Пошаговая инструкция: где и как приватизировать квартиру?

Порядок приватизации

Приватизация – это процедура, которая позволяет передать жилое помещение в собственность владельцу. Непосредственно сам хозяин впоследствии имеет право распоряжаться квартирой по своему усмотрению. За собственником жилья закрепляется ежегодная уплата налога и ежемесячные взносы за капитальный ремонт всего дома. В статье рассмотрим, где можно приватизировать квартиру, как это сделать и куда идти дальше после приватизации.

Показать содержание

Кто занимается этим вопросом?

Установлены надзорные органы, которые осуществляют сам процесс приватизации помещений. Существует несколько вариантов, позволяющих перевести жилое помещений в личное пользование:

  • Обратиться в частную фирму – как правило, этим занимаются адвокаты, которые возьмут на себя всю работу по приватизации и предоставят вам конечный результат.
  • В случае если решено действовать самостоятельно, обратиться надо в Департамент жилищной политики. Инспектор примет документацию и обозначит дату приватизации помещения.
  • Многофункциональный центр поможет сдать документы в их отделениях. Стоит обратиться в МФЦ по месту жительства, где вы получите полную консультацию по данному вопросу и специалист сможет принять у вас документы, разъяснив при этом дальнейшую процедуру действий.
  • Единое окно. Каждый департамент жилищной политики имеет свое единое окно, где в кратчайшие сроки можно подать документы на приватизацию жилого помещения. За 2-3 месяца ваше жилье будет приватизировано.

Куда подавать документы в первую очередь?

Все граждане, проживающие в квартире по договору социального найма и даже дети, не достигшие возраста 18 лет, имеют право оформить квартиру в собственность, о чем говорит статья №11 закона «О приватизации».

Статья 11 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Для начала потребуется собрать полный пакет документов, в который входит:

  1. Заявление – заполняют его непосредственно по месту, куда вы сдали все документы. Форма заявления или заявки типовая, её вам дадут в последнюю очередь.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации и его копия. В том случае, если приватизацию осуществляет доверенное лицо, к паспорту заявителя потребуется приложить нотариальную доверенность, подтверждающую полномочия представителя.
  3. Паспорт всех граждан проживающих и зарегистрированных в квартире. Если им нет 14 лет, предоставляется свидетельство о рождении.
  4. Отказ или согласие на участие в приватизации остальных проживающих в квартире, который заверяется лично у нотариуса. Каждый человек, прописанный в квартире, должен или стать участником приватизации, соответственно получив долю квартиры, или же вовсе отказаться от нее.
  5. На детей до 14 лет оформляется согласие на приватизацию в органах опеки и попечительства. Её оформляет официальный представитель, то есть это родитель ребенка.
  6. Документы на квартиру, которые в обязательном порядке должны быть у каждого. К таким относят договор социального найма, ордер.
  7. Технический паспорт.
  8. Кадастровый паспорт. Можно запросить в ЕРИЦ или в архиве администрации города.
  9. Выписка из домовой книги.
  10. Выписка из лицевого счета. Все они оформляются в ЖЭУ, где указывается отсутствие задолженностей по коммунальным услугам.

Далее отправляетесь в многофункциональный центр (МФЦ) по месту прописки.

Важно! Просмотрите все документы на квартиру, они должны содержать единый адрес. В том случае если есть какие-то опечатки, обратитесь в БТИ, где вам предоставят справку, подтверждающую адрес.

Где и как оформить технический паспорт?

Бюро технической инвентаризации в своем архиве имеет все технические паспорта на жилые помещения. Здесь возможны два варианта:

  • При утере предыдущего документа вам выдадут заверенный дубликат.
  • При оформлении впервые техник после осмотра помещения сможет составить тех. паспорт.

При оформлении технического паспорта необходимо предоставить:

  1. Оригинал паспорта и его ксерокопию.
  2. Справку о том, что вы прописаны в квартире.
  3. Договор социального найма.

В случае оформления нового технического паспорта необходимо оплатить государственную пошлину, которая составит примерно 984 рублей.

Как сделать кадастровый паспорт?

Оформлением документа занимаются следующие инстанции:

  • кадастровая палата;
  • МФЦ;
  • Росреестр.

После того, как вы напишите заявление, к вам явится техник, который также будет осматривать вашу квартиру. Оформление кадастрового паспорта – это платная услуга, которая стоит 220 рублей. Оплачивать нужно в кассу.

Справка! Все оформленные документы имеют срок годности – 30 дней. Спустя это время они будут считаться недействительными. В приватизации квартиры в таком случае вам будет отказано на законных основаниях.

Читайте также: Какие действия необходимо сделать после покупки квартиры: куда обратиться и что делать новому собственнику?

Кто принимает решение?

Для того чтобы решение о приватизации вашего жилого помещения было положительным, стоит изначально знать пошаговую инструкцию к действию. Вам необходимо:

  1. Получить согласие от всех проживающих в квартире. Такое мнение должно быть выражено в письменном виде и заверено у нотариуса. Это может быть как одно заявление со всех проживающих, так и несколько. В случае отказа от приватизации, человек впоследствии не имеет права на квартиру.
  2. Необходимо сделать ксерокопии паспортов и свидетельств о рождении всех людей, проживающих в квартире. В последствие Департамент попросит предъявить и оригиналы документов, будьте готовы и к этому.
  3. Соберите важные квартирные документы, согласно которым вы и проживаете в квартире. Это ордер, паспорт или же договор социального найма.
  4. Отправляйтесь в ЖЭУ, там вам должны сделать справку из домовой книги. В ней будет говориться о том, кто прописан в этой квартире. Такая справка выдается не сразу. Срок выдачи может составить несколько дней.
  5. Со всеми собранными документами обратитесь в инспекцию, которая осуществляет приватизацию.
  6. В департаменте жилищной политики у вас возьмут все документы, попросят написать заявление по установленному образцу. В то время, пока вы будете оформлять анкету, с вас возьмут оригиналы, которые сверят и заверят с ксерокопиями. Впоследствии сотрудник выдаст вам расписку о приеме документации.
Обратите внимание! На подачу заявления должны в обязательном порядке явиться все, кто прописан в квартире и участвует в приватизации. В том случае, если кто-то не может прийти по уважительной причине, необходимо составить официальную доверенность, заверенную у нотариуса.

В какие сроки делают и как узнать о готовности?

На сам процесс приватизации согласно закону существуют официальные сроки, нарушать которые ни в коем случае нельзя. Начнем с того, что само оформление приватизации занимает порядка 3 месяцев. В этот срок входит, прежде всего, сбор документации. Подчас требуется достаточно много официальных документов. Чтобы получить их необходимо делать запросы в соответствующие органы и инстанции, и ждать ответа. Уже в свою очередь инстанции могут давать ответ на официальный запрос в течение 2 недель.

В случае когда вы уже подали все документы, у вас их успешно приняли, остается лишь ждать решения о приватизации. Как правило, срок в таком случае составляет около 60 дней. Именно это время по закону выделяется на принятия решения всеми инстанциями.

При положительном решении вас вызывают в Департамент жилищной политики и предлагают оформить свидетельство о регистрации. Вы оформляете официальную заявку, подтверждая свое желание на приватизацию жилого помещения. Этот процесс длится около 2 недель. Через 2 недели все процедуры будут официально завершены и у вас на руках появится решение о приватизации жилого помещения.

Есть и экстренные случаи, когда необходимо срочно оформить приватизацию. Тогда процесс будет длиться до 1 месяца.

Когда могут не дать разрешения?

  • Не собран полный пакет документов.
  • Квартира или дом по официальным документам находятся в аварийном состоянии.
  • Жилое помещение располагается в военном городке закрытого типа.
  • Отсутствует согласие или отказ от приватизации всех прописанных жильцов в квартире.
  • Документы истратили юридическую силу.

Куда обращаться после положительного ответа?

После того как вам выдали решение о приватизации необходимо отправиться в Росреестр. Там ваш договор будет официально зарегистрирован. Отсутствие регистрации означает неправильную процедуру приватизации. Для того чтобы зарегистрировать договор необходимо собрать:

  1. Паспорта участвующих в приватизации.
  2. Заявление каждого участника приватизации.
  3. Кадастровый паспорт.
  4. Технический паспорт.
  5. Решение о приватизации.
  6. Квитанцию об уплате государственной пошлины (она составляет 2 тыс. рублей).
Важно! МФЦ может облегчить ваш этап приватизации и оформить договор самостоятельно. Обратитесь к сотрудникам, которые подскажут ваши дальнейшие действия. Они оформят за вас договор в Росреестре. Но документы все равно сдать придется.

Через 10 дней со дня момента подачи заявления, вам будет выдано свидетельство о праве собственности жилым помещением. На этом весь этап приватизации будет успешно завершен. Данное свидетельство в обязательном порядке хранится вместе со всеми документами на квартиру. Теперь он подтверждает, что вы и ваши члены семьи являются официальными хозяевами квартиры.

Приватизированная собственность позволяет её владельцам совершать следующие сделки:

  • купля-продажа;
  • обмен;
  • аренда;
  • передача в наследство.

Кроме того, вы сможете:

  1. Делать планировку по своему желанию (о чем в любом случае необходимо уведомить БТИ о желании изменить план квартиры).
  2. Вписывать и выписывать всех, кого посчитаете нужным.
  3. Закладывать свою квартиру в банк в качестве залога под получение кредита или ипотеки.

Приватизация квартиры – это сложный и важный процесс, который регламентируется законодательными актами, а именно Законом №1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Знания законодательного акта позволит вам пройти процедуру как можно проще и быстрее.

Видео

Смотрите подробнее, где и как приватизировать квартиру в видео ниже:

Документы для приватизации квартиры - особенности и сроки получения.Документы для приватизации квартиры — особенности и сроки получения.

Похожие статьи

Оцените статью
Добавить комментарий