Государственные инспекторы труда следят

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Как проходит проверка трудовой инспекции?

Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

Общие положения

Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

Основания

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

  1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
  2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
  3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
  4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
  5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

  • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
  • С момента регистрации компании прошло 3 года;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

  1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
  2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
  3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
  4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

Срок проведения

Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

  • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
  • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
  • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
  • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

Требования к организации

Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

  1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
  3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
  4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
  5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

Из документов инспекторы проверяют:

  1. Трудовые договоры.
  2. Кадровые приказы.
  3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
  4. Трудовые книжки работников.
  5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
  6. Больничные и графики отпусков.
  7. Документы по рабочим графикам.
  8. Журналы учетов.

Государственный акт

Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

Сведения, которые нужно указывать в акте:

  1. Время и дата составления.
  2. Название организации, которая проводила инспектирование.
  3. Данные приказа о проверке.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Название инспектируемой организации.
  6. Место проверки и ее длительность.
  7. Данные о результатах проверки.
  8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
  9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
  10. Подпись инспектора.

Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

Результаты

При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

  • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
  • Наложение административного штрафа;
  • Приостановление деятельности организации.

Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

  • Нарушения норм трудового права;
  • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
  • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
  • Нарушение норм по охране труда;
  • Нарушения правил проведения проверки;

Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

  • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
  • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
  • Повторное нарушение норм по охране труда.

Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

Полезное видео

Заключение

Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

Государственные инспекторы труда

Государственный инспектор труда – это должностное лицо Федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия государственных инспекторов труда и порядок осуществления их надзорно-контрольной деятельности закреплены в Трудовом кодексе РФ и Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют право:

  • В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспре­пятственно в любое время суток при наличии удостоверений уста­новленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц.
  • Запрашивать у работодателей и их представителей, органов ис­полнительной власти и органов местного самоуправления и безвоз­мездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
  • Изымать для анализа образцы используемых или обрабатывае­мых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представи­теля и составлять соответствующий акт.
  • Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
  • Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисципли­нарной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке.
  • Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
  • Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж но охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
  • Запрещать использование средств индивидуальной и коллек­тивной зашиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законо­дательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Составлять протоколы и рассматривать дела об административ­ных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинен­ного здоровью работников на производстве.
  • Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индиви­дуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обяза­тельному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения ра­ботодателем или его представителем.

Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора обязаны:

  • Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
  • Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, с читать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Порядок организации и проведения проверок работодателей

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
  • Обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и (или) надзор, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем.
  • Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений Главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector