Беспроцентный займ сотруднику в автономном учреждении

Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Бюджетное учреждение может выдавать займы работникам за счет средств, полученных от деятельности , приносящей доход (за счет чистой прибыли), если предоставление указанных займов предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации и данное направление расходования средств предусмотрено в генеральном разрешении (разрешении) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Расходы на указанные цели должны быть также предусмотрены в смете доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, и отражаться в бюджетном учете на счете 2 207 01 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“.

Порядок оформления займа

определен Гражданским кодексом Российской Федерации (Далее — ГК РФ). С работником, которому выдают заем, необходимо заключить договор займа. Основные требования к договору займа содержатся в гл. 42 ГК РФ. По данному договору одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить: валюту займа, сумму, срок, на
который выдаются денежные средства, способ уплаты, размер и порядок уплаты процентов, если заем не беспроцентный (проценты уплачиваются ежемесячно или в полном объеме в день полного погашения основного долга). Можно предусмотреть в договоре, что работник возвращает долг частями. В случае, если заемщиком будет пропущен один из сроков, согласно положениям п. 2 ст. 811 ГК РФ заимодавец вправе потребовать досрочно вернуть всю оставшуюся сумму. Кроме того, в договоре может быть предусмотрено, что заем выдается на определенные цели. В соответствии с п. 2 ст. 814 ГК РФ целевой заем может быть взыскан досрочно.

Если заем беспроцентный или выдан под льготные проценты, у сотрудника возникает материальная выгода от экономии на

процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ).

Единый социальный налог при этом не начисляется, поскольку материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного (льготного) займа, не является выплатой по трудовому договору и, следовательно, не признается объектом обложения единым социальным налогом. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/101.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с материальной выгоды необходимо удержать с работника. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) российские организации, от которых (или в результате отношений с которыми) налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с указанных доходов (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, из которой производится удержание.

С суммы материальной выгоды НДФЛ удерживается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. К налоговой базе, облагаемой НДФЛ по повышенной ставке, налоговые вычеты

не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Порядок расчета материальной выгоды установлен п. 2 ст. 212 НК РФ. При получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах за пользование заемными средствами, полученными от учреждения, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. При беспроцентном займе налоговая база определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, действующей на дату получения заемных средств, и оставшейся части долга по займу. При расчете материальной выгоды берется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала на дату выдачи займа работнику. Все последующие изменения ставки в расчете материальной выгоды не учитываются.

Датой фактического получения доходов в виде материальной выгоды является день уплаты работником процентов по полученным заемным средствам (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

При беспроцентных займах фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Если заем выдается на несколько лет, а возврат денежных средств в полной сумме осуществляется по окончании срока договора займа, налоговая база при получении материальной выгоды в

Беспроцентный займ сотруднику в автономном учреждении

Правоотношения сторон по договору займа регулируются § 1 г л. 42 ГК РФ. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег(сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ). Договор займа должен быть составлен в письменной форме.

Если в качестве предмета займа выступают денежные средства, то возвращены должны быть именно денежные средства, а не другие товарно-материальные ценности, так как в данном случае договор будет переквалифицирован в договор купли-продажи и сделка признана ничтожной.

При передаче денег(иных ценностей) подтверждением заключения договора займа могут выступать:

  • расходный кассовый ордер с подписью сотрудника за полученные наличные средства – при выдаче наличных денежных средств;
  • выписка из кредитного учреждения о списании денежных средств с расчетного счета компании-заимодавца – при перечислении денежных средств на счет сотрудника;
  • акт передачи имущества или иной документ, удостоверяющий передачу, – при предоставлении займа в неденежной форме.

Правомерно ли это? Является ли он доходом? Нужно ли к кассовому поступлению (с проводкой Дт 201.11 Кт 301.14) добавлять проводку с 17, 18 счетами при поступлении займа? Если да то какое косгу для них проставлять? Учет расчетов по займам, предоставленным автономным учреждением, ведется на счете 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» в порядке, предусмотренном п.

Вопрос

Заемщик обязуется вернуть долг в оговоренные сроки. Может ли организация выдать беспроцентный займ сотруднику? Оформление беспроцентного займа от компании совершенно законно.

Счет предназначен для учета расчетов по предоставленным в порядке, предусмотренном законодательством РФ, суммам заимствований и начисленным по ним в соответствии с условиями предоставления заимствований процентам, штрафам и пеням. Многие компании оказывают финансовую поддержку своим сотрудникам, предоставляя займы на более выгодных условиях, чем кредит в банке. Как учредитель вы можете взять деньги в долг, независимо от того, являетесь работником или нет. Как правильно оформить заём? Какие условия будут выгодны для обеих сторон?

В соответствии с действующим гражданским законодательством заключаемые договоры займа могут носить как возмездный, так и безвозмездный характер. В первом случае при заключении договора стороны определяют плату за пользование заемными деньгами – проценты, которые обязан уплачивать заемщик заимодавцу, а также порядок и сроки их уплаты. Во втором – денежные средства выдаются взаймы без уплаты дополнительных процентов.

В 2018 году набирают обороты услуги от учредителей, компаний предоставляющие своим работникам ссуды без переплат, то есть беспроцентный заем.

Данная группа детализирована статьями аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 710 и 720, в рамках которых группируются операции, связанные с увеличением обязательств.

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.

Нигде не могу найти информацию, о том как как бюджетному учреждению отразить в учете займ, беспроцентный (у стороннего предприятия, физ лица)? Правомерно ли это? Является ли он доходом?

Учет расчетов по займам, предоставленным бюджетным учреждением, ведется на счете 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» в порядке, предусмотренном п. п. 101, 102 Инструкции N 174н.

Для получения займа необходимо подписать договор. Типовую форму договора можно найти в интернете и переделать под себя. Если вы одновременно являетесь и учредителем, и генеральным директором, то договор будет подписан одним лицом. После подписания договора вы сможете взять денежные средства наличными из кассы организации, выписав РКО, либо перевести сумму займа на банковскую карту.

Но и тут не нужно считать, что ссуда будет просто даром и без каких-либо переплат. Возможно, заемщик и обойдется без процентов, но от оплаты НДФЛ обойтись не получится.

предоставленным бюджетным, автономным учреждением

Наиболее распространенная ошибка при заключении договора займа – отсутствие в тексте договора, по которому объектом выступают денежные средства, условия о начислении и уплате процентов. Поэтому зачастую делаются неправильные выводы, а именно заключенный договор займа признают беспроцентным, что может привести к неблагоприятным последствиям.

Если в договоре отсутствуют условия о размере процентов либо не указано, что договор безвозмездный, проценты придется платить все равно. Их размер будет определяться исходя из ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Данное обстоятельство имеет немаловажное значение не только для сотрудника, но и для компании-заимодавца, поскольку в такой ситуации в ее учете должны отражаться прочие доходы. Если по указанным договорам не определялся доход компании, то при выявлении этого нарушения в ходе проведения мероприятий налогового контроля компания-заимодавец вероятнее всего будет привлечена к налоговой ответственности.

Договор займа разрабатывается компанией самостоятельно. В договоре передачи денежных средств необходимо указать:

  • сумму предоставляемого займа;
  • цели, на которые будет использован заем;
  • форму выдачи займа;
  • срок возврата (погашения) займа;
  • размер процентов и порядок их уплаты;
  • форму возврата займа;
  • возможность досрочного погашения полученной суммы займа.

Может ли УБЫТОЧНОЕ ООО на общем режиме налогообложения выдать беспроцентный займ сотруднику? Т.е. за счет оборотных, а не собственных средств?

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (заимодавца) предоставление организации (заемщику) процентного денежного займа, если уплата процентов по предоставленному заимодавцем займу производится заемщиком на дату его возврата?Конечно, вам бы хотелось воспользоваться деньгами без дополнительных затрат, но с процентами не все так просто: слишком выгодный заём обяжет вас заплатить НДФЛ с материальной выгоды.

Как бюджетному учреждению отразить в учете беспроцентный займ?

В том случае, если в сделке имеется заинтересованность одного из директоров унитарных предприятий, такая сделка должна пройти процедуру одобрения собственника.

Большинство успешно развивающихся компаний практикуют выдачу займов своим сотрудникам. При отражении операций по выдаче и возврату займов, начислению процентов в бухгалтерском учете, а также при налогообложении существует ряд сложностей, с которыми в повседневной практике приходится сталкиваться бухгалтерам. Рассмотрим спорные ситуации в части бухгалтерского учета и налогообложения займов, выданных сотрудникам компании.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Нигде не могу найти информацию, о том как как бюджетному учреждению отразить в учете займ, беспроцентный (у стороннего предприятия, физ лица)? Правомерно ли это? Является ли он доходом? Нужно ли к кассовому поступлению (с проводкой Дт 201.11 Кт 301.14) добавлять проводку с 17, 18 счетами при поступлении займа? Если да, то какое КОСГУ для них проставлять?

Как известно, учредитель не может свободно распоряжаться выручкой своей организации. Его доходом является только сумма, полученная в виде дивидендов. К тому же, существуют ограничения, когда дивиденды выплачивать нельзя. Но если вам нужны деньги на личные нужды, то компания может вас выручить и дать в долг необходимую сумму. Если брать деньги под символический процент или без него, то нужно заплатить НДФЛ от материальной выгоды.

Сумма списанной с балансового учета задолженности одновременно отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции N 157н).

Договор займа оформляется по правилам, установленным гражданским законодательством (параграф 1 главы 42 ГК РФ), при этом возможность заключения такого договора не связывается с определенной организационно-правовой формой или статусом сторон договора, субъектный состав договора займа не ограничен. Выдача займа подтверждается письменным договором займа, заключаемым с заемщиком.

По законодательству, если вы получаете беспроцентный заём или заём под проценты ниже чем 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас это 5,5%), то у вас возникает материальная выгода. Она рассчитывается на день, когда вы возвращаете беспроцентный заём, или день, когда выплачиваете проценты. Материальная выгода облагается НДФЛ по ставке 35%.

Мы — организация Муниципальное унитарное предприятие, у которой есть учредитель в лице Администрации городского округа города. Вопрос: Можем ли мы выдать процентный или без процентный займ другой организации (тоже МУП) и чем подтвердить выдачу займа документально? Спасибо!
Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (заимодавца) предоставление организации (заемщику) беспроцентного денежного займа, если заемщиком нарушен установленный договором займа срок его возврата? Бюджетным учреждением в соответствии с договором займа предъявлены организации штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств по возврату займа.
Договор займа — соглашение между сторонами (заимодатель и заемщик) о предоставлении услуг передачи денежных средств или имущества, по родовым признакам.
Это требование не нужно соблюдать, только когда взаймы дает один гражданин другому, а сумма не превышает 1000 руб. В этом случае договор может быть устным.

А вот средства на банковских депозитах автономные учреждения могут размещать. Причем даже субсидии на выполнение госзадания. Ведь законодательство этого не запрещает.

Без дополнительных денежных средств не обойтись ни бизнесмену, ни простому физическому лицу. Особенно если это касается срочности.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения предоставление физическому лицу, являющемуся его работником, займа под 4% годовых?

При выдаче денежного займа начисление НДС не требуется (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). В налоговом учете сумма начисленных по договору займа процентов, которую компания получает от сотрудника, является внереализационным доходом. Основанием служит п. 6 ст. 250 НК РФ.

Займы работникам. Нюансы учета

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 2

Автономным учреждениям предоставлено право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ). В частности, за счет указанных средств автономное учреждение может выдавать своим работникам займы с взиманием (без взимания) процентов. При этом возможность предоставления займов работникам должна быть прописана в локальных нормативных актах, а запланированные расходы по выдаче займов отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции по предоставлению займов сотрудникам, рассмотрим в данной статье.

Общие положения о договоре займа

Условия предоставления и возврата займа устанавливаются в договоре, заключенном автономным учреждением с работником в письменной форме.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ при заключении договора займа автономное учреждение (заимодавец) передает в собственность работнику (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег.

В подтверждение договора займа и его условий работником может быть представлена расписка или иной документ, удостоверяющий передачу ему учреждением определенной денежной суммы.

В договоре займа учреждение вправе прописать условия получения с работника процентов от суммы займа, в частности прописывается размер таких процентов. При отсутствии в договоре указания на размер процентов их величина определяется существующей в месте нахождения учреждения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты работником суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа (п. п. 1, 2 ст. 809 ГК РФ).

Бухгалтерский учет операций по предоставлению и возврату займов

Согласно п. п. 207, 209 Инструкции N 157н и п. п. 102, 103 Инструкции N 183н учет расчетов по предоставлению автономным учреждением работникам займов и начислению по ним процентов осуществляется на счете 0 207 14 000 «Расчеты по предоставленным займам, ссудам».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Далее представим корреспонденцию счетов с использованием данного счета, которая применяется при отражении в бухгалтерском учете операций по предоставлению и возврату займов.

Пункт Инструкции N 183н

Предоставлен заем работнику:

  • путем перечисления денежных средств на банковскую карту;

2 201 21 000 (забалансовый счет 18)

  • путем выплаты денег из кассы

Начислены проценты по предоставленным займам

Возвращена учреждению сумма основного долга и погашены начисленные проценты:

  • на лицевом счете;

2 201 21 000 (забалансовый счет 17)

  • в кассе

Погашена задолженность по предоставленным займам и начисленным процентам путем удержания из заработной платы работника:

а) удержана сумма задолженности из заработной платы;

б) погашена задолженность по основному долгу и начисленным процентам

Указанная проводка в Инструкции N 183н отсутствует, поэтому ее применение автономному учреждению необходимо согласовать с финансовым органом публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано автономное учреждение (с органом, осуществляющим в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя) (п. 5 Инструкции N 183н).

Пример 1. Автономное учреждение предоставило (перечислило на банковскую карту) работнику заем в размере 60 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Согласно условиям договора займа работник обязан вернуть сумму займа в течение полугода (с 1 марта по 31 августа) равными долями (по 10 000 руб. ежемесячно) с дополнительной выплатой процентов, начисленных на сумму займа (7% годовых). Погашение задолженности по займу и начисленным процентам работник осуществляет путем внесения денег в кассу учреждения.

Произведем расчет начисленных процентов на сумму займа:

  • за март — 356,71 руб. (60 000 руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.);
  • за апрель — 287,67 руб. ((60 000 — 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 30 дн.);
  • за май — 237,81 руб. ((50 000 — 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.);
  • за июнь — 172,60 руб. ((40 000 — 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 30 дн.);
  • за июль — 118,90 руб. ((30 000 — 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.);
  • за август — 59,45 руб. ((20 000 — 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.).

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Перечислена на банковскую карту сумма займа

2 201 11 000 (забалансовый счет 18)

Начислены ежемесячные проценты на сумму займа за:

  • апрель;
  • август

Возвращена учреждению сумма основного долга и погашены начисленные проценты (ежемесячно в течение полугода) за:

  • апрель;
  • август

Зачислены поступившие от работника на лицевой счет денежные средства

2 201 11 000 (забалансовый счет 17)

Пример 2. Автономное учреждение за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, выдало 30 сентября работнику беспроцентный заем в размере 30 000 руб. Заем был предоставлен наличными денежными средствами сроком на три месяца. Согласно условиям договора займа в конце каждого из этих месяцев из заработной платы работника удерживается сумма займа равными частями (то есть по 10 000 руб.). Средства, полученные автономным учреждением от приносящей доход деятельности, учитываются на расчетном счете, открытом в кредитной организации.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Поступили в кассу денежные средства, снятые с банковского счета для предоставления займа

Выдан работнику заем

Произведено удержание части суммы займа (ежемесячно в течение трех месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь))

Налог на доходы физических лиц

Возникает ли у работника, получившего заем от работодателя, доход, облагаемый НДФЛ? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к п. 1 ст. 210 НК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Согласно указанным нормам при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

В частности, к материальной выгоде налогоплательщика относится материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование им заемными (кредитными) средствами, выданными организациями или индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, когда такие средства предоставлены на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них.

При получении налогоплательщиком дохода в виде упомянутой выше материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора займа (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом — работодателем, выдавшим заем (пп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что у работника, получившего от автономного учреждения заем не для приобретения или строительства жилья (земельного участка), возникнет облагаемый НДФЛ доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по займу, только в том случае, если сумма процентов по договору займа меньше, чем сумма процентов, полученная за пользование заемными средствами, исчисленная исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России. Таким же случаем, безусловно, является ситуация, когда учреждение предоставляет работнику беспроцентный заем.

Налоговая ставка, по которой облагаются суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных средств, установлена п. 2 ст. 224 НК РФ и составляет 35%.

Пример 3. Автономное учреждение предоставило работнику заем в размере 30 000 руб. сроком на три месяца с выплатой процентов, начисленных на сумму займа в размере 3% годовых. Сумма основного долга погашается работником равными частями (по 10 000 руб. ежемесячно). Заем был выдан 31 октября 2013 г. Согласно договору займа возврат суммы займа и начисленных процентов должен быть осуществлен работником не позднее последнего рабочего дня календарного месяца (то есть ежемесячный платеж должен быть осуществлен не позднее 29 ноября 2013 г., 31 декабря 2013 г. и 31 января 2014 г.).

Как было сказано выше, при определении налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды учитывается ставка рефинансирования, установленная Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода. В данном случае датой фактического получения дохода является день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). В соответствии с Указаниями Банка России от 13.09.2012 N 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» начиная с 14 сентября 2012 г. действует ставка рефинансирования Банка России, установленная в размере 8,25% годовых.

Поскольку размер процентов (3%), определенный договором займа, меньше, чем 2/3 действующей ставки рефинансирования Банка России (8,25%), у работника в данном случае возникает доход в виде материальной выгоды, облагаемый НДФЛ.

Рассчитаем налоговую базу:

Дата уплаты работником суммы займа и начисленных процентов

Сумма основного долга

Сумма процентов, начисленных исходя из условий договора займа (3%)

Сумма процентов, начисленных исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России (2/3 x 8,25%)

Правомерность заключения бюджетным учреждением кредитного договора

Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты