Как соотносятся административное принуждение и административная ответственность
Вопрос 5. Административное принуждение и административная ответственность. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приступая к рассмотрению вопроса об административном принуждении нельзя не исследовать вопрос государственного принуждения, как общего (государственного принуждения) по отношению к частному (административному принуждению).
Прежде всего, следует отметить, что в своем историческом генезисе государственное принуждение возникает на этапе образования государства и соответственно легитимной (законной) государственной власти, то есть при образовании права, установленного государственной властью. Именно государство, определив необходимую по ее мнению норму поведения людей в общий для всех закон, приобретает монопольную возможность следить за исполнением нормы права и принуждать к ее исполнению.
Государственное принуждение — это внешнее воздействие на поведение людей и юридических лиц, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. По мере развития системы права и законодательства выделяются виды государственного принуждения, в настоящее время различают административное принуждение, уголовное принуждение, дисциплинарное принуждение и гражданско-правовое принуждение, каждому из этих видов присущи общие признаки и индивидуальные особенности.
Государственное (легальное, законодательно установленное) принуждение следует отличать от нелегального принуждения. Как правило, нелегальное принуждение выражается в преступных деяниях физических лиц, самосуде, власти толпы.
Административное принуждение представляет собой правовое (законодательно и юридически закрепленное) воздействие уполномоченных государственных органов на лиц (субъектов права) с целью выполнения ими (лицами) установленных государством предписаний и требований в области государственного управления.
Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого поведения.
Возможно, и сформулировать несколько иное понятие административное принуждение и рассматривать его как предусмотренную нормами административного права систему мер физического, психологического либо экономического воздействия на сознание, поведение правонарушителей, применяемую компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Административное принуждение включает в себя такие общие черты как повелительный и воспитательный характер, вместе с тем административное принуждение характеризуется и рядом специфических черт:
1. Мера административного принуждения применяется в отношении лиц, совершающих либо совершивших административные правонарушения.
2. Административное принуждение применяется органами государственной исполнительной власти либо должностными лицами этих органов на неподчиненных им лиц.
3. Административное принуждение применяется с целью на воспитания, пресечения и предупреждения новых правонарушений.
4. Административно-процессуальный порядок разрешения административных дел при применении мер административного принуждения, отличается эффективностью, оперативностью и индивидуальностью.
Административное принуждение занимает основополагающее место в укреплении общественного порядка, охране собственности, прав и законных интересов граждан и организаций. Средствами административного принуждения охраняется широкий круг общественных отношений, регулируемый нормами административного, земельного, финансового, таможенного, экологического законодательства.
В настоящее время существует следующая классификация мер административного принуждения:
1. Предупредительные меры – это средства, побуждающие лиц (субъектов административного права) к соблюдению установленных правил и недопущению совершения общественно вредных или общественно опасных деяний (например, проведение проверок, досмотр вещей и личный досмотр граждан, осмотр транспортных средств, введение санитарного карантина).
2. Меры пресечения — это способы и средства принудительного воздействия на сознание и поведение правонарушителей, применяемые органами государственного исполнительной власти в целях прекращения правонарушений и предотвращения его общественно вредных последствий (например, требование должностного лица о прекращении противоправных действий, административное задержание, принудительное лечение отдельных категории лиц, применение специальных средств и оружия для предотвращения правонарушения, запрет реализации определенных товаров).
3. Меры административной ответственности – это вид административного принуждения, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
4. Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления нарушенного порядка и положения вещей (например, взыскание недоимки, пени).
5. Меры процессуального обеспечения — направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу, создание иных необходимых условий для обеспечения рассмотрения дела, обеспечение своевременного и точного исполнения административного взыскания (например, порядок и процедура осмотра места происшествия, порядок и процедура опроса лица, привлекаемого к административной ответственности, порядок и процедура изъятия товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения).
Ранее было указано, что административная ответственность наряду с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности. В свою очередь юридическая ответственность в теории права понимается как применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Административная ответственность категория разноплановая, с одной стороны она рассматривается как один из видов юридической ответственности, с другой стороны она является составной частью административного принуждения.
Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности, которая выражается в применении административно-правовых санкций, уполномоченными органами либо должностными лицами этих органов, путем наложения административных наказаний на физических и юридических лиц, совершивших административное правонарушение.
Из приведенного выше определения следует отметить специфические черты административной ответственности:
-основанием административной ответственности является административное правонарушение;
-за административные правонарушения предусмотрены административные наказания;
-субъектами административной ответственности могут быть как физические лица и юридические лица;
-административную ответственность применяют большое количество органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, судебные органы;
— административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами этих органов на неподчиненных им правонарушителей.
Отдельно от приведенных характеристик административной ответственности находятся черты, обусловленные правовой природой конституционного и административного права, такие как:
— административная ответственность устанавливается не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъекта Российской Федерации, данное положение установлено пунктом «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации о предметах совместного ведения в сфере административного и административно-процессуального законодательства;
— административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, она устанавливается как законами, так и подзаконными актами.
В настоящее время фундаментальным, основным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), который введен в действие с 1 июля 2002 года. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из Разделов, включающих в себя Главы, которые состоят из статей.
В Главе 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сформулированы задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Задачи сформулированы следующими образом: «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений»..
Принципы [11] законодательства об административных правонарушениях
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сформулированы следующие принципы:
— принцип равенства перед законом (статья 1.4. КоАП РФ);
— принцип вины и презумпции невиновности (статья 1.5. КоАП РФ);
— принцип законности (статья 1.6. КоАП РФ);
Принципы законодательства об административной ответственности образуют целостную систему. Среди них нет более или менее значимых, все они в равной степени важны и взаимодействуют друг с другом.
Разберем каждый из приведенных выше принципов в отдельности:
— принцип равенства перед законом означает, что лица привлекаются к административной ответственности вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
— принцип вины и презумпции невиновности, означает, что к лицу может быть применена административная ответственность лишь за те административные правонарушении, которые он совершал. Презумпция невиновности означает, что лицу, привлекаемое административной ответственности не должно доказывать свою невиновность, доказывание вины в совершении обязанность должностных лиц уполномоченных органов.
— принцип законности означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 193 ;
Административное принуждение и административная ответственность
Административное принуждение и административная ответственность
Административная ответственность — это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Д. Н. Бахрах Бахрах Д. Н. Указ. соч. С. 212. . Существует множество определений данного понятия:
Административное принуждение и административная ответственность
Таким образом, стали выделять юридическое основание — норма права, и фактическое основание — совершение правонарушения. Более сложен вопрос о фактическом основании, одни авторы говорят, что фактическое основание это — проступок, другие — состав административного проступка, третьи — процессуальные нормы, процедура привлечения и т.п. Как уже говорилось, ответственность возможна только при наличии двух оснований (юридического и фактического), это не совсем верно: теоретически построим норму о запрете курения в каком-либо месте (юридическое основание), предположим, что ее кто-либо нарушает (фактическое основание), казалось бы, есть все для привлечения к административной ответственности (согласно вышеупомянутому правилу), но лицо не будет привлечено к ответственности, так как предположим что ему в данном случае нет 14-ти лет. Поэтому предлагается несколько иная конструкция: фактическое основание — это проступок; юридическое основание — это состав административного проступка (конкретного) правонарушения.
Административное принуждение и административная ответственность
Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.
Административное принуждение
Это один из конкретных институтов российского административного права, объектом регулирующего внимания которого являются общественные отношения в управленческой сфере. Поскольку особенностью данной сферы является максимальная приближенность исполнительных органов к тем, кто непосредственно действует в ней, — к гражданам и различного рода юридическим лицам, — именно по отношению к ним исполнительные органы (должностные лица) чаще всего и реализуют принадлежащие им юридически-властные полномочия, включая контрольно-надзорные и принудительные. Надзорные полномочия рассчитаны на воздействие на такие объекты, которые не находятся в организационном подчинении у органов исполнительной власти любого уровня.
Административное принуждение и административная ответственность
Административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка.
Тема 14
Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.
Дипломная работа: Административное принуждение и ответственность
Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.
Раздел IV
Кодексустанавливает, какие органы (должностные лица) правомочны осуществлять административное задержание и каковы его основания. К первым относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции), старшее в местах расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России, военнослужащие органов пограничной службы, должностные лица таможенных органов и некоторые др.
Административное принуждение и административная ответственность
Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственность. В целом, ответственность по административному праву — часть принуждения по административному праву.
Административное принуждение и административная ответственность
Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например досмотр).
Ие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью
По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на пять видов: 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (к административно-предупредительным мерам, применяемым в силу государственной и общественной необходимости, относятся, например, реквизиция, карантин, резервация, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий (по проведению демонстраций, уличных шествий и т.д.). Непосредственной целью осуществления уполномоченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств); 2) административные меры контрольно-предупредительного характера (к административным мерам контрольно-предупредительного характера относятся, например, обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, квотирование экспорта и импорта определенного вида товаров и продукции, досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.); 3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной исполнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).
Соотношение административной ответственности и административного принуждения
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный, может быть, подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Важнейший принцип применения административных взысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Обстоятельства, смягчающие ответственность: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; 4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.
Административное принуждение и административная ответственность
Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.
Сколько стоит написать твою работу
Согласно статьи 7 Закона РФ «О занятости населения в России» в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников.
Административное принуждение и административная ответственность
Учитывая, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе об административном задержании в обязательном порядке указываются мотивы задержания. Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется свой, самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержании недопустимо. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
Соотношение административной ответственности и административного принуждения
Важное значение для познания сущности административной ответственности имеет проблема ее соотношения с административным принуждением.
Институт административного принуждения является коплексным административно – правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной и правоохранительной деятельности государства в специфической сфере – сфере функционирования исполнительной власти по обеспечению правопорядка. В юридической науке не существует единого взгляда на проблему определения понятия административного принуждения. Так Д Н Бахрах сводит его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок.
И А Галаган рассматривает административное принуждение значительно шире, включая в это понятие « психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий неподчинение известным запретам и ограничениям.
На мой взгляд, наиболее полно и точно понятие административного принуждения раскрыл В. Г. Розенфельд, который под этим институтом понимает: «психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий) либо к подчинению установленным запретам и ограничениям а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами должностными лицами представителями общественных организаций мер административного воздействия сопровождающихся отрицательными последствиями, личностного, организационного материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собственности, создания режима законности во всех сферах и государственной дисциплины восстановления нарушенных законных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан.
Среди всех видов государственного принуждения ведущая роль все же принадлежит административному принуждению. Административное принуждение осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства – органами государственного управления, должностными лицами, представителями общественных организаций, обладающими юрисдикционными полномочиями. Меры административного принуждения применяются только процессе управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер осуществляется в строго определенных процессуальных формах.
Разрешением проблемы соотношения административной ответственности и административного принуждения достигается, на мой взгляд, возможность охарактеризовать понятие административной ответственности с точки зрения ее объема, то есть определить какие меры административного принуждения относятся к ней, а какие не относятся хотя и применяются в административным принуждением, выработать критерии их классификации, определить признаки административного принуждения в целом. От того, какие меры административного принуждения следует относить к мерам административной ответственности зависят пределы бьем и основные направления кодификации законодательства.
Все меры административного принуждения подразделяют на 4 группы: меры взыскания, меры пресечения, административно-предупредительные меры и правовосстановительные меры административного принуждения:
1 способ обеспечения правопорядка
2 нормативные различия регламентации
3 цели применения
4 фактические основания применения
5 правовые последствия применения
6 процессуальные особенности осуществления
то соотношение административной ответственности и административного принуждения можно выразить такой формулой: административная ответственность составляет часть административного принуждения, только административные взыскания охватываются ее объемом.
Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 6101 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью
Административное принуждение имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.
Все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения,
Виды: 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (карантин, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий) целью является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств); 2) административные меры контрольно-предупредительного характера(обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов 3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной исполнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).
административно-восстановительные меры; меры административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений .
Непосредственной целью применения любых административно-восстановительных мер является полное восстановление за счет виновного прежнего статус кво (положения, существовавшего до правонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка.
Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.
№33.Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение)
Правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.
В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во-первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во-вторых, практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данном социуме.
В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам.
Складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований, правила жизнедеятельности общества, никем конкретно не устанавливаемые, определяются как разновидности гражданской дисциплины: общежитейская дисциплина общения субъектов данного социума, ритуальная дисциплина, др.
Нормы и правила поведения, устанавливаемые для членов и участников многочисленных и разнообразных общественных объединений их руководящими органами, рассматриваются как разновидности общественной дисциплины: партийной, профсоюзной,
Нормы и правила, устанавливаемые государством, имеют много разновидностей: государственную служебную дисциплину, внешнеторговую, валютную, налоговую и др.
По отраслевому критерию можно назвать такие виды государственной дисциплины, как производственная дисциплина; исследовательская, учебная, лечебная, информационная дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса; внешнеторговая, таможенная, воинская, милицейская и другие отраслевые виды дисциплины в области административно-политической деятельности государства.
По функциональному признаку различают дисциплину исполнительскую, трудовую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, штатную, учетно-статистическую и др.
С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законностикак всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.
Взаимосвязь и соотношение категорий законности и государственной дисциплины таковы: поскольку требования государственной дисциплины закреплены в законах и подзаконных правовых актах, постольку их соблюдение относится одновременно и к области законности, и государственной дисциплины; соблюдение требований некоторых правовых норм охватывается лишь понятием законности, но не государственной дисциплины, .Следует подчеркнуть, что в основе требований государственной дисциплины лежат требования законности, хотя категории эти все же следует разграничивать, не отождествляя и не подменяя одну другой.
Важнейшими элементами содержательной характеристики категорий законности и государственной дисциплины являются, во-первых,режим состояния законности и дисциплины в жизнедеятельности общества и государства; во-вторых, способы обеспечения режима законности и государственной дисциплины на том или ином конкретном этапе исторического развития государственно-организованного общества.
Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности
Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина) является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. В обеспечении правопорядка имеются некоторые особенности: во-первых, практическая необозримости административного законодательства; отсутствие систематизации; единообразного толкования; практики его применения; во-вторых, огромная численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений (сложность понимания норм АП) в-третьих, многие управленческие решения совершаться по усмотрению , (обоснованы не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действии)
В основу решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений управляющих субъектов положены следующие, положения :
· при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность;
· в рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению;
· при отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению исходя из целесообразности
Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности— это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений.
законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивает как сам аппарат управления (органы исполнительной власти), так и специальные органы других ветвей власти и видов государственной деятельности.
Способы обеспечения законности и государственной дисциплины: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность.
Контроль по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:
· проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;
· проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;
· принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного так и негативного свойства .
Надзор, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.
Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля — проверку результата .
Специфика надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Надзор — это своего рода суженный контроль.
контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.
Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил В этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности субъекты наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля.