Классификацию проводят используя следующие четыре правила деления объема понятий

Деление и классификация понятий

В реальном мире между предметами существуют объективные отношения, связи. И именно поэтому наряду с определением понятий исключительную роль играет их деление и классификация.

При изучении какого-то понятия, если мы рассматриваем его для того, чтобы исследовать реальность, мы всегда ориентируемся на распределение предметов, которые мыслятся в понятии, т.е. вольно или невольно раскрываем его объем. Деление понятий – это на самом деле деление объемов понятий.

Делением называется логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания. Одновременно, деление раскрывает объем понятия, путем выделения входящих в него возможных видов элементов.

В структуру деления входят три составные части: делимое понятие, в его объеме выделяются возможные виды; члены деления, представляют собой понятия видов, на которые делится объем делимого понятия; основание деления, признак, в соответствии с которым выделяются члены деления.

Например, объем понятия «война» может быть поделен по разным основаниям. Если взять за основание деления используемое оружие в войне, то в объеме понятия «война» можно выделить следующие виды войн: «война ядерная», «война, ведущаяся обычным оружием», «война химическая», «война бактериологическая» и т.д. Если основанием деления служит масштаб войны, то может быть такое деление: «война локальная», «война региональная», «война глобальная» и т.д. Если основание — сферы человеческой жизнедеятельности, то тогда понятие «война» делится на следующие виды войн: «космические войны» («звездные войны»), «войны на море» и т.д.

В логике выделяют два способа деления понятий: таксономический и мерологический.

Таксономическое (от лат. taxare — оценивать) деление – это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий.

В свою очередь оно подразделяется на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.

Дихотомическое (двучленное) деление предполагает, что объем понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не – А».

Например, понятие «общество» делятся на два противоречащих понятия: «классовые общества» и «бесклассовые общества»; понятие «радиоактивность» делится на понятия «естественная радиоактивность» и «искусственная (неестественная) радиоактивность. Понятие «не – А» может делиться на два противоречащих: «В» и «не – В» а затем «не – В» может делиться на «С» и «не – С».

Можно продолжить деление понятия «радиоактивность». Например, «неестественная радиоактивность» (не — А) делится в свою очередь на «радиоактивность, возникшую в результате использования ядерного оружия» (В) и «радиоактивность, возникшую при взрыве атомного реактора» (не — В). Известно, что «радиоактивность, возникшая при взрыве атомного реактора» (не – В), может быть следствием «нарушения технологии остановки работы ядерного реактора» (С), а может быть и «не от нарушения технологии остановки ядерного реактора» (не — С). И так далее.

Дихотомия имеет ряд своих преимуществ: в ней не надо перечислять все виды делимого рода. Выделяется один вид, а затем образуются противоречащие понятия. Деление всегда соразмерно и всегда производится по одному основанию. Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во- первых, объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным (например, при делении «радиоактивности» на «радиоактивность, возникшую от нарушения технологии» и на «радиоактивность не от нарушения технологии». Второе понятие содержит значимый параметр неопределенности. Во-вторых, четким и последовательным является по существу лишь деление на два первых противоречащих друг другу понятия. В связи с отмеченным, дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

При делении по видоизменению признака основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия.

Например, «ядерные взрывы» в зависимости от сферы их проведения делятся на соподчиненные виды: «воздушные», «наземные», «подводные», «подземные», «космические».

В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач, решаемых судьей. Вместе с тем к основанию предъявляются определенные требования. Важнейшее из них — объективность основания.

Для правильного деления понятий необходимо соблюдать определенные правила. Их четыре. Они обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме членов деления. Если это правило не соблюдать, то может быть:

— неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия, известные современной теории и практике.

Например, деление понятия «система права». Известно, что составные части системы права – это отрасли права и институты. Если мы поделим понятие «система права» на такие составляющие как: конституционное право; административное право; международное право; гражданство; наследование, то в таком случае объем понятия остается не раскрытым.

— деление с лишними членами, когда в деление включаются виды, не относящиеся к данному роду.

В качестве примера можно привести деление понятия «отклоняющееся поведение личности» (ОПЛ), которое осуществляют некоторые ученые. Используя в качестве деления данного понятия «формы ОПЛ», они делят его объем на следующие члены: «алкоголизм»; «азартные игры»; «наркомания»; «проституция»; «суицид»; «преступления» и добавляют такие конкретные формы преступлений как «преступления против личности», «преступления в сфере экономики», «преступления против государственной власти» и т.д. В данном случае происходит деление с лишними членами, ибо конкретные формы преступлений не есть формы ОПЛ.

2. Деление должно производиться только по одному основанию. Если это правило будет нарушено, то произойдет перекрещивание объемов понятий. Наш последний пример тому свидетельство. Деление оказывается непоследовательным и нечетким.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Они не должны иметь общих признаков, быть соподчиненными понятиями, объемы которых пересекаются. Например, при делении понятия «преступление против личности», может возникнуть такая ошибка, если члены деления будут включать в себя общие признаки. Иногда данная ошибка встречается в ответах студентов, когда они делят данный вид преступлений на: «убийство»; «умышленное причинение вреда здоровью»; «умышленное убийство»; «неосторожное убийство»; «побои»; «истязание»; «клевета»; «изнасилование»; «нарушение равноправия граждан»; «вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления». Смыл ошибки состоит в том, что у отвечающего члены деления «не исключают» друг друга. Следует помнить, что убийства могут быть как умышленными, так и неосторожными.

4. Деление должно быть непрерывным. Нельзя делать скачки в делении. При делении родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.

Вид «В» понятия «А» называется ближайшим, если не существует такого понятия «С», которое было бы видом для «А» и родом для «В».

Так, понятие «армия» нужно разделить по типу, потом по виду, а затем по форме. Будет допущена ошибка, если, например, сделать так: «армии» делятся на «армии социалистические», «армии буржуазные», «армии империалистических государств», «армии развивающихся государств», «армии постоянного состава», «армии милиционные», «армии смешанного типа». Такое деление лишено последовательности. Это называется скачком в делении.

Мерологическое(гр. meros – часть) делениеосновано на отношении целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части.

Например, понятие «судебная система РФ» включает в себя: «Конституционный Суд РФ»; «конституционные суды республик»; «уставные суды областей и краев»; «Верховный Суд РФ»; «верховные суды республик»; «краевые и областные суды»; «суды городов федерального значения»; «суды автономной области и автономных округов»; «городские суды»; «районные суды»; «военные и специализированные суды»; «мировые судьи субъектов РФ»; «Высший Арбитражный Суд РФ»; «федеральные арбитражные суды округов»; «арбитражные суды субъектов РФ».

Деление понятий нельзя путать с классификацией понятий.

Классификация — это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Классификация получается как результат предварительного последовательного многоступенчатого деления понятия. Это своеобразная система мереологических и таксономических делений понятий. Создавая классификацию, важно иметь ввиду их относительный характер, поскольку классификация часто является огрублением действительного положения дел.

Вместе с тем, она имеет научный и практический характер. Классификация может быть естественная и вспомогательная. Первая производится по существенным, а вторая по несущественным признакам. Каждая классификация относительна, приблизительна. Целью классификации является систематизация знаний. От деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т.д.

Такова, например, классификация химических элементов (периодическая система Д.И. Менделеева), классификация животных в биологии и социально-экономических образований в общественных науках, классификация норм права, справочная классификация и др.

Классификация дает возможность рассмотреть все реальное многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды и типы и в огрубленной форме раскрыть связи между классифицируемыми предметами

Знание логических операций с понятиями крайне необходимо судье. Деление и классификация понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучать их, и, конечно, глубоко и всесторонне познать весь класс12 в целом.

1 2 Мы всесторонне не рассматриваем операции с классами, так как они не распространены в практической деятельности судей. Следует помнить, что операций этих четыре: а) объединение (сложение) классов; б) пересечение (умножение) классов; в) вычитание классов; г) дополнение к какому — то классу «А».

Знание видов и правил деления и классификации понятий также имеет непреходящее значение и в практической деятельности юристов, особенно в работе с людьми, при анализе событий и процессов, рассматриваемых в юридической практике. Например, оценка версий и гипотез, представленных в суд, где происходит их обоснование и опровержение, не может быть полной и всесторонней, если не будет проведено деление аргументов по их истинности и достаточности, если не будут классифицированы все действия и поступки лица, представленного судебному разбирательству.

Умелое оперирование с понятиями — это не только основа формирования правильного мышления у студента, намерившегося стать юристом, но это условия и важнейший фактор определения эффективных мер воздействия на правонарушителей, это показатель квалификации юристов, а также критерий уважительного отношения граждан к правоохранительным органам страны в целом.

Структурно-логическая схема по теме (Понятие)

Структурно-логическая схема по теме (Отношения между понятиями)

Структурно-логическая схема по теме (Определение понятий)

Структурно-логическая схема по теме (Деление понятий)

Вопросы для повторения

1. Что такое понятие и каковы его виды?

2. Укажите виды отношений между понятиями.

3. Что такое определение понятия? Укажите виды определения.

4. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.

5. Что такое деление понятий? Укажите виды деления.

6. Что такое классификация?

7. В чем состоит значение определения и деления понятий в судебной практике?

Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 1977 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

§ 4. Деление понятий. Классификация

Если с помощью определения понятия раскрывается его содержание,

то с помощью деления — его объем. Деление понятия — это логическая операция, позволяющая с помощью

избранного основания деления (признака, по которому осуществляется де­ление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств), При делении понятия объем делимого (родового) ПОНЯТИЯ раскрывается путем перечисления его видов. Например, делимое (родовое) понятие «инертный газ» делится на следующие члены деления (виды): «гелий», «неон», «аргон», «криптон», «ксенон», «радон*. В зависи­мости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие; по фор­ме — на центральные и трещинные).

Правила деления понятий

Правильное деление понятия предполагает соблюдение определенных правил:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового понятия. Например: «Мате­рики в современную геологическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Ав­стралию, Северную Америку, Южную Америку и Антарктиду». Если ряд чле­нов деления исчисляется десятками, то для соблюдения правила соразмер­ности после перечисления некоторых членов деления пишут «и др.», «и т.п.» или «и т.д.»: «Личные документы — это заявления, автобиографии, расписки, доверенности, завещания, удостоверения, паспорта, свидетельства и др.». Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

а) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия. Ошибочными будут такие деления: «Энергия делится на механи­ческую и химическую» (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную энергию). «Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень» (не указано «извлечение корня»);

б) деление с лишними членами. Примером такого ошибочного деления служит: «Углы делятся па прямые, тупые, острые и накрест лежащие», Здесь лишний член («накрест лежащие углы»),

Деление должно производиться только по одному основанию. В противном случае произойдет перекрещивание объемов понятий, выражающих члены деления. Правильные деления: «Рефлексы делятся на условные и безуслов­ные»; «Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемянные». Неправильное деление: «Растения делятся на съедобные и несъедобные, од­нолетние и многолетние», т.к. здесь не одно, а два основания деления.

Члены деления должны исключать друг друга, т.е. не должны иметь об­щих элементов (пересекаться). Например: «Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода-вывода».

Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуще­ствляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга. Примеры ошибочных делений: «Часы делятся на наручные, на-стенные, башенные, настольные, золотые, анодированные, песочные»; «Птицы делятся на перелетные, зимующие и хищные». В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущенной ошиб­ки смоления различных оснований деления.

4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя делать скачки в деле­нии. Например, нельзя делить члены предложения па подлежащее, сказуе­мое и второстепенные члены, а надо сначала разделить на главные и второ­степенные, а уже потом главные члены предложения делить на подлежащее и сказуемое.

Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения на органические, азотные, фосфорные и калийные. Следует сначала разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже минеральные удобрения разде­лить на азотные, фосфорные и калийные.

Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление

Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку, когда основанием деления служит признак, по ко­торому образуются видовые понятия. Примеры деления по видообразующему признаку; «Ядерные взрывы бывают в космосе, воздушными, назем­ными, подводными, подземными» (в зависимости от вида среды, где про­изошел взрыв); «Водоемы делятся на пресные и соленые».

Другим видом деления понятия является дихотомическое (двучленное) де­ление, или дихотомия.

Дихотомия (от греч. dichotomia — сечение на две части). Объем делимого понятия делится на два противоречащих понятия и не-А). Например: «Внимание делится на произвольное и непроизвольное»; «Животные де­лятся на позвоночных и беспозвоночных»; «Почвы делятся на чернозем­ные и нечерноземные»; «Грибы делятся на съедобные и несъедобные». Иногда понятие не-А снова делится на В и не-В, затем не-В делится на С и не-С т.д. Схема и пример дихотомического деления даны на рис. 6, 7.

Команда алгоритмического языка

Составная команда (непростая команда)

Дихотомическое деление удобно: оно всегда соразмерно, члены деления исключают друг друга, деление производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные и неточные, а художественные произведения на хорошие и нехо­рошие, ибо четко указать критерий в этих случаях весьма трудно; это поня­тия с «размытым» объемом..

Отважная и талантливая американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями жизни горилл, буквально впи­савшись в их сообщество, приводит пример дихотомического деления понятия «гнездо горилл»: «Нам удалось увидеть несколько гнезд горилл — на­земных и древесных. Наземное гнездо нечто иное, как обычная для назем­ных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками кустарника и травы. Зато древесное гнездо — заметное издалека сооружение на высоте 3-5 метров на крупных ветвях у ствола дерева».

Операция деления понятия применяется тогда, когда надо установить, из каких видов состоит родовое понятие. Отделения следует отличать мыс­ленное расчленение целого на части. Например, «Год делится на январь, февраль, март, . декабрь»; «Дом делится (расчленяется) на комнаты, ко­ридоры, крышу, крыльцо»; «Обед состоял из трех блюд» и др. Части целого не являются видами рода, т.е. делимого понятии. Мы не можем сказать: «Комната есть дом», а можем сказать: «Комната есть часть дома».

Прием расчленения целого на части широко используется в обучении. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких частей (отделов, чле­нов) состоит предмет. Приведем примеры из учебника по анатомии и фи­зиологии. Понятие «скелет человека» позволяет четко проиллюстрировать прием расчленения целого на части. «В скелете человека различаются сле­дующие части: скелет головы, туловища и конечностей».

Примеры мысленного расчленения целого на части из области ботани­ки: «Строение цветка ржи: цветочная чешуя, ТЫЧИНКИ, рыльце, завязь»; «Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли», Этот прием широко применяется и в начальной школе. В учебнике «При­родоведение» (2 класс) читаем: «Части растения: корень, стебель, лист, цве­ток, плод с семенами».

Классификация является разновидностью деления понятия, представля­ет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т.д. Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, постоянно уточняется и дополняется классификация элемен­тарных частиц. От обычного деления классификация отличается относи­тельно устойчивым характером. Вот три примера классификации: «В орга­низме животных и человека существуют четыре группы тканей: покровная, соединительная, мышечная и нервная. Организм высших растений построен из пяти основных типов тканей: образовательной, покровной, основ­ной, механической и проводящей»; «Простейшие подразделяются на четы­ре группы (класса); жгутиковые, корненожки, споровики, инфузории».

Чтобы классификация была правильной) необходимо выполнять все правила операции деления.

Существуют классификация по видообразующему признаку и дихотомичес­кая классификация. Вышеприведенные три примера представляют класси­фикацию по видообразующему признаку. «Зеркала классифицируются на плоские и сферические; сферические зеркала классифицируются на вогну­тые и выпуклые» — пример дихотомической классификации.

Очень важен выбор основания классификации. Разные основания дают различные классификации одного и того же понятия, например, понятия «рефлекс» 2 .

Классификация может производиться по существенным признакам (ес­тественная) и по несущественным признакам (вспомогательная).

Естественная классификация — это распределение предметов по груп­пам (классам) на основании их существенных признаков. Зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д.И.Мен­делеев, расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав Периодическую систе­му элементов, позволившую предсказать свойства не открытых еще хими­ческих элементов.

Естественная классификация животных охватывает до 1,5 млн. видов, а классификация растений включает около 500 тыс. Однако каждая класси­фикация относительна, приблизительна, ибо существуют переходные фор­мы. Иногда переходная форма составляет самостоятельную группу (вид). На­пример, при классификации наук возникают такие переходные формы, как биохимия, геохимия, физическая химия, космическая медицина, астрофизи­ка и др. Переходные случаи мы встретим и при классификации частей речи.

Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях

В ходе изучения любого учебного предмета учащимся приходится иметь дело с классификацией, Проанализируем некоторые из естественных классификаций, имеющихся в русском языке, в котором различа­ются следующие части речи: самостоятельные, служебные и междоме­тия. Далее классифицируются самостоятельные части речи — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наре­чие, местоимение. Классификация служебных частей речи такая: пред­логи, союзы, частицы, модальные слова. Отдельную группу составляют междометия. Итак, классификация включает П видов частей речи. В учебнике по русскому языку, кроме этих видов, предусматриваются и переходные случаи. Границы между отдельными разрядами слов очень подвижны: при изучении отдельных частей речи могут возникнуть раз­личные случаи перехода из одной части речи в другую. Хорошим средст­вом наглядного представления классификации являются древовидные графы (или деревья).

Примерами естественных классификаций, используемых при обучении, могут быть следующие: классификация зон растительности, защитных ок­расок животных, групп крови, типов воздушных масс и климатических по­ясов на территории России; геохронологическая таблица эр (кайнозойская, мезозойская и др.) и периодов в каждой эре; видов и жанров искусства; ти­пов ЭВМ; классификация природных зон (тундра, тайга, лесостепь и др.,); классификация направлений в литературе конца XIX — начала XX в.; клас­сификация систем нумераций; классификация неравенств, видов плоских фигур, сферических тел (в математике); классификация отраслей педагоги­ки и методов обучения; классификация видов умозаключений, суждений, понятий, гипотез, способов опровержения (в логике) и многие другие.

Ни один учебный предмет не может обойтись без соответствующих классификаций. При этом как учителя, так и учащиеся должны знать об­щие правила, соблюдение которых поможет избежать ошибок в конкрет­ных классификациях.

Вспомогательная классификация служит для более легкого отыскания предмета (или термина), поэтому осуществляется на основании их несуще­ственных признаков. Они не позволяют судить о свойствах предметов (на­пример, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный ката­лог книг, журнальных статей). Примерами вспомогательных классифика­ций являются: предметные или предметно-именные указатели в словарях, справочниках, учебниках и т.д.; справочники лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном порядке; алфавитный список наиболее упо­требительных названий ярких звезд,

Общая классификация объектов недвижимости

Классификация — это распределение множества объектов недвижимости на их подмножества по сходству или различию в соответствии с избранными признаками и методами. Она облегчает процесс изучения недвижимого имущества, позволяет быстро найти внутренние закономерности, определяющие состояние и изменения его потребительских и рыночных свойств. Объектами классификации являются элементы изучаемого множества (здания, сооружения и т.д.). Признаки классификации — наиболее существенные и

Схема 1.6. Понятие о классификации недвижимого имущества (вещей)

практически важные свойства и характеристики объектов, служащие основанием для их группировки или деления (схема 1.6).

Классификацию проводят, используя следующие четыре правила деления объема понятий.

  • 1. В одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание.
  • 2. Соразмерность деления — сумма членов (видов, разновидностей, групп) классификации должна равняться объему изучаемого класса.
  • 3. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга, т.е. не пересекаться.
  • 4. Непрерывность и последовательность подразделения на виды, подвиды и т.д.

Иерархический метод классификации — последовательное (по ступеням) разделение множества недвижимых объектов на соподчиненные группы. На каждой ступени классификации образуются разнородные группы предметов. При .этом глубина классификации (число ступеней) может быть различной и включать несколько ступеней. Например, производственные здания по признаку этажности делятся на одно-, двух- и многоэтажные (первая ступень). Последние в свою очередь по виду освещения подразделяются на строения с естественным, искусственным и совмещенным освещением (вторая ступень) и т.д. (см. гл. 2).

Фасетный метод классификации, предполагающий параллельное разделение множества объектов недвижимости на независимые группы (виды, подвиды), имеет следующие особенности:

o наличие только одной ступени классификации;

Схема 1.7. Общая классификация объектов недвижимости фасетным методом по различным признакам

  • o разделение множества объектов может осуществляться по разным признакам;
  • o высокая информационная насыщенность (схемы 1.7-1.9). При общей классификации недвижимого имущества степень дробления может ограничиваться, исходя из принципа разумной целесообразности, достаточного для углубленного анализа состояния объектов и их рыночной оценки.

В зависимости от целей недвижимые объекты можно классифицировать по различным признакам. Так, в странах Европы недвижимость подразделяют на три группы.

  • 1. Категория А — недвижимость, используемая собственником для бизнеса:
    • а)специализированные объекты для ведения определенного вида бизнеса;
    • б)универсальная недвижимость — обыкновенные здания для продажи или аренды.
  • 2. Категория Б — недвижимость для инвестирования капитала с целью получения дохода.
  • 3. Категория В — избыточная недвижимость (в резерве). В США выделяют пять типов недвижимости:
    • — жилая — для личного использования (потребления);
    • — коммерческая — для бизнеса, включая и продажу;

Схема 1.8. Пример общей классификации зданий фасетным методом по одному признаку

Схема 1.9. Общая классификация и распределение земель по потребительским свойствам (назначению)

  • — производственная;
  • — инвестиционная — для вложения капитала;
  • — специального назначения.

Для целей регулирования общественных отношений и решения социально-экономических задач недвижимое имущество с учетом степени готовности к эксплуатации можно классифицировать также по трем уровням.

Признаки классификации недвижимости по уровням управления:

Деление объема понятия.

Таким образом, наличие стенокардии (равно как и острой коронарной недостаточности или инфаркта миокарда) вовсе не исключает ишемию миокарда. Поэтому выделение ее в отдельный вид неправильно и не имеет практического смысла.

  • Деление должно быть соразмерным. Это означает, что объем делимого понятия должен равняться сумме объемов членов деления. Так, например, деление ручного огнестрельного оружия на короткоствольное, среднествольное и длинноствольное будет правильным, т.к. оно проводится по одному основанию (длине ствола) и сумма объемов членов деления равна объему делимого понятия. Если же мы разделим ручное огнестрельное оружие только на короткоствольное и длинноствольное, то выпадает класс среднествольного оружия и возникает логическая ошибка неполного деления.
  • Ошибка противоположного рода — слишком широкого деления — возникает, когда среди членов деления перечисляются виды, не входящие в объем делимого понятия. Например, ручное огнестрельное оружие разделяется на малокалиберное, среднего калибра, крупнокалиберное и ракетницы. Ракетницы не являются оружием, и потому в объем понятия «ручное огнестрельное оружие» не входят.

    1. Деление должно быть непрерывным. В процессе деления родового понятия надо переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Так, например, отравления делятся по их происхождению на бытовые, медикаментозные, профессиональные, привычные (токсикомании) и пищевые. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды меньшего объема и так далее. Скажем, пищевые отравления можно разделить на отравления бактериального и небактериального происхождения. Последние делят на пищевые токсикоинфекции и бактериальные интоксикации. Но если мы разделим отравления на бытовые, медикаментозные, профессиональные, привычные и пищевые токсикоинфекции, то это будет ошибка скачок в делении.

    Дихотомическое деление представляет собой деление объема понятия на два противоречащих понятия, т.е. деление по типу: А и не-А. Так, телесные повреждения разделяются на смертельные и несмертельные, новорожденные младенцы могут быть доношенными и недоношенными, жизнеспособными и нежизнеспособными, живорожденными и мертворожденными.
    Классификация. Логическая операция деления объема понятия является основой построения классификаций. Классификация представляет собой распределение предметов по группам (классам) на основании и сходства и различия.
    Классификации бывают естественные, основанные на объективных внутренних связях между предметами, и искусственные, группировка предметов в которых осуществляется по произвольно взятым признакам (например, библиотечная классификация).
    Такие известные в судебной медицине классификации, как классификация ядов, классификация причин смерти и ряд других являются естественными. Примером искусственной классификации в судебной медицина может служить деление телесных повреждений по степени тяжести.
    До недавнего времени в судебной медицине была принята единая (впрочем, с небольшими вариациями) классификация причин смерти. Затем было высказано соображение о целесообразности создания двух классификаций — медико-биологической и социально-правовой, и такие классификации были созданы. Как нам представляется, каждая из перечисленных классификаций, если она правильно составлена, имеет безусловное право на существование. Однако мотивация необходимости существования двух классификаций: построение единой классификации «противоречит правилу логики — делению понятий по единому основанию» — представляется сомнительной и с ней едва ли можно согласиться. Нетрудно убедиться, что основание разделения причин смерти на насильственные и ненасильственные (категория смерти) одно — наличие либо отсутствие прямой причинной связи между воздействием факторов внешней среды и наступлением смерти. Насильственная смерть в зависимости от социально-правовой оценки обстоятельств ее наступления разделяется на убийство, самоубийство и несчастный случай (род смерти). Ненасильственная смерть в зависимости от медико-биологических причин тоже может быть разделена на три рода: смерть от нежизнеспособности (вследствие глубокой недоношенности или пороков развития плода), от болезней (в том числе и скоропостижная смерть), от старости (физиологическая). Виды смерти также классифицируются по единому основанию: насильственная смерть — по характеру повреждающего фактора, смерть от болезней — по характеру заболевания. Таким образом: в основе каждого этапа деления лежит одно-единственное основание, и правила логики здесь не нарушены. Следовательно, и единая классификация причин смерти тоже имеет право на существование, если она правильно составлена,
    Приведем пример неудачно составленной классификации причин смерти. Смерть разделяется на насильственную и ненасильственную, что является общепринятым и возражений не вызывает. Но ненасильственная смерть характеризуется как смерть от болезней, что не совсем верно и составляет ошибку «слишком узкого определения», т.к. к ненасильственной смерти, кроме смерти от болезней относится смерть от нежизнеспособности (в частности, от недоношенности, которая не является болезнью) и смерть от старости (пусть даже часто теоретически). Таким образом, уже на этом этапе классификация не охватывает все случаи ненасильственной смерти. Дальше идет выделение родов смерти, причем у ненасильственной смерти выделен лишь один род — скоропостижная смерть. Деление любого понятия, будь то «ненасильственная смерть», «смерть от болезней» и т.д. имеет смысл лишь в том случае, если в результате получаем не менее двух новых понятий (членов деления) меньшего объема, причем суммарный объем членов деления должен быть равен объему делимого понятия. В данной же классификации имеет место логическая ошибка «неполного деления», и остается неясным, что еще, кроме скоропостижной смерти, входит в понятие «ненасильственная смерть». К примеру, деление было бы правильным, если бы «смерть от болезней» была разделена на скоропостижную и не скоропостижную.
    Не является удачным и нижеследующее деление видов ненасильственной смерти (точнее, смерти от болезней):
    «а) от заболеваний сердечно-сосудистой системы;
    б) or заболеваний органов дыхания;
    в) от заболеваний центральной нервной системы;
    г) от заболеваний желудочно-кишечного тракта;
    д) от злокачественных новообразований;
    е) при инфекционных заболеваниях; к) при беременности и родах; з) от заболеваний других систем организма».
    (Попутно заметим, что правильнее говорить не о смерти «при инфекционных заболеваниях», а «от инфекционных заболеваний», не «при бере- менности и родах», а «в связи с беременностью и родами»). Нетрудно видеть, что не все члены деления исключают друг друга, Например, рак желудка относится одновременно к злокачественным новообразованиям и к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, весенне-летний клещевой энцефалит является инфекционным заболеванием и одновременно заболеванием центральной нервной системы и т.д. Таким образом, четкой границы между некоторыми видами делимого понятия нет.
    Классификации, несомненно, должны как-то упорядочивать наши знания, наши представления о многообразных явлениях окружающего мира, об их взаимоотношениях и подчиненности. Но при одном непременном условии — элементарные вещи в пределах своей специальности необходимо все же знать. Когда в отношении слепого пулевого торакоабдоминального ранения судебно-медицинский эксперт с 10-летним стажем пишет, что «указанные повреждения причинены твердым тупым предметом в результате огнестрельного ранения. », становится как-то не по себе.
    Четкое знание о понятии, его свойствах, отношениях, о правилах on раций с понятиями имеет как теоретическое, так и практическое значение в любой науке. К судебной медицине это тоже относится в полной мере

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector