Харизматическое лидерство вебер

Типология политического лидерства по М.Веберу.

Политический лидер — это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Данном случае в роли лидера, “…т.е. ведущей стороны, может выступать как отдельный человек, так и целая организация, в частности партия, государство и т.д. В роли ведомой — общество, этносы, группы, слои, отдельный индивид”

Очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.

С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидера характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан.

Политическое лидерство — понятие многозначное. Однако три аспекта являются определяющими. Это:

— личностные черты лидеров;

— инструменты осуществления ими власти;

— ситуации, с которыми сталкивается лидер.

Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная немецким философом и социологом М. Вебером. Она достаточно широко известна в нашем обществознании, поэтому остановимся лишь на трех идеальных типах лидерской легитимности, выделявшихся М. Вебером.

«Легальная легитимность». Она имеет рациональную основу, которая проявляется в вере в легальность нормативных правил и в право лидера, получившего свое место благодаря соблюдению этих правил. При такой легитимности подчинение является следствием легально установленного обезличенного порядка и не выходит за формальные рамки власти организации. Это власть поста, «кресла», которое занимает человек. Это «бюрократический» тип и, соответственно, стиль лидерства. Люди подчиняются бюрократу потому, что чувствуют себя бессильными перед огромным числом атрибутов власти, которыми он окружает себя.

«Традиционная легитимность». Ее основа предполагает укоренившуюся веру в святость древних традиций и «привычную» легитимность статуса традиционных правителей. Подчинение в этом случае является проявлением личной преданности и определяется рамками привычных обязанностей. Это «традиционный» тип и, соответственно, стиль лидерства. Это власть монарха, получающего ее по традиции, как бы автоматически, независимо от собственных качеств и проводимой им политики. Люди подчиняются монарху или любому другому традиционному лидеру потому, что так принято. Они не могут идти наперекор традиции.

«Харизматическая легитимность». Ее аффективная основа ведет к специфической преданности харизматическому лидеру. Она основана на вере в исключительную святость, героизм и образцовый характер лидера, обладающего исключительными качествами и достоинствами. Люди верят в то, что он олицетворяет нормативные образцы и отстаивает идеальный порядок. «Харизма» — это стяг, знамя, которые несет человек, олицетворяющий мечту, идеал и возглавляющий какое-то массовое шествие людей. Подчинение такому лидеру основывается на личном доверии и определяется рамками представления индивида о харизме. Подчиняясь, люди идут не столько за человеком, сколько за харизмой, которая дает ему влияние и авторитет. Власть харизматического лидера — это власть символа и, одновременно, того момента, когда этот символ поднят над толпой. Это власть человека яркого, но эта яркость идет не столько от человека, сколько от следующих за ним масс, наделяющих своей любовью и его, и поднятое им знамя. Такая власть фанатична, но ситуативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может быстро поблекнуть, утратив свое влияние.

Обычно принято выделять две главные составляющие харизмы. Во-первых, это ее удаленность от подчиненных. Влияние харизматического лидера возрастает пропорционально дистанции от ведомых. Во-вторых, это наличие чего-то необычного, что порождает эмоциональное возбуждение последователей. Подчеркнем: к харизматическому лидеру не бывает равнодушного отношения: его либо любят, либо ненавидят.

Со времен М. Вебера, разделяются три основных варианта харизмы:

1) харизма как символическое решение своих внутренних проблем через их проекцию на харизму и харизматического лидера;

2) харизма как защита от чужой власти через санкционированную такой харизмой агрессию под руководством (во имя, именем) харизматического лидера;

3) харизма как приписывание лидеру атрибутов, способствующих удовлетворению своих интересов.

(«Харизма (греч. karisma — «милость, благодать, божественный дар»), исключительная одаренность; наделенность какого-либо лица (харизматического лидера — пророка, проповедника, политического деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применен в социологических концепциях Э.Трельча и М. Вебера»).

Таким образом, даже из краткого обзора видно: в первой половине XX века лидеров классифицировали одновременно как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий — демократический).

Более современные теории, в основном, изучают авторитарный и демократический стили, чаще называя их по-другому: «ориентированный на задачу» и «ориентированный на личность».

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Типы лидерства м. Вебера.

Одна из первых типологий лидерства была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит типология авторитета лиц, осуществляющих власть. Авторитет – «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Под лидерством Вебер подразумевал способность «отдавать приказы и вызывать повиновение». М. Вебер выделяет следующие типы лидерства: — традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиции. Авторитет традиционного лидера опирается на многолетний обычай. Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества. Рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность». Чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое лидерство обезличено. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей магической, сверхъестественной силой. Понятие «харизма» означает «божья благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества, и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа характерна фанатичная преданность последователей лидеру. В этом М. Вебер видит важнейшие отличия этого типа лидерства от двух предыдущих. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое лидерство, происходит так называемая «рутинизация харизмы«.

Классификация политического лидерства.

С научной точки зрения, представляет интерес классификация лидеров. Различается формальная классификация, основанная на функциональном анализе, связанном с масштабами функций лидера. В основе классификации могут лежать и другие критерии, такие как содержание деятельности, стиль деятельности лидера, его авторитет и т.д. М. Г. Берне разделяет лидеров на две категории: «преобразователи» и «дельцы». «Преобразователи» действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития. «Дельцы» — сосредоточивают внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Согласно Берне, лидерство, формирующееся на основе партийно-политической деятельности, ведет к «деловому» типу. Тогда как лидерство, основанное на революционной деятельности, формирует «преобразующий» тип.

Польский политолог Е. Вятр по отношению к идеологии выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. В зависимости от отношения к сторонникам, Вятр выделяет типы лидера-харизматика, формирующего волю других, и лидера-представителя, выражающего волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам, Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, который стремится к смягчению конфликта, и лидера-фанатика, стремящегося к максимальному обострению конфликта. В зависимости от степени, в какой политик способен пересматривать ранее сформулированные суждения и учитывать чужие мнения, Вятр выделяет тип открытого лидера и лидера-догматика.

По отношению к действительности, Авцинова Г. В. выделяет три типа лидеров: реалист, фанатик и романтик. Реалист, выдвигая адекватные общественным потребностям цели и задачи, исходит из объективной реальности. Фанатик руководствуется своими идеологическими устремлениями, навязывая их обществу, совершенно не считаясь с реальностью. Романтик может увлечь массы какой-либо яркой идеей и ее скорейшим воплощением в жизнь, не задумываясь о возможных последствиях и реальной осуществимости идеи. По стилю деятельности выделяются авторитарный и демократический типы лидера. Авторитарный лидер — это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы слабы и проходят под контролем лидера. Активность подчиненных стимулируется административными и репрессивными методами. Демократические лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, распределяют ответственность среди членов группы и создают атмосферу сотрудничества. По характеру деятельности выделяются следующие типы лидерства: универсальное, т.е. постоянно проявляющееся качество лидера; ситуационное, проявляющееся качество лидера в определенной ситуации. По содержанию выделяются типы лидерства: а) лидер — вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения; б) лидер — исполнитель, организатор выполнения заданной программы; в) лидер – вдохновитель — организатор. По видам деятельности различают «формальное» и «неформальное» лидерство. Формальное лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.

Вопросы к семинару:

Понятие политического лидерства.

Основные функции и характеристики политического лидера.

Charismatic Leadership (Харизматическое лидерство) (Weber)

Трехсторонняя классификация власти. Объяснение харизматического лидерства Weber и др. (’22)

Лидерство? Описание

Харизматическое лидерство определяется Max Weber (Максом Вебером) как «основанное на преданности к исключительной святости, героизму или примерному характеру индивида и нормативным установкам или порядку, определенному им». Он определяет Charisma (Харизму) как «некое качество индивидуальной личности, благодаря которому она выделяется из среды обычных людей и воспринимается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями или качествами. Это качества, не доступные обычному человеку, но считающиеся божественного происхождения, и на их основе индивид воспринимается как лидер (. ). Каким образом анализируемое качество, в конечном итоге, будет рассматриваться с этической, эстетической или другой точки зрения безразлично с точки зрения определения».

Харизматические люди обладают исключительной способностью распространять сложные идеи в форме простых сообщений («у меня есть мечта»); они ведут диалог с помощью символов, аналогий, метафор и историй. Более того, им нравится риск, и они нуждаются в нем, они большие оптимисты и восстают против традиционности.

Изображены харизматические лидеры по мере того как организационные герои или волшебные лидеры имеют Социальную основу власти для того чтобы оркестровать обороты, запустить новые предприятия, воодушевить организационное обновление, и получить внесметное исполнение от членов организации. Эти лидеры вдохновляют доверие и веру. Конечно, нет никакой гарантии, что миссия будет правильной, этичной или успешной.

Происхождение модели харизматического лидерства. История

Немецкий социолог Max Weber, работавший в 1920-х, различал 3 идеальных вида лидерства, доминирования и власти:

Харизматическое доминирование (наследственное и религиозное), Феодальное/традиционное доминирование (главы рода, патримониальности, феодализма), и Бюрократическое/правовое доминирование (современный закон и порядок, бюрократия).

Robert House (1977) использовал 4 фразы для определения харизматического лидерства:

Доминирующее. Сильное желание оказывать влияние на других. Самоуверенное. Сильное чувство в отношении собственных моральных ценностей.

Conger & Kanungo (1998) описывают 5 поведенческих свойств харизматических лидеров:

Видение и выражение. Чувствительность к среде. Чувствительность к потребностям членов. Личный риск. Демонстрация нетрадиционного поведения.

В посследнее время харизма характеризуется как Театральная (Gardner & Alvolio, 1998): харизматическое лидерство представляет собой процесс управления впечатлением. Сравните с: EPIC ADVISERS (ЭПИЧЕСКИЕ СОВЕТНИКИ).

Применение стиля харизматического лидерства. Формы применения

    В трудные периоды или трудных обстоятельствах, таких как срочные организационные реформы. Сравните: Crisis Management (Антикризисное управление). Заметьте, что согласно Weber, харизматический лидер не обязательно положителен. И Махатма Ганди, и Адольф Гитлер были харизматическими лидерами. Сравните: Servant-Leadership (Служащий-лидер) См. теорию Центральная группа (Core Group) для выяснения некоторых механизмов, характерных для харизматического лидерства.

Стадии в подходе харизматического лидерства. Процесс

Jay Conger (1989) предложил соедующую четырехэтапную модель харизматического лидерства:

Постоянная оценка среды и Формулирование видения. Сообщение видения, используя мотивационные и убедительные аргументы. Создание доверия и приверженности. подчиненные должны желать и поддержать цели лидера, и этого надо достичь средствами, отличными от принуждения; укрепление доверия и обоснованности целей; это с вероятностью может быть реализовано через личный риск, нетрадиционные компетенции и самопожертвование. Достижение видения. Использование ролевого моделирования, расширения полномочий сотрудников и нетрадиционной тактики.

Харизматическое лидерство вебер

Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства:

1. традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран Азии и Африки (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания, Оман, Кувейт).

2. рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).

3. харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, — вере в его харизму (от греч. — дар божий). Для Вебера «харизмаэто качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям» Вебер М. Харизматическое господство // Социологическое исследование. — 1988. — №5. — с.139.

В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющих более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, то есть трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный тип.

Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, например, в период модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция).

Харизматический лидер

Харизмой древние греки называли дар богов. Теперь это вера последователей в исключительные свойства своего лидера, которые обычно приписываются ему его окружением, его организацией и раздуваются мощными СМИ.

Термин харизма, который предложил М. Вебер, означает «экстраординарные качества личности, независимо от того, являются ли они реальными, желаемыми или предполагаемыми. Харизму нельзя купить, продать или передать по наследству: она уникальна и не тиражируема» Василенко И. А. Политическая философия. — 2004. — с.97.. Харизма «неистового воина» проявлялась в маниакальных приступах ярости, которые он испытывал в битве. Известно, что в Византии в Средние века таких воинов, одаренных харизмой, считали орудием войны. Харизма шаманов и магов выражалась в приступах мистического экстаза, которым они заражали и подчиняли толпу.

Харизматические вожди должны иметь некий физический недостаток или психический изъян, а также особенную личную историю. Обычно это весьма эксцентричные, неуравновешенные люди, часто — фанатики с горящим взглядом и отрывистой речью, иногда они приходят из другого региона или другой страны: нет пророка в своем отечестве. Сталин приехал из Грузии, Наполеон пришел с Корсики. Моисей заикался, Ленин — картавил, Рузвельт был разбит параличом, а Наполеон был чрезвычайно мал ростом.

То, что для обычного человека является недостатком, становится у харизматиков достоинством — символом магической власти. Они отделяются от остальных, и на них возлагается задача преодолеть общественный беспорядок и вернуть мир обществу.

Лидер подобного типа обладает чувством миссии радикального политического изменения и особого предназначения спасти нацию. Типичным для лидера выступает значимая личная представительность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии. Классическими историческими примерами можно назвать фигуры Ганди, Гитлера, Мао Цзэдуна (времен Великой культурной революции в Китае).

Полезное уточнение понятия вносит различие между «харизмой кутюрье» и «харизмой масс». Последняя относится к способности лидера апеллировать к массам, первое же соотносится со способностью вызывать преданность внутреннего круга, ядра сторонников. Одни обладают ярко выраженной харизмой кружка и не обязательно отличаются массовой харизмой. Ленин широко почитался среди большевистского ядра, однако спорным остаются вопросы: был ли он сильным оратором, и было ли широким признание его человеком особого предназначения в России в начале 20-х годов XX века. Первоначальное значение харизмы связано с притягательностью для масс. Тем не менее связь с внутренним ядром сторонников может быть важной, осуществляясь по-разному — управление партии из глухого уголка и обеспечение согласия политики с политикой лидера при помощи партийных соратников.

После Октябрьской революции Ленин обрел преимущество благодаря ореолу главы государства, вступившего на путь радикального социального изменения. Тем не менее не всякое занятие высшего поста дарит харизму.

Президентство дало Эйзенхауэру власть, притягательность и уважение, но не сделало его харизматическим лидером. Важно помнить основное значение харизмы — мощная поддержка личности, которую воспринимают как ведомую чувством особой миссии или предназначения.

Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.

Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской революции Робеспьера? А может быть наоборот? Вера Гитлера в собственное предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем самым углубилось кризисное состояние Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его к вере в наличие революционной ситуации в 1917 г.

Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию — удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случаи появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.

Часто слепое доверие и поклонение многих своему политическому лидеру подкрепляется господствующей идеологией, религией. Люди неохотно расстаются с верой, позволяющее им надеяться на лучшее будущее. Харизма способна выдержать даже крутые повороты и разрушается только неопровержимым банкротством. Часто она сохраняется и после жизни лидера, преемники которого ее эксплуатируют. Харизматическими лидерами были В. Ленин, И. Сталин, Б. Муссолини, Р. Хомейни, С. Хусейн (Ирак) и остаются М. Кадаффи (Ливия), Ф. Кастро (Куба) и некоторые другие в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В конформистских политических культурах такие лидеры провозглашаются вождями, чем подчеркивается их особая, подобная родоплеменной, связь с последователями.

Иногда харизматический лидер дает начало ряду традиционных — своих преемников, как было в СССР после В. Ленина и в Китае после Мао Цзэдуна. Случается, что традиционный лидер превращается в харизматического, что произошло ненадолго с Н. Хрущевым. Лидер, начавший как харизматический, может, растеряв харизму, в определенных условиях стать рациональным, как произошло к 1996 году с Б. Ельциным.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector