Акт списания запчастей на ремонт автомобиля

Запасные части: от прихода до списания

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 1

Основными хозяйственными операциями транспортной компании, которые бухгалтер участка «Материалы» отражает в учете, являются, конечно же, поступление, списание, а также движение запасных частей. Кроме этого, в процессе деятельности выявляются вполне жизнеспособные детали и узлы, полученные в результате демонтажа транспортных средств. Трудности у бухгалтеров возникают и при учете запчастей, которые были подвергнуты ремонту. В данной статье уделено внимание бухгалтерскому аспекту таких операций.

Принятие запасных частей на учет Общие правила

Чтобы грамотно организовать бухгалтерский учет запасных частей в организации транспорта, следует воспользоваться рекомендациями, изложенными в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Указания по учету МПЗ), Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте .

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Итак, запасные части подлежат оприходованию на учет по общим правилам, а именно: МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).

Для учета запасных частей Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» — 10-5 «Запасные части», на котором учитываются их наличие и движение. Бухгалтер транспортной организации при приеме на учет от поставщика запасных частей приходует их в бухгалтерской программе, подробно описывая все технические параметры, дабы не произошло ошибки при их дальнейшем списании из-за большого количества аналогичных наименований МПЗ. Для контроля при списании запасных частей бухгалтер обычно прибегает к помощи компетентного лица (например, начальника гаража (иного лица, уполномоченного давать разрешение на осуществление ремонта ТС)), который хорошо ориентируется и в наименованиях поставщиков запасных частей, и в датах приобретения комплектов для ремонта. Корреспондирующими счетами к счету 10 могут выступать счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также 71 «Расчеты с подотчетными лицами», если покупка запчастей осуществляется через подотчетных лиц транспортной организации.

Пример 1. ООО «Транспортная компания» приобрело для замены новый аккумулятор для автомобиля «КамАЗ» стоимостью 7670 руб. (в том числе НДС — 1170 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Запчасти получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС

В бухгалтерском учете запасные части могут появиться на балансе не только в результате их покупки именно по назначению (для осуществления ремонта транспортного средства), но и в результате демонтажа. Например, после аварии выявляются пригодные для эксплуатации либо подлежащие сдачи в металлолом запасные части. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете находят свое отражение по дебету счета 10, субсчета 10-5 (для запасных частей, пригодных к эксплуатации), 10-6 «Прочие материалы» (для запасных частей, которые не могут быть использованы как таковые в данной организации (металлолом, утильсырье)), и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 79 Указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Пунктом 9 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость запасных частей, остающихся от выбытия транспортных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Кстати, приходуются такие запчасти на дату списания транспортного средства. Для удобства большинство бухгалтеров в бухгалтерском учете используют ту же стоимость запчастей, что и в налоговом учете.

Пример 2. В результате выбытия ТС транспортной компанией оприходованы на баланс организации запасные части, пригодные для эксплуатации, по цене 3600 руб. (стоимость определена по заключению комиссии).

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Запасные части получены в результате замены действующих запчастей на новые

Случаи, при которых происходит замена одних запчастей на аналогичные, могут быть разными: это и текущий (капитальный) ремонт ТС, и установка тюнинг-комплектующих для автомобиля. Иногда в процессе замены выявляются запасные части, пригодные для дальнейшей эксплуатации (либо те, что будут пригодны после осуществления ремонтных работ). Задача бухгалтера — грамотно их оприходовать. Как и в предыдущем примере, для отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском учете будет иметь место проводка по дебету счета 10, субсчет 10-5, кредиту счета 91, субсчет 91-1.

Отметим, что в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. О чем эта норма?

Формирование первоначальной стоимости МПЗ будет зависеть от того, пригодна ли запасная часть к дальнейшему использованию или требует обязательного ремонта. В первом случае бухгалтер примет ее в качестве материалов по рыночной стоимости (в сумме, утвержденной комиссией). Если же по прошествии времени транспортная компания примет решение о ремонте — затраты на его осуществление не увеличат уже сформированную первоначальную стоимость, а будут списываться на расходы текущего месяца.

Если же запасная часть отдана в автосервис для проведения ремонтных работ сразу же после снятия с автомобиля — себестоимость МПЗ формируется с учетом фактических затрат организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (основание — п. п. 9, 11 ПБУ 5/01). Это подтвердил и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656. Иными словами, бухгалтер транспортной организации увеличит стоимость запасной части (которая учитывается на счете 10-5) на стоимость ремонтных работ.

Пример 3. В результате проведения тюнинг-работ автомобиля «Газель», принадлежащего ООО «Транспортная компания», была осуществлена замена бортовой платформы. Рыночная стоимость снятой с автомобиля запасной части (согласно заключению комиссии) составляет 10 000 руб. После того, как старую платформу установили на другой автомобиль, было решено провести кузовные и покрасочные работы. Стоимость ремонтных работ составила 7080 руб. (в том числе НДС — 1080 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Так как бортовая платформа, снятая с тюнингованного автомобиля, была готова к эксплуатации и установлена на другой автомобиль, стоимость дальнейших ремонтных работ не увеличивает фактическую себестоимость детали, а списывается на затраты текущего месяца.

Отпуск запасных частей Общие правила

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Как известно, применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16 ПБУ 5/01).

Пример 4. Воспользуемся данными примера 1. Допустим, ООО «Транспортная компания» отпуск МПЗ в производство осуществляет способом «по средней себестоимости». На балансе организации числятся несколько автомобильных аккумуляторов с аналогичными техническими свойствами, но приобретенных по разной цене (а именно 4600 руб., 5400 руб. и 5330 руб. без учета НДС). Несмотря на то что в эксплуатацию передан аккумулятор, отраженный в балансе по цене 5330 руб., в учете на дату передачи в эксплуатацию отразится иная сумма.

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Частности.

Дальнейшая судьба запчастей, полученных в результате демонтажа, может складываться по-разному. Возможна их продажа в виде отдельных блоков либо сдача в металлолом специализированной организации. Иногда демонтированные запасные части в дальнейшем планируется использовать для ремонта автомобилей аналогичной марки.

Как уже рассматривалось выше, отпуск материалов в производство и иное их выбытие производятся способом, закрепленным в учетной политике организации. В то же время независимо от выбранного способа запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой их единицы (п. 17 ПБУ 5/01). Это, по мнению автора, как раз можно отнести к нашей ситуации.

Пример 5. ООО «Транспортная компания» после случившейся аварии с участием принадлежащего ей автомобиля ГАЗ 33-07 и последующего демонтажа не подлежащего восстановлению ТС сдало его на специализированный пункт приема металлолома. После произведенной оценки металлолом был оприходован в бухгалтерском учете по рыночной стоимости — 8000 руб.

Так как в данной статье мы рассматриваем только вопросы бухгалтерского учета, расчеты с бюджетом по НДС при реализации запасных частей, в том числе при сдаче металлолома, не приводятся.

Документальное оформление

Принятие на учет запасных частей оформляется в зависимости от способа их поступления. Если транспортная организация приобретает запчасть у поставщика, первичным документом служат товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), а также приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Если же запасные части приходуются на баланс организации в результате выбытия транспортных средств, унифицированной формы бланка для этих целей не предусмотрено и его следует разработать самостоятельно. Благо нормативные документы по учету МПЗ нам это позволяют: исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 100 Указаний по учету МПЗ). Причем данные о принятых на учет запасных частях должны соответствовать данным, указанным в разд. 4 «Сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов» акта о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Одним из первичных учетных документов по отпуску запасных частей со складов организации является требование-накладная формы N М-11 (п. 100 Указаний по учету МПЗ).

Четких указаний по документальному оформлению проведения ремонтных работ ТС в настоящее время нет. Приведем для примера некоторые документы, которые используют в работе транспортные компании и которые, по мнению автора, позволяют экономически обосновать проведение ремонтных работ. Итак, первое, что целесообразно осуществить, — осмотр автомобиля, что фиксируется путем составления соответствующего акта. В нем должны быть отражены наименование деталей, подлежащих замене, и их дальнейшее назначение (ремонт, сдача в металлолом, утиль). Повторим, что эти документы должны быть разработаны и утверждены в учетной политике транспортной организации. Неплохо было бы оформить акт установки, который обеспечит контроль за движением запасных частей, как для работников финансовой службы, так и непосредственно для работников транспортной службы, ответственной за проведение ремонта. Кроме того, понадобится документ, с помощью которого снятые и пригодные (не пригодные) к эксплуатации запасные части можно оприходовать на баланс, — акт об оприходовании запасных частей или металлолома.

Составляем акт списания запчастей на автомобиль — образец

Акт списания запчастей на автомобиль — образец этого документа в силу отсутствия унифицированного бланка компании утверждают самостоятельно. Каковы основные нюансы его составления?

Для чего нужен акт списания запчастей

Предприятия, использующие автомобили, регулярно осуществляют учет операций, отражающих оборот запчастей для них. При этом предполагается фиксация следующих основных операций с данными материалами:

  1. Оприходование.
  2. Перемещение из одного подразделения фирмы в другое.
  3. Списание в ремонт.

В каждом случае используются свои оправдательные документы. Если говорить о 3-й операции, то в качестве соответствующего документа многие фирмы задействуют самостоятельно разработанную форму акта списания запчастей на автомобиль, основной особенностью которого становится обоснование необходимости замены соответствующей запчасти.

Этот акт можно использовать в качестве альтернативы таким унифицированным бланкам, как накладная (составляется по форме М-15) или требование-накладная (составляется по форме М-11), которые не всегда отвечают специфике движения запчастей, принятой в организации при списании в ремонт.

М-11 и М-15 — унифицированные формы, отражающие отпуск ТМЦ со склада (п. 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). В то же время актом списания в ремонт можно оформить передачу ТМЦ не только со склада, но и между подразделениями фирмы.

О формах М-11 и М-15 читайте в статьях:

Акт на списание запчастей: структура документа

Акт, исходя из требований ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, должен включать:

  • сведения о предприятии (наименование, адрес);
  • название документа, дату его составления, номер;
  • сведения о структурном подразделении фирмы, которое списывает запчасти;
  • сведения о структурном подразделении фирмы, которое получает запчасти (например, ремонтный цех);
  • информацию о типах списываемых запчастей, об их номенклатурных номерах;
  • данные о количестве и стоимости списываемых запчастей;
  • сведения об используемых счетах для учета списания запчастей в порядке п. 93 Методических указаний № 119н.

Документ может подписываться:

  • представителем подразделения, откуда списываются запчасти;
  • сотрудником ремонтного цеха.

Также свою подпись, подтверждающую корректность составления акта, может поставить на документе главный бухгалтер организации.

Форма акта о списании запчастей вводится в документооборот приказом руководителя компании.

О том, каким может быть документ на списание материалов в производство, читайте в материале «Акт списания — образец на 2018 год» .

Где можно скачать образец акта на списание запчастей

Загрузить вариант образца акта вы можете на нашем портале.

Итоги

Списание запчастей на ремонт используемых автомобилей, как и любая процедура, подлежащая учету, требует оформления оправдательного документа. Таким документом может стать самостоятельно разработанная предприятием форма, такая как акт на списание запчастей.

Запасные части: от прихода до списания

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 1

Основными хозяйственными операциями транспортной компании, которые бухгалтер участка «Материалы» отражает в учете, являются, конечно же, поступление, списание, а также движение запасных частей. Кроме этого, в процессе деятельности выявляются вполне жизнеспособные детали и узлы, полученные в результате демонтажа транспортных средств. Трудности у бухгалтеров возникают и при учете запчастей, которые были подвергнуты ремонту. В данной статье уделено внимание бухгалтерскому аспекту таких операций.

Принятие запасных частей на учет Общие правила

Чтобы грамотно организовать бухгалтерский учет запасных частей в организации транспорта, следует воспользоваться рекомендациями, изложенными в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Указания по учету МПЗ), Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте .

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Итак, запасные части подлежат оприходованию на учет по общим правилам, а именно: МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).

Для учета запасных частей Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» — 10-5 «Запасные части», на котором учитываются их наличие и движение. Бухгалтер транспортной организации при приеме на учет от поставщика запасных частей приходует их в бухгалтерской программе, подробно описывая все технические параметры, дабы не произошло ошибки при их дальнейшем списании из-за большого количества аналогичных наименований МПЗ. Для контроля при списании запасных частей бухгалтер обычно прибегает к помощи компетентного лица (например, начальника гаража (иного лица, уполномоченного давать разрешение на осуществление ремонта ТС)), который хорошо ориентируется и в наименованиях поставщиков запасных частей, и в датах приобретения комплектов для ремонта. Корреспондирующими счетами к счету 10 могут выступать счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также 71 «Расчеты с подотчетными лицами», если покупка запчастей осуществляется через подотчетных лиц транспортной организации.

Пример 1. ООО «Транспортная компания» приобрело для замены новый аккумулятор для автомобиля «КамАЗ» стоимостью 7670 руб. (в том числе НДС — 1170 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Запчасти получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС

В бухгалтерском учете запасные части могут появиться на балансе не только в результате их покупки именно по назначению (для осуществления ремонта транспортного средства), но и в результате демонтажа. Например, после аварии выявляются пригодные для эксплуатации либо подлежащие сдачи в металлолом запасные части. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете находят свое отражение по дебету счета 10, субсчета 10-5 (для запасных частей, пригодных к эксплуатации), 10-6 «Прочие материалы» (для запасных частей, которые не могут быть использованы как таковые в данной организации (металлолом, утильсырье)), и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 79 Указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Пунктом 9 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость запасных частей, остающихся от выбытия транспортных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Кстати, приходуются такие запчасти на дату списания транспортного средства. Для удобства большинство бухгалтеров в бухгалтерском учете используют ту же стоимость запчастей, что и в налоговом учете.

Пример 2. В результате выбытия ТС транспортной компанией оприходованы на баланс организации запасные части, пригодные для эксплуатации, по цене 3600 руб. (стоимость определена по заключению комиссии).

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Запасные части получены в результате замены действующих запчастей на новые

Случаи, при которых происходит замена одних запчастей на аналогичные, могут быть разными: это и текущий (капитальный) ремонт ТС, и установка тюнинг-комплектующих для автомобиля. Иногда в процессе замены выявляются запасные части, пригодные для дальнейшей эксплуатации (либо те, что будут пригодны после осуществления ремонтных работ). Задача бухгалтера — грамотно их оприходовать. Как и в предыдущем примере, для отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском учете будет иметь место проводка по дебету счета 10, субсчет 10-5, кредиту счета 91, субсчет 91-1.

Отметим, что в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. О чем эта норма?

Формирование первоначальной стоимости МПЗ будет зависеть от того, пригодна ли запасная часть к дальнейшему использованию или требует обязательного ремонта. В первом случае бухгалтер примет ее в качестве материалов по рыночной стоимости (в сумме, утвержденной комиссией). Если же по прошествии времени транспортная компания примет решение о ремонте — затраты на его осуществление не увеличат уже сформированную первоначальную стоимость, а будут списываться на расходы текущего месяца.

Если же запасная часть отдана в автосервис для проведения ремонтных работ сразу же после снятия с автомобиля — себестоимость МПЗ формируется с учетом фактических затрат организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (основание — п. п. 9, 11 ПБУ 5/01). Это подтвердил и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656. Иными словами, бухгалтер транспортной организации увеличит стоимость запасной части (которая учитывается на счете 10-5) на стоимость ремонтных работ.

Пример 3. В результате проведения тюнинг-работ автомобиля «Газель», принадлежащего ООО «Транспортная компания», была осуществлена замена бортовой платформы. Рыночная стоимость снятой с автомобиля запасной части (согласно заключению комиссии) составляет 10 000 руб. После того, как старую платформу установили на другой автомобиль, было решено провести кузовные и покрасочные работы. Стоимость ремонтных работ составила 7080 руб. (в том числе НДС — 1080 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Так как бортовая платформа, снятая с тюнингованного автомобиля, была готова к эксплуатации и установлена на другой автомобиль, стоимость дальнейших ремонтных работ не увеличивает фактическую себестоимость детали, а списывается на затраты текущего месяца.

Отпуск запасных частей Общие правила

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Как известно, применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16 ПБУ 5/01).

Пример 4. Воспользуемся данными примера 1. Допустим, ООО «Транспортная компания» отпуск МПЗ в производство осуществляет способом «по средней себестоимости». На балансе организации числятся несколько автомобильных аккумуляторов с аналогичными техническими свойствами, но приобретенных по разной цене (а именно 4600 руб., 5400 руб. и 5330 руб. без учета НДС). Несмотря на то что в эксплуатацию передан аккумулятор, отраженный в балансе по цене 5330 руб., в учете на дату передачи в эксплуатацию отразится иная сумма.

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Частности.

Дальнейшая судьба запчастей, полученных в результате демонтажа, может складываться по-разному. Возможна их продажа в виде отдельных блоков либо сдача в металлолом специализированной организации. Иногда демонтированные запасные части в дальнейшем планируется использовать для ремонта автомобилей аналогичной марки.

Как уже рассматривалось выше, отпуск материалов в производство и иное их выбытие производятся способом, закрепленным в учетной политике организации. В то же время независимо от выбранного способа запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой их единицы (п. 17 ПБУ 5/01). Это, по мнению автора, как раз можно отнести к нашей ситуации.

Пример 5. ООО «Транспортная компания» после случившейся аварии с участием принадлежащего ей автомобиля ГАЗ 33-07 и последующего демонтажа не подлежащего восстановлению ТС сдало его на специализированный пункт приема металлолома. После произведенной оценки металлолом был оприходован в бухгалтерском учете по рыночной стоимости — 8000 руб.

Так как в данной статье мы рассматриваем только вопросы бухгалтерского учета, расчеты с бюджетом по НДС при реализации запасных частей, в том числе при сдаче металлолома, не приводятся.

Документальное оформление

Принятие на учет запасных частей оформляется в зависимости от способа их поступления. Если транспортная организация приобретает запчасть у поставщика, первичным документом служат товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), а также приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Если же запасные части приходуются на баланс организации в результате выбытия транспортных средств, унифицированной формы бланка для этих целей не предусмотрено и его следует разработать самостоятельно. Благо нормативные документы по учету МПЗ нам это позволяют: исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 100 Указаний по учету МПЗ). Причем данные о принятых на учет запасных частях должны соответствовать данным, указанным в разд. 4 «Сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов» акта о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Одним из первичных учетных документов по отпуску запасных частей со складов организации является требование-накладная формы N М-11 (п. 100 Указаний по учету МПЗ).

Четких указаний по документальному оформлению проведения ремонтных работ ТС в настоящее время нет. Приведем для примера некоторые документы, которые используют в работе транспортные компании и которые, по мнению автора, позволяют экономически обосновать проведение ремонтных работ. Итак, первое, что целесообразно осуществить, — осмотр автомобиля, что фиксируется путем составления соответствующего акта. В нем должны быть отражены наименование деталей, подлежащих замене, и их дальнейшее назначение (ремонт, сдача в металлолом, утиль). Повторим, что эти документы должны быть разработаны и утверждены в учетной политике транспортной организации. Неплохо было бы оформить акт установки, который обеспечит контроль за движением запасных частей, как для работников финансовой службы, так и непосредственно для работников транспортной службы, ответственной за проведение ремонта. Кроме того, понадобится документ, с помощью которого снятые и пригодные (не пригодные) к эксплуатации запасные части можно оприходовать на баланс, — акт об оприходовании запасных частей или металлолома.

Списание запасных частей на ремонт автомобиля

В случае приобретения нужных запчастей акт списания становится обоснованием осуществленных организацией расходов. Законные основания Если в организации имеется хотя бы один автомобиль, то учет операций, отображающих учет запчастей, осуществляется регулярно. При этом фиксируются такие основные операции как:

  • оприходование запчастей;
  • движение запчастей меж подразделениями;
  • списывание запчастей на ремонт.

Согласно положениям Инструкции, ратифицированной Приказом Минфина РФ №157н от 1.12.2010, любые факты финансовой и хозяйственной деятельности должны оформляться первичной документацией. Формы таковой унифицированы или содержат обязательные реквизиты, определенные ч.2 ст.9 ФЗ №402 от 6.12.2011. При списании запасных частей используется акт списания запчастей на автомобиль. С 2013 года использование унифицированных форм не является обязательным.

Учет запасных частей, устанавливаемых на транспортные средства

Такие же выводы делают арбитры и в отношении замены двигателя: замена неисправного двигателя на пригодный для эксплуатации, если целью замены является восстановление исправности изделия, относится к работам по ремонту (Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2009 г. по делу N А41-21726/08, ФАС Уральского округа от 7 февраля 2008 г. N Ф09-141/08-С2). Часто в данном виде ремонта спорным моментом являются характеристики двигателя.

Инфо

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 августа 2007 г. по делу N А56-20587/2006 мощность нового двигателя превышала мощность пришедшего в негодность вдвое. Вывод контролирующих органов предсказуем: произведена модернизация, техническое перевооружение объекта основных средств, а не ремонт.

Особенности акта на списание запчастей автомобиля в россии

Сначала запчасть ставится на учет на 105.00 счете и находится там до момента установки ее на транспортное средство.В момент установки этой запчасти на транспортное средство необходимо ввести документ «Списание материалов» с видом операции «Списание запчастей к транспорту (поступление на забалансовый счет 09)». При установке запчастей мы их относим на 09 счет (запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных), и там они находятся до момента выхода из строя и списания с учета.

Важно

При списании указываем транспортное средство, на которое устанавливается запчасть. Проводки, сформированные документом «Списание материалов»: После того, как данная запасная часть на транспортном средстве выйдет из строя, ее нужно будет списать с 09 счета.

Ремонт автомобиля

Внимание

При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в Книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042) по наименованию и количеству.В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком, если запчасти предполагается использовать в деятельности, не подпадающей под обложение НДС. Об этом сказано в п. 52 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г.

N 148н (далее — Инструкция N 148н). Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются в том числе суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, а также за доставку материальных запасов до места их использования.

Бюджетный учет.

Учет запасных частей, устанавливаемых на транспортные средства

ремонт автомобиля – дело хлопотное

Потому организацией может утверждаться самостоятельно разработанный шаблон. Прототипом могут становиться унифицированные бланки, а именно накладная формы М-15 или требование-накладная по форме М-11.

Данные формы используются для отображения отпуска ТМЦ со склада. Но они не всегда могут точно отобразить специфику выполняемого процесса.


Также можно использовать акт на списание транспортного средства образец 0504105. Форма утверждена Приказом Минфина №52н от 30.03.2015 для применения ее при списании автомобилей.
В частности это обусловлено отсутствием четкого регламента, какой именно акт применять в определенном случае.

  • Поступление запасных частей
  • Установка запасных частей на транспортное средство
  • Списание вышедших из строя запасных частей
  • Смена материально ответственного лица

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н в ред. от 30.12.2009 № 152н, далее — Инструкция № 148н), материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.) в целях контроля за их использованием учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Списание материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего, даты получения, заводского номера. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, расходы учреждения по оплате договоров на приобретение запасных частей относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» классификации операций сектора государственного управления.

То есть все списываемые детали должны идентифицироваться максимально подробно, чтобы исключить вероятность ошибочного списания иных объектов. Это же касается и стоимости списываемых запчастей. Списывается сумма, потраченная на приобретение нужной детали, а не остаточная стоимость изношенной запчасти.

Списание запчастей требует соблюдения некоторых предварительных процедур. Так акт на списание запчастей может составляться только по окончании процесса по выявлению дефектов и установления объема работ. А изначально необходим надлежащий приказ руководителя. Формирование приказа по транспортному средству Для формирования приказа по транспортному средству изначально требуется техническое заключение о выходе автомобиля из строя по причине физического износа деталей.
В заключении указывается, что необходимо восстановить определенный узел посредством частичной замены деталей либо необходимо заменить таковой по причине невозможности ремонта. На основании технического заключения руководитель организации издает приказ о проведении ремонта в соответствии с техническим заключением. При этом издается приказ о создании специальной комиссии, которая определит необходимость ремонта автотранспорта. Если необходимость ремонтных работ подтверждается, составляется дефектная ведомость. В ней указывается, какие именно запчасти нуждаются в замене. На основании дефектной ведомости приобретаются нужные запчасти, которые потом передаются по требованию-накладной.

По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТСульдяйкина Валентина Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТМиллиард Мария 2 июня 2016 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. *(1)

Ранее специалисты финансового ведомства придерживались несколько иного мнения. А именно если в договоре (акте) на оказание услуг (в заказе-наряде) стоимость запчастей выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой, то такую деятельность рекомендовалось признавать розничной торговлей (смотрите, в частности, письма Минфина России от 17.12.2012 N 03-11-11/379, от 14.12.2012 N 03-11-06/3/87).

Совет 1: Как списывать запчасти

Оприходуйте запасные части к автомобилям, поступившие в организацию, на основании товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, если они приобретались за безналичный расчет, либо на основании товарного чека, если их купили в магазине за наличные. Составьте приходный ордер по форме М-4, подписываемый кладовщиком. В бухгалтерском учете проводка по оприходованию запчастей будет такая: «Дебет счета 10-5 «Запасные части», Кредит счета 60-1 «Расчеты с поставщиками» (71 «Расчеты с подотчетными лицами»)».

Передайте запасные части для ремонта автомобилей в транспортный участок. Оформите требование-накладную по форме М-11. Документ должен быть подписан кладовщиком и механиком участка, который в конце месяца обязан составить материальный отчет об использовании материалов и акт о ремонте автомобилей. В акте указывается, на какое транспортное средство израсходованы запасные части. Документ подписывается комиссией по списанию материалов, назначаемой по приказу руководителя. На основании материального отчета и акта о ремонте автомобилей отнесите стоимость запчастей, переданных в транспортный участок, в расходы на содержание вспомогательного производства проводкой: «Дебет счета 23 «Вспомогательное производство», Кредит счета 10-5 «Запасные части».

Оформите изношенные запчасти на основании дефектной ведомости и акта о ремонте автомобиля. Передайте их на склад требованием-накладной по форме М-11, если комиссией принято решение «пусть полежат на всякий случай, может отремонтируем». Если практичное руководство решило сдать негодные запчасти в металлолом, то сначала отнесите их стоимость в дебет счета 10-6 «Прочие материалы», рассчитанную по цене лома. На основании накладной и документов пункта приема металлолома оформите их выбытие проводкой: «Дебет 91-1 «Прочие доходы», Кредит 10-6 «Прочие материалы». Если по изношенным запчастям принято решение — «выбросить», то в документах по списанию должна быть сделана отметка о том, что они выброшены на свалку.

Совет 2: Как списать запасные части

Если предприятие в ходе своей деятельности сталкивается с необходимостью ремонта оборудования, транспортных средств или иной техники собственными силами, то в обязательном порядке необходимо вести учет используемых запасных частей. Для этого требуется субсчет 10.5 «Запасные части».

Сформируйте на предприятии комиссию во главе с главным бухгалтером, которая будет заниматься ведением первичной документации по основным средствам и материалам. Для этого необходимо издать соответствующий приказ, назначив ответственных лиц.

Учет запасных частей: проводки, документация и бухгалтерский учет

Разработайте план ремонтных работ и дефектные ведомости, согласно которым будут использоваться запасные части на различные нужды.

Оформите поступление запасных частей на склад предприятия. Для этого материально-ответственным лицом составляется приходный ордер по установленной форме М-4, в котором указывается фактически принятое число ценностей и назначается для них номенклатурный номер. Если запчасти поступили от поставщика, то в бухгалтерии данная операция отражается на кредите счета 60 «Расчеты с поставщиками» и дебете счета 10.5. При покупке запасных частей за наличные средства подотчетным лицом открывается дебет по счету 10.5 и кредит по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Если предприятие самостоятельно производит данные материалы, то в корреспонденции со счетом 10.5 будет счет 20 «Основное производство».

Составьте требование-накладную по форме М-11 для получения запасных частей со склада в двух экземплярах. Один остается на складе, а второй передается в бухгалтерию для отражения операции. Выдача новых запчастей производиться только при обмене на изношенные или сломанные.

Отразите выдачу запасных частей со склада открытием дебете по счету 10.5 и кредита по счету 10.5. После этого оприходуйте полученные изношенные запчасти на кредите счета 10.5 и дебете счета 10.6 «Прочие материалы».

Спишите запасные части, используемые для замены. При этом открывается кредит по счету 10.5 в корреспонденции со счетом, который отражает данную операцию. К примеру, если замена запчастей производиться ремонтниками предприятия, то используется дебет счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство». Если же компания воспользовалась услугами ремонтной организации, то затраты списываются на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector