Административному задержанию не подлежат

Административному задержанию не подлежат

Кто не подлежит административному задержанию

от 19 апреля 2020 г.). Если учесть, что очень большое число ДТП ежедневно в России совершается именно из-за несоблюдения их участниками Правил дорожного движения, подобную нетерпимость стражей закона по отношению к нарушителям-неплательщикам можно понять.

Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок. Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей.

Административному задержанию не подлежат

• помещение в центр временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИН) лиц, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также самовольно ушедших из таких учреждений, ожидающих решения вопросов о направлении в эти учреждения. Несовершеннолетние, ожидающие решения вопроса о направлении в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, могут находиться в ЦВИН ОВД до 30 суток. В исключительных случаях постановлением судьи этот срок может быть продлен до 45 суток. Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г. предусмотрены и иные случаи задержания – помещения в ЦВИН ОВД несовершеннолетних;

Законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено (ст. 19): депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления.

Административному задержанию не подлежат

1. задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Задержание – это неотложное наказание лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние. Вместе с тем оно является и мерой процессуального принуждения, производимой лишь по основаниям и в порядке, предусмотренными законом.

Административному задержанию не подлежат

В момент задержания, в обязательном порядке составляется протокол (акт) о составе правонарушения. Данный документ является основанием для определения сроков задержания и размерам штрафов, применяемых к задержанному лицу.

Современное общество не стоит на месте в своём развитии. Люди постоянно совершенствуются. Это приводит к тому, что противоправные деяния также эволюционировали. На сегодняшний день нарушения закона все чаще происходят в пределах административной юрисдикции. Подобный показатель доказывает просвещённость граждан и их уважение к закону, потому что преступлений, социально опасных деяний, стало намного меньше.

Административному задержанию не подлежат

Тем не менее правонарушения – это достаточно серьёзный вид правонарушений в целом, с которым следует бороться доступными правовыми методами. Основным органом, который осуществляет борьбу с ними, является МВД Российской Федерации. Данный орган действует на основе существующего законодательства и использует в своей работе определённые методы, например, административного прекращения.

1. В целях пресечения правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об правонарушении:

Административному задержанию не подлежат

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Кто не подлежит административному задержанию

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с правонарушениями.

Это право: 1) знакомиться со всеми материалами дела, 2) давать свои объяснения ( как письменные, так и устные) по сути дела, 3) представлять доказательства своей виновности, невиновности, наличия смягчающих вину обстоятельств, 4) заявлять ходатайства ( например о том, чтобы допросить свидетеля, истребовать пленку видеонаблюдения, приобщить к делу справку о заработке или состоянии здоровья, приобщить вещественное доказательство)

Административное Задержание

Срок административного задержания составляют от 3 до 48 часов. Длительный срок задержания применяется только в том случае, если необходимо провести выяснение личности человека, либо в том случае, если человек находится в нетрезвом состоянии. Обычно вытрезвление занимает от 5 до 15 часов.

Основания для административного задержания по Москве и Московской области включают и попрошайничество или бродяжничество на улицах. Так же под данную статью попадают лица, которые незаконно проникают на охраняемые территории, до выяснения их личности. Материалы по делу о таких лицах предоставляют в течение 24 часов прокурору. В исключительных случаях он может продлить установленные законом сроки задержания, но не более, чем на 10 суток.

Административному задержанию не подлежат

Подлежат ли административному аресту лица страдающие сахарным диабетом Статья 3. 9. Административный арест 1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати сутока за нарушение требований режима чрезвычайного положения или.. .

Лицам, задержанным в административном порядке, разре шается иметь при себе одежду, головной убор, одну пару обуви по сезону, носовые платки, протезы или костыли (инвалидам), они могут при наличии медицинских показаний пользоваться лекарственными средствами.
Лица, которые, находясь в состоянии опьянения, утратили способность самостоятельно передвигаться или ориентировать ся в окружающей обстановке, способны причинить вред себе и окружающим, содержатся в основном в медицинских вытрезви телях. Последние являются специализированными учреждения ми милиции, выполняющими функции пресечения таких пра вонарушений, как появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения, оскорб ляющем человеческое достоинство и общественную нравствен ность, и оказывающими лицам, находящимся в средней или тя желой степени опьянения, медицинскую помощь.
После полного вытрезвления лица, помещенного в меди цинский вытрезвитель, производится его осмотр и дается за ключение о возможности выписки. При этом срок пребывания лица в вытрезвителе в любом случае должен быть не менее трех часов, но не превышать одних суток. Помещение в медицин ский вытрезвитель несовершеннолетних допускается лишь в исключительных случаях, когда невозможно установить их лич ность и место жительства и передать родителям или лицам, их заменяющим, либо представителям учреждений, отвечающим за их воспитание и содержание.
Если рассмотрение дела об административном правонару шении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому де лу, законного представителя несовершеннолетнего лица, при влекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объектив ному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разре шению его в соответствии с законом, применяется привод ука занных физических лиц либо законного представителя юриди ческого лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Привод осуществ ляется на основании определения о приводе лица, участие ко торого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Административное задержание: основания, порядок применения

Административное задержание применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушит теля, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальный характер нормы об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 КоАП о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Согласно позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 16.06.2020 № 9-П, административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

Российское административное право

Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется свой, самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу.

Если административное правонарушение совершено должностным лицом, которое вследствие этого задержано, то в протоколе об административном задержании сведения о месте его работы и должности обязательны. Поскольку законом установлены максимально возможные сроки административного задержания, в протоколе целесообразно указать как время начала, так и время окончания задержания.

Административному задержанию не подлежат

В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/ с применением видеозаписи (ненужное зачеркнуть) осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъяты вещи, документы (ненужное зачеркнуть):.

Имеются определенные особенности в процедуре административного задержания различных категорий граждан. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, и лица без гражданства при совершении ими административного правонарушения подвергаются административному задержанию на общих основаниях.

Административный арест не может применяться

Постановлением Правительства N 1358 от 12 декабря 2014 года «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста» установлен перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста:

7. Имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Административному аресту не подлежат

не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, а также к военнослужащим и призванным на военные сборы гражданам, сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Административный арест применяется только в случаях прямо предусмотренных административно-правовой нормой. В иных случаях не допускается, и будет расцениваться как посягательство на конституционные права и свободы гражданина.

Статья 27.3 КОАП РФ. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Кто не подлежит административному задержанию

Согласно приложению к приказу МВД России от 30.04.2012 № 389 « Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ОВД после доставления граждан обобщен перечень лиц, пользующиеся иммунитетом от задержания:

1. Президент РФ обладает неприкосновенностью (Часть 1 статьи 91 Конституции РФ).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Часть 1 ст. 98 Конституции РФ, часть 1, подпункты «б», «в» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

3. Судьи неприкосновенны (часть 1 статьи 122 Конституции РФ).

4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. (ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст.12 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п.п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»).

9. Не допускаются задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда (ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).

12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ не может быть на территории муниципального образования задержан, без согласия прокурора субъекта РФ.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 4012 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административный арест: когда и за что?

Административный арест рассматривается как исключительный вид санкций, который назначается в строго ограниченных случаях. Исполнение указанного вида наказания связано с временной изоляцией от общества. В этой статье разберем, кем назначается арест административного характера, и к кому может применяться указанная санкция.

Что это такое

Основным видом наказания по КоАП РФ (“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”) является штраф в виде денежной суммы. Поэтому арест, как вид административного наказания, является исключительной мерой воздействия – он может применяться только по отдельным составам проступков. Выделим ключевые характеристики ареста, зафиксированные в ст. 3.9 КоАП РФ:

  • арест заключается в изоляции правонарушителя от общества – исполнение наказания происходит путем помещения виновного лица в спецучреждение под надзор правоохранительных органов;
  • указанная санкция может назначаться только в судебном порядке – если наказание по статье КоАП РФ назначается должностными лицами уполномоченных ведомств, санкция в виде ареста не применяется;
  • законом определен круг лиц, к которым не может применяться изоляция от общества;
  • в стандартных условиях арест применяется на срок до 15 суток, а по отдельным составам проступков он может составить до 30 суток.

Задержание может применяться на срок до 48 часов, если рассматриваемый состав проступка может повлечь арест. Срок задержания будет включен в продолжительность административного ареста, если суд назначит такую меру наказания. Для задержания не требуется вынесения судебного акта – такое решение может принимать должностное лицо, составляющее протокол о правонарушении.

К кому применяется арест

В ст. 3.9 КоАП РФ зафиксирован круг лиц, которым не может быть назначена указанная санкция. По судебному постановлению арест может применяться к любым правонарушителям, за исключением:

  • беременных женщин, а также женщин с детьми до 14 лет;
  • несовершеннолетним гражданам, т.е. не достигшим возраста 18 лет;
  • лицам, имеющим инвалидность I или II групп;
  • гражданам, проходящим военную службу в ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • сотрудникам государственных ведомств, имеющим спецзвания – Следственный комитет РФ, МВД, Нацгвардия, УИК и т.д.

На практике, возможны ситуации, когда уже при фактическом отбывании наказания выявляются указанные выше основания. Например, арестованная женщина может получить справку о беременности после помещения в спецприемник МВД. В этом случае следует незамедлительное освобождение от отбывания назначенного наказания.

Подтверждение указанного статуса происходит при составлении протокола о правонарушении, а также в судебном процессе. Для этого используются следующие документы:

  • справка о беременности, выданная женской консультацией или иным медучреждением;
  • свидетельство о рождении;
  • справка об установлении инвалидности I или II групп – этот документ выдают учреждения МСЭК;
  • военный билет или документ о привлечении граждан на военные сборы;
  • документ, подтверждающий наличие звания в специальных государственных ведомствах.

Если судом будет назначен арест для перечисленных категорий граждан, постановление будет отменено по жалобе правонарушителя или на основании протеста прокурора.

Порядок назначения санкции в виде ареста

Согласно статье 3.9 КоАП РФ арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:

  • оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
  • отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
  • мелкое хулиганство;
  • невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
  • нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
  • нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
  • самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..

Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.

Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
  • если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;
  • на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
  • административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
  • рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
  • после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.

Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е. в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания.

При рассмотрении дела и назначении наказания суд вправе выбрать одну из предусмотренных санкций. В каждой статье КоАП РФ, допускающей назначение ареста, предусмотрена альтернативная санкция – денежный штраф. Если правонарушитель подпадает под категорию лиц, которым не может назначаться арест, суд выносит постановление о наложении штрафа. Не допускается временное ограничение свободы, если такой вид санкций отсутствует в статье КоАП РФ.

Обжалование судебных актов с назначенным арестом проходит по общим правилам КоАП РФ. Подать жалобу можно в пределах 7 суток после вручения нарушителю постановления суда. Если для рассмотрения жалобы необходимо личное участие арестованного гражданина, его доставку обеспечивают сотрудники МВД.

На весь период обжалования нарушитель содержится под арестом. Поэтому может сложиться ситуация, когда к моменту рассмотрения жалобы по существу срок ареста уже будет завершен. При отмене постановления и полном оправдании, гражданин сможет взыскать денежную компенсацию за неправомерное ограничение свободы.

Как исполняется наказание в виде ареста

Сразу после оглашения судебного акта о назначении наказания, гражданин помещается под арест. Исчисление сроков отбывания наказания происходит по следующим правилам:

  • если на период рассмотрения дела гражданин был задержан, в срок ареста включается все время задержания (начиная с момента доставления в служебное помещение уполномоченного органа);
  • если лицо не подвергалось задержанию, срок наказания начинает течь с момента провозглашения вердикта и взятия под арест;
  • исчисление сроков ареста происходит не только в сутках, но и в часах;
  • если в процессе отбывания наказания происходит отмена или изменение постановления, гражданин немедленно освобождается из-под ареста.

Где отбывается наказание в виде ареста?

Конкретное место содержания арестованных лиц определяет орган МВД в соответствие с Федеральным законом № 63-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 627 и приказом МВД 83. Для размещения указанных лиц используются спецприемники МВД. Выделим ключевые правила содержания граждан под административным арестом:

  • изоляция от общества заключается в помещении правонарушителя в общем помещении или помещении одиночного содержания;
  • органы МВД обязаны обеспечить раздельное размещение мужчин и женщин, а при наличии возможности и курящих/некурящих граждан;
  • отдельно размещаются лица, страдающие инфекционными заболеваниями, либо нуждающиеся в наблюдении медицинскими специалистами;
  • на законодательном уровне утверждены нормы обеспечения арестованных питанием, спальными местами и постельными принадлежностями;
  • у арестованного лица изымается паспорт или иной документ. удостоверяющий личность (изъятые вещи и документы помещаются на ответственное хранение у администрации спецприемника МВД);
  • арестованные лица обязаны подчиняться режиму дня и отдыха, совершения прогулок;
  • на период изоляции устраняется возможность телефонной или компьютерной связи.

В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом). Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания.

По факту помещения под арест будут направлены сведения по месту работы гражданина. Незамедлительно после истечения срока ареста происходит освобождение из спецприемника. Исключение составляют случаи, когда лицу назначено аналогичное наказание за самовольное оставление места отбывания ареста. Об освобождении из-под ареста выдается справка, которую можно предъявить по месту работы, либо в иные инстанции.

Последствия ареста

Арест по нормам КоАП РФ является только ограничением, а не лишением свободы. Назначение указанной санкции не влечет судимости и связанных с ней негативных последствий. Выделим наиболее важные последствия, которые влечет применение временного ограничения свободы:

  • помещение под административный арест не рассматривается как основанием для увольнения с места постоянной или временной работы – после полного отбытия наказания гражданин должен представить по месту работы соответствующую справку, подтверждающую причины отсутствия на рабочем месте;
  • на период содержания под арестом прекращается начисление зарплаты по основному или временному месту трудоустройства, однако рабочее место сохраняется;
  • факт отбывания наказания в виде ареста не влечет автоматического увеличения аналогичной санкции при последующих правонарушениях.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты