Особенности индийской правовой системы

Правовая система Индии

Особенности современного правового развития Индии

Индия в настоящее время принадлежит к правовой семье религиозного права (индусское право общин Индии).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

Ш главный творец права — Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

Ш источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

Ш весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

Ш особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

Ш отсутствует деление права на частное и публичное;

Ш нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

Ш судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Для понимания сущности правовой системы Индии важное значение имеет рассмотрение особенностей ее господствующей религии — индуизма. Хотя нужно отметить, что в Индии есть немало представителей и иных религий (мусульман, христиан), тем не менее именно индуизм уже к началу новой эры завоевал решающие позиции в идеологической сфере. Индуизм является продуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. Происходит своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд местных культов.

В настоящее время индуизм — религиозная система, обобщающая комплекс самых разнообразных верований большинства населения современной Индии, начиная от религий со сложными богословскими учениями и кончая примитивными верованиями, унаследованными от первобытнообщинного строя (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.д.).

На формирование правовой системы Индии решающее влияние оказал также тот факт, что ей довелось пережить последствия ряда внешних вторжений и завоеваний — вторжения арийских народов в середине II тысячелетия до н.э., мусульманского господства в период правления Великих Моголов (XVI—XVIII вв.) и, наконец, почти двухвековой британской колонизации. Нужно заметить, что право Индии до провозглашения независимости, без сомнения, входило в семью общего права.

Современное право Индии подразделяется в своих источниках на несколько групп, связанных с наличием четырех религиозных общин — индусов (самая большая группа, от 300 до 500 млн. чел), мусульман, парсов и христиан. Каждая из этих групп имеет свои источники права и институты, относящиеся к таким важным областям их религиозного и этнического быта, как браки, разводы и наследование имущества. Так, вопросы брака и развода стали предметом регулирования в Законе о браке индусов 1955 г. Право мусульман в этих отношениях не стало кодифицированным и содержится в традиционных источниках мусульманского права и судебных прецедентах. Право христиан было урегулировано в Законе о браке индийцев-христиан 1872 г. и Законе о расторжении брака 1869 г. Аналогичное право парсов — в Законе о браке и разводе парсов 1936 г. Согласно Закону о специальном браке, принятому в 1954 г., заключаемые с учетом требований этого закона браки являются законными независимо от религиозной принадлежности брачующихся сторон.

Очень существенным аспектом правового регулирования и судебной деятельности является в Индии практика перехода из одной веры в другую. Особенно частыми такие переходы были среди тех индийских граждан, которые традиционно пребывали в составе неприкасаемых каст. Так, в 1955 г. 300 тыс. индусов перешли в буддизм, чтобы избавиться от действия иерархии каст.

Эволюция права, связанная с модификацией религиозного права под воздействием местного и колониального законодательства метрополий, привела в Индии к образованию смешанного англо-индусского права, которое уже не похоже ни на одну из составивших его партикулярных систем. Так, индусское права стало действовать как одна из партикулярных систем наряду с мусульманским некодифицированным правом, английским прецедентным и статутным правом и обзавелось впоследствии такими конструкциями и подходами к решению правовых вопросов, которые благодаря использованию юридических фикций и принципов позволяют «беспрепятственно достигать поставленной цели» (Дерек Д.).

В Индии к праву относятся как к опоре социального строя, необходимому средству его охраны. Разумная организация общества включает в себя примат права. Люди должны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой возможности, то бороться за торжество права. Власти также должны соблюдать нормы права, а суды — обеспечивать уважение к праву. Право — это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу, анархии, господству силы. Право — это объект уважения и почитания. Суды — это храмы правосудия, в которых обитают уважаемые судьи.

В заключение отметим, что разнородность населения Индии, состоящего из представителей множества религий и культур, а также последствия национальной политики колониальных властей в отношении отдельных религиозно-этнических групп создают известные трудности в воплощении правовых норм в социально-политической действительности, порождают правовые особенности формирования современной индийской государственности.

§ 3. Особенности правовой системы современной Индии

Современное индусское право используется в следующих сферах: 1) се­мейное право — законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками; 2) семейные общест­венные вопросы (религиозные и благотворительные пожертвования); 3) вопро­сы имущественного характера — преимущественное право на покупку, клятвы и так далее; 4) кастовое право и отлучение. Индусские идеи сохранились также в

концепции государственного землевладения .

Превращение Индии в независимое государство не предполагает отказа от укоренившихся правовых концепций и принятого в колониальный период законодательства. В Конституции Индии 1950г. содержится положение о том, что созданное ранее право продолжает действовать; в то же время Верховный суд Индии определил, что британские акты применяются, если не противоречат национальному суверенитету. На протяжении второй половины ХХ в. правовая система Индии эволюционировала, опираясь на ценности традиционного ин­дусского и адаптированного общего права, а также широко используя опыт других правовых систем [181] .

Читать еще:  Можно ли инвалиду 1 группы взять кредит в сбербанке

В целом влияние английской правовой культуры остается значительным. Индия связана с общим правом не только концепциями, понятиями и юридиче­ской техникой. Их объединяет и схожее понимание системы функционирования органов правосудия, то внимание, которое придается отправлению правосудия, судебной процедуре. Психология индийских юристов и судей в целом такая же, как и у их английских коллег; тот же престиж имеет судебный процесс [182] .

Система источников права Индии также эволюционировала. Главными среди них являются закон и судебный прецедент. Контроль за конституционно­стью законов осуществляет Верховный суд. Что касается такого источника пра­ва как судебный прецедент, то Конституция Индии установила, что суды стра­ны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Решения Вы­сокого суда штата обязательны для всех нижестоящих судов в соответствую­щем штате. Высокий суд в отличие от Верховного суда связан собственными решениями; в то же время решения Высокого суда одного штата не обязатель­ны для Высокого суда другого. При этом правило прецедента в Индии отлича­ется от того, что есть в английском праве. Правилу прецедента придан офици­альный характер, которого оно не имело даже в Англии. С 1845г. в Индии пуб­ликуются сборники судебных решений и многочисленные частные сборники. С 1861г. публикация официальных сборников считается одной из обязанностей администрации: она должна знакомить как с правом судебной практики, так и с законодательством. Отсутствует разделение на общее право и право справедли- вости; в Индии не было судов по применению норм справедливости. Важную роль в установлении индийского права сыграл обычай; однако в настоящее время его значение невелико. Он находится в подчиненном положении к писа­ному праву в сфере не только территориального, но и личного права, что спе­циально закреплено в Законе о шариате 1937г., а также в кодексах индусского права 1955-1956 гг. [183] .

4. Правовая система Индии

Подавляющее большинство индусов проживают в Республике Индия.

Индия является одной из крупнейших стран мира. Ее население, мало того, что очень велико, но еще и многонационально, поэтому существуют различия во внешнем облике, языке, обычаях. Религия занимает в жизни индийцев одно из важнейших мест, поэтому законодательство Индии идет в соответствии с канонами религиозного права.

Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.

Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчаятами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов.

В период британского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.

Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент.

Индийское право в отличие от индусского права — это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства. Нормы индийского права обязательны для проживающих в Индии граждан, независимо от их национальности и религии.

Индийское право сложилось в период, когда страна находилась под управлением Англии. В его формировании и развитии большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности своего общего права. В колониальный период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы крупные законы и кодексы, во многих отношениях значительно опередившие право, действовавшее в самой Англии. Создание права на светской основе было само по себе весьма прогрессивным и абсолютно необходимым решением в стране, где действовало одновременно индусское и мусульманское право.

Получение независимости дало новый импульс в процессе развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы страны был сделан с принятием Конституции 1950 г. закрепившей светский характер государства. Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране прогрессивных социальных преобразований, индустриализации, аграрных реформ, преодолению пережитков прошлого.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.

Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.

Система национального права Индии в значительной мере формировалась и развивалась под большим воздействием английского права, и в настоящее время, она входит в правовую семью общего права.

В Индии, в отличие от ряда других федеративных государств, существует единая, строго централизованная судебная система, призванная служить укреплению единства страны и единообразному применению законодательства на всей ее территории. Низшей ступенью судебной иерархии являются суды панчаятов, рассматривающие менее значительные гражданские и уголовные дела. Далее, по мере принятия к своему рассмотрению более сложных категорий дел, идут суды мунсифов, «судьи-индусы», дополнительные и окружные судьи.

Читать еще:  Перечень государственных нормативных требований охраны труда

Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд штата, выступающий как в качестве суда первой инстанции, так и в качестве апелляционного суда. Свой высший суд могут иметь и союзные территории.

Высшим органом единой централизованной судебной системы Индии (что не характерно для федеративной системы) является Верховный суд, который состоит из обычно старшего по возрасту главного судьи и 17 членов. Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета. По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в отставку, а также могут быть досрочно уволены за недостойное поведение или смещены приказом президента по причине профессиональной непригодности.

Наиболее важна роль Верховного суда Индии и высших судов штатов в качестве органов конституционного контроля.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте общую характеристику индусского права? Религиозная сущность индусского права. Влияние английского общего права на индусское право. Индусское право и иные части действующего права Индии.

2. Какова роль государственного принуждения в индусском праве?

3. Охарактеризуйте источники индусского права?

Особенности индийской правовой системы

В.А. Туманова Печатается по изданию: Москва: Прогресс, 1988 г. OCR: Павел Солоницын Введение 1. План. У этого Введения двойная цель.

Нормы индийского права обязательны для всех проживающих в Индии граждан независимо от их национальности, религии. Индийское право сложилось еще тогда, когда страна находилась под управлением Англии. В формировании и развитии индийского права большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англичанами, использовавшими ценности общего права. Создание права на светской основе было лучшим способом регулирования отношений людей в стране, где действовало индусское и мусульманское право.

Индия занимает второе место по численности населения. Выходцы из Индии проживают также в странах Юго-Восточной Азии и в ряде стран Африки. Правовая система Индии обладает оригинальностью, отражает самобытность истории развития страны, ее народа, а также воздействие английского права, особенно в период, когда она была колонией Англии.

Другие научные источники направления Теория государства и права:

Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Завоеванные индийские земли включались вначале в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В 1229 году Делийский султанат был признан багдадским халифом в качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Дели с остальным мусульманским миром не прерывалась. Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент.

Для понимания сущности правовой системы Индии важное. В настоящее время индуизм — религиозная система, обобщающая комплекс самых разнообразных верований большинства населения современной Индии.

Общая характеристика индусского права. религиозная сущность индусского права.

Структура права. 10 1.3 Источники права. 12 Раздел II Общее право. 15 2.1.Историческое значение и история английского права. 15 2.2. Структура английского права. 18 2.3.

Индия является одной из крупнейших стран мира. Ее население, мало того, что очень велико, но еще и многонационально, поэтому существуют различия во внешнем облике, языке, обычаях. Религия занимает в жизни индийцев одно из важнейших мест, поэтому законодательство Индии идет в соответствии с канонами религиозного права.

Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд. Правовая система Индии находится в динамике, в этом созидательном процессе используются исторические традиции великого народа, ценности права, в том числе и ценности общего права, других правовых систем.
Кодексы и законы Индии эпохи британского господства базировались на концепциях английского права. В Индии кодификация была проведена с тем, чтобы перестроить право. Кодификаторы индийского права не побоялись далее включить в подготавливаемые ими. Было дано и совершенно отличающееся от английского понятие публичного порядка. В силу этих причин индийская кодификация в свое время считалась определенным прогрессом по сравнению с английским правом. Индийская кодификация послужила образцом для ряда других стран, которые, в частности Восточная Африка и Судан, хотели кодифицировать свое право, сохраняя верность системе общего права.

Конституционное право и административное право

Индия занимает второе место в мире по численности населения. Выходцы из Индии проживают также в странах Юго-Восточной Азии и в ряде стран Африки.

В регион, который называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Правовую систему относят к той или иной семье правовых систем по ее отличительным чертам. Одной из этих черт может быть значение, которое данная система придает праву как средству упорядочения общественной жизни. Все западные правовые системы независимо от того, относятся ли они к семье романо-германского или общего права, едины в том что важнейшие вопросы социальной жизни должны регулироваться преимущественно нормами объективного права, а не моральными нормами, обычаями и традициями. Закон и судебное решение обычно определяют условия, при которых все лица должны иметь определенные права.

Старейшие дхармашастры — Гаугама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины 1 тыс. до н. э. и на рубеже н. э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр— Манусмирити, или ЗМ, Яджнавалкьясмрити (11-111 вв. н. э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н. э.).
Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI в., затормозило развитие индусского права. Обычное индусское право применялось тогда лишь панчаятами каст, но не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством деятельности судебных и административных органов государства. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов.

Лекция 6. индусская правовая система (ипс)

Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Индусское право — это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки.

Читать еще:  График отпусков на 2020 год штраф

При монархической форме правления в системе органов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с исламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246-1265 гг.) сменилось последующим укреплением позиций султанов.

Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью.

ВВЕДЕНИЕ Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество в цивилизацию.

Наряду с термином «дхарма» в древнеиндийском праве существует и понятие «ньяя», сходное с европейским «закон»,— более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государе твом.

Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в поведении совестью и справедливостью. Индусское право существенно изменилось в годы колониального господства Англии в Индии. Оно претерпело определенную деформацию, была ограничена сфера применения индусского права. Но и в современных условиях индусское право продолжает действовать. К нормам индусского права, реально действующим по отношению к индусам, в современных трудах правоведов причисляют регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, религиозные институты, совместную собственность, элементы договорного права.

Понятие и источники индусского права

К сожалению, не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхарма иг астр а не может быть датирована более точно, чем в пределах 2-3-х веков, ибо эти брахманские произведения строились но канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Если права какого-то лица нарушены, то это лицо не только имеет право защищать и отстаивать их, но просто обязано поступать так.

Трактаты, в которых изложены дхармы, называются дхарма-шастры. Число их велико. Широко известны такие дхармашастры, как Законы Ману («Манавадхармашастра»), Законы Яджнавалкья, законы Нарада, составленные примерно в период между П—I вв. до н.э. и III—IV вв. н.э.
Общества, как показала история Индии, связанные религиозно-культурным единством, обнаруживают высокую степень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов.

В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы поведения людей, обеспечивающих добродетели, угодную Богу жизнь в обществе. В шастрах выражены религиозно-философские, соционормативные основы жизни, которые включают дхарму (наука как вести себя, предписания о добродетелях), артху (наука о пользе, политике), каму (наука удовольствий). Дхарма имеет приоритетное значение в определении поведения человека в кастовом строе Индии. Дхарма — это и реализация предписаний обязанностей людей без различения их на моральные или правовые. Дхарма осуждает греховное поведение, нарушения общественного порядка.
В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей — моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI-XVII в.

В период британского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры — сборники религиозно-нравственных норм, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастрьг — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуиста, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Структура индусской правовой системы.

В тот же период были проведены работы по систематизации законодательства, созданы кодексы. Обретение суверенитета Индией, укрепление независимости дали новый импульс в процессе развития индийского права. В Конституции Индии 1950 года содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Конституция Индии (ст. 141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Правовая система Индии обладает исключительным своеобразием, представляя смесь и сосуществование различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны и многоконфессиональный характер современного индийского общества.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с «китайской спецификой». В развитии китайского права можно выделить три этапа. Первый –этап становления социалистического китайского права. Второй этап – период «культурной революции» – характеризуется развитием правового нигилизма. Третьего этапа — широкое развертывание законодательной деятельности. Важной вехой на этом пути стало принятие Конституции КНР 1982. Специфика китайского уголовного законодательства состоит в отрицании принципа презумпции невиновности.

Историками был поднят целый ряд вопросов о формах эксплуатации земли и движимого имущества, об экономическом содержании государственной собственности, о соотношении общинного и государственного секторов хозяйства и т.д.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector