Как оплачивается простой техники по вине заказчика

Акт простоя по вине заказчика

При проведении различного рода работ нередко случаются простои. Если это произошло по вине заказчика, необходимо составить соответствующий акт.

Что понимается под термином «простой работы»

В понятие простоя включается приостановка работ на какой-либо промежуток времени. Простой может быть как запланированным (с целью, например, сохранить производство и оптимизировать затраты) и тогда он является контролируемым и продолжается строго определенный срок, или же незапланированным и непредвиденным (вследствие, к примеру, неисполнения одной из сторон своих обязательств) – в этом случае длительность простоя определить невозможно.

Чем может быть вызван простой и его последствия

К простою могут привести самые разные обстоятельства. В частности нередки случаи, когда это происходит в силу недостатка материалов для производства работ или отсутствия работников на своем месте. Также простой может образоваться из-за поломок оборудования, неисправности техники, снижения спроса на изделия, которые изготавливает предприятие, любых финансовых трудностей. Не исключаются в качестве причины временной приостановки работ и различного рода аварии, форс-мажорные ситуации.

Простой может привести к

  • уменьшению объемов производства,
  • задержке сроков сдачи объекта,
  • падению доходов,
  • сокращению штата работников и другим неприятным последствиям.

Для того, чтобы избежать простоя, следует своевременно принимать меры для минимизации подобных рисков. Например, составлять графики поставки материалов и проведения работ, анализировать при помощи инструментов маркетинга обстановку на рынке, постоянно взаимодействовать с рабочими, непосредственно занятыми в производственных процессах.

Если простой происходит по вине заказчика, данное явление необходимо зафиксировать в специальном акте.

Для чего нужен акт простоя

Акт о простое по вине заказчика в первую очередь нужен для того, чтобы обозначить сам факт простоя, его период и причины.

В этом случае в дальнейшем, документ послужит неопровержимым аргументом в пользу исполнителя работ, если вдруг вторая сторона задумает предъявить претензии для получения возмещения по понесенным убыткам.

Акт следует составлять даже в том случае, если простой длится небольшое количество времени. Для этого совсем не обязательно ждать письменного распоряжения руководства – акт формируется на месте по факту начавшейся задержки работ.

Создание комиссии

Для того, чтобы составить акт простоя, нужно оперативно создать особую комиссию. В нее надо включить несколько работников, желательно из разных структурных подразделений. Это может быть, например, заместитель директора предприятия, начальник объекта, водитель и т.д. В данном случае, статус сотрудника особой роли не играет. Количество участников комиссии ничем не ограничивается, но в любом случае их должно быть не меньше двух человек. В комиссии надо выделить главное лицо, т.е. председателя, и рядовых членов.

Как составить акт простоя

При необходимости составить акт простоя по вине заказчика, воспользуйтесь расположенными ниже рекомендациями. Также посмотрите и пример — с его учетом вам без особых проблем удастся сделать собственный документ.

Перед тем, как дать полное представление о конкретном акте, приведем информацию, которая имеет отношение ко всем подобного рода бумагам.

  1. Во-первых, если в компании имеется образец документа, установленный в ее учетной политике, акт нужно создавать по его типу. Но если такого образца нет, это не беда – можно составлять акт в свободном виде, с точки зрения закона нарушением это не станет.
  2. Во-вторых, акт разрешается писать вручную или набирать на компьютере. При этом, если используется второй вариант, документ после формирования следует обязательно распечатать – это нужно для того, чтобы члены комиссии и прочие присутствующие при составлении акта лица могли заверить его при помощи своих подписей. Без их личных автографов бланк не обретет законной силы. Также, в тех случаях, когда в организации принято использовать печати для удостоверения бумаг, акт нужно проштамповать.
  3. В-третьих, документ следует сделать как минимум в двух идентичных экземплярах (если он пишется от руки, то через копировальный лист). Один экземпляр остается на руках у составителей, второй передается заказчику. Если нужно, можно сделать и дополнительные копии акта.

Сведения об акте надо обязательно внести в специальный журнал учета, который, как правило, находится у секретаря предприятия или другого ответственного сотрудника.

Образец акта простоя по вине заказчика

Сам акт по своему составу и содержанию довольно прост, так что особых трудностей при его формировании возникнуть не должно.

  1. Для начала в акте пишется название компании, работники которой фиксируют факт простоя.
  2. Затем, посередине строки, указывается наименование документа, ему присваивается номер и ставится дата.
  3. После этого обозначаются идентификационные характеристики объекта, на котором происходит простой:
    • адрес,
    • номер,
    • принадлежность и т.п. данные.
  4. Потом вписывается состав комиссии – тут надо указать должности работников, их фамилии-имена-отчества. Если присутствуют какие-то другие лица, сведения о них также нужно внести в бланк акта.
  5. Затем в акте указываются
    • реальные причины простоя (нехватка рабочих рук, материалов, и т.п.),
    • обязательно удостоверяется то, что это произошло по вине заказчика.
  6. Далее надо дать ссылку на договор, в соответствии с которым на заказчике лежат определенные обязательства, нарушение которых и привело к приостановке работ. Тут же нужно отметить и время простоя (в часах и минутах).
  7. В завершение акт подписывается всеми присутствующими и членами комиссии.

Как выставить счет за простой автотранспорта

Правовое регулирование вопроса

Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.

Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.

Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.

Понятие и нормы простоя

Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. Задержка транспорта может быть только в период загрузки или разгрузки товаров, продукции и иных категорий грузов. Ответственность определяется условиями договора между сторонами. На общих основаниях за погрузку отвечает грузоотправитель, а за разгрузку — грузополучатель. Но если за погрузку и разгрузку отвечает перевозчик, то претензии должны быть выставлены в его адрес.
  2. Простой транспорта по факту — это задержка, то есть неисполнение или просрочка исполнения исполнителем сроков поставки и иных договоренностей, закрепленных контрактом или соглашением. Следует понимать, что время необходимой стоянки, заправки, технического обслуживания не может быть включено в период задержки; нормативный простой транспортного средства под погрузкой также не учитывается.
  3. За фактическое время задержки предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа определяется договором и исчисляется за каждый час задержки. Если в договоре между сторонами отсутствуют условия об оплате простоя, то исчисление производится по нормативам, закрепленным в законе № 259-ФЗ.

Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.

Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.

Основания для взыскания штрафов

Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.

Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?

Сторона, ответственная за нарушение

Груз не предъявлен для перевозки

Ответственность налагается на грузоотправителя

П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной

Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя

П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой

За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель

П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ

За разгрузку несет ответственность грузополучатель

Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.

Пример расчета штрафа

Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:

  1. Высчитываем сумму среднесуточной провозной платы. Для этого общую стоимость доставки делим на срок поставки: 100 000 руб. / 4 дня = 25 000 рублей в сутки.
  2. Исчисляем размер неустойки. Для этого сумму среднесуточной провозной стоимости умножаем на норму простоя и количество часов задержки. Норму простоя определяем в зависимости от категории транспортного сообщения (городской и пригородный — 5%, междугородний — 1%).

Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.

Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:

15 000 × 20% = 3000 рублей.

Документальное оформление простоя

Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.

По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.

Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:

  1. Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. А также обозначьте реквизиты иных участников сделки, в соответствии с условиями договора (при наличии).
  2. Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
  3. Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
  4. Пункт отправления и пункт назначения.
  5. Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору. Обозначьте объем, вес, иные характеристики.
  6. Стоимость услуг доставки для расчета суммы неустойки.
  7. Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
  8. Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
  9. Причины простоя.
  10. Конкретное время задержки.

Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.

Образец акта

Как выставить счет

С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:

  1. Платежные реквизиты компании получателя. Проверьте, чтобы в документе не было ошибок. Иначе деньги не поступят на расчетный счет.
  2. Сведения о поставщике и покупателе. Распишите реквизиты сторон, в соответствии с договором поставки, доставки.
  3. Основание — пропишите реквизиты договора. Также укажите акт о простое.
  4. Наименование взимаемого платежа. Например, простой автомобиля по вине заказчика.
  5. Впишите сумму штрафа, в соответствии с расчетом. Выделите НДС.

Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».

Образец счета

Бухгалтерский учет

Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:

Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента

Плата за простой техники

Аналитическая Записка для Руководителя
«РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Назначение аналитической записки – информировать о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу

Для кого (для каких случаев): Сдали технику в аренду и забыли про оплату её простоя

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ

Цена вопроса: Более 5 миллионов рублей

Схема ситуации: ООО заключило с Заказчиком договоры аренды спецтехники с экипажем. Арендную плату установили в рублях за машино-час. Сначала всё было неплохо. Техника с экипажем работала, путевые листы подписывались, ООО выставляло счета за отработанное время. Но потом возникли проблемы. Заказчик перестал использовать технику каждый день, а путевые листы подписывал только за то время, когда техника работала. Счета за аренду резко уменьшились, что очень сильно огорчило ООО. Технику на другой объект не перебросишь, а она стоит и денег не приносит.

Поэтому, немного подумав, ООО посчитало время простоя своей техники у Заказчика из расчёта 8 часов за каждый рабочий день, перемножило всё это на стоимость машино-часов и получилась весьма приличная сумма – 5 334 900 рублей. ООО выставило Заказчику счёт на эту сумму, Заказчик счёт не оплатил. ООО подало иск в суд – взыскать с Заказчика арендные платежи за время простоя. Как убытки.

Суды первых двух инстанций взыскали с Заказчика стоимость аренды за время простоя техники. Суды толковали условия договоров так: по пункту 4.3 договоров Заказчик может не оплачивать простой техники по причине ее поломки, с составлением соответствующего акта. Никаких актов о поломках Заказчик не представил суду. Значит – пусть оплачивает простой в полном объеме!

Но Кассационный суд взглянул на ситуацию по-другому и во взыскании оплаты арендных платежей за часы простоя отказал. Почему? Вот поэтому.

В договорах аренды спецтехники есть интересный пункт 4.6. В нём сказано, что « арендатор оставляет за собой право выбрать не полный объем требуемых услуг от арендодателя». То есть Заказчик не берёт на себя обязательств, что техника будет у него «пахать» все 8 часов и каждый рабочий день. Наоборот – Заказчик в договорах получает право использовать технику по мере необходимости. В договорах аренды нигде не сказано, что Заказчик должен платить за всё время, которое техника находится у него. Тем более, что в период действия договоров сумма аренды определялась строго по отработанным часам. Отработанные часы фиксировались в путевых листах. По этим часам ООО и выставляло счета Заказчику.

Договорами установлен максимальный предел использования техники – не более 10 часов в день, но не установлен такой минимальный порог, не определен именно 8-часовой рабочий день.

Кроме того, ООО, давно «съело собаку» на передаче в аренду спецтехники. Так чего же оно не озаботилось тем, что в договоре отсутствуют условия о порядке определения цены простоев (что для договоров данного вида является обычным и достаточно распространенным условием).

И вот теперь отсутствие платы за время простоя ООО заявляет, как причинённый убыток. А между тем не любые потери считаются убытками в юридическом аспекте. Убыток – это невыгодные потери, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного нарушения обязательства, либо причинения вреда его личности или имуществу и подлежащие возмещению. Но в настоящем деле оснований для взыскания с Заказчика убытков в связи с простоями техники не имеется. Ведь со стороны Заказчика отсутствует противоправное нарушение условий договоров: техника использовалась, арендная плата оплачивалась. В рамках тех договоренностей, которые имелись.

Поэтому суды решили, что ООО «лопухнулось»: заключило договора на невыгодных для себя условиях. То ли юристы «проспали», то ли мимо них кто-то договор заключил, но не внесли в текст чёткого толкования про оплату простоев техники. И вот теперь ООО пытается через нормы гражданского законодательства об убытках компенсировать свои финансовые и имущественные потери, которые свалились на него из-за ошибок при составлении договора. Именно поэтому суды и отказали ООО.

Выводы и возможные проблемы: Нельзя упускать в договоре такой момент как оплата простоя техники. Особенно если сдаёшь эту технику в аренду. Да и при взятии техники в аренду этот вопрос тоже упускать нельзя.

Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Плата за простой техники».

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2019 N Ф09-1044/19 ПО ДЕЛУ N А07-10438/2018

СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТА

5.1. Расчеты за услуги по договору производятся на основании приложения №1

являющегося неотъемлемой частью данного договора. Цены в приложении №1

включают НДС 18%.

5.2. Выделение техники производится после внесения Заказчиком на расчетный счет

Исполнителя предоплаты в размере 100% заявленного объема услуг. О произведенном

платеже Заказчик обязан уведомить Исполнителя путем отправки копии платежного

поручения по факсу или электронному адресу в день осуществления платежа.

5.3. Расчет за работу техники и автотранспорта производится за фактически отработанное

время. Рабочим временем у Заказчика считается время с момента прибытия техники к

Заказчику до момента убытия техники от Заказчика, включая время подачи техники к

Заказчику из расчета 1 час в пределах города Иваново, за пределами г.Иваново производится дополнительная оплата в соответствии с тарифами указанными в приложении №1 к данному договору.

5.4. Оплата специальных разрешений на перевозку негабаритных грузов и перебазировку

СДМ производится Заказчиком в соответствии с тарифами разрешительных органов.

5.5. Заявленная и неиспользованная Заказчиком техника оплачивается в полном объеме.

При использовании техники менее 3 часов в течение рабочей смены или допущенного

простоя по вине Заказчика оплата производится также в полном объеме. Если простой

техники произошел по вине Исполнителя, то оплата производится за фактически

отработанное время, отмеченное Заказчиком в путевых листах или сменных рапортах

5.6. При изменении стоимости энергоносителей, материалов и других затрат стоимость

услуг может быть изменена по согласованию сторон.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.

6.1. В случае ненадлежащего исполнения любой из Сторон своих обязанностей по

настоящему Договору, виновная сторона обязана возместить пострадавшей стороне

возникший в результате этого реальный ущерб.

6.2. Ответственность за причиненный вред, ущерб техникой третьим лицам, несет

Исполнитель, который вправе предъявить к Заказчику регрессное требование о

возмещении денежных средств, выплаченных третьей стороне в порядке возмещения

причиненного вреда, если докажет, что вред, ущерб возникли по вине Заказчика.

6.3. В случае не внесения Заказчиком платежей за услуги (полностью или частично) в

сроки установленные п. 5.2. настоящего Договора начисляются пени в размере 0.5%

от невыплаченной суммы за каждый день просрочки, начиная с даты, следующей за

установленным сроком платежа, после выставления претензии. Услуги

предоставляются только в объеме оплаченной суммы.

6.4. За необоснованную неподачу техники в соответствии с заявкой, Исполнитель несет

имущественную ответственность в виде штрафа в размере 5% стоимости машино-

смены, при наличии денежных средств Заказчика на счету Исполнителя.

6.5. При отказе от заказа менее чем за 24 часа до времени, которое было оговорено

сторонами, Заказчик несет ответственность в размере половины стоимости машино-

смены заказанного автотранспорта, строительно-дорожных машин.

6.6. При простое техники по вине Заказчика, время простоя оплачивается в полном

размере по тарифам спецтехники, указанным в данном договоре.

6.7. Уплата любых неустоек, штрафов, пени, процентов, предусмотренных

законодательством Российской Федерации и/или настоящим Договором, за нарушение

любого обязательства, вытекающего из настоящего Договора, не освобождают

Стороны от исполнения такого обязательства в натуре, а также от возмещения

убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением такого обязательства, в

части, не покрытой штрафными санкциями.

6.8. Основанием для начисления и выплаты пени, неустоек и иных штрафных санкций

является письменная Претензия о выплате штрафных санкций, предъявляемая

Стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей принятое на себя

в соответствии настоящим Договором обязательство, при условии, что содержащиеся

в указанной Претензии требования соответствуют условиям настоящего Договора.

6.9. В случае отсутствия Претензии о выплате штрафных санкций пени, неустойки и иные

штрафные санкции не начисляются и не выплачиваются.

ФОРС-МАЖОР.

7.1. Если полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных

обязательств было вызвано наступлением форс-мажорных обстоятельств, возникших

после заключения настоящего договора, стороны освобождаются от ответственности

по договору. К форс-мажорным обстоятельствам относятся: стихийные бедствия,

эпидемии, война или военные действия, забастовки и иные чрезвычайные и

непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

7.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения своих обязательств по

настоящему договору, обязана незамедлительно письменно уведомить другую

сторону о наступлении форс-мажорных обстоятельств, предполагаемом сроке их

действия и прекращения.

7.3. Если указанные форс-мажорные обстоятельства повлияли на возможность исполнения

обязательств в срок, то этот срок соразмерно продлевается на время действия форс-

7.4. Если указанные форс-мажорные обстоятельства будут длиться свыше 30 (тридцати)

календарных дней, то каждая из сторон вправе расторгнуть настоящий договор,

уведомив об этом другую сторону в разумный срок. При этом ни одна из сторон не

будет требовать от другой стороны возмещения убытков.

7.5. Надлежащим доказательством наличия указанных обстоятельств и их

продолжительности будут служить свидетельства соответствующих торгово-

промышленных палат или акты органов государственной власти и управления.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ.

8.1. В случае возникновения споров, Стороны будут стремиться к их урегулированию

путем переговоров, а в случае, если Стороны не смогут прийти к соглашению, то все

споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством в

Арбитражном суде по местонахождению Исполнителя.

8.2. Стороны признают, что вся корреспонденция с электронных адресов Исполнителя и

на электронные адреса Исполнителя указанных в разделе 10 настоящего Договора

считается действительной и имеет юридическую силу с правом ее использования как

доказательство при разрешении Сторонами спорных вопросов, как в судебном, так и в

досудебном порядке. Обмен документами, а также переписка с использованием факса

и электронного адреса должны осуществляться Сторонами с 9.00 до 17.00 по

8.3. Стороны договорились, что срок рассмотрения уведомлений, претензий, по

исполнению Договора составляет 5 (пять) календарных дней.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector