Административное принуждение
Административное принуждение
Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
- является разновидностью социального принуждения;
- по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
- опосредовано правом, носит правовой характер;
- представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
- воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
- осуществляется посредством применения соответствующих мер;
- обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
- применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
- основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
- применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
- реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Виды государственного принуждения:
- административное принуждение;
- уголовное принуждение;
- гражданско-правовое принуждение;
- дисциплинарное принуждение.
Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
- основывается на нормах административного права;
- применяется как физическими, так и юридическими лицам;
- применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
- закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
- применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
- система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
- применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
- порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
- применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
- законность применения обеспечивается системой гарантий;
- применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
- предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
- пресечение правонарушений;
- восстановление нарушенного состояния;
- процессуальное обеспечение;
- наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.
Стадии применения мер административного принуждения:
- анализ правоохранительной ситуации;
- выбор меры административного принуждения;
- проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
- принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
- реальное применение меры административного принуждения;
- анализ эффективности применения меры административного принуждения;
- внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.
Меры административного предупреждения
Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.
Меры административного пресечения
Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.
Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.
Меры административно-процессуального обеспечения
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.
Административные правовосстановительные меры
Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.
К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.
Меры административного наказания
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Окраина
Понятие, сущность и виды административного принуждения. Основания его применения
Административное принуждение – разновидность принуждения, состоящая в применении субъектами публичной власти принудительных мер, установленных административным законодательством, в связи с совершением административного правонарушения.
Виды административного принуждения:
- Административно-предупредительные меры
- Меры административного пресечения
- Административно-восстановительные меры
- Меры административной ответственности
Административно-предупредительные меры
Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и ситуаций, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных органов и организаций (введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр вещей и др.)
Основанием для применения мер административного предупреждения могут служить предположение о намерении лица совершить правонарушение.
Особенность мер административного предупреждения заключается в четко выраженном профилактическом характере.
Меры административного пресечения
Меры административного пресечения – меры, направленные на принудительное прекращение совершения правонарушения.
Признаки административного пресечения
- Меры, применяемые непосредственно к правонарушителю (доставление, административное задержание)
- Меры имущественного характера (изъятие охотничьего оружия)
- Медико-санитарные меры (отстранение от работы инфекционных больных)
- Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства)
Виды административного пресечения
- Доставление – представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении
- Административное задержание – принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение
- Личный досмотр, досмотр вещей – состоит в принудительном обследовании гражданина или его имущества в целях обнаружение и изъятия предметов, являющихся оружием или непосредственным объектом совершения правонарушения.
- Задержание транспортного средства – запрещение эксплуатации ТС с помещением его на специальную охраняемую стоянку
- Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – проводится в медицинских учреждениях или с помощью специальных технических средств
- Привод – принудительное доставление лица, уклоняющегося без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которого ведется дело об административном правонарушениии др.
Административно-восстановительные меры
Административно-восстановительные меры – меры, применяемые в целях возмещения причиненного ущерба или восстановления положения существовавшего до совершения правонарушения.
Примером административно-восстановительных мер является пеня, то есть взыскание за каждый день просрочки установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа.
Меры административной ответственности
Меры административной ответственности (административные наказания) – разновидность мер административного принуждения, которые применяются к лицу, совершившему административное правонарушение. Такие меры следует отличать от административно-пресекательных мер, административно-восстановительных мер и мер административно-процессуального обеспечения.
ЛЕКЦИЯ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
ТЕМА 5: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ.
1. Понятие, цели и основание административного принуждения, его отличие от других видов государственного принуждения.
2. Виды мер административного принуждения, их классификация и содержание.
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Административное принуждение — разновидность государственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяется и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.
Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт.
1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права.
2. Применение административного принуждения — результат реализации государственно-властных полномочий. Оно является исключительной прерогативой государственного управления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не подчиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права.
3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
4. Применяется с целью:
а) прекращения противоправных действий;
б) наказания нарушителей в административном порядке;
в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.
5. Характерная черта административного принуждения — специфическая юридическая природа оснований его применения.
Основание применения административного принуждения:
1) совершение административного правонарушения;
2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).
6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.
Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требование прекратить противоправные деяния). Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).
2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАСИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения.
Виды мер административного принужденияделятся на три группы:
• меры административного пресечения;
• меры административной ответственности (взыскания).
Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Отдельные авторы выделяют административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права.
Административно-предупредительные меры — способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.
Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ограничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.
Можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:
1)меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина и т.д.);
2)меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр и т.д.);
3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет и т.д.);
4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).
Наиболее типичные административно-предупредительные меры:
1) проверка документов;
2) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
3) регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия;
4) надзор за техническим состоянием транспортных средств;
5) досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;
6) постановка на специальный учет;
7) надзор за соблюдением правил дорожного движения;
8) надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;
9) вызов для регистрации и официального предостережения;
10) посещение и осмотр подконтрольных объектов;
11) выселение из домов, грозящих обвалом;
12) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
13) реквизиция имущества;
14) закрытие участков государственной границы и т.д.
Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения, влечет различные правовые последствия.
Меры административного пресечения — способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.
Суть подобных мер — в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.
Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, их можно сгруппировать в несколько видов:
• меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;
• меры имущественного характера;
• меры технического характера;
• меры финансово-юридического характера;
• меры медико-санитарного характера;
• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;
• меры специального или исключительного назначения.
В зависимости от цели и способа воздействия все меры пресечения делятся на обычные и специальные.
Обычные меры пресечения:
• требование прекратить противоправное деяние;
• превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;
• принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;
• запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
• запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;
• приостановление работы объектов разрешительной системы;
• снос самовольно возведенных строений;
• изъятие в доход государства сумм, полученных предприятием, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;
• запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.
Специальные меры пресечения:
• меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод);
• меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помещений; медицинское освидетельствование водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории, граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);
• процессуальные меры исполнения административных взысканий выполняются органами, осуществляющими исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий
по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, приуклонении лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения взыскания.
Специальными мерами административного пресечения является применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламентировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».
При применении специальных мер пресечения могут использоваться:
• средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);
• технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства);
Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать либо применить (огнестрельное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.
Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
Меры административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.
Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных административно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.д.
Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 2353 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Административное принуждение
Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .
Смотреть что такое «Административное принуждение» в других словарях:
Административное принуждение — как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных для него отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к … Большой юридический словарь
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ — – принуждение, применяемое полномочными органами гос. управления непосредственно без обращения в суд. В СССР условия и порядок применения А. п. строго регламентированы законом. А. п. в Советском государстве применяется в отношении незначительного … Советский юридический словарь
Административное принуждение — это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения административных правонарушений, их пресечения и привлечения виновных в их совершении лиц к… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
Административное право — отрасль публичного пава, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично правовые отношения власти… … Элементарные начала общей теории права
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ — принудительная мера государственного воздействия (санкция) за совершение административного правонарушения; является мерой административной ответственности и применяется в целях воспитания правонарушителя, в духе соблюдения законов, правил… … Энциклопедия юриста
Меры административного принуждения — Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения… … Административное право. Словарь-справочник
История полиции — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История полиции История полиции и борьбы с правонарушениями от Средневековья до начала XX века весьма подробно раскрыта в этой статье… … Википедия
Полиция — I Содержание: I. Полиция, ее деятельность, история, характер и классификация. Определение науки полицейского права. II. Наука полицейского права и ее главные направления: 1) в Германии, 2) во Франции, 3) в Англии и 4) в России. III. Организация,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду и осуществлять… … Большой экономический словарь