Комплексное руководство сюжетно ролевой игрой семья на старшей группе

Комплексное руководство игрой

Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игрой

«ПОЛИКЛИНИКА», комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игрой в старшей группе

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагог с детьми в процессе игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

Чтение

И. Туригин «Человек заболел»

М. Грозовский «Доктор» (ж ДВ, 1987, № 9)

В. Берестов «Лисица-медсестрица»

А. Кондрашова «Наш доктор»

Л. Кассиль «Сестра»

В. Маяковский «Кем быть?»

Л. Образцов «Лечу куклу»

Синицина «С человеком беда»

К Чуковский «Айболит»

Я. Райнис «Кукла заболела» Л. Даскалова «Про мыло» ( ж ДВ, 1991, № 2)

Заучивание наизусть

Э. Мошковская «Нос, умойся!» (36, 15)

А. Барто «Мы с Тамарой санитары…»

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседа о профессии врача (с участием врача д/с)

Рассказ о труде

педиатра, окулиста, лора, врача ЛФК, м/с, регистратора

Рассматривание картины «Врач» (серия «Кем быть?»), иллюстраций «Нас лечат разные врачи», «Медицинские инструменты»

Рисование «Айболит спешит на помощь»

Музыкальное развитие «Заболел наш петушок»

«Песенка о здоровье»

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры

«Кому что нужно для работы», «Что лишнее?», «Продолжи ряд» «Кто что лечит?»

Театр на фланелеграфе «Айболит»

«Мама вызывает доктора к больному ребенку», «Мама получает талон к врачу в регистратуре»

«Главный врач проводит совещание», «Медсестра выписывает рецепт»

Игра-имитация

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры, поиску новых игровых задач и способов их решения

Создание подсказывающей ситуации

«На нашей улице открылась поликлиника. Кто будет главврачом?», « Какие врачи работают в поликлинике?», « Кто еще работает в поликлинике?», «Доктор, проверьте все ли готово для приема больных?»

«Кукла Катя плачет. У нее болит ухо. Отведи ее к лору.», «Ребята, давайте пойдем к окулисту, проверим зрение»

Обращения по ходу игры

«Вы лор? У меня болит ухо. Помогите мне.»

«Кто пришел на прием? Проходите в кабинет» «Доктор, у куклы Маши поднялась температура и болит горло. Как ее лечить?» «Медсестра, выпишите рецепт», «Доктор, дайте, пожалуйста, направление к окулисту»

Подключение к игре малоактивных детей

Побуждение к ролевым высказываниям

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

коробка для хранения атрибутов, «Волшебный сундучок» для хранения предметов-заместителей; стол,

стул, кушетка, ширма; окошко регистратора; таблички: «поликлиника», «педиатр», «лор», «окулист», «врач ЛФК», «главврач», «регистратура», медицинские карты, ящик для их хранения, телефоны, будильник, белые халаты, шапочки, сумка (чемодан) с красным крестом, пеленки, салфетки, градусники, шпателя, фонендоскоп, пипетки, шприцы, грелки, вата, бинт, лекарства (коробочки, баночки), пластмассовые стаканчики, мензурки, бланки рецептов;

шапочка с зеркалом для лора; таблицы с картинками, буквами и цифрами, указка, экран для закрывания глаза во время обследования для окулиста; мяч, обруч, гимнаст палка, мешочки с песком для врача ЛФК.

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками

Помощь в сговоре

Ситуации

«Кто нас лечит?» «Узнай возраст людей по картине (фотографии, скульптуре)

«Лото настроений» «Угадай эмоцию»

«Если заболел друг (бабушка, воспитатель, мама…)

Общение

«Я забочусь о глазах и ушах»

«Мои органы зрения, слуха» (100, 7-12)

«Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице?»

«Правила поведения в общественном месте»

Этюды на выражение эмоционального состояния

«Радость», «Горе», «Боль»

Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности и ребенка среди родителей

Подготовить печатную информацию — папка-передвижка

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается»

Консультация «Профилактика ОРЗ», «Режим дня дошкольника»

Руководство сюжетно-ролевыми играми

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществля​ется в двух направлениях:

— формирование игры как деятельности;

— использование игры как средства вос​питания ребенка, становления детского

Формирование игры как деятельности

предполагает, что педагог влияет на рас​ширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно раз​делить на традиционные (разработаны Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко).

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредо​точено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом мес.те, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошколь​ники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будора​жат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, получен​ные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) вос​питатель ведет детей на остановку городского транспор​та, специально просит шофера, который привозит про​дукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмот​реть соответствующий иллюстративный материал, почи​тать им книги, провести беседу.

При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отра​зить в игре в соответствии с их возрастом. Для малышей -это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет — взаимо​отношения людей. Так, на остановке городского транс​порта малыши наблюдают, как подъезжает автобус, как открываются и закрываются двери, как много людей выходит и входит, какое большое окно в кабине шофера («чтобы все было видно»), что шофером бывают и муж​чины, и женщины. А внимание старших дошкольников целесообразно привлечь к деятельности шофера: он за​ботится о пассажирах, объявляет остановки, не отправ​ляет автобус, пока все не войдут в салон, продает проезд​ные талоны только на остановках, чтобы не отвлекаться во время движения и не подвергать пассажиров опаснос​ти, и т.д.

Естественно, что даже после очень ярких впечатле​ний, которые получили дети, не у всех возникает жела​ние передать их в игре. В играх находят выражение ин​тересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое мес.то, в салоне размести​лись пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на ав​тобусе), педагог должен поддержать инициативу детей, похвалить их. Затем он может стать пассажиром и от​правиться на автобусе на работу (в театр, музей), обра​щаться к шоферу за помощью и советом («Где можно купить проездные билеты? На каких местах должны си​деть пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми? Не торопитесь с отправлением — еще не вышла пожилая женщина» и т.д.).

Для того чтобы переключить однообразные индиви​дуальные игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус, педагог прибегнет к иным приемам: предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке», станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить проездные би​леты и т.п.

Иногда дети активно принимаются за игру, но ока ско​ро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так: дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании;

повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях — это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сю​жет по другому руслу. Подойдут традиционные приемы: чтение художественного произведения, рассказ, беседа.

Задача педагога — придать этим традиционным приемам нужное звучание. Например, не самому рассказать о дея​тельности врача, медсестры, почтальона, а попросить это сделать представителя профессии (врача дошкольного учреждения, маму или папу кого-то из детей, почтальо​на, доставляющего почту). Импульсом к обновлению со​держания игры могут служить рассказы педагога об иг​рах своего детства, играх других детей.

Иногда новая сюжетная линия игры возникает благо​даря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель. Дети 4-5 лет могут смасте​рить, построить что-либо сами по предложению взрос​лых или с их помощью (хорошо к этому привлекать чле​нов семей воспитанников дошкольного учреждения).

Порой новую сюжетную линию задает педагог, нео​жиданно включающийся в игру, которая уже «выдыха​ется». Вот дети старшей группы играют в семью. Мама готовит обед, дети играют, папа уходит на работу. И вдруг педагог, одев на голову платочек (шляпку), взяв с руки сумку, звонит в дверь: бабушка приехала! Свои​ми вопросами, репликами («Почему вы меня не встре​тили? Куда же делась телеграмма? Пришлось оставить вещи на вокзале, а там подарки, гостинцы») педагог придает новое игровое направление (встреча бабушки, угощение, расспросы, поездка на вокзал за вещами, посещение с бабушкой музея, театра, прогулки с нею по городу и т.п.).

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их со​держания. Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воз​действия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное из​менение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).

Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педа​гог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть- Сговор на игру тре​бует согласования замыслов, определения игровой обста​новки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Педагог, работающий в младшей группе, стимулирует и направляет игровое об​щение детей. Предлагая малышу ту или иную игрушку, воспитатель спрашивает, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Этому способствует напо​минание, как хорошо они играли вместе утром, как им было интересно. Можно предложить объединиться двум играющим детям («Юля, ты такой вкусный обед пригото​вила! Пригласи Лизу с дочкой, угости их обедом»).

С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову, воспита​тель обращается к детям: «Я работаю в кафе. Кто хочет со мной играть?» Желающим предлагает помочь ему в устройстве кафе: расставляет 2-3 стола, дети кладут сал​фетки, ставят вазочки с красивыми ветками. Затем вос​питатель беседует с детьми о предстоящей игре: кто бу​дет приходить в кафе, чем угощать посетителей, кто бу​дет подавать заказанное. Дети включаются в игру, по ходу ее уточняя содержание, ролевое поведение, созда​вая игровую обстановку. В следующий раз педагог под​сказывает, что в кафе бывает музыка, выступают артис​ты, т.е. обучает дальнейшему развитию сюжетных ли​ний, введению новых ролей. В такой игре может быть много параллельных ролей, играя которые дети будут заимствовать друг у друга средства игрового поведения (действия, речевые диалоги). Оставаясь на «руководя​щей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успеш​ное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.

Очень важно не оставлять без внимания желание де​тей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умени​ем договариваться самостоятельно оно быстро исчеза​ет. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персо​наж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. Например, в игре в больницу грустным голосом говорит, что у него заболела дочка и что хорошо бы врач принял их первыми. Далее он «задает тон игре»: пока​зывает, что делает пациент, демонстрирует образцы речевого взаимодействия врача с пациентом, медсестрой, культуру общения.

С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в при​сутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окру​жающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.

Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога — учить детей при сговоре на игру вспо​минать что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем — вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, вос​питатель репликой, советом, напоминанием актуализи​рует их личный опыт. Например, дети собираются играть в семью, а педагог, зная, что у Веры родилась сестренка, может стимулировать сюжетную линию «в семье появил​ся малыш». Или в теплое время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни, педагог вов​лекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах на дачу, на пикник и т.п. Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на ого​роде. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить до​полнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-ино​му. В результате спокойнее проходит распределение ро​лей: появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединя​ются в ней на основе общности интересов, личных сим​патий, следовательно, лучше понимают друг друга, бо​лее уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь мо​жет проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстни​ков авторитет, высокий статус благодаря хорошим орга​низаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, на​мечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни — командуют и постоянно на главных ро​лях, другие — всегда подчиняются, соглашаются на лю​бые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предуп​реждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для это​го словом и делом подчеркивается самобытность, уни​кальность каждого ребенка и соблюдается правило:

«Кому много дано — с того много спрашивается». В под​готовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявят​ся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру, интереснее, какие новые роли можно ввести, другие со​средоточивают свое внимание на ее оснащении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей группе

Кореева Елена Александровна
Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей группе

Н. К. Крупская писала:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:

игра для них – учёба, игра для них – труд,

игра для них – серьёзная форма воспитания.

Старшие дошкольники при правильном руководстве игрой (если начало ему было положено еще в младшей группе) могут применять в игре самые различные средства и способы выразительности.

Игра становится полностью самостоятельной, а игровое общение весьма содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью). Они уже способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Речь, как известно, с возрастом занимает все большее место в игре детей, что позволяет им иногда заменить словом игровое действие, обозначить роль и замысел игры, раскрыть смысловую сущность сюжетно-ролевых отношений, пофантазировать. Через слово в игре создаются модели отношений между людьми (трудовых, личностных и др.).

Прежде всего, воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем, которые дети должны усвоить по программе, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. При этом у детей формируют чувство коллективизма, четкие представления о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи.

В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь, используя наблюдения за окружающим, литературные произведения, телепередачи и др., самостоятельно строить сложные сюжеты.

Между тем на практике сюжетно-ролевые игры детей нередко однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые игры либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения дошкольников развернуть интересующий их сюжет. Это свидетельствует о том что, обильная информация сама по себе еще недостаточна для развития игровой деятельности. Нужно научить ребенка переводить «на язык игры» знания, полученные из разных источников. Для этого воспитатель должен помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

Воспитатель должен не только помогать детям оформлять сюжет игры, но и придавать ему определенную нравственную направленность.

Планируя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель в старших группах,должен предусмотреть проведение бесед, наблюдений, организацию деятельности детей, продумать систему занятий, которые могут вызвать у ребят интерес к различным явлениям жизни и повлиять на содержание их игр. При планировании работы по руководству сюжетно-ролевыми играми педагог должен опираться на план работы, в котором он фиксирует, как отражается в играх содержание занятий, как развиваются игры и что служит поводом к их возникновению, как сочетаются в игре полученные знания с личным опытом ребенка. Нельзя забывать о праве детей на выбор тематики, о свободном полете их воображения, фантазии. Но и самостоятельность ребят в игре не должна быть лишена педагогического влияния взрослых.

Важной программной задачей является закрепление через игру усвоенных норм и правил (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Определенную нравственную нагрузку несут также беседы педагога с детьми при рассматривании картин, иллюстраций. Полезны обсуждения характеристики людей, которых дети изображают в своих играх. До начала игры в «Семью» воспитатель вместе с ребятами создает нравственный образ папы: он не только работает, но и помогает маме, приносит продукты, моет посуду, играет с детьми; он заботлив и ласков и т. д. В процессе игры дошкольники стремятся передать эти черты через ролевое поведение.

Эффективным приемом становится участие взрослого в детских играх с целью показа им речевого образа, а также коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры (Саша-капитан был строгим, но справедливым и вежливым, а мама, которой была Люся, покрикивала на детей, приказывала и ни с кем не считалась). Характер отношений изображаемых героев дети познают, когда выполняют разные роли в рамках одного сюжета или принимают участие в играх с различной тематикой.

Значение игры оценивается по тому влиянию, которое она оказывает на духовный мир ребенка. Это выражается, например, в том, что у детей возрастает интерес к труду взрослых. Это проявляется в увеличении числа детских вопросов в течение дня. Часть ребят начинает увлекаться трудом на огороде, в цветнике, саду. Заметными становятся успехи тех, кто увлечен художественным рисованием, лепкой, плетением, работой по дереву. В общении детей с родителями и сотрудниками детского сада проявляются нравственные порывы — радовать своим трудом, быть полезными старшим в труде, оказывать помощь малышам. Ребята высказывают желание быть художниками, строителями, моряками, учителями, полицейскими, пожарниками. Их цели и мечты реальны, связаны с любовью к родному краю, уважением к его людям. У старших детей к концу года насчитывается семь — десять ролей в играх, из них две-три любимые. К этим ролям проявляется особая симпатия, внутреннее стремление стать тем, кого они воплощают в игровом образе. В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. Дети приучаются сдерживаться, не вступать в конфликты по пустякам, может быть, следуя и в жизни поведению своего любимого героя. Внимательнее становятся ребята и к требованиям воспитателей, родителей. В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Мастер-класс для педагогов «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду» Цель: совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой. Задачи: 1. Кратко познакомить с особенностями.

Комплексное руководство сюжетно- ролевыми играми.

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» писал В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольника, является игра.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил. Действия ребёнка выступают на первый план.

К сожалению, в настоящее время анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что игра в организации педагогического процесса отошла на второй план, уступив место занятиям. В этой связи не уделяется достойное внимание руководству игровой деятельностью дошкольников. Игра учит ребёнка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплину, настойчивость, инициативу. Важность сюжетно – ролевой игры для всестороннего развития ребёнка требует систематического, умелого влияния на неё. Но сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей и педагог не может заранее предвидеть все приёмы руководства ею, как это делается при подготовке и проведении занятий, игр с правилами. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи ко всему коллективу и к отдельным детям.

Развитие сюжетно – ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами- заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом

На втором этапе (3 года – 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от одной роли к другой.

На третьем этапе (5 – 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру – придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.

Существуют следующие виды сюжетно – ролевых игр.

1. Игры на бытовые сюжеты – «дом», « семья», « дни рождения» и т. д. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из жизни – « школа», «магазин», «библиотека» и т. д.

3. Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа – герои войны, космические полёты.

4. Игры на темы литературных произведений, кино, радио- телепередач.

5. Режиссёрские игры, в которых ребята заставляют говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность имеет свою структуру:

3. Ознакомление детей с планом игры.

4. Создание воображаемой ситуации.

5. Распределение ролей.

7. Сохранение игровой ситуации.

8. Завершение игры.

Игра возникает тогда, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком- либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому важно знакомить детей с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просматривание фильмов.

Основными особенностями сюжетно- ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

2. Социальный мотив в игре.

3. В с / р. игре идёт эмоциональное развитие.

4. Развитие интеллекта.

5. Развитие воображение и творчества.

6. Развитие речи.

В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Традиционный подход к руководству сюжетно- ролевой игрой предполагает, что ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путём организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно- игровой среды.

В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.

Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие её сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приёмов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушки и создание игровой ситуации ещё до начала игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры. Знать, как объединяются дети в игре: кто с чем любит играть, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности, их умение договариваться, создать игровую обстановку, справедливо разрешать возникающие конфликты.

В жизни дети сталкиваются не только с хорошими людьми и благородными поступками. Порой затевают игры, в которых дети изображают, например, пьяных, ссоры между соседями. Нельзя допускать этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения.

Успешность сюжетно- ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.

Во — первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно- ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Во- вторых сюжетно- ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.

В- третьих, организуя сюжетно- ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector