Как получить лицензию на работы по дезинфектологии
Лицензия на дезинфектологию «снова» необязательна для внемедицинской дезинфекции?
![]() |
shalunx13 / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации неожиданно пришел к выводу, что при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи нет необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии (Постановление ВС РФ от 29 апреля 2019 г. № 46-АД19-1).
Напомним, что вопрос о необходимости медлицензии для любых организаций (ИП), предоставляющих в РФ услуги по дезинфекции, уже много лет является камнем преткновения: ФАС России, а вслед за ней и Минздрав России считают, что медлицензия нужна только тем, кто занимается дезинфектологией в рамках медицинской деятельности, а Роспотребнадзор считает, что медлицензия и сотрудники с медицинским образованием нужны всем фирмам-дезинфекторам без исключения.
Казалось, что точку в ведомственной перепалке поставил ВС РФ (в лице Коллегии по экономическим спорам) – зимой прошлого года он пришел к выводу об обязательности медлицезии, потому что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы, если они не выполняются по отношению к пациенту, – хотя и не являются медицинским вмешательством, – однако включены в понятие «медицинская деятельность» в качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (мы подробно писали об этом ранее). Само Определение ВС РФ казалось прецедентом, который подтолкнет судебную практику к единообразию.
Правда, и после этого исторического события Минздрав России дерзнул высказать строго противоположное мнение.
И вот теперь с мнением судей Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ не считаются даже их коллеги, разбирающие жалобы по делам об административных правонарушениях, рассмотренным в судах общей юрисдикции: отменен штраф и прекращено дело по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (деятельность без лицензии) в отношении директора МУП. Этот МУП занимался дератизацией местных муниципальных школ, а лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, разумеется, не располагал.
Штраф был признан законным судами всех уровней – от мирового до областного, а сами судебные решения по делу пестрят ссылками на упомянутое выше Определение ВС РФ. Любопытно, что защитник директора МУП требовал не учитывать данное Определение, поскольку оно противоречит позиции ФАС РФ и Минздрава РФ. Еще один козырь защиты – это некое письмо Генеральной прокуратуры РФ, которая тоже выступила с критикой позиции ВС РФ.
И хотя в районном и областном суде эти аргументы не произвели впечатления, ВС РФ штраф отменил, а дело прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления:
- исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи, утв. приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинскойпомощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении;
- буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи;
- следовательно, при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Свежие новости 03.10.19г. О лицензировании дезинфекционной деятельности
Медлицензия нужна дезинфекторам, занятым противоклещевой обработкой озелененных территорий
Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2019 г. N 304-ЭС19-9579
ВС (Верховный Суд) РФ в очередной раз согласился с тем, что работы по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий требуют наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии. Любопытно, что на сей раз ВС РФ выступил на стороне антимонопольного ведомства.
Напомним, что изначально ФАС занимала противоположную позицию в межведомственной дискуссии о необходимости иметь медицинскую лицензию даже тем дезинфекторам, кто оказывает услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации вне рамок медицинской деятельности. Это ведомство, заручившись впоследствии поддержкой Минздрава, Минэкономразвиятия и Генпрокуратуры, выступало против такого требования. Роспотребнадзор же настаивал, что лицензия нужна всегда.
Суды не выработали единой позиции, однако в начале 2018 года Экономколлегия ВС РФ пришла к выводу, что лицензия все-таки необходима (мы подробно рассказывали о доводах суда). Однако и после этого не только Минздрав РФ выступал с критикой указанного подхода ВС РФ, но даже и сам ВС РФ издал судебный акт с выводами о ненужности лицензии.
Именно в этих обстоятельствах ФАС России начала защищать позицию о том, что лицензия необходима: предметом нового спора стало решение УФАС о нарушениях Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на выполнение работ по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий: в документации об электронном аукционе не было требования к участникам аукциона о наличии указанной лицензии.
Муниципальное казенное учреждение пыталось оспорить это решение, но ФАС выиграла во всех инстанциях.
Таким образом, требование о наличии медицинской лицензии по дезинфектологии для всех дезинфекторов можно считать подтвержденным на самом высоком уровне в кремле!
Размещено 03 октября 2019г.
Выписка из: Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2019 г. N 304-ЭС19-9579
При этом судебные инстанции исходили из того, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Суды, установив, что объектом закупки являлись работы по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий, и требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии в аукционной документации отсутствовало, пришли к выводу о нарушении учреждением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Услуги по дезинфекции и лицензия
В давних пор идут споры о том, необходимо ли требовать лицензию при закупке услуг по дезинфекции (антибактериальной обработке и т.д.). Меня, в частности, интересует конкретный случай — услуги по очистке и дезинфекции систем вентиляции в медицинском учреждении.
В регионе на подобные закупки периодически поступают запросы на разъяснения положений документации. Причем, если требование к лицензии установлено, то запросы и угрозы подать жалобу в УФАС поступают от тех, у кого лицензии нет, и наоборот.
Сегодня нашел свежую практику по данному вопросу. Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-8116/19 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Вывод этих решений следующий:
Если оказание услуг по очистке и дезинфекции систем вентиляции осуществляется в медицинском учреждении, то нужна лицензия.
Далее привожу цитаты из указанных решений и сами решения (можно скачать).
Из решения Арбитражного суда:
В соответствии с общепринятой терминологией понятие «дезинфекция» включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи (первичной, врачебной и специализированной, медико-санитарной, специализированной, включая 6 лист решения от 20.05.19 по делу № А32-8116/19 высокотехнологичную, при санаторно-курортном лечении) отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.
При осуществлении же дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, вне медицинских учреждений, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Суд считает, что работы по проведению очистки и антибактерицидной обработке вентиляционных систем, являющиеся предметом электронного аукциона № 0318300126718000767 связаны с медицинской деятельностью всего учреждения, а следовательно, требуют получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Из постановления апелляционного суда:
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 по делу N А60-27966/2016, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016.
В Определении Верховного Суда РФ от 18.06.2018 N 114-ПЭК18 отмечено, что выводы о том, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию, соответствуют сложившейся в Верховном Суде Российской Федерации практике разрешения аналогичных споров.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Имеет ли право заказчик требовать лицензию на дезинсекцию, дератизацию и акарицидную обработку?
Вопрос: Подскажите, имеет ли право заказчик требовать лицензию на дезинсекцию, дератизацию и акарицидную обработку?
Ответ: Практика по данному вопросу расходится.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993, изданным в рамках исполнения предупреждения ФАС России от 21.04.2016 N ИА/26471/16, у хозяйствующих субъектов отсутствует необходимость получения лицензии по виду работ (услуг) «дезинфектология» в целях оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой.
Однако существует и противоположная практика.
Лицензия на мед. деятельность необходима во всех случаях оказания услуг по дератизации и дезинсекции.
Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 15 января 2018 г. N 309-КГ17-12073
Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 12 января 2018 г. N 310-КГ17-14344
Согласно мнению Верховного Суда РФ, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту и потому не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью. Но — являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями — включены в понятие «медицинская деятельность».
Следовательно, для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица — независимо от организационно-правовых форм и форм собственности — должны иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием и лицензию на медицинскую деятельность по «дезинфектологии».
Мы поддерживаем вторую точку зрения, полагаем, что заказчик должен запросить лицензию на дезинсекцию.
Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?
Чтобы получить полезную информацию и материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.