Гпк медиация по согласию сторон только

Медиация

Понятие и сущность медиации

С 1 января 2011 г. Законом о медиации введен альтернативный способ разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений — с использованием процедуры медиации.

В указанном законе сформулированы принципы проведения процедуры медиации, установлена конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, и условие ее раскрытия, определены условия применения процедуры медиации, содержание и форма соглашения о проведении процедуры медиации, порядок выбора, назначение медиатора и порядок проведения процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации и условия ее прекращения.

Медиация представляет собой форму внесудебного разрешения спора с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).

Этот способ предусматривает упрощенный порядок разрешения споров, при котором стороны приходят к решению, удовлетворяющему обе стороны. Роль медиатора состоит в приведении стороны к принятию взаимоприемлемого решения, которое изначально может быть скрыто эмоциями и личными взаимоотношениями сторон.

Цель медиации — обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

Закон о медиации позволяет проводить процедуру медиации двум группам медиаторов, предъявляя к ним разные требования.

Медиатором, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование и прошедшее курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Медиатором, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости.

Таким образом, медиатору необязательно иметь юридическое образование. Однако полагаем, что для проведения медиации по правовым спорам медиатор должен обладать специальными юридическими познаниями.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено законом.

Закон о медиации различает три вида соглашений, опосредующих отношения в сфере применения процедуры медиации:

  1. соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора, который возник или может возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
  2. соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора, возникшего между сторонами;
  3. медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору и заключенной в письменной форме. Медиативное соглашение, как и всякий гражданско-правовой договор, может быть изменено или расторгнуто по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 4 Закона о медиации ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой только при условии составления договора в письменной форме.

По общему правилу правовыми последствиями заключения соглашения о применении процедуры медиации, исходя из принципа свободы договора, является добровольное обращение сторон к медиатору или организации и урегулированию спора в рамках процедуры медиации.

В настоящее время, если при заключенном соглашении о применении процедуры медиации в суд обращается сторона, которая не согласна участвовать в процедуре медиации и требует рассмотрения дела в суде, суд принимает исковое заявление, что дает возможность сторонам нарушить заключенное соглашение. Отдельные проблемы, возникающие в практике медиации, вынуждают искать новые эффективные способы защиты прав, близкие к медиации, но лишенные ее отдельных недостатков.

Примирение сторон в соответствии со ст. 149 ГПК РФ является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству. На данной стадии судья предлагает сторонам заключить мировое соглашение, в том числе и с помощью процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства.

Намерение сторон о проведении процедуры медиации также выясняется председательствующим на стадии рассмотрения дела по существу (ст. 172 ГПК РФ).

Как показывает анализ Справки о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утвержденной Президиумом Верховного Суда рФ от 1 апреля 2015 г., примирительные процедуры имеют наибольший эффект именно в данной стадии судебного разбирательства.

Суд имеет право отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон, в случае принятия ими решений о проведении процедуры медиации (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о медиации медиатор и стороны должны предпринимать все возможные меры для завершения процедуры медиации в течение указанного срока. Стороны не должны препятствовать медиации, затягивать ее проведение, уклоняться от участия в процедуре, сообщать ложную информацию и нарушать принципы проведения процедуры медиации, указанные в ст. 3 Закона о медиации.

В случае достижения медиативного соглашения при наличии судебного разбирательства на обсуждение ставится вопрос о том, каким образом прекратить производство по делу. ГПК РФ говорит о том, что в результате проведения сторонами процедуры медиации достигнутое медиативное соглашение может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения (ст. 169 ГПК РФ).

Максимальный срок проведения процедуры медиации с учетом сложности спора составляет 180 дней. Перечень случаев, указывающих на сложность разрешаемого спора, является открытым, в каждом деле медиатор определяет это самостоятельно с учетом обстоятельств конкретного дела, а также необходимо наличие договоренности сторон.

Несмотря на договоренность сторон, медиатор вправе не продлевать процедуру, если посчитает ее проведение нецелесообразным. Медиатор направляет сторонам заявление в письменной форме о прекращении процедуры медиации.

Применение на практике процедуры медиации, как правило, сокращает издержки судопроизводства, снижает нагрузку на судебную систему и приводит к добровольному исполнению достигнутого соглашения.

Медиация и исполнительное производство

Принятый в 2010 г. Закон о медиации напрямую не говорит о возможности обращения к процедуре медиации в ходе исполнительного производства, вместе с тем потенциал медиации может быть использован при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

По своей правовой природе исполнительное производство как вид юрисдикционной деятельности является бесспорным.

Судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по рассмотрению и разрешению правовых споров. Пристав обязан исполнить судебное постановление, вступившее в законную силу.

И в соответствии с Законом об исполнительном производстве, при возникновении споров в ходе исполнительного производства, связанных с действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя, с защитой прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве, их разрешение осуществляет суд.

В ст. 2 ГПК РФ сформулированы общие для всего гражданского судопроизводства основные и производные конечные задачи.

Основные задачи: защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, и иных правоотношений.

Производные задачи: укрепление законности правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Гражданское процессуальное законодательство не ставит задачи примирения сторон или содействия такому примирению. Вместе с тем ст. 148 ГПК РФ среди задач подготовки дела к судебному разбирательству выделяет задачу примирения сторон, для решения которой суд обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации.

Гражданский процесс не заканчивается вынесением судебного акта и выдачей исполнительного листа. Если должник не исполняет судебный акт своевременно и в добровольном порядке, значит гарантированная Конституций РФ защита нарушенных прав не может быть признана действенной.

Для проведения процедуры медиации на стадии исполнительного производства во многом зависит от взаимодействия судов и судебных-приставов —исполнителей. Безусловно необходимо разъяснить сторонам исполнительного производства о праве на обращение к процедуре медиации.

Однако обращаем внимание, что у взыскателя и должника может отсутствовать информированность о том, что такое процедура медиации, какие у нее есть возможности и ограничения, принципы проведения процедуры и последствия ее завершения.

Для решения указанной проблемы в судах общей юрисдикции создают буклеты, информационные стенды, находящиеся в помещениях судов, где отражается основная информация о процедуре медиации, на интернет-сайтах судов размещают сведения о медиаторах.

Действующее законодательство об исполнительном производстве не дает ответа на вопрос, как должен поступить судебный пристав-исполнитель в случае обращения сторон к процедуре медиации в ходе исполнительного производства.

Полагаем, что такое обращение будет являться основанием для приостановления исполнительных действий. Необходимо учитывать, что процедура медиации является добровольной и предполагает наличие обоюдного согласия сторон на приостановление исполнительного производства, при отсутствии согласия хотя бы одной стороны препятствует приостановлению исполнительных действий.

Законом об исполнительном производстве не установлено такое основание, как заключение медиативного соглашения, для завершения исполнительного производства.

В случае заключения медиативного соглашения на данной стадии возможно несколько вариантов развития исполнительного производства:

  1. окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;
  2. окончание исполнительного производства на основании заявления взыскателя о возвращении ему исполнительного документа;
  3. прекращение исполнительного производства в связи с заключением сторонами медиативного соглашения в случае утверждения его судом в качестве мирового соглашения;
  4. прекращение исполнительного производства в связи с отказом взыскателя от взыскания и принятием такого отказа судом.

Как поправят АПК и ГПК из-за появления в судах посредников-медиаторов

Как ранее сообщалось, Президент РФ Дмитрий Медведев 11 марта внес в Государственную Думу проекты Федеральных законов № 341071-5 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и № 341063-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Как говорится в пояснительной записке к последнему законопроекту, проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — законопроект) подготовлен и подлежит рассмотрению одновременно с проектом федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Законопроект призван обеспечить условия для внедрения процедуры медиации в правовую систему Российской Федерации и для применения норм федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в случае его принятия.

Законопроектом предполагается решить ряд вопросов, касающихся порядка применения процедуры медиации в отношении споров, находящихся на разрешении в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или в третейском суде, а также установить процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.

Законопроектом вносятся в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» изменения, в соответствии с которым регламентируется порядок проведения сторонами процедуры медиации на любой стадии рассмотрения спора судом, арбитражным судом или третейским судом. В АПК РФ и ГПК РФ медиация законодательно закрепляется как одна из примирительных процедур. Таким образом, процедура медиации в рамках гражданского либо соответственно арбитражного процесса будет регламентироваться содержащимися в указанных кодексах положениями, определяющими порядок использования этой примирительной процедуры.

Законопроектом предусматривается обеспечение независимости медиаторов путем закрепления процессуальных гарантий их деятельности, в частности недопустимость допроса медиаторов в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением своей деятельности. Такие нормы предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ.

Еще одна важная задача законопроекта — установить течение срока исковой давности при использовании сторонами спора процедуры медиации. В связи с этим предлагается дополнить часть первую статьи 203 ГК РФ положением, в соответствии с которым течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации. Это позволит предоставить сторонам гарантии надлежащей защиты их прав, в том числе гарантировать право на судебную защиту. В этой части законопроект полностью соответствует требованиям Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 21 мая 2008 г. № 2008/52.

Кроме того, законопроектом решается вопрос о рекламе услуг медиаторов. В Федеральном законе «О рекламе» предлагается установить специальные требования к рекламе услуг медиаторов в целях воспрепятствования размещению рекламы услуг в области медиации ненадлежащего качества. В частности, предусматривается установить запрет на рекламу услуг тех медиаторов, которые не прошли соответствующего профессионального обучения и не имеют подтверждающих это обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов. Реклама услуг медиаторов должна содержать информацию о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения.

Ниже следует тест законопроекта, предоставленный пресс-службой Государственной Думы:

« Проект

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Статья 1

Часть первую статьи 203 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) изложить в следующей редакции:

«Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, заключением сторонами соглашения о проведении процедуры медиации, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.».

Статья 2

Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст. 3012) следующие изменения:

1) статью 56 дополнить частью 5 1 следующего содержания: «5. Не подлежат допросу в качестве свидетелей посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей.»;

2) пункт 2 части 1 статьи 135 изложить в следующей редакции: «2) разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору в порядке, установленном федеральным законом, и последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон;»;

3) часть 2 статьи 138 изложить в следующей редакции: «2. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.»;

4) пункт 9 части 2 статьи 153 после слов «мировым соглашением» дополнить словами «или использовать процедуру медиации»;

а) часть 2 после слова «посреднику» дополнить словами «, в том числе к медиатору,»;

б) часть 7 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, указанном в части 2 настоящей статьи, судебное разбирательство может быть отложено на срок, не превышающий шестидесяти дней.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3019) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.»;

2) главу I дополнить статьей 6 следующего содержания:

«Статья 6′. Использование процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде

1. Проведение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, предусмотренном федеральным законом, и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.».

Статья 4

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532) следующие изменения:

1) пункт 1 части третьей статьи 69 изложить в следующей редакции: «1) представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, медиаторы — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора;»;

2) пункт 5 части первой статьи 150 изложить в следующей редакции: «5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного процесса;»;

3) часть первую статьи 169 дополнить предложением следующего содержания: «Суд может отложить разбирательство дела на срок, не
превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.»;

4) статью 172 дополнить словами «или провести процедуру медиации».

Статья 5

Главу 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; 2007, №7, ст. 839; 2008, №20, ст. 2255; 2009, №51, ст. 6157) дополнить статьей 30′ следующего содержания:

«Статья 30 1 . Реклама услуг медиаторов

1. Реклама услуг медиаторов, не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих это обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов, не допускается.

2. Реклама услуг медиаторов должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения, а реклама услуг организации, осуществляющей оказание услуг по проведению процедуры медиации, -источник информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации и квалификационных требованиях к медиаторам.

3. Реклама услуг медиаторов не должна содержать утверждения о том, что использование процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.».

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. «

Мировое соглашение

версия для печати

Статьей 12 ГПК РФ предусмотрено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершенияпроцессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Предусмотренный ГПК РФ принцип состязательности в современном гражданском процессе направлен на то, чтобы всестороннее рассмотрение дела, принятие судом законного и обоснованного решения обеспечивались обширными возможностями сторон проявлять в процессе свою инициативу и активность, приводить доводы в обоснование своей позиции и отвергать доказательства и аргументы противоположной стороны.

Стороны в гражданском процессе в соответствии с принципом диспозитивности наделены рядом так называемых распорядительных полномочий, позволяющих им как субъектам спорного материального правоотношения влиять на предмет судебного разбирательства, в том числе изменять его, а также распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами.

Истец может снять свои материально-правовые притязания к ответчику, заявив полный или частичный отказ от исковых требований. Ответчик вправе признать иск и тем самым отказаться от защиты против предъявленных к нему материально-правовых требований истца. Стороны могут пойти в своем споре на взаимные уступки и заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение — это соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Право стороны заключить мировое соглашение предусмотрено ст. 39, 173 ГПК РФ. Поскольку суть мирового соглашения состоит в достижении сторонами согласия об условиях разрешения спора, необходимость в дальнейшем судебном разбирательстве отпадает.

Возможность разрешения спора путем мирового соглашения выясняется судьей и в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.

Отказ истца от иска и заключение сторонами мирового соглашения допускается на любой стадии гражданского процесса, в том числе в суде кассационной инстанции (ст. 346 ГПК РФ) и в исполнительном производстве (ч. 2 ст. 439 ГПК РФ). Признание иска ответчиком возможно при рассмотрении дела в суде первой инстанции (ст. 173), а также в суде апелляционной инстанции, поскольку апелляционное производство осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 2 ст. 327 ГПК РФ). Распорядительные действия сторон могут быть реализованы и процессуально закреплены при подготовке дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании (ч. 1 ст. 152 ГПК РФ).

При заключении мирового соглашения стороны могут предусмотреть порядок распределения судебных расходов, а также расходов по оплате помощи представителя. Соглашение может быть заключено не только во время судебного разбирательства, но и в других стадиях процесса — при рассмотрении дела кассационной инстанцией, в стадии исполнения судебного решения.

Суду же принадлежит и контроль за законностью соглашения: он не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает чьи-либо права или интересы. Условия соглашения, изложенные устно, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами. Мировое соглашение, представленное в письменном виде, приобщается к делу. При утверждении мирового соглашения суд выносит определение о прекращении производства по делу, в котором указываются условия достигнутого соглашения.

Мировое соглашение не допускается в тех случаях, когда оно затрагивает интересы государства или лиц, не участвовавших в деле, ущемляет права и законные интересы сторон по делу. К примеру, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 31 июля 1981 г. N 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом» в п. 15 указал, что, утверждая мировое соглашение о разделе жилого дома, суд согласно ст. 34 ГПК РСФСР обязан проверить, не противоречит ли мировое соглашение закону и не нарушает ли оно чьи-либо права и охраняемые законом интересы, имеется ли техническая возможность раздела дома в соответствии с условиями мирового соглашения.

Правовые последствия вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения состоят в том, что вторичное рассмотрение спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям исключается.

опубликовано 24.06.2014 13:32 (МСК), изменено 24.06.2014

Медиация на этапе судебного производства. Обзор судебной практики по ФЗ № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

В рамках пятого года действия Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 представляем обзор судебной практики о применении процедуры медиации на этапе судебного производства.

  • Использование процедуры медиации возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Источник: п. 2 Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»

  • Не соблюдение требований медиативной оговорки о досудебном урегулировании спора является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ).

Источник: Апелляционное определение Московского городского суда от 02.09.2014 по делу № 33-18033

  • Процедура медиации не может быть применена, когда затрагиваются публичные интересы (например, дела, вытекающие из публично-правовых отношений, налоговые, пенсионные споры и т.п.)

Источник: Письмо Красноярского краевого суда от 15.09.2011 № 08-08-08

  • Если сторона обратившаяся с ходатайством об отложении судебного заседания с целью проведения процедуры медиации уклоняется или отказывается от участия в процедуре, суд вправе отнести на такую сторону все судебные расходы по делу.

Источник: п. 7 Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»

Сроки проведения процедуры медиации на этапе судебного производства

  • Основанием для приостановления срока исковой давности является подписанное соглашение о проведении процедуры медиации, обращение одной из сторон к медиатору таковым не является.

Источник: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.04.2012 по делу № 33-4890/2012

  • Если обе стороны заявляют ходатайство об обращении за содействием к медиатору или ходатайство заявляет одна из сторон при отсутствии возражений другой стороны, арбитражный суд вправе отложить проведение предварительного судебного заседания на срок, не превышающий шестидесяти дней.

Источник: п. 5 Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»

  • Суд отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с инициированием процедуры медиации, если одна из сторон судебного процесса возражает против ее проведения.

Источник: Постановление 18 Арбитражного апелляционного суда по делу № А47-2668/2014

Источник: Решение арбитражного суда Псковской области от 13.03.2015 по делу № А52-4139/2014

  • Суд отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с инициированием процедуры медиации, если одна из сторон судебного процесса не подтверждает в судебном процессе своего волеизъявления на проведение процедуры

Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.03.2011 по делу № А60-12958/2010

  • В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора и с согласия медиатора отложение дела судом допускается на срок проведения процедуры медиации до 180 дней.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

  • По смыслу статьи 13 193-ФЗ сроки проведения процедуры медиации определяются сторонами соглашением о проведении процедуры медиации. стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем 60 дней.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

  • Если стороны проводили процедуру медиации до обращения в суд, то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

  • Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры. При этом указанный в соглашении срок не может превышать срок, установленный в Законе.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

  • Если в период отложения стороны не достигли примирения или отказались от проведения процедуры суд по заявлению стороны или по своей инициативе вправе назначить судебное заседание на более раннюю дату.

Источник: п. 6 Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»

  • Отложение разбирательства дела в связи с проведением процедуры медиации не может быть расценено как нарушение разумных сроков.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

Расходы, связанные с проведением процедуры медиации

  • Суммы, подлежащие выплате медиатору в случае осуществления деятельности по проведению процедуры медиации на платной основе, не могут быть отнесены к судебным издержкам (статья 94 ГПК РФ).

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

Попытки взыскать услуги на оплату услуг медиатора встречаются до и после разъяснений ВС РФ от 06.06.2012:

  • Заключение одной из сторон спора соглашения о проведении процедуры медиации без участия второй стороны не может являться основанием для взыскания расходов

Источник: Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2014 по делу № А45-10825/2014,

  • Стороне отказано во взыскании расходов на проведение процедуры медиации по причине отсутствия подписанного сторонами соглашения о проведении процедуры медиации

Источник: Апелляционное определение Белгородского областного суда от 22.05.2012 по делу № 33-1334

  • В случае неоплаты медиатору указанных услуг, предусмотренных таким соглашением, расходы на их проведение подлежат взысканию по иску медиатора.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

Утверждение медиативного соглашения в судебном процессе

  • Медиативное соглашение, представленное суду рассматривается судом для утверждения в качестве мирового соглашения.

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)».

  • Медиативное соглашение может касаться части заявленных требований, при этом суду не требуется выделять данные требования в отдельное производство.

Источник: пп. «а», ст. 17 Справки Верховного суда РФ от 01.05.2015 «О практике применения судами федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации» за период с 2013 по 2014 год».

  • По итогам процедуры медиации стороны могут: заключить мировое соглашение (1), частично или полностью отказаться от иска (2), частично или полностью признать иск (3), признать обстоятельства, на которых сторона основывает свои требования (4), уменьшить размер исковых требований (5).

Источник: п. 8 Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»

Источник: Справка Верховного суда РФ от 06.06.2012 «О практике применения федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участие посредника (процедуре медиации)»

Успешно проведенные процедуры медиации в рамках судебного процесса

  • Судом утверждено медиативное соглашение между ООО «Торговый дом «Меркурий» и ЗАО «Колос Приазорья» по спору о взыскании задолженности за поставленную продукцию.

Источник: Постановление 15 Арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу № А32-35925/2010

  • По итогам проведенной процедуры медиации между Компанией «Лисмор пропертиз», ООО «ЖК «Никольское», «Благотворительным фондом поддержки детей сирот», ОАО «Агрокомплекс Дмитровский», ООО «ИП «Белый Раст», ООО «Логистический центр «Никольское», ООО «Земельная компания «Никольское» по спору о признании недействительным договора и решений общего собрания судом утверждено мировое соглашение.

Источник: Постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу № А41-12288/2008

  • Судом утверждено медиативное соглашение между ООО «Сибтранс-сервис» и ООО «Мортэк» по спору о взыскании договорной неустойки.

Источник: Определение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2015 по делу № А51-32834/2014

  • По результатам проведений процедуры медиации между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и ООО «Залирский союз лесопромышленников» судом принят отказ от иска.

Источник: Постановление 18 Арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу № А07-4691/2014

  • Судом утверждено медиативное соглашение между К.И.С. и С.Ю.Д. по спору о сносе незаконно возведенных построек.

Источник: Определение Таганрогского городского суда от 06.03.2015 по делу № 2-107/2015

  • Судом утверждено медиативное соглашение между Общеобразовательным учреждением Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 4 и ООО «Каталина» по спору о расторжении контракта (44-ФЗ).

Источник: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2014 по делу № А53-21811/2014

  • Судом утверждено медиативное соглашение между ООО «Основа» и ООО «Комуналсервис» по спору о взыскании неосновательного обогащения (договор аренды).

Источник: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2014 по делу № А53-18666/2014

  • Судом утверждено медиативное соглашение между М.Д.П. и М.А.А. по спору о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Источник: Определение Бийского городского суда от 15.01.2015 по делу № 2-97/2015

Процессуальная роль Медиатора в судебном процессе

  • Медиатор не вправе знакомиться с материалами судебного дела.

Источник: пп. «б» ст. 19 Справки Верховного суда РФ от 01.05.2015 «О практике применения судами федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации» за период с 2013 по 2014 год»

  • Суд не должен совершать в отношении медиатора каких-либо процессуальных действий, которые в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ совершаются в отношении лиц участвующих в деле.

Источник: пп. «в» ст. 19 Справки Верховного суда РФ от 01.05.2015 «О практике применения судами федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации» за период с 2013 по 2014 год»

Информация размещена в информационных целях и не является юридической консультацией или заключением. Поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения, в случае возникновения вопросов обратитесь за профессиональной юридической консультацией.

По вопросам, связанным с оказанием юридических услуг по сопровождению судебных споров, Вы можете обратиться к автору:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector