговый кодекс. Этот налог относится к региональным, и субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать:

сроки выплат и порядок отчетности для налогоплательщиков-организаций.

Транспортный налог. устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так, если в вашем регионе существует закон о ТН, это означает, что ставки, по которым рассчитывается общая сумма налога, устанавливает региональное законодательство. Если в регионе такого закона нет, то налог уплачивается в общем порядке согласно главе 28 Налогового кодекса РФ.

Что изменилось в порядке уплаты транспортного налога в 2019 году

1 Для физических лиц.

Налог для физических лиц по последней редакции налогового кодекса РФ в 2019 году не претерпел никаких изменений. Порядок подсчета ТН и сроки выплат для автовладельцев-граждан остались прежними.

2 Для юридических лиц.

Что касается налогоплательщиков-организаций, то для них поменялось всего одно правило. Транспортный налог по главе 28 НК РФ в 2019 году требует от юридических лиц использовать новую форму налоговой декларации. Это положение было введено Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@.

Отличия новой декларации от старой небольшие — во втором разделе отчета добавлено несколько строк (например, дата регистрации, дата снятия с учета ТС и др.). Организации обязаны использовать новую форму для отчетности за 2019 год, то есть уже с начала 2019 года.

Закон города Москва о транспортном налоге

Законодательные органы Москвы и Московской области самостоятельно устанавливают ставки, льготы, сроки и другие правила оплаты ТН. Регулирует эти правила Закон № 33 г. Москва «О транспортном налоге» и Закон Московской области №129/2002-ОЗ соответственно.

Местное законодательство имеет право регулировать сроки уплаты налога только для юридических лиц. Срок выплаты по ТН для физ. лиц единый для всех регионов страны — до 1 декабря 2019 года за прошлый налоговый период (2018 год).

Согласно Закону г. Москвы и Закону Московской области о транспортном налоге на 2019 год для жителей региона установлены такие налоговые ставки по легковым авто:

Мощность двигателя л.с. (кВт) Ставка (руб.) для г. Москва Ставка (руб.) для Московской обл.
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) 12 10
101 — 125 л.с. (73,55 — 91,94) 25 34
126 — 150 л.с. (91,94 — 110,33) 35 34
151 л.с. — 175 л.с. (110,33 — 128,7) 45 49
176 — 200 л.с. (128,7 — 147,1) 50 49
201 — 225 л.с. (147,1 — 165,5) 65 75
226 — 250 л.с. (165,5 — 183,9) 75 75
от 251 л.с. (от 183,9) 150 150

Закон Санкт-Петербурга о транспортном налоге

Порядок расчета ТН для автовладельцев г. Санкт-Петербурга устанавливает Закон Санкт-Петербурга № 487-53. Жителям Ленинградской области следует изучить Закон Ленинградской области от 22.11.2002 № 51-ОЗ.

Согласно законам ставки для легковых авто в 2019 году составляют:

Мощность двигателя л.с. (кВт) Ставка (руб). для Спб Ставка (руб.) для Ленинградской обл.
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) 24 18
101 — 150 л.с. (73,55 — 110,33) 35 35
151 — 200 л.с. (110,33 — 147,1) 50 50
201 -250 л.с. (147,1 — 183,9) 75 75
от 251 л.с. (от 183,9) 150 150

Вы можете ознакомиться с актуальным ставками для всех типов транспортных средств, сроками оплаты ТН и льготами согласно законам каждого региона здесь.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector