Как внести изменение в статьи расходов по президентскому гранту

Гранты образовательных учреждений. Отражение в учете (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 21.06.2015

Средства грантов являются дополнительным источником финансирования образовательных учреждений для развития науки и повышения качества образования. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами. В статье рассмотрим порядок выделения грантов и особенности их бухгалтерского учета.

В п. 4 ст. 78.1 БК РФ указано, что законом о бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета устанавливаются учредителем по согласованию с Минфином (п. 20 Постановления Правительства РФ от 23.12.2013 N 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).

Порядок выделения грантов в виде субсидий

Предоставление из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки, осуществляется в соответствии с Порядком N 1290 .

Приказ Минобрнауки России от 29.11.2013 N 1290 «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Из положений п. 2 Порядка следует, что субсидии выделяются в том числе на следующие цели:

— предоставление грантов Правительства РФ в целях государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах РФ;

— государственную поддержку молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук в форме грантов Президента РФ;

— государственную поддержку ведущих научных школ РФ в форме грантов.

Порядок, условия выделения и выплаты конкретного гранта устанавливаются соответствующим нормативным актом, в частности:

— в отношении грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук и ведущих научных школ, учрежденных Указом Президента РФ от 09.02.2009 РФ N 146, они определены Положением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 (далее — гранты Президента РФ, Положение N 260);

— в отношении грантов для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 (далее — гранты Правительства РФ, Положение N 220).

Гранты Президента РФ. Эти гранты выделяются для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ, а также для материальной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и членов коллективов ведущих научных школ РФ. Такие гранты выделяются на двухлетний срок.

Их выделение осуществляется на конкурсной основе. Конкурсы на получение грантов (далее — конкурс) проводятся:

а) для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 35 лет) российскими учеными — кандидатами наук. На конкурс могут быть представлены работы, связанные с развитием тем кандидатских диссертаций, отличающиеся значительной научной новизной, свидетельствующие о заметном вкладе молодых ученых в развитие науки и техники и об их творческом даровании, а также связанные с подготовкой докторских диссертаций;

б) для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 40 лет) российскими учеными — докторами наук. На конкурс могут быть представлены работы, связанные с развитием тем докторских диссертаций;

в) для государственной поддержки научных исследований, проводимых ведущими научными школами РФ. При этом ведущей научной школой РФ считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Этот коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей.

Участниками конкурсов могут быть российские научные или образовательные организации.

Принимая решение о проведении конкурсов, Минобрнауки создает конкурсную комиссию и публикует извещения о начале и об условиях конкурсов в определенных им по согласованию с Советом по грантам Президента РФ (далее — Совет) средствах массовой информации (п. 5 Положения N 260).

Поступившие на конкурс работы рассматриваются конкурсной комиссией на предмет их соответствия условиям конкурса. Работы, соответствующие этим условиям, направляются в Совет для проведения экспертной оценки.

По завершении экспертной оценки работ Советом подготавливаются предложения по определению работ — победителей конкурса. Результаты экспертной оценки и предложения по определению работ — победителей конкурса направляются в конкурсную комиссию, которая рассматривает поступившие документы и определяет работы — победители конкурса.

На основании решения конкурсной комиссии Минобрнауки заключает договоры об условиях использования гранта учреждениями — участниками конкурса, имеющими трудовые отношения с молодыми учеными и членами коллективов ведущих научных школ РФ, работы которых были представлены ими на конкурс и стали победителями.

В договоре указывается его предмет, порядок предоставления гранта, права и обязанности сторон, дополнительные условия, адреса и реквизиты сторон. В приложениях к договору отражаются:

— тема научных исследований (техническое задание): цель, задачи и исходные данные для проведения работы, основные требования к ее выполнению и т.д.;

— план работ, в котором содержится наименование этапов и указывается, чем они заканчиваются, то есть что получается в результате их выполнения, срок выполнения и объем финансирования по каждому этапу;

— смета расходов на проведение научных исследований, форма которой утверждена Приказом Роснауки от 18.04.2006 N 48. К ней прилагаются расшифровки расходов. Кроме того, при составлении сметы следует соблюдать условия, установленные Положением N 260, в частности:

— при выделении кандидатам наук гранта в размере 600 000 руб. ежегодно оплата труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 000 руб.;

— при выделении докторам наук гранта в размере 1 млн руб. ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей, размер оплаты труда доктора наук и его соисполнителей не может превышать 600 тыс. руб. в год.

К договору также прилагается договор между учреждением и молодым ученым или руководителем ведущей научной школы РФ, в котором определяются обязательства молодого ученого или коллектива ведущей научной школы РФ по проведению научных исследований в соответствии с планом работ. По окончании очередного этапа научных исследований представляются: отчет о расходовании средств (финансовый отчет), научные отчеты, в том числе итоговый, а также отчет об исполнении иных обязательств, связанных с использованием гранта.

Гранты Правительства РФ. Эти гранты выделяются для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Выделение грантов Правительства РФ также осуществляется на конкурсной основе. Участниками конкурса на получение грантов Правительства РФ могут быть ведущие ученые, занимающие лидирующие позиции в определенной области наук.

Для участия в конкурсе представляются подготовленные совместно ведущим ученым и высшим учебным заведением заявки, отвечающие требованиям, установленным критериями отбора заявок. Заявки составляются на русском и английском языках или на английском языке.

Созданная Минобрнауки конкурсная комиссия:

а) рассматривает поступившие на конкурс заявки и проверяет их на соответствие критериям отбора заявок;

б) создает экспертные группы для проведения экспертизы поступивших на конкурс заявок;

в) направляет в Совет заявки и заключения, подготовленные экспертными группами.

По результатам экспертизы заявок Совет определяет победителей конкурса. Информация об итогах конкурса направляется участникам конкурса в части, их касающейся.

Решение Совета является основанием для заключения Минобрнауки, ведущим ученым и высшим учебным заведением договора о выделении гранта Правительства РФ, в котором указываются:

а) направление научного исследования;

б) план работ и смета расходов;

в) общий и поэтапный объемы финансирования;

г) обязанность ведущего ученого представлять ежегодный отчет о проводимом научном исследовании;

д) обязанность высшего учебного заведения предоставить помещение, доступ к имеющейся экспериментальной базе для осуществления научного исследования, заключить с ведущим ученым гражданско-правовые или трудовые (срочные трудовые) договоры;

е) обязанность высшего учебного заведения представлять отчеты о целевом использовании гранта Правительства РФ;

ж) права сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках осуществления научного исследования, и порядок их использования;

з) иные права и обязанности сторон, связанные с использованием гранта Правительства РФ.

Гранты Правительства РФ выделяются в форме субсидий в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минобрнауки в установленном порядке на очередной финансовый год (п. 2 Положения N 220).

Перечисление средств производится поэтапно с учетом результатов осуществления научного исследования в соответствии с договором о выделении гранта Правительства РФ (п. 11 Положения N 220).

Средства гранта Правительства РФ расходуются только с согласия ведущего ученого, осуществляющего руководство научным исследованием. При этом следует учитывать, что общий размер вознаграждения ведущему ученому и членам научного коллектива не может превышать 60% суммы гранта Правительства РФ.

Неиспользованные средства грантов. В соответствии с положениями п. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и п. 3.17 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году целевые субсидии (гранты) подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в бюджет РФ.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В то же время остатки средств могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Бухгалтерский учет. Расчеты по доходам, полученным учреждением в виде субсидий, отражаются на следующих счетах:

— 5 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (п. п. 93, 94 Инструкции N 174н );

— 5 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (п. п. 96, 97 Инструкции N 183н ).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, учреждению субсидии на иные цели (в виде грантов) в сумме подтвержденных отчетом расходов отражается в бухгалтерском учете на основании справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели, следующей корреспонденцией счетов:

Как внести изменение в статьи расходов по президентскому гранту

Однако руководитель проекта может как поручить учреждению перечислить денежные средства (например, на счета исполнителей), так и забрать сумму гранта всю или частями на свой личный счет или наличными деньгами в кассе.Согласно ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Таким образом, учреждение обязано удержать алименты из средств гранта и перечислить взыскателю.

Учет операций по получению и расходованию грантов рффи

Организация получила грант

Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с организацией по другим основаниям, то работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми. В этих отношениях:- учреждение (организация) является исполнителем, то есть обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;- получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются учреждением (как работодателем) работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором.

Вопросы на этапе проведения отчетной кампании

Возможно ли это? Ответ: Да, Вы можете заменять одного соисполнителя на другого и изменять их количество, соблюдая минимальные требования к количеству соисполнителей (один соисполнитель для молодого кандидата наук и не менее трех — для молодого доктора наук). Вопрос: Может ли соисполнителем гранта быть молодой ученый без степени? Ответ: Наличие ученой степени для соисполнителя значения не имеет. Соисполнителями гранта могут быть любые молодые (до 35 лет) ученые, студенты, аспиранты.


Вопрос: Как узнать, получен ли конверт с отчетными документами в печатном виде? Ответ: На персональной странице имеется соответствующая отметка «Получено бумажное подтверждение — ДА». Если она отсутствует, не стоит раньше времени беспокоиться, т.к. на обработку поступивших конвертов требуется время.

Организация трудовой деятельности в рамках гранта (артемова и.в.)

Иногда эксперты оценивают заявки организаций, с руководителями которых они хорошо знакомы, постоянно сталкиваются на конференциях, семинарах. Лидер по количеству полученных денег за первый конкурс — Москва. Почему столице дают так много? От некоммерческих организаций, зарегистрированных в Москве, было подано и допущено до независимой экспертизы 1387 заявок.

Это 24% всех допущенных заявок. А победителями конкурса стала 181 московская организация – 19% от общего числа победителей. Таким образом, соотношение проектов победителей к общему количеству допущенных заявок по Москве – 13%, тогда как в среднем по стране больше 16%. По этому показателю Москва на 57 месте. К примеру, у лидера по результативности участия в конкурсе – Красноярского края – этот показатель больше в три раза.

Так что сказать, что московским организациям даются какие-то преференции, было бы несправедливо.

Как выиграть президентский грант: 8 подсказок

Поэтому за выполнение работ по проекту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.Отношения Фонда, учреждения (организации) и получателя гранта регламентируются трехсторонним договором, подписанным сторонами, и утвержденными Фондом Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» и перечнем допускаемых расходов.В основу этих документов положены следующие принципы:1. Все члены коллектива физических лиц, включенные в проект в качестве исполнителей, являются (как и руководитель проекта) получателями гранта. Замены в составе коллектива физических лиц — получателей гранта в течение года не допускаются (они возможны на следующий год выполнения проекта).2.

Фонд президентских грантов: ответы на часто задаваемые вопросы о конкурсе

Критерии и правила оценки едины для всех организаций страны, преимуществ для отдельных регионов в конкурсе нет. В Москве расположены офисы федеральных и межрегиональных организаций, они подают много проектов, у них есть профессиональные кадры, умеющие готовить заявки. И проекты от таких организаций, как правило, предполагают работу в нескольких регионах или по всей стране.
Соответственно, у них бюджет выше бюджета региональных проектов, что и объясняет, почему организации из Москвы в среднем получают гранты большего размера, чем из других территорий. Какие средства можно представлять как софинансирование? В качестве собственного вклада можно заявлять как привлекаемые денежные средства, так и стоимостную оценку (денежных эквивалент) труда добровольцев, пользования помещениями, оборудованием.
Фото с сайта pravdanews.info В этом году первый конкурс президентских грантов для НКО проходит с 17 апреля по 31 мая — расходовать выделенный бюджет можно будет с 1 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года. Второй — с 16 августа по 29 сентября, грант должен быть реализован с 1 декабря 2017 года по 30 ноября 2018 года. Рассматривать проекты и определять победителей конкурсов будут по-новому.
Этим займется объединенный экспертный совет. Как рассказал журналисту «Милосердия» Илья Чукалин, генеральный директор единого Фонда-оператора президентских грантов, предполагается, что в состав экспертного совета войдут 400-500 человек со всей России — представители федеральных органов власти, общественных объединений, ученые и профильные специалисты по НКО: — Мы пригласим специалистов, обладающих опытом реализации грантовых программ.
ФИ размещен по адресу http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.Согласно Порядку РФФИ получателем гранта признается руководитель проекта, подавший заявку на получение гранта и выигравший конкурс.Почти во всех случаях, когда проект (заявку) на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта (далее — организация). Как правило, это учреждение, в котором работает руководитель проекта.РФФИ отмечает, что для него не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или не состоят, так как отношения между грантополучателем и организацией по предоставлению условий для выполнения проекта являются гражданско-правовыми.В Порядке РФФИ указано, что исследования руководителя по проекту не могут входить в основную деятельность учреждения, то есть учреждение не является заказчиком этих работ.

Как внести изменение в статьи расходов по президентскому гранту

Проекты ранжированы по масштабам запрашиваемой поддержки: менее 500 тыс. рублей, от 500 тыс. до 3 млн рублей, свыше 3 млн рублей. Предельная сумма ограничена 10 млн рублей – заявки, по которым запрашивается поддержка выше этой суммы, рассматриваться не будут. Илья Чукалин По данным единого Фонда-оператора президентских грантов, сегодня в стране насчитывается около 20 тыс.

НКО. Ожидается, что на первый конкурс от них поступит примерно 5 тыс. заявок. «В зависимости от активности региона в некоммерческой сфере победители конкурса составляют от 7% до 12% от числа поданных заявок, — говорит Илья Чукалин. — Например, в одном из недавних конкурсов на Дальнем Востоке, а это регион с довольно активными НКО, из 502 поданных заявок гранты выиграли 36 проектов (то есть 7%)». Для небольших проектов, на которые запрашиваются гранты до 500 тыс.
Согласно пп. «о» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, удержание алиментов производится с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством. Трехсторонний договор между Фондом, учреждением и грантополучателем является договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а сумма гранта — доходом физического лица.При этом у учреждения возникает немало процедурных вопросов — когда именно необходимо удержать алименты из гранта и как наладить документооборот по таким удержаниям.Сумма компенсации трудозатрат указана в смете затрат, осуществляемых из гранта, которая утверждается в рамках подписания трехстороннего соглашения.

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ

Гранты – это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее – Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Действия грантополучателя
Выполнение работ для достижения научных целей, заявленных в проекте, представленном на конкурс

Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю

Расходование денежных средств, выделенных фондом, в соответствии с условиями договора

Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя

Предоставление в фонд в установленные сроки необходимых отчетов по проекту

Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении

Незамедлительное информирование фонда об обстоятельствах научного и организационного характера, препятствующих продолжению работ по проекту, в том числе в случаях, если это связано с неисполнением обязательств учреждения перед грантополучателем

Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей

Информирование фонда о результатах проекта, которые имеют признаки патентоспособности или возможности коммерческого использования, а также о результатах, которые могут представлять собой государственную тайну

Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения

Опубликование результатов исследований в рецензируемых научных изданиях

Составление и представление в фонд сводного финансового отчета

Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта

Создание грантополучателю условий для выполнения работ по проекту

Оформление договоров от своего имени на выполнение работ с третьими лицами за счет средств гранта по поручению грантополучателя

Документальное оформление расчетов

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

Содержание операции
Поступили средства гранта на лицевой счет учреждения

Перечислены (выплачены) средства гранта по поручению владельца денежных средств – грантополучателя на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант*

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

Содержание операции
Поступили на лицевой счет учреждения средства гранта

Сняты с лицевого счета учреждения денежные средства для выдачи их грантополучателю

Выданы денежные средства грантополучателю

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта – 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Содержание операции
Перечислена сумма вознаграждения за участие в научном проекте

Начислены доходы

Налог на доходы физических лиц

Таким образом, доходы физических лиц – грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Фонд президентских грантов: ответы на часто задаваемые вопросы о конкурсе

Руководитель Фонда президентских грантов Илья Чукалин ответил на часто задаваемые вопросы некоммерческих организаций и читателей Агентства социальной информации.

Я увидел в «личном кабинете» общий результат моей заявки. Как узнать детализированные оценки по каждому критерию и обоснование, почему они такие?

Положение о конкурсе, одобренное координационным комитетом, содержит специальное правило о том, что фонд не обязан давать объяснения о причинах, по которым заявки не были поддержаны, в том числе сообщать сведения об оценках и выводах экспертов. Это связано с тем, что эксперты не всегда способны изложить свои мысли доступным, литературным языком. При этом ответы на запросы о причинах невысоких оценок заявок предоставляет фонд. Команда фонда использует для этого комментарии экспертов, при необходимости редактируя их стилистику без изменения смысла.

Хочу участвовать во втором конкурсе. Есть ли возможность получить помощь и советы по заполнению моей заявки до его окончания?

Фонд не проводит индивидуальные консультации, но организует множество семинаров по вопросам подготовки заявок. Уже состоялся вебинар по разбору типовых ошибок при представлении проектов на первый конкурс президентских грантов и очные семинары в ряде регионов. В этих региональных встречах приняло участие почти 3 тыс. представителей НКО. Фонд также планирует семинары в Краснодаре, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Воронеже, Чите, Липецке, Нижнем Новгороде, Омске, Рязани, Чебоксарах, Ульяновске, Ярославле, Горно-Алтайске.

Мы учли опыт первого конкурса и разработали методические материалы по заполнению заявки и по составлению бюджета проекта. Внимательное изучение этих документов упрощает подготовку заявки и существенно повышает шансы на победу в конкурсе. Фонд категорически не рекомендует обращаться за платными консультациями по подготовке заявок. Фонд не сотрудничает ни с одной организацией, организующей платные семинары и консультации, и не поддерживает такую практику. Также фонд крайне негативно относится к оказанию услуг по разработке проектов на конкурс президентских грантов. При заказе таких услуг высок риск столкнуться с мошенниками. Никто, кроме штатных работников Фонда президентских грантов, а также членов координационного комитета и объединенного экспертного совета, не уполномочен давать разъяснения по вопросам проведения конкурса.

Фонд рекомендует использовать только материалы, размещенные на официальном сайте президентскиегранты.рф, видеозаписи фонда на YouTube, а также посещать мероприятия, организуемые с участием представителей фонда.

Я проиграл в первом конкурсе, хочу участвовать во втором. Могу ли подавать тот же проект, если сделаю заявку лучше?

Конечно, именно так и следует поступить, если проект по-прежнему актуален и важен для организации и ее целевой группы. При этом фонд настоятельно советует посмотреть запись вебинара по разбору типовых ошибок и изучить методические рекомендации по подготовке бюджета проекта.

Как будет организован мониторинг и оценка реализации проектов-победителей?

Фонд организует содержательный и финансовый мониторинг реализации проектов. Специалисты фонда следят за тем, чтобы выполнялись запланированные мероприятия и достигались результаты проекта. Контроль за расходованием гранта состоит из постоянного мониторинга банковского счета, на который перечисляется грант, и проверки документов, подтверждающих произведенные расходы (например, при закупке оборудования – накладных, при приобретении услуг – договоров и актов об оказании услуг). То есть, фонд наблюдает за всеми платежами за счет гранта в режиме реального времени и запрашивает подтверждающие документы. Сводная отчетность формируется в информационной системе фонда и представляется в электронной форме.

Во время содержательного мониторинга и проведения оценки социального эффекта поддержанных проектов планируется презентация их результатов на площадках региональных общественных палат и форумов, организуемых Общественной палатой РФ совместно с Фондом президентских грантов.

Почему в экспертном совете по оценке заявок работают в том числе люди, чьи проекты участвуют в конкурсе?

Объединенный экспертный совет формировался координационным комитетом из профессионалов, имеющих большой опыт реализации социальных проектов, хорошо знающих проблематику грантовых направлений конкурса и некоммерческий сектор. Трудно представить, чтобы такие люди при этом не были так или иначе связаны с профильными некоммерческими организациями. По наличию опыта и компетенций подбирались и эксперты конкурса. Если бы членам объединенного экспертного совета и экспертам конкурса запрещалось подавать заявки от своих организаций, почти все из них отказались бы от участия в независимой экспертизе, и пришлось бы искать абсолютных теоретиков.

Для членов совета – это общественная нагрузка, причем значительная, а эксперты конкурса получают за оценку одного проекта 1150 рублей, тратя на эту работу минимум несколько часов. Их основная мотивация – участие в большом и хорошем деле – отборе лучших в стране общественных инициатив для поддержки. Другой вопрос, что человек, привлеченный к экспертизе заявок, не должен использовать свое положение для создания преимуществ для проекта, в поддержке которого он лично заинтересован. Поэтому само по себе наличие конфликта интересов – не проблема, важно соблюдение процедур его декларирования и урегулирования. Это мировая практика. Члены объединенного экспертного совета сообщали в письменной форме о заинтересованности и не участвовали в обсуждении соответствующих проектов. Информация о «конфликте интересов» членов совета, принимавших участие в подведении итогов конкурса, отражена в протоколе заседания, опубликованном на сайте фонда.

Аналогичной процедуре следовали и члены координационного комитета. В протоколе его заседания указаны и заявки с заинтересованностью, и результаты их рассмотрения. Из названных в протоколе 16 заявок с конфликтом интересов присутствовавших на заседании членов координационного комитета в перечень победителей вошли только три. И рейтинг этих заявок был определен объединенным экспертным советом за десять дней до заседания координационного комитета.

Эксперту конкурса прямо запрещено оценивать заявку, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в результатах ее рассмотрения. Фонд следит за соблюдением данного требования. Ряд экспертов отказался от оценки заявок, указав на конфликт интересов, в том числе не явный, например, когда эксперт ранее участвовал в качестве привлеченного тренера в мероприятиях организации – участника конкурса.

Почему скрывается информация о том, кто какие заявки оценивал?

Это позволяет обеспечить объективность экспертизы. В противном случае эксперты испытывали бы давление со стороны участников конкурса. После оглашения итогов конкурса им поступали бы персональные претензии от тех, кто не победил, в том числе через социальные сети. Возникали бы личные обиды, конфликты. Иногда эксперты оценивают заявки организаций, с руководителями которых они хорошо знакомы, постоянно сталкиваются на конференциях, семинарах.

Лидер по количеству полученных денег за первый конкурс — Москва. Почему столице дают так много?

От некоммерческих организаций, зарегистрированных в Москве, было подано и допущено до независимой экспертизы 1387 заявок. Это 24% всех допущенных заявок. А победителями конкурса стала 181 московская организация – 19% от общего числа победителей. Таким образом, соотношение проектов победителей к общему количеству допущенных заявок по Москве – 13%, тогда как в среднем по стране больше 16%. По этому показателю Москва на 57 месте. К примеру, у лидера по результативности участия в конкурсе – Красноярского края – этот показатель больше в три раза. Так что сказать, что московским организациям даются какие-то преференции, было бы несправедливо. Критерии и правила оценки едины для всех организаций страны, преимуществ для отдельных регионов в конкурсе нет. В Москве расположены офисы федеральных и межрегиональных организаций, они подают много проектов, у них есть профессиональные кадры, умеющие готовить заявки. И проекты от таких организаций, как правило, предполагают работу в нескольких регионах или по всей стране. Соответственно, у них бюджет выше бюджета региональных проектов, что и объясняет, почему организации из Москвы в среднем получают гранты большего размера, чем из других территорий.

Какие средства можно представлять как софинансирование?

В качестве собственного вклада можно заявлять как привлекаемые денежные средства, так и стоимостную оценку (денежных эквивалент) труда добровольцев, пользования помещениями, оборудованием. Например, если в команде проекте будет безвозмездно работать юрист, можно взять среднюю заработную плату в сфере юридических услуг в регионе и умножить ее на процент занятости юриста в проекте – от 40 рабочих часов в неделю. Если у организации есть собственное помещение или право безвозмездного пользования им, можно рассчитать, сколько бы стоила аренда части такого помещения, необходимой для реализации проекта. То же самое и с оборудованием – во что бы обошлась его аренда, исходя из загрузки по проекту.

Денежные средства могут быть поступать от бизнеса, от граждан. Лучше подтверждать намерение сделать пожертвование или уже его фактическое получение документами – договорами, соглашениями, платежными поручениями, письмами поддержки.

В качестве софинансирования можно приводить субсидии и гранты, источниками которых являются другие бюджеты бюджетной системы страны, за исключением федерального бюджета. Средства федерального бюджета в качестве собственного вклада указывать недопустимо, поскольку получалось бы, что организация из одного источника получает финансирование, при этом рассчитывает на дополнительные баллы за якобы софинансирование, а, на самом деле, за ранее полученные средства из этого же источника.

Как оценивается критерий «социальный эффект проекта»? Какие показатели необходимо указывать?

Есть критерий «Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов». Это один из самых важных критериев. Для получения высоких баллов по нему нужно, чтобы показатели очевидным образом характеризовали прогресс в достижении цели или решении задачи проекта. Показатели должны быть реалистичными, способ их сбора должен подразумевать возможность проверки, не должно быть возможности улучшения отчетных значений при ухудшении реального положения дел. Если в рамках проекта планируется повысить успеваемость целевой группы, недостаточно указать, сколько человек будет охвачено в рамках обучения. Понятно, что не всегда просто описать результаты, спрогнозировать, что, к примеру, ученики займут призовые места на олимпиаде. Но здесь следует поставить себя на место эксперта, у которого на одной «чаше весов» – запрашиваемая сумма гранта, а на другой – то, что определено как количественные и качественные результаты проекта. Эксперты все адекватно оценивают. Не нужно прибегать к штампам, злоупотреблять шаблонным названиями показателей, содержащимися в информационной системе фонда. Главное, чтобы из описания результатов было понятно, к чему приведет реализация проекта в случае его поддержки.

Как оценивают эксперты социальный эффект новых, пока не популярных инициатив, которые априори не дадут глобального решения проблемы за год, но перспективны и нужны?

Полного решения проблемы чаще всего за период реализации проекта и не последует, если только мы не говорим о восстановлении небольшого объекта или о событийной истории. Но динамику можно отследить. Ведь даже уровень счастья научились измерять.

Бывает, конечно, что эксперт увлекается и ставит высокие оценки не проекту, а «модной» идее проекта. Но такие случаи редки, и они выявлялись экспертным советом, а завышенные баллы приводились в соответствие с методическими рекомендациями по оценке. Есть система критериев, в ней нет места популярности темы, но есть оценка актуальности и социальной значимости. Новые инициативы интересны экспертам. За уникальность проекта можно получить до пяти дополнительных баллов в итоговый рейтинг заявки.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector