Кто установку общедомовых счетчиков при вводе в эксплуатацию

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Порядок установки и принятия в эксплуатацию общедомовых приборов учета (далее по тексту – ОДПУ) до сих пор остается актуальной темой для управляющих компаний и ТСЖ.

В данной статье мы разберем основные вопросы, связанные с ОДПУ.

1) Является ли ОДПУ общим имуществом многоквартирного дома (далее по тексту – МКД)?

Да, является. Согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 491 (далее – Правила содержания), ОДПУ входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения — п. 5, отопления — п. 6, электроснабжения — п. 7). Кроме этого, место установки ОДПУ является границей эксплуатационной ответственности сторон по договору ресурсоснабжения, заключаемого между УК (ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией (РСО).

2) Кто ответственен за содержание и ремонт ОДПУ?

Ответственность за надлежащее содержание и ремонт ОДПУ лежит на УК (ТСЖ).

Надлежащая эксплуатация ОДПУ (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.) производится УК (ТСЖ) в составе работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания).

Обслуживание и ремонт автоматизированных систем снятия показаний с ОДПУ должно осуществляться за счет средств РСО.

Согласно пп. «ж» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом, договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 124 УК (ТСЖ) обязаны не препятствовать представителям РСО в установке систем автоматизированного снятия показании ОДПУ. Понесенные в связи с установкой таких систем расходы, а также расходы, связанные с передачей показаний РСО, не вправе требовать от исполнителя услуг (УК, ТСЖ) за исключением случаев, когда общее собрание собственников приняло решение о включении таких расходов в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

3) Кто должен установить ОДПУ?

Лица, на которых возложена обязанность установки ОДПУ, и сроки установки установлены Федеральным законом от 01.01.2001 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергосбережении).

Согласно данному Федеральному закону обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в МКД. Так, согласно п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (пп. «б» ст. 3 Федерального закона от 01.01.2001 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»).

Принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), причем проголосовать за установку ОДПУ должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп. 1 п. 46 ЖК РФ).

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с п. 12 Закона об энергосбережении установить ОДПУ должны были ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений впоследствии должны были оплатить стоимость ОДПУ и затраты на его установку ресурсоснабжающей организации или единовременным платежом или равными долями в течение пяти лет с даты установки.

С 14.08.2013 вступили в силу Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения» и Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». В типовых договорах, которые утверждены вышеуказанными нормативно-правовыми актами, прямо указано, что абонент (УК, ТСЖ) обязан «устанавливать приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном настоящим договором».

Кроме этого, арбитражная практика в настоящее время складывается зачастую не в пользу управляющих компаний.

Так, Арбитражный суд Красноярского края, рассматривая спор между управляющей компанией и ГЖИ (Дело /2013) об оспаривании предписания контролирующего органа об обязанности УК установить общедомовые приборы учета, поддержал позицию ГЖИ и оставил предписание в силе.

Как указал суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ /10 по делу, «все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме».

По мнению суда и ГЖИ, управляющая компания обязана устанавливать общедомовые приборы учета вне зависимости от решения собственников помещений в МКД, так как это, согласно Закону об энергосбережении, «Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий».

Решение суда да и позиция ГЖИ, конечно, далеки от здравого смысла, но однако очередной «перенос» ответственности по установке ОДПУ с РСО на УК налицо.

4) Как поступать УК (ТСЖ) в ситуации, если ресурсоснабжающая организация ОДПУ в установленный срок не установила?

По истечении срока (01 июля 2013 года), установленного п. 12 Закона об энергосбережении, обязанность РСО установить ОДПУ в МКД не прекращается.

Порядок заключения договоров на установку приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ № 000).

Согласно п. 5 Приказа № 000, заказчик – юридическое лицо или ИП – направляет в адрес РСО письменную заявку (оферту) с приложением указанных в п. 6 Приказа № 000 документов:

1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;

3) копия свидетельства о государственной регистрации;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

Ссылка РСО на то, что заказчиком может выступать лишь собственник (собственники) помещений в МКД, противоречит п. 3 Приказа №1 49, согласно которому в качестве заказчика по договору на установку ОДПУ может выступать «лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

В течение 10 дней с момента получения документов

РСО производит осмотр объекта на предмет проверки наличия технической возможности установки ОДПУ (п. 10 Приказа № 000) и при наличии технической возможности не позднее 15 дней с даты осмотра РСО направляет заказчику (УК, ТСЖ) проект договора (п. 11 Приказа № 000).

Заказчик после получения от РСО проекта договора подписывает его и не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта направляет подписанный экземпляр РСО.

Указанный выше договор является публичным (п. 3 Правил № 000).

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться.

В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами (в рассматриваемой ситуации обязанность установки ОДПУ, а следовательно, и заключения договора установлена п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении) заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Поэтому УКК (ТСЖ) могут выполнить вышеуказанные действия и потом обжаловать бездействие РСО, выразившееся в неустановке ОДПУ в арбитражном суде.

Арбитражная практика складывается в пользу УК (ТСЖ):

Постановление ФАС Уральского округа от 01.01.01 г. /12 по делу

Обращаем Ваше внимание на то, что нарушение ресурсоснабжающими организациями требований Закона об энергосбережении является основанием для привлечения их к административной ответственности по КоАП РФ.

Так, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП, необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ «односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными».

Иными словами, РСО, установив в МКД общедомовой прибор учета, должен направить в адрес УК (ТСЖ) подписанный со своей стороны акт приемки-сдачи работ, а УК (ТСЖ) обязаны данный акт подписать или направить в ответ мотивированный отказ.

Срок ввода ОДПУ в эксплуатацию установлен п. 3 ст. 13 Закона об энергосбережении «приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».

Таким образом, УК (ТСЖ) и РСО фактически одновременно с датой подписания акта акт приемки-сдачи работ должны ввести ОДПУ в эксплуатацию, оформив это соответствующим актом.

Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен в:

1) по ГВС и тепловой энергии в п. 7 ст. 19 Федерального закона -ФЗ «О теплоснабжении», пункты 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000

2) По ХВС п. 2 ст. 20 Федеральный закон -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 000

3) По электроснабжению в п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ

Всё про общедомовые счётчики воды и тепла в многоквартирном доме

Со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 №344 о новых правилах платы за энергоресурсы и обязательной установкой общедомовых счётчиков жильцы многоквартирных домов задают вопросов. Разберёмся с ними по порядку.

Для чего нужны общедомовые счётчики воды или тепла в многоквартирных домах

По Федеральному закону N 261-ФЗ «Об энергосбережении» оплата за энергетические ресурсы, происходит на основании данных об их фактическом потреблении (тепла, воды, электроэнергии) с учётом действующих расценок.

Согласно Жилищному кодексу, вся территория, ограниченная стенами и фундаментом здания, включая подвальные и чердачные помещения, лестничные пролёты — общедомовое имущество, и является собственностью владельцев квартир.

Общедомовые приборы учёта (ОДПУ) устанавливаются для контроля за объёмами расходования горячей и холодной воды, и величиной потреблённой тепловой энергии, а также с целью сокращения расходов на оплату протечек воды и потерь тепла.

В каких домах возможна их установка

Согласно приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 общедомовые приборы учёта устанавливаются только там, где имеется техническая возможность и условия для их монтажа и эксплуатации (здание подключено к централизованным сетям снабжения воды и тепла).

  • если здание аварийное;
  • требуется реконструкция;
  • необходим капитальный ремонт дома;
  • необходима замена внутридомовых систем;
  • не готовы технические требования по установке общедомовых счётчиков;
  • отсутствуют условия для эксплуатации общедомовых счётчиков (например, в подвале большие протечки воды из-за плохого технического состояния трубопроводов и большая влажность).

Если установка ОДПУ невозможна, управляющая компания (ТСЖ) фиксирует этот факт в специальном документе (акте).

Принцип работы

Общедомовые счётчики расхода тепловой энергии (тепломеры) оснащаются датчиками измерения расхода и температуры теплоносителя, вычислительным модулем. По принципу действия общедомовые счётчики делятся на:

  • Механические . Устройство аналогично водомеру, учитывающему расходы воды. Расходомер роторного типа. Учитывается температура теплоносителя и его расход.
  • Электромагнитные . Теплоноситель движется внутри магнитного поля. Замеряется разность потенциалов на электродах счётчика. Расход тепловой энергии определяется автоматически расчётным путём.
  • Ультразвуковые . Работают на принципе изменения скорости ультразвуковой волны в потоке теплоносителя.
  • Вихревые . Создаёт искусственные вихри в теплоносителе и по изменениям давления в потоке вычисляет объём воды.

Кто должен устанавливать общедомовые счётчики тепла и горячей воды

Решение об установке общедомового ПУ тепла и горячей воды, типе оборудования, монтажной организации принимается собственниками на общем собрании. Если жильцы не установили общедомовые счётчики на тепло и воду, это обязана сделать управляющая компания. Решение собрания для этого не требуется.

Кто оплачивает установку в многоквартирном доме

Оплата общедомовых счётчиков тепла и воды (покупка оборудования и расходы по его монтажу) возлагается на собственников квартир. Доля стоимости, которую необходимо внести от квартиры, рассчитывается по формуле. Итоговая цена делится на площадь дома и умножается на площадь каждой квартиры. При установке общедомовых счётчиков по решению управляющей компании, оплата услуги возлагается на жителей.

Может быть, предложена оплата в рассрочку, на 5 лет.

Почему за общедомовые приборы учёта нельзя заплатить из бюджета текущего ремонта МКД

Текущий ремонт — вид ежегодного ремонта. Он проводится по результатам дефектации кровли, перекрытий, фундамента здания, стен, окон, систем подвода воды и водоотведения, вентиляционных каналов, благоустройства двора. Все, что влияет на безаварийное состояние и безопасность дома подлежит уходу.

Изъятие средств из этой статьи расходов может привести к несвоевременному обнаружению односторонней усадки фундамента, трещин в стенах, нарушений в отмостке здания. Дом может быть признан аварийным.

Ввод в эксплуатацию

Ввод общедомового прибора учёта тепла или воды в эксплуатацию происходит на основании п. п. 81(1) — 81(9) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 No 354. При вводе проверяется соответствие монтажной схемы проекту, заводские номера, наличие поверки, работоспособность общедомового счетчика. По результатам устанавливаются контрольные пломбы, и оформляется акт ввода в эксплуатацию с указанием даты будущей поверки.

Виды общедомовых счётчиков

В зависимости от принципа действия каждый вид общедомового счётчика имеет свои достоинства и недостатки:

Плюсы Тахометрические (или механические). Низкая цена. Большой ресурс работы при правильной эксплуатации. Очень чувствительны к качеству теплоносителя (пара или воды) и требуют установки дополнительного фильтра для его очистки. Из-за своего недостатка могут использоваться только в индивидуальных домовладениях. Стоимость теплосчётчика TTK-01-M ориентировочно 6 500 р. Счётчик воды универсальный многоструйный ВСКМ 90-50, Ду-50 мм (муфтовый) — цена 9 900 р. Электромагнитные. Компактны. Большая точность учёта. Питание от батареи или от сети. Высокочувствительны к внешним электромагнитным колебаниям. Требуют регулярного обслуживания. Цена теплосчётчика КМ-5-1 — 42 000 рублей. Ультразвуковые. Высокая надёжность и точность показаний при чистом теплоносителе. Показания общедомовых счётчиков могут считываться дистанционно. Необходимо подключение к электросети. Модель SonoSensor30 dy65 стоит 64 000 р. Вихревые. Точность измерений не зависит от загрязнённости потока. Чувствителен к резким перепадам давления. Питание автономно. Показания передаются дистанционно. Цена ВПС1-ЧИ2.54 — 44 000 р.

Окончательная стоимость увеличивается из-за покупки сопутствующего оборудования (фланцы, коннекторы, фитинги). Итоговая цена в среднем составит около 150 тысяч рублей. Снижение стоимости отопления окупает установку теплосчётчика в течение 1–2 лет.

Расчёт по общедомовым приборам учёта воды

С целью оградить жильцов от возможных приписок управляющих компаний для списания своих долгов (образовавшихся в результате неустранённых протечек воды) перед ресурсоснабжающими организациями, с 2018 года введён новый порядок расчета оплаты ОДН:

  1. Определяется разница значений между суммой показаний индивидуальных водосчётчиков МКД и показаниями общедомового счётчика воды. Если в квартире счётчик не установлен, вычисляется расход по нормативу.
  2. При превышении суммы квартирных показаний, вычисляется доля превышения на каждую квартиру с учётом её площади, и полученный результат сравнивается с нормативом ОДН.
  3. Если результат выше норматива, то жильцы получают квитанции с оплатой по нормативу, а остаток оплачивает управляющая компания.

Кто снимает показания со счётчика

На основании постановления Правительства РФ от 06.05.2011 No354 учёт энергоресурсов в соответствии с действующим договором ведёт ресурсоснабжающая организация или управляющая компания (УК). Показания снимаются 1 раз в месяц с 23 по 25 число. Работник, в чьи должностные обязанности входит эта функции, снимает показания общедомовых приборов учёта в электронном виде с помощью ноутбука и заносит в журнал учёта.

При снятии показаний имеет право присутствовать представитель дома.

Автоматизированный сбор данных

Показания общедомовых счётчиков автоматически передаются в режиме реального времени по радиоканалу через специальный модем на расстояние до 10 км. Данные поступают в виде готовой таблицы, которая затем передаётся в бухгалтерию для расчётов платежа. При дистанционном снятии данных с общедомовых приборов учёта тепла и воды, представитель дома имеет право запросить распечатанную фотокопию показаний общедомового счётчика.

Принцип платы за водопотребление

  1. При отсутствии квартирных счётчиков воды, коммунальными службами за основу берутся показания общедомового прибора, с учётом количества проживающих в каждой квартире.
  2. Если в части квартир установлены ИПУ, разница между показаниями общедомового и квартирных счётчиков приходится на квартиры, неимеющие счётчиков воды .
  3. Если водомеры есть во всех квартирах — оплата по действующему тарифу.

Поверка общедомовых приборов учёта воды

Общедомовой счётчик воды в многоквартирном доме поверяется ЦСМ в соответствии со сроками технической документации. Эксплуатация общедомовых счётчиков без поверки запрещена. Во время поверки будет сделан:

  • внешний осмотр, нет ли повреждений на корпусе, муфтах, кранах и труб;
  • проверка герметичности;
  • определение относительной погрешности.

Важность общего счётчика при наличии индивидуального ПУ

Требование устанавливать ОДПУ регулирует потребление энергоносителей, помогает обнаружить утечку воды, тепловой энергии и производить ремонтные работы. В противном случае УК вынуждена будет за свой счёт компенсировать убытки водоснабжающей организации.

Всё новое воспринимается с трудом, с ломкой психологии, с борьбой различных мнений. Пройдёт немного времени, и общедомовые приборы учёта станут такими же привычными, как электросчётчик. Станет гораздо легче, когда мы ощутим в своём кошельке сэкономленный рубль, а подвалы дома управляющая компания будет содержать сухими и чистыми.

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Содержание

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

    оплачивать за потребление ресурса по факту; разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками; фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

    централизованного теплоснабжения; централизованного водоснабжения; централизованного газоснабжения; другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

    мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч; максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч; максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

    для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей; для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 — 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector