Какие обязанности у ребенка перед обществом
Основные обязанности детей
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА
(по материалам сайта «Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников
справочник «Подросток и закон» http://tvoepravo.cipv.ru/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf)
Права ребенка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.
К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:
· Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
· Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:
· Конституция Российской Федерации.
· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» —основной акт о правах ребенка в России.
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
· Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
· Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
· Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
· Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.
Основные права детей
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:
1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.
За осуществление прав ребенка несут ответственность в первую очередь законные представители (родители, опекуны, усыновители), а так же все, кто с ним взаимодействуют.
Если права ребенка нарушаются необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением, либо к Уполномоченному по правам человека.
Основные обязанности детей
Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами.
С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.
Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:
— слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;
— получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);
— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.
С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
В 14 лет добавляются следующие обязанности:
— иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);
— работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21 ТК РФ);
— выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
— соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
С 16 лет юноши обязаны пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В 17 лету юношей появляются обязанности:
-встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
— пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Обязанности детей в семье
Дорогие родители, хочу поднять тему домашние обязанности детей! В наше современное время в гонке за успехом, когда акцент в воспитании детей ставится на их развитие, мы забываем о наипростейших навыках самообслуживания и помощи в домашних ежедневных бытовых делах. Нашим детям понадобится не только супер эффективность на работе, но и вести «домашнее хозяйство». С разделением обязанностей присваивается ответственность, появляется уважение и много другое.
Выкладываю «Приложение» посвященное этой теме из книги Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. «Консультирование семьи».
Отмечу, что автор американский, не все примеры можно приложить к русской действительности. Список обязанностей больше для опоры, для сверки с реальностью. А то иногда бывает, что семилетний ребенок не делает то, что может делать уже в 3-4 года, или наоборот.
П р и л о ж е н и е.
РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В современном изменяющемся обществе дети должны стать партнерами для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность о целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий. Принятие на себя обязанностей может возвысить человека, как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущества сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, то есть когда ребенок становится полезными нужным в раннем возрасте, и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым. Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель излагаемого далее материала — помочь им справиться с этой задачей. Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседе взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.
При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:
У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушаются взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.
Следует проинструктировать детей о всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива ничегоне делать не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа.
При невыполнении работы должно наступить логическое последствие. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.
Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков. Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.
Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать ≪сидячую забастовку≫.
Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами, не способны их поддерживать.
Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди. Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости.
Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы
на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Простые гигиенические процедуры: почистить зубы,
помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
Вытереть за собой следы ≪детской неожиданности≫.
Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.
Убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
Помочь убрать бакалейные товары.
Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
По расписанию кормить домашних животных.
Помогать прибирать в саду и во дворе.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью).
Протирать пыль с мебели.
Намазывать масло на хлеб.
Готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.).
Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т. п.).
Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
Доставать из почтового ящика почту.
Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку
бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброд или простой завтрак
и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Нарвать салата-латука.
Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванную.
Чистить зеркала, если они низко расположены.
Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу
белое белье, в другую — цветное.
Складывать чистое белье и убирать его.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать по уходу за двором.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать, как потратить свою часть
семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или
одежду, соответствующую конкретному случаю.
Пылесосить коврики.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
Собирать свой школьный завтрак.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для камина, костра.
Собирать граблями листья и полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Завязывать шнурки на своей обуви.
Нести ответственность за свои мелкие раны.
Содержать в чистоте мусорный контейнер.
Помогать чистить салон автомобиля.
Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
Накрывать (сервировать) стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)
Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Мыть внутренний двор.
Быть на посылках у родителей.
Поливать лужайку.
Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.
Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.
Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть или натирать пол.
Помогать переставлять мебель; помогать планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если они попросят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными во дворе или в доме.
Начинать знакомиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для цветов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду).
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Помогать размораживать и мыть холодильник.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Полировать столовое серебро, медь или бронзу.
Чистить обстановку внутреннего двора.
Полировать мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и отбеливатель.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т. д., если это находится.
на расстоянии поездки велосипедом).
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения и другие вечеринки.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс).
Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на городском автобусе.
Ответственно относиться к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка
(шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.
Чистить бассейн и близлежащую к нему территорию.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить лужайку.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Отвечать за доставку прессы.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть , здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностяхи пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
Какие обязанности у родителей по воспитанию и содержанию детей?
Большинство людей своих детей любит, заботится о них, стараясь хорошо воспитать, привить разнообразные жизненно необходимые навыки и дать наилучшее образование.
При этом не задумываясь, что они исполняют обязанности родителей, в соответствие с требованиями статей законов.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !
Какими законами регламентируется данный вопрос?
Забота о детях – конституционная обязанность папы и мамы (ч. 2 ст. 38).
Родительские обязанности регламентированы главой 12 Семейного Кодекса РФ, каждая из статей которой разъясняет суть прав и обязанностей родителей разных категорий – семейных пар, одиночек, несовершеннолетних, усыновителей и т.д. в разных жизненных обстоятельствах.
Государство уделяет воспитанию молодого поколения колоссальное внимание, принимая федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, количество которых превысило 140 документов.
Несмотря на принимаемые меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается по-прежнему злободневным.
Новый «Закон об образовании»
То, что касается образования детей четко зафиксировано в новом Законе РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ (был принят 21.12.2012г.), где также освещены обязанности родителей в учебной сфере.
Кроме выбора учебного заведения, формы обучения, национального и иностранного языка, родитель обязан интересоваться учебными планами и методами обучения.
Посещение различных медико-психологических обследований ребенка является правом родителей, так же, как и защита интересов своего несовершеннолетнего отпрыска. А вот соблюдение различных правил, режимов и порядков учебного заведения является обязанностью родителей.
Родители обязаны принимать активное участие в разрешении всех споров и конфликтов в образовательном заведении с участием своих детей, не пускать на самотек и не доводить ситуацию до вмешательства органов опеки, тем более правоохранительных органов.
Задачи воспитания несовершеннолетних детей
Обязанность воспитывать ребенка (ст.63 СК РФ) – значит прививать ему хорошие манеры, всесторонне развивать, учить находиться в обществе и быть востребованным. Воспитание предполагается во всех ракурсах – духовном, физическом, психическом развитии личности отпрыска.
Воспитание ребенка – задача непростая, требующая затрат времени, труда, души, но без этого достичь желаемого результата просто не выйдет.
Содержание детей (ст.80 СК РФ) – обязанность, подразумевающая обеспечение не достигших совершеннолетия детей их родителями. Обеспечивать нужно ребятню не только питанием и одеждой, но и игрушками, лечением, отдыхом, образованием в соответствии с возрастными потребностями.
В случае, если папа и мама расстались, на содержание детей, не достигших возраста 18 лет, тому из четы, с кем проживают дети, положены алименты, удерживаемые из заработка другого.
Средства на содержание отпрыска могут передаваться по соглашению между папой и мамой, без привлечения судебных органов.
Содержать детей обязаны родители до момента, когда ребенку исполняется 18 лет или он стал эмансипированным.
Неисполнение родительских обязанностей
Львиная доля семей выполняет свои обязанности по отношению к детям в соответствие с собственными представлениями о воспитании, образовании детей. Именно поэтому, не все и не всегда выполняют всё надлежащим образом.
Обязанности считаются невыполненными или выполненными не в полной мере, если несовершеннолетние дети:
- не систематически посещают школьные занятия;
- сквернословят, не умеют себя вести;
- воруют, попрошайничают, бродяжничают;
- употребляют спиртные напитки, а то и наркотические средства, и др.
Ребятня, которой не уделяют время папа, мама или оба родителя, с которой не занимаются, сразу же находит, чем заполнить часы бездействия, а ее нерадивые «предки» могут быть подвержены наказаниям.
Каковы последствия ненадлежащего исполнения?
Те из родителей, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по отношению к детям, не достигшим 18 лет, подпадают под административное наказание (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ). Это предупреждение или наложение штрафа, но это только в первый раз.
Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наказание уже более серьезное, это уголовное наказание (ст.156 УК РФ) в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 3 лет принудительных работ.
При наличии совокупности оснований, проявляющихся в целом комплексе не исполненных долгов перед детками, осложненных преступным умышленным причинением вреда здоровью несовершеннолетнего малыша, его родителей лишают родительских прав (ст. 69 СК РФ).
Может быть принято решение об ограничении прав родителей (ст. 73 п. 2), когда жизни или воспитанию дитя действительно есть реальная угроза, исходящая от поведения мамы или папы.
Кто следит за исполнением пунктов закона?
Безусловно, общественность и школа играют роль в выявлении неблагополучных семей, где дети подвергаются насилию физическому или сексуальному, где ребятня неухоженная, голодная, а родители пьют или ведут асоциальный образ жизни.
Правоохранительные органы также контролируют соблюдение прав ребенка и выявляют очаги неблагополучия, разоблачая притоны, где вынуждены находиться ребятишки, заброшенные и не получающие должного воспитания, обеспечения.
Судебную практику по лишению родительских прав можно прочитать здесь.
Но именно органы опеки и попечительства следят за тем, как родителями исполняется их долг перед своими детьми, которым нет еще 18 лет. Сотрудники ООП имеют полномочия не только назначать опекунов, но и:
- решают вопросы помещения ребятни в детские учреждения;
- в судебных разбирательствах стоят на страже интересов ребенка;
- имеют решающее право голоса на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, отстаивая их интересы.
Несмотря на принимаемые Правительством меры, количество неблагополучных семей, в которых есть несовершеннолетние отпрыски, не уменьшается.
Вовремя обратить внимание на такую ячейку общества, когда ребенок не успел окончательно потерять интерес к нормальной жизни, помочь могут и детсады, и школы, и небезразличные соседи, и внимательный участковый уполномоченный.
Профилактические меры могут дать свои положительные результаты только, когда проблема еще не приобрела необратимый характер, тогда можно обойтись без жестких мер к родителям, отклонившимся от главного курса свой жизни – воспитания и обеспечения детей.
Советуем посмотреть видео о правах и обязанностях родителях, закрепленных в новом законе «Об образовании»:
Права и обязанности несовершеннолетних
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
— Конвенция ООН о правах ребенка.
— Семейный кодекс РФ.
— Трудовой кодекс РФ.
— Гражданский кодекс РФ.
— Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
— Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
С рождения ребенок имеет права:
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
- на гражданство;
- иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
обязанности:
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
ответственность:
- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
- за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
- соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
ответственность:
- перед детским общественным объединением и его участниками.
с 10 лет добавляются права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
ответственность:
- с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
- заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
- участвовать в молодежном общественном объединении;
обязанности:
- выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- возмещение причиненного вреда;
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
С 15 лет добавляются права:
- работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
- быть членом кооператива;
- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
ответственность:
- за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
- за совершение всех видов преступлений.
С 17 лет добавляется обязанность:
- встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.