Административная ответственность как вид принуждения

Административная ответственность как вид принуждения

Вопросы для итоговой государственной аттестации бакалавров

По административному праву и административному процессу

1. Административное принуждение и его виды. Административная ответственность как вид юридической ответственности.

2. Административное правонарушение: понятие, юридический состав, виды.

3. Физические и юридические лица как субъекты административной ответственности. Права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности и иных участников производства по делам об административных правонарушениях.

4. Административные наказания: понятие, виды и правила назначения. Особенности исполнения отдельных видов административных наказаний.

5. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование.

6. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Административное принуждение и его виды. Административная ответственность как вид юридической ответственности.

Адм. принужд. используется как средство обеспеч. и охраны правопорядка в сфере гос. управл-я. Адм. принужд. как метод управл-я состоит в психич., материальном или физич. воздействии на сознание и поведение людей.

Адм. принужд. присущи следующие признаки:

а) применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. четкая регламентация принуд. мер необходима для соблюд-я принципов неприкосновенности личности, жилища и личн. собственности граждан;

б) осущ-ся посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

в) персонифицировано, т.е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим адм.-правовые нормы;

г) внесудебн. порядок применения. Использование адм.-принуд. мер отнесено к компетенции соотв. исполнит. органов (должн. лиц), кот. непосредств. реализуют их без обращения в суд.

д) прмен-ся в целях обеспеч. адм.-правовых норм, кот. формулируют общеобязат. правила поведения в сфере гос. упр-я, не имеющие ведомственных границ (правила безоп-сти дор. движения, обеспеч. санитарной безоп-сти).

Адм. принужд. применяют:

а) исп. органы, уполномоченные на осущ. правоохранительных функций в сфере гос. упр-я (ОВД, контрольно-надзорные органы);

б) исполн. органы, кот. наделены спец. полномоч. по осущ-ю адм. власти;

По целевому назначению меры адм. принуждения подразеляются:

а) на адм.-предупредительные меры. Меры адм. предупрежд. используются в целях предупреждения правонарушения в сфере гос. упр-я, предотвращения обстоятельств, угрожающих общ. безоп-сти и носят профиклактический характер

б) адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. возд-вия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий;

в) меры адм. отв-ти (адм. наказания). Адм. наказание – установленная гос. мера отв-ти за соверш. адм. правонаруш-я, примен-ся в целях предупр-я соверш-я новых правонаруш. как самим правонарушителем, так и др. лицами. Адм. наказание не может иметь своей целью унижение чел. достоинства физ. лица, совершившего адм. правонарушение, или причинение ему физ. страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

г) административно-восстановительные меры – меры, которые применяются в целях восстановления ранее нарушенного права (возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений).

По субъекту принуждения различают:

а) гос.-правовое принуждение;

б) общ.-правовое принуждение.

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным гос. органом (должностным лицом) административного наказания (административного штрафа, административного ареста и т.д.) к лицу, совершившему административное правонарушение.

Основные подходы к пониманию адм. ответственности:

а) Позитивная адм. ответственность – это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов адм. права.

б) Традиционная (ретроспективная) адм. ответственность – это вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами и должными лицами адм. наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи признаки общие для всех видов юридической ответственности.

Признаки АО (общие):

1) государственное принуждение (реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти)

2) нормы, регулирующие составные элементы АО, в совокупности представляют собой самостоятельный институт АП;

3) она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы.

4) В мерах АО содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства.

5) Негативная ответственность

Административная ответственность обладает и специфическими признаками.

1) объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления (на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной личных прав, здоровья населения)

2) средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями (совершаются гораздо чаще, чем преступления)

3) субъектами АО являются как ФЛ, так и ЮЛ

4) АО – это воздействие, оказываемое полномочным лицом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель – состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к АО, так и другими гражданами.

5) Влечет применение административного наказания.

6) Отличает порядок установления АО (Характеризуется множественностью органов, так как находится в совместном ведения РФ и субъектов РФ)

7) Широкий круг уполномоченных органов и д.л., полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях

8) Меры АО применяются в отношении неподчиненных по службе правонарушителей, не связанных служебными отношениями.

9) Привлечение к АО не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для его увольнения с работы

10) Особый процессуальный порядок ее реализации

11) Во всех случаях ответственность наступает перед государством, устанавливающее полномочия органов по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения

Тема 1. Понятие и особенности административной ответственности

Административное принуждение является одним из методов охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка и имеет ряд характерных для него отличительных признаков. Во-первых, административное принуждение может применяться как при наличии совершенного правонарушения, так и при отсутствии такового. Во-вторых, меры административного принуждения могут применяться как в судебном, так и во внесудебном порядке. В-третьих, меры административного принуждения могут быть применены как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. В-четвертых, все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения.

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на пять групп (видов): 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств; 2) административные меры контрольно-предупредительного характера; 3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 4) административно-восстановительные меры; 5) меры административной ответственности (административные наказания).

Необходимо отметить, что для большинства видов государственного принуждения, чаще всего их содержание равнозначно понятию соответствующего вида юридической ответственности: уголовное принуждение – уголовная ответственность, гражданско-правовое принуждение – гражданско-правовая ответственность, дисциплинарное принуждение – дисциплинарная ответственность, но понятия «административное принуждение» и «административная ответственность» нельзя считать равнозначными. Исходя из целей применения мер административного принуждения (предупреждение, контроль, государственная необходимость), можно сделать вывод, что понятие «административное принуждение» шире, чем «административная ответственность». Административные наказания составляют в системе многочисленных и разнообразных мер административного принуждения лишь одну из групп.

Если классифицировать меры административного принуждения по основаниям их применения, то можно выделить административное принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно-полезных целях и объективно-необходимых контрольно-профилактических целях.

Исчерпывающий перечень мер административной ответственности (административных наказаний) дается в ст. 3.2. КоАП РФ. Согласно положениям указанной нормы, к мерам административной ответственности, в настоящий момент, относятся следующие: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Административная ответственность является основной формой и наиболее распространенным видом административного принуждения.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 632 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административная ответственность как разновидность юридической ответственности и как вид административного принуждения.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Примерами здесь могут быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.

Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности:

1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

можно называть следующие признаки административного правонарушения: деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя); антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах; виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ); противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

-предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;

-административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);

— административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

— административное приостановление деятельности.

Административная ответственность как вид административного принуждения и юридической ответственности. Законодательство РФ об административных правонарушениях.

Административная ответственность – особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

1) основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;

2) она состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью, ибо в ст. 23 КоАП РСФСР сказано: «административное взыскание является мерой ответственности». Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;

3) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти;

4) к ней привлекаются индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и юридические лица;

5) существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;

6) она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых факторов принято выделять следующие:

1) нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;

2) фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т.е. наличия административного правонарушения);

3) процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной власти по их функциональному (целевому) назначению, следует подразделять на:

1) меры административного предупреждения правонарушений;

2) меры административного пресечения правонарушений (в том числе — и меры процессуального обеспечения производства);

3)меры административного наказания (административной ответственности).

Принципы административной ответственности:

— юридическое равенство всех перед законом и судом;

— наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

— наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

— законность привлечения к административной ответственности;

— справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

— принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;

— принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений

Законодательство об административной ответственности— система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях:

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

2) в пространстве;

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е.распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица Российской Федерации;

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 162 ;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты